Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-7874/2019
26 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2019 года. Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Ховалыг,
рассмотрев в судебном заседании заявление некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным представления,
третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 21.10.2019, паспорт,
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 23-19-12/143 от 05.09.2019, удостоверение (до перерыва), ФИО3 по доверенности № 23-19-12/222 от 12.12.2019, удостоверение (после перерыва),
от Минфина: ФИО4 по доверенности № 13-04/02 от 09.01.2019, удостоверение,
от Министерства ЖКХ: ФИО5 по доверенности № 09-08-02/2019 от 01.01.2019, удостоверение
установил:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее - заявитель, организация) с заявлением о признании представления Управления федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, УФК по Амурской области) об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 12.08.2019 № 23-13-59/23-5099 недействительным.
Заявитель указал, что 29.08.2014 между Фондом и Банком ВТБ (ОАО) заключен договор № 3014 банковского счета в валюте Российской Федерации (для формирования и использования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Согласно пунктам 4.8 и 4.9 договора банк проводит начисление годовых процентов на сумму неснижаемого остатка на обозначенном счете на условиях, определенных дополнительным соглашением, а также проводит начисление годовых процентов в размере 3,6% на среднемесячный остаток на счете.
Дополнительными соглашениями от 11.12.2017 № 17 и от 12.01.2018 № 18 определены порядок и условия начисления и выплаты банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, предусмотрено перечисление процентов на расчетный счет для учета денежных средств по административно-хозяйственной деятельности Фонда.
Проценты, начисленные на остатки денежных средств, находящихся на счете Фонда за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в сумме 15 144 232,22 рублей, направлены на финансирование затрат по осуществлению строительного контроля в соответствии с утвержденным финансовым планом, что не противоречило действовавшим на тот момент нормам ЖК РФ (в том числе статьям 170, 174, 179).
В соответствии с пунктом 3.9 Устава Фонда имущество, переданное ему в качестве имущественных взносов, а также доходы, получаемые от размещения временно свободных средств регионального оператора на текущих, депозитных и иных счетах в коммерческих банках, от предоставления гарантий при кредитовании кредитными организациями проектов по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Амурской области, от выполнения работ и предоставления услуг, и другие, не запрещенные законом поступления используются на финансирование текущей деятельности регионального оператора. Устав в период с 2016 по 2018 годы претерпевал изменения 4 раза. Изменения Устава от 24.04.2018 года до его регистрации проверялись Минюстом России, о чем сделан оттиск печати на обороте последнего листа Устава. Замечаний в части несоответствия действующему законодательству к Уставу и конкретно к пункту 3.9. Устава не было.
Утверждение направлений расходования средств общего объема административно-хозяйственных расходов Фонда отнесено к компетенции Попечительского совета Фонда.
Протоколом Попечительского совета Фонда от 25.12.2017 № 4 Фонду утвержден общий объем административно-хозяйственных расходов на 1 квартал 2018 года в сумме 21 602 901,40 рублей. После утверждения Попечительским советом финансовый план на 1 квартал 2018 года утвержден учредителем Фонда.
Протоколом Попечительского совета Фонда от 05.04.2018 № 1 Фонду утвержден общий объем административно-хозяйственных расходов на 2018 год в сумме 83 431 652,35 рублей, в том числе на 1 квартал 2018 года в сумме 21602 901,40 рублей. После утверждения Попечительским советом финансовый план на 2018 год утвержден учредителем Фонда.
Одним из источников дохода на 1 квартал 2018 года определены проценты, начисленные на остатки денежных средств, находящихся на счете (счетах) Фонда за период с 01.01.2018 по 28.02.2018.
Проценты, начисленные на остатки денежных средств, находящихся на счете (счетах) Фонда за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в сумме 15 540 457,23 рублей направлены на финансирование текущей деятельности Фонда в соответствии с утвержденным финансовым планом, а именно - оплату прямых затрат на выполнение функций строительного контроля.
Заявитель полагает, что действия Фонда по использованию процентов, начисленных на остатки денежных средств, находящихся на счете (счетах) Фонда, в сумме 15 144 232,22 рублей, правомерны, в связи с чем Фонд не согласен с вынесенным представлением.
Ответчик возражал против заявленных требований. Указал, что УФК по Амурской области в период с 03.06.2019 по 09.07.2019 в Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее - Фонд) проведена выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
В ходе проверки установлено, что в Фондом в нарушение части 1 статьи 36.1, статьи 166, части 1 статьи 170, части 1 статьи 174, части 1 статьи 175, статьи 177, части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 4 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» произведено перечисление со специального счета фонда капитального ремонта процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта регионального оператора, на расчетный счет, открытый для учета денежных средств по административно-хозяйственной деятельности Фонда, с которого произведена оплата административно-хозяйственных расходов регионального оператора.
В адрес Фонда направлено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 12.08.2019 № 23-13-59/23-5099 (далее - представление).
Из буквального толкования норм, предусмотренных частью 1 статьи 174, частью 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перечисление денежных средств со специального счета возможно сторонней организации за оказание услуг строительного контроля на основании договора об оказании услуг строительного контроля, акта приемки оказанных услуг, при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение собственников об оказании такого рода услуг.
Следовательно списание денежных средств, в том числе процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящихся на специальном счете, образующих фонд капитального ремонта и права на которые принадлежат собственникам помещений, со специального счета в счет финансирования прямых затрат по осуществлению функций структурного подразделения Фонда (оплата труда, командировочные расходы, аренда помещений, аренда гаража, приобретение ГСМ, содержание автотранспортных средств), в том числе функций строительного контроля отдела контроля за производством ремонтно-строительных работ Фонда, противоречит приведенному правовому регулированию, а довод Фонда, изложенный в заявлении о том, что законодательство допускало использование указанных процентов на финансовое обеспечение функций регионального оператора, в части технического заказчика по строительному контролю является ошибочным.
Таким образом, оспариваемое представление соответствует действующему законодательству Российской Федерации, вынесено в пределах предоставленных полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, не нарушает права и законные интересы Фонда.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство финансов Амурской области в письменном отзыве указало, что не наделено полномочиями по осуществлению контроля за использованием региональным оператором средств, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Вместе с тем, министерство финансов области, рассмотрев требования НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» считает обоснованными и заслуживающим внимания доводы истца о том, что проценты, полученные за размещение средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующие фонд капитального ремонта, правомерно использованы на цели строительного контроля.
В уставе НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» одним из видов деятельности истца включено осуществление строительного контроля.
По сведениям, представленным истцом, НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в штате создан отдел контроля за производством ремонтно-строительных работ в составе 18 единиц. Согласно Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
На основании изложенного выше, министерство финансов области считает требования заявленные истцом обоснованными и просит суд удовлетворить их в полном объеме.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в письменном отзыве указало, что считает исковое заявление НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» к Управлению федерального казначейства Амурской области обоснованным.
Указывает, что законодательство допускало использование указанных процентов на финансовое обеспечение функций регионального оператора в части технического заказчика по строительному контролю.
Проценты, начисленные на остатки денежных средств, находящихся на счете Фонда за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в сумме 15 144 232,22 рублей, направлены на финансирование затрат по осуществлению строительного контроля в соответствии с утвержденным финансовым планом, что не противоречило действовавшим на тот момент нормам ЖК РФ (в том числе статьям 170, 174, 179).
Запрет на использование процентов за пользование денежными средствами, относящихся к фонду капитального ремонта, на оплату строительного контроля в составе административно-хозяйственных расходов регионального оператора установлен лишь с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 15.04.2019 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 170 и 179 Жилищного кодекса Российской Федерации», т.е. с 26.04.2019..
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области полагает, что действия Фонда по использованию процентов, начисленных на остатки денежных средств, находящихся на счете (счетах) Фонда, в сумме 15 144 232,22 рублей, правомерны.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Амурской области от 09.08.2013 № 349 создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» основной целью деятельности, которой определено создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Учредителем фонда является Амурская область, от имени Амурской области учредителем Фонда определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Фонд является региональным оператором в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Законом Амурской области от 08.07.2013 № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области».
На основании приказа УФК по Амурской области от 28.05.2019 № 182 в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
Проверкой установлено следующее. На основании результатов открытого конкурса по отбору кредитной организации, протокола конкурсной комиссии от 22.08.2014 № 2 между Фондом и Банком ВТБ (ОАО) заключен договор № 3014 банковского счета в валюте Российской Федерации (для формирования и использования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) от 29.08.2014 (далее - договор № 3014). Предметом договора № 3014 является обязательство банка по расчетному обслуживанию Фонда в валюте Российской Федерации, для осуществления которого банк открывает Фонду банковский счет № 40603810809020000001 (далее - спецсчет).
Согласно пункту 1.2 договора № 3014 спецсчет предназначен только для целей использования денежных средств для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на спецсчете, счетах Фонда, открытых в банке, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Денежные средства, находящиеся на спецсчете могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе оплату административно-хозяйственных расходов Фонда, не допускается.
В соответствии с пунктами 4.8 и 4.9 договора № 3014 банк проводит начисление годовых процентов на сумму неснижаемого остатка на спецсчете, на условиях, определенных дополнительным соглашением, а также проводит начисление годовых процентов в размере 3,6% на среднемесячный остаток на спецсчете.
Дополнительным соглашением № 17 от 11.12.2017 о порядке начисления и выплаты процентов на остатки денежных средств на счете к договору № 3014, сроком действия с даты подписания до 12 января 2018 года (далее - дополнительное соглашение № 17 от 11.12.2017) в договор № 3014 внесены изменения в части порядка и условий начисления и выплаты банком процентов за пользование денежными средствами, находящимися на спецсчете.
Дополнительным соглашением № 19 от 30.03.2018 о внесении изменений в Дополнительное соглашение № 18 от 12.01.2018 о порядке начисления и выплаты процентов на остатки денежных средств на счете к договору банковского счета в валюте Российской Федерации № 3014 от 29.08.2014 внесены изменения.
По данным бухгалтерского учета на расчетный счет Фонда № 40603810709020000004, открытый для ведения административно-хозяйственной деятельности, банк перечислил проценты за пользование денежными средствами, находящимися на спецсчете, в общей сумме 15 144 232,22 рублей. В 2018 году на административно-хозяйственную деятельность Фонда из поступивших средств использовано 14 261 981,47 рублей. По состоянию на 31.12.2018 неиспользованный остаток средств, поступивших в Фонд в виде процентов за пользование денежными средствами, находящимися на спецсчете, составил 882 250,75 рублей.
12.08.2019 Управлением Федерального казначейства по Амурской области направлено некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, согласно которому установлено нарушение – произведено перечисление со специального счета фонда капитального ремонта процентов, полученных от размещения средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта регионального оператора, на расчетный счет, открытый для учета денежных средств по административно-хозяйственной деятельности некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области», с которого произведена оплата административно-хозяйственных расходов регионального оператора, нарушение в денежном выражении 15 144 232,22 рублей. Представлением указано принять меры к возмещению процентов, полученных за размещение средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора в сумме 15 144 232,22 рублей на специальный счет некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» и проинформировать Управление о результатах исполнения предписания.
Оценив изложенные обстоятельства, изучив доводы сторон и материалы дела, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, необходимо одновременное наличие двух условий: ненормативный акт должен не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: 1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет, в том числе, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Правил № 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Как следует из пункта 70 Правил № 1092 при осуществлении указанных полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного УФК по Амурской области уполномочено на проведение проверки и вынесение оспариваемого представления.
Из материалов дела следует, что Фондом осуществлено расходование средств, поступивших в качестве процентов за пользование денежными средствами, находящимися на спецсчете. Данный факт заявителем не оспаривается.
Спорным между сторонами является вопрос отнесения данных средств к образующим фонд капитального ремонта, права на которые принадлежат собственникам помещений, и, соответственно, возможности Фонда использовать данные средства на цели, не предусмотренные 174 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Аналогичная норма содержится в статье 177 ЖК РФ, согласно которой по специальному счету может совершаться среди прочих операция - списание денежных средств, связанное с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 179 ЖК РФ имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других, не запрещенных законом источников.
Частью 3 указанной статьи ЖК РФ установлено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 настоящего Кодекса, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 настоящего Кодекса.
Согласно статье 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что средства фонда капитального ремонта, формируемые на счёте регионального оператора, в том числе доходы (проценты), полученные от размещения временно свободных средств в кредитных организациях, могут быть использованы только по целевому назначению и не могут быть использованы владельцем счета по своему усмотрению.
Все виды денежных средств, привлеченные для проведения капитального ремонта, образуют фонд капитального ремонта, независимо от выбранного способа их формирования (пункты 2 и 7 статьи 170 ЖК РФ), а также независимо от избранного владельца специального счета (пункты 2 и 3 статьи 175 ЖК РФ).
Кроме того, по смыслу части 2 статьи 1, статьи 7, статьи 36.1 ЖК РФ право на денежные средства фонда капитального ремонта, включая право на распоряжение ими, может принадлежать только собственникам помещений многоквартирного дома (определение Верховного Суда РФ от 05.11.2013 № 93-КГПР13-4). Тем более что способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, что повлечет необходимость перечислить в полном объёме накопившиеся средства с одного счета на другой (пункты 1, 5, 6 статьи 173 ЖК РФ).
Приведенное правовое регулирование согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» учитывает экономические принципы, лежащие в основе централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями и обусловливающие постоянную обращаемость денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, а также отсутствие в его распоряжении зарезервированных денежных средств.
Деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт, причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, - в случае их недостаточности исполнение региональным оператором обязанности по финансированию соответствующих услуг и (или) работ осуществляется из средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора, с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, должны использоваться, как это вытекает из части 3 той же статьи, только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, т.е. исключительно в целях, предусмотренных частью 1 статьи 174 данного Кодекса (п. 7.2 указанного Постановления).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о единой правовой природе всех денежных средств, образующих фонд капитального ремонта.
Учитывая единую правовую природу всех денежных средств, образующих фонд капитального ремонта, суд пришел к выводу о том, что проценты, начисленные банком по договору, являются средствами фонда капитального ремонта, в связи с этим их расходование на осуществление финансово-хозяйственных расходов противоречит положениям ЖК РФ.
Довод заявителя о возможности использования средств для оплаты услуг по строительному контролю судом исследован и отклонен по следующим основания.
Согласно статье 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг по строительному контролю.
По мнению ответчика, из буквального толкования норм, предусмотренных частью 1 статьи 174, частью 4 статьи 177 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перечисление денежных средств со специального счета возможно сторонней организации за оказание услуг строительного контроля на основании договора об оказании услуг строительного контроля, акта приемки оказанных услуг, при наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение собственников об оказании такого рода услуг.
Суд признает данный довод обоснованным, поскольку иное толкование данной нормы приведет к ситуации, при которой Фонд будет оплачивать услуги по строительному контролю, которые сам же и будет оказывать, то есть сам оказывать себе услуги строительного контроля и оплачивать их самому себе.
Письма Министерства финансов Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не являются нормативными правовыми актами, содержащиеся в них положения не подлежат обязательному применению.
Довод заявителя о том, что факт перечисления со счета, предназначенного для формирования фонда капитального ремонта, на счет Фонда отсутствует, проценты, за пользование денежными средствами, находящихся на счете, счетах регионального оператора в соответствии с условиями договора и дополнительного соглашения, зачислялись сразу на другой счет Фонда, не предназначенный для формирования фонда капитального ремонта в связи с чем, по мнению заявителя, необоснованных перечислений и списаний со счета, предназначенного для формирования фонда капитального ремонта, не было судом исследован и признан несостоятельным по следующим основаниям.
Вне зависимости от способа поступления процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящихся на счете, счетах регионального оператора на расчетный счет Фонда, данные средства являются средствами фонда капитального ремонта.
Оформление процесса перечисления процентов путем заключения дополнительного соглашения, в соответствии с которым производилось зачисление процентов на другой счет Фонда, не предназначенный для формирования фонда капитального ремонта, также не изменяет правовую природу денежных средств являющихся, как указано выше средствами фонда капитального ремонта. Зачисление процентов, минуя счет, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта, по мнению суда, подтверждает действия направленные на незаконное использование средств, поскольку при зачислении данных средств на специальный счет расходование должно было соответствовать установленным законом ограничениям.
Нарушения процедуры проведения проверки и вынесения оспариваемого представления заявителем в качестве довода не указано, судом не установлено процедурных нарушений.
На основании изложенного оспариваемое заявителем представление соответствует закону в связи с чем не нарушает права и законные интересы заявителя, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину 6 000 рублей.
Государственная пошлина по делу на основании статьи 333.21 Налогового кодекса РФ составляет 3 000 рублей.
В удовлетворении требований отказано в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина 3 000 рублей подлежит отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная государственная пошлина 3 000 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Возвратить некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную по платежному поручению № 17421 от 22.10.2019 государственную пошлину 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский