Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-7902/2019
29 ноября 2019 года
изготовление решения в полном объеме
«
25
»
ноября
2019 г.
резолютивная часть
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Валентины Дмитриевны Пожарской при ведении протоколирования секретарем судебного заседания Р.В.Галичаниной, рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального учреждения «Информационное агентство «Город» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 05.09.2019, паспорт.
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 16.09.2019 № 27-Д, диплом ВПО от 22.10.2013 КТ № 98294, паспорт.
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное учреждение «Информационное агентство «Город» (далее - заявитель, учреждение) с заявлением об отмене постановления управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (далее - управление, административный орган, управление Роскомнадзора по Амурской области) от 21.10.2019 № ПО-28/4/759 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отсутствие возражений представителей сторон суд в соответствии с правилами части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель учреждения на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Факт правонарушения представитель не отрицал, но полагал, что отсутствует событие, вина и состав вменяемого ему административного правонарушения, административный орган мог применить положение о малозначительности совершенного правонарушения, выразившегося в демонстрации трейлеров к фильмам, содержащим сцены курения табака без социальной рекламы о вреде табакокурения.
Представитель управления считает оспариваемое постановление законным о обоснованным, наличие состава и события административного правонарушения в действиях заявителя доказанным, положение о малозначительности не подлежащим применения, так как в период 08-10.10.2019 было продемонстрировано несколько трейлеров.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное учреждение «Информационное агентство «Город» зарегистрировано 31.12.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...>. Директор: ФИО3.
В период с 08.10.2019 по 10.10.2019 управлением Роскомнадзора по Амурской области было проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении электронного периодического издания (далее - ЭПИ) «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» (запись о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-37677 от 29.09.2009), в результате которого выявлено нарушение части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», а именно: при демонстрации трейлеров к фильмам, содержащих сцены курения табака, не осуществлялась трансляция социальной рекламы о вреде потребления табака.
Так в материалах электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур»» по адресу: http://www.portamur.ru/news/delail/volshebnik-gjoker-i-everest/ опубликована статья «Волшебник», «Джокер» и «Эверест» кинообзор недели (трейлеры) от 02.10.2019 20:16.
В статье размещены трейлеры и краткое описание киноновинок недели.
При просмотре трейлеров к триллеру «Джокер» и к драме «Люби их всех» было выявлено несоблюдение требований части 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Так, в трейлере к триллеру «Джокер» присутствуют сцены демонстрации табачных изделий без трансляции социальной рекламы. Продолжительность трейлера 02:36 мин., демонстрация присутствовала в 00:44 и 01:50 мин. В трейлере к драме «Люби их всех» присутствуют сцены демонстрации табачных изделий и сцены курения табака без трансляции социальной рекламы. Продолжительность трейлера 01:46 мин., демонстрация присутствовала в 00:24, 00:41, 00:45 и 01:07 мин.
Результаты систематического наблюдения отражены в докладной записке от 10.10.2019 № 1016-дн.
Уведомлением от 11.10.2019 № 11323-04/28 рассмотрение вопроса о составлении протокола об административном правонарушении по признакам нарушения части 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ назначено на 18.10.2019 в 14 час. 00 мин. Копия уведомления получена учреждением от 14.10.2019 вх. № 426.
18.10.2019 должностным лицом управления в присутствии представителя учреждения по доверенности ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении № АП-28/4/1710, действия заявителя квалифицированы по части 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ - неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака.
Определением от 18.10.2019 № ОН-28/4/11525 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21.10.2019 в 14 час. 00 мин. Копия определения 18.10.2019 получена учреждением (вх. № 432).
18.10.2019 от учреждения поступило ходатайство о снижении штрафа на 50%.
Постановлением от 21.10.2019 № ПО-28/4/759, вынесенным в присутствии представителя учреждения по доверенности ФИО4, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ, и с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об его оспаривании.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии счастями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Объективная сторона характеризируется совершением действий, направленных на нарушение положений Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Субъектами правонарушения выступают должностные и юридические лица, являющиеся вещателями или организаторами демонстрации.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.
Учредителем электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» является ООО «Региональное рекламно-информационное агентство».
Учредителем заключен договор № 7/17 от 01.05.2017 о передаче права по осуществлению функции редакции электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» муниципальному учреждению «Информационное агентство «Город».
Таким образом, редакцией средства массовой информации электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» является муниципальное учреждение «Информационное агентство «Город» и, соответственно, субъектом ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ
Материалами дела подтверждается, что в материалах электронного периодического издания «Дальневосточное информационное агентство «Порт Амур» по адресу: http://www.portamur.ru/news/delail/volshebnik-gjoker-i-everest/ опубликована статья «Волшебник», «Джокер» и «Эверест» кинообзор недели (трейлеры) от 02.10.2019 20:16.
При просмотре трейлеров к триллеру «Джокер» и к драме «Люби их всех» были выявлены сцены демонстрации табачных изделий и сцены курения табака без трансляции социальной рекламы. Продолжительность трейлера к триллеру «Джокер» 02:36 мин., демонстрация присутствовала в 00:44 и 01:50 мин. Продолжительность трейлера к драме «Люби их всех» 01:46 мин., демонстрация присутствовала в 00:24, 00:41, 00:45 и 01:07 мин.
При этом заявителем не транслировалась социальная реклама о вреде потребления табака (ни в начале показа трейлеров, ни во время такого показа).
Факт правонарушения подтвержден докладной запиской от 10.10.2019 № 1016-дн, актами изготовления скриншотов с приложениями скриншотов; заключение о результатах проведения проверки от 07.10.2019, протоколом об административном правонарушении от 18.10.2019 № АП-28/4/1710.
На основании изложенного, суд приходить к выводу о доказанности в действиях заявителя события административного правонарушения по части 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения учреждением законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности, в материалах дела не имеется. Как пояснил защитник учреждения в судебном заседании, нарушение связано с неосторожностью сотрудника учреждения. Не умышленные действия сотрудника заявителя к обстоятельствам, освобождающим от ответственности, не относятся. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину учреждения, судом не установлены.
Вместе с тем заявителем не учтено, что с субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно так и с неосторожной формой вины.
Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что учреждение надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления.
На основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.44 КоАП РФ должностные лица управления наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении и вынесению постановлений о назначении административных наказаний по части 5 статьи 14.31 КоАП РФ. Полномочия по составлению протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления проверены.
Существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности, не позволивших управлению всесторонне и полно рассмотреть дело, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для рассматриваемой категории дел (в области рекламы – 1 год), на момент вынесения оспариваемого постановления управлением не пропущен.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ, по конструкции является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Исключительность нарушения в рассматриваемом случае отсутствует, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания нарушения малозначительным.
Действие части 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ направлено на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Отсутствие соответствующей информации о вреде курения (потребление табака) при размещении трейлеров свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда здоровью людей, а также пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Штрафные санкции назначены управлением с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, при назначении наказания учтены смягчающие ответственность обстоятельства.
Следовательно, основания для изменения или отмены оспариваемого постановления у суда отсутствуют.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
муниципальному учреждению «Информационное агентство «Город» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области от 21.10.2019 № ПО-28/4/759 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.Д.Пожарская