ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-7932/09 от 12.01.2010 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-7932/2009

12 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2010 года. Полный текст решения изготовлен 12 января 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Азимут-А» в лице конкурсного управляющего ФИО1

к

Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области

об оспаривании ненормативного правового акта

3-и лица:

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя - ФИО1, паспорт; от ответчика – ФИО2, по доверенности от 25.04.2008 № 05-30/62, удостоверение.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Азимут-А» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – ООО «Азимут-А», общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области (далее – инспекция, ответчик) в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А» в сумме 273 337,79 руб., изложенного в абзацах 3 и 5 извещения (письма) Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 22.09.2009 № 13271, в том числе: налога с продаж в сумме 18 920,80, штрафа в сумме 3 000 руб., сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот лилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб., сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 251 000 руб. Обязании Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в трехдневный срок произвести возврат из соответствующих бюджетов на расчетный (банковский) счет ООО «Азимут-А» переплату по налогам и сборам в сумме 273 337, 79 руб. в том числе по налогу с продаж в сумме 18 920,80, по штрафу в сумме 3 000 руб., по сбору за выдачу лицензий на право производства и оборот лилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб., по сбору за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 251 000 руб.

Заявление мотивировано тем, что нарушение положений ст.78 НК РФ, ст.ст.61, 65 ГК РФ ответчик необоснованно отказал в возврате переплаты, о которой заявитель узнал из справки налогового органа № 79919 от 15.09.2009.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в письменных и устных пояснениях указал, что о наличии переплаты по налогам и сборам ООО «Азимут-А» в лице конкурсного управляющего ФИО1 узнало из справки Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.09.2009 от 15.09.2009 № 79919, в связи с чем 19.09.2009 обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов и сборов. Письмом от 22.09.2009 налоговым органом в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявителю было отказано в части возврата переплаты по налогу с продаж, прочее штрафы (в т.ч. ККМ), в связи с истечением трех летнего срока с момента её образования, а также в возврате лицензионного сбора за право торговли спиртными напитками и пивом, ввиду непредставления документов, подтверждающих факт прекращения торговли спиртными напитками и пивом, и сдачи лицензии в лицензирующий орган.

По мнению заявителя в соответствии с положениями ст.78 НК РФ и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ) переплата по налогам и сборам является дебиторской задолженностью соответствующих бюджетов и подлежит возврату налогоплательщику, в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и включению в конкурсную массу.

Пояснил, что ООО «Азимут-А» решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2009 по делу №А04-2919/2009 «Б» признано несостоятельным - банкротом, как отсутствующий должник, что свидетельствует о фактическом прекращении юридическим лицом производственно-хозяйственной и финансовой деятельности до возбуждения производства по делу о банкротстве.

Следовательно, признание юридического лица несостоятельным (банкротом), влечет исключение из имущественных прав должника соответствующей лицензии. Соответственно подача конкурсным управляющим заявления о возврате лицензионного сбора по своей сути является отзывом заявления о выдаче лицензии и отказом от продления такой лицензии.

Кроме того, порядок уплаты и возврата рассматриваемого лицензионного сбора регулируется нормами Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий за осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 21.07.2005 №114-ФЗ, с особенностями, установленными частью первой НК РФ, в частности ст.78 НК РФ.

Следовательно, Федеральная налоговая служба является администратором сборов за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (КБК 18211302010010000130) и обязана осуществлять возврат переплаты по данным сборам в порядке ст.78 НК РФ.

Заявитель полагал, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О и позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 08.11.2006 № 6219/06, пропуск трехлетнего срока с момента образования переплаты по налогу с продаж не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае будут действовать общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ).

Вместе с этим представитель заявителя в судебном заседании представил письменный отказ, согласно которому заявитель отказался от части заявленных требований, в размере 3000 рублей - денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения.

Представитель ответчика в судебном заседании в принятии судом отказа от части заявленных требований не возражал.

Судом разъяснены последствия отказа от исковых требований.

Судом на основании ст.49 АПК РФ частичный отказ от заявленных требований, принят к рассмотрению.

Представитель ответчика в судебном заседании против заявленных требований в остальной части возражал, в устных пояснениях, письменно отзыве указал, что законодательством не предусмотрен возврат лицензионного сбора в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом), и введении в отношении него процедуры банкротства.

Пояснил, что последняя оплата заявителем данного сбора произведена по платежному поручению от 20.04.2006 № 164 в сумме 250 000,00 руб., по платежному поручению от 02.04.2007 № 973. в сумме 1 000,00 руб., переплата по пене в сумме 416,99 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2003.

В отношении переплаты по налогу с продаж ответчиком указано на пропуск срока, предусмотренного п.8 ст.78 НК РФ.

По мнению ответчика, налог с продаж является косвенным налогом и уплачивается в бюджет не за счет дохода налогоплательщика, а за счет средств покупателей товаров (работ, услуг), т.е. фактическими плательщиками налога с продаж являются покупатели товаров (работ, услуг), что подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.01.2001 № 2-П. При этом наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Азимут-А» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 30.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022800528365.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2009 по делу № А04-2919/2009 ООО «Азимут-А» признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, в отношении общества открыта процедура банкротства – конкурсное производство сроком до 02.12.2009. Конкурсным управляющим утверждена ФИО1.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 02.12.2009 по делу № А04-2919/2009 срок конкурсного производства в отношении ООО «Азимут-А» продлен до 02.03.2010.

14.09.2009 в целях формирования конкурсной массы ООО «Азимут-А» конкурсный управляющий обратился в инспекцию с заявлением о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам в отношении ООО «Азимут-А».

В адрес конкурсного управляющего общества ФИО1 инспекцией направлена справка от 15.09.2009 №79919 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам ООО «Азимут-А» по состоянию на 10.09.2009, из которой следует, что за обществом числится переплата по налогам и сборам в том числе: переплата по налогу с продаж в сумме 18 920,80 руб.; сборы за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб.; сборы за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 251 000,00 руб.; денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов в сумме 3 000,00 руб.

В порядке ст.78 НК РФ конкурсный управляющий ООО «Азимут-А» 18.09.2009 обратился в инспекцию с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов и сборов, пеней и штрафных санкций, указанных в представленной инспекцией справке от 15.09.2009 № 79919 в общей сумме 288 532,79 руб.

По результатам рассмотрения заявлений налогоплательщика 22.09.2009 налоговым органом письмом № 13271 в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ было отказано в части возврата переплаты по налогу с продаж, прочее штрафы (в т.ч. ККМ), в связи с истечением трех летнего срока с момента её образования, а также в возврате лицензионного сбора за право торговли спиртными напитками и пивом, ввиду непредставления документов, подтверждающих факт прекращения торговли спиртными напитками и пивом, и сдачи лицензии в лицензирующий орган.

Не согласившись с решением об отказе налогового органа, общество в лице конкурсного управляющего ФИО1, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и обязании налогового органа произвести возврат переплаты по налогам и сборам в общей сумме 273337,79 руб.

Исходя из существа заявленных обществом требований, суд оценивает их как два самостоятельных требования, первое из которых требование о признании недействительным ненормативного акта налогового органа – отказа в осуществлении возврата от 22.09.2009 № 13271, второе – требование о возврате излишне уплаченных налогов и сборов в общей в сумме 273337,79 руб.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.8 НК РФ, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу действующих на территории Российской Федерации федеральных лицензий (далее - лицензии) на осуществление лицензируемых видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются Федеральным законом «О сборах за выдачу лицензий за осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 21.07.2005 №114-ФЗ (ст.1).

П.1 ст.4 данного закона предусмотрено, что сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии.

Согласно п.17 ст.19 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет.

Из материалов дела следует и подтверждается ответчиком, что ООО «Азимут-А» платежными поручениями от 20.04.2006 № 164 в сумме 250 000 руб. и от 02.04.2007 № 973 в сумме 1 000 руб. оплатило сбор за выдачу лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Из чего следует, что срок действия выданной ООО «Азимут-А» лицензии с 2006 г. по 2011 г.

Вместе с тем, решением Арбитражного суда Амурской области от 02.09.2009 по делу № А04-2919/2009 ООО «Азимут-А» признано несостоятельным (банкротом) как отсутствующий должник, поскольку судом установлено что, общество по юридическому адресу не находится, местонахождение его не установлено, должник не осуществляет предпринимательскую деятельность с конца 2008 года.

При таких обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выданной ООО «Азимут-А» не окончен, а фактическая деятельность общества прекращена, в связи с чем общество имеет право на возврат суммы уплаченного сбора за выдачу лицензии.

Ст.7 Федерального закона от 21.07.2005 №114-ФЗ предусмотрен порядок зачисления сборов: сборы за выдачу лицензий, продление срока действия лицензий и за переоформление лицензий, взимаемые в соответствии со ст.ст.3 и 5 настоящего Федерального закона, зачисляются в федеральный бюджет.

В п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.2005 №114-ФЗ указанно, что возврат суммы уплаченного сбора за выдачу лицензии в случаях отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, отзыва заявления о выдаче лицензии либо отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Федеральным законом от 21.07.2005 №114-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных сборов за выдачу лицензии, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7 - 9 статьи 78 НК РФ.

Пунктами 7 и 9 ст.78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.

Согласно п.18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п.30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2006 г. и в 2007 г., утвержденных Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 № 152н и от 08.12.2006 № 168н следует, что главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации с кодом администратора «182» (первые три цифры КБК) является Федеральная налоговая служба.

П.8 ст.78 НК РФ определено, что заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня их уплаты.

Судом установлено, что оплата сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции произведена по платежному поручению от 20.04.2006 № 164 в сумме 250 000,00 руб., по платежному поручению от 02.04.2007 № 973 в сумме 1 000,00 руб., переплата по пене в сумме 416,99 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2003.

Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением о возврате сбора и переплате по пене 18.09.2009, то есть за пределами трехлетнего срока, установленного п.8 ст.78 НК РФ на возврат суммы сбора в размере 250 000,00 руб., оплаченной обществом 20.04.2006 и образовавшейся переплаты по пене по состоянию на 01.01.2003 в сумме 416,99 руб.

О возврате суммы сбора в размере 1 000 руб. оплаченной 02.04.2007 трехлетний срок на момент обращения ООО «Азимут-А» с заявлением в налоговый орган не был пропущен, поскольку он истечет 02.04.2010.

На основании изложенного, отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 22.09.2009 № 13271 в части сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 1 000 руб. следует признать незаконным.

В резолютивной части решения в соответствии ч.5 ст.201 АПК РФ суд производит указание на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в виде возврата ООО «Азимут-А» переплаты части сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 1 000 руб.

В части заявленных требований о признании незаконным отказа в осуществлении возврата сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб. и сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 250000,00 руб., следует отказать, поскольку заявление налогоплательщиком подано по истечении трех лет со дня уплаты данного сбора (п.8 ст.78 НК РФ). Оспариваемый отказ в указанных частях является законным, соответствующим ст.ст.78, 79 НК РФ и не подлежащим отмене.

Вместе с тем суд отклоняет довод инспекции о том, что законодательством не предусмотрен возврат лицензионного сбора в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом), и введении в отношении него процедуры банкротства, как не основанный на законе и противоречащий материалам дела.

Кроме того, в силу ст.21, 78, 79 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со ст.78 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.

В соответствии со ст.78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

П.22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» установлено, что в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.

Согласно ст.79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Из материалов дела видно, что переплата по пени сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб. образовалась по состоянию на 01.01.2003, а 20.04.2006 сбор за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции оплачен в сумме 250 000,00 руб.

Вместе с тем, согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении от 21.06.2001 № 173-О, пропуск трехлетнего срока на возврат или зачет налога, установленного ст.78 НК РФ, не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке судопроизводства в арбитражном суде, так как в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.

П.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п.2 ст.79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

Как следует из представленных доказательств, ООО «Азимут-А» в лице конкурсного управляющего общества ФИО1, узнало о наличии переплаты по сбору за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 251 000,00 руб. и пени в сумме 416,99 руб. при получении из налогового органа справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.09.2009 от 15.09.2009 №79919, которая была выдана инспекцией на заявление общества о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 14.09.2009.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что общество не могло знать об имеющейся переплате по сбору за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 250 000 руб. в 2006 году и пени в сумме 416,99 руб. в 2003 году.

Так в материалах дела имеются акты сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам в отношении ООО «Азимут-А» от 18.04.2006 № 1327 и от 17.01.2007 № 4781. В акте сверки от 18.04.2006 № 1327 переплата в сумме 250 000,00 руб. отсутствует, поскольку оплата данной сумма произведена 20.04.2006. В акте сверке от 17.01.2007 № 4781 имеется переплата в сумме 250000,00 руб., в месте с тем данный акт сверки не содержит указания на должность лица подписавшего акт со стороны налогоплательщика, что в свою очередь делает невозможным определить полномочия данного лица, кроме того в акте отсутствует печать налогоплательщика.

Доказательства образования по состоянию на 01.01.2003 переплаты по пени в сумме 416,99 руб. в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ООО «Азимут-А» узнало о переплате по сбору за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 251 000,00 руб. и в сумме 416,99 руб., которая подлежит возврату (зачету) с момента получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 15.09.2009 № 79919.

На основании изложенного, суд признает трехлетний срок подачи заявления о возврате налога (сбора) в суд не пропущенным и требования заявителя произвести возврат переплаты по сбору за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 250 000,00 руб. и сбору за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В резолютивной части решения суд не указывает налоговому органу на совершение действий по возврату сбора за выдачу лицензии на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 1000,00 руб., поскольку удовлетворено требование заявителя на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке ч.5 ст. 201 АПК РФ в виде возврата данной суммы.

Судом не принимается довод ответчика о проведении с налогоплательщиком сверок расчетов с бюджетом за период с 2004 по 2009 г.г., поскольку материалами дела доказано обратное.

Предметом заявленных требований является также оспаривание ненормативного акта налогового органа, отказа налогового органа в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А» изложенного в извещении инспекции от 22.09.2009 № 13271 в части отказа в осуществлении возврата налога с продаж в сумме 18 920,80 руб., уплаченного 18.08.1999.

В соответствии со ст.347 НК РФ, налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, которыми вводится в действие, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.

В соответствии с Законом Амурской области от 21.01.1999 № 122-ОЗ (действующего на момент оплаты спорного налога) объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории Амурской области за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных карт.

Сумма налога, согласно ст.5 названного Закона Амурской области, определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара (продукции, работ, услуг) без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Таким образом, налог с продаж является косвенным налогом и уплачивается в бюджет не за счет дохода налогоплательщика, а за счет средств покупателей товаров (работ, услуг), т.е. фактическими плательщиками налога с продаж являются покупатели товаров (работ, услуг).

Данный вывод подтверждается постановлением Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П, где указано, что налогоплательщики не имеют права на возврат зачисленных в бюджеты сумм налога с продаж, а также на их зачет в счет предстоящих платежей по этому налогу, поскольку сумма налога включалась ими в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет их прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога.

Кроме того, право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Указанная правовая позиция также подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05 по делу № А55-7642/2004-43.

Учитывая изложенное, а также то, что заявителем не представлены первичные платежные документы по налогу с продаж, в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А», изложенного в извещении инспекции от 22.09.2009 № 13271 в части отказа в осуществлении возврата налога с продаж в сумме 18 920,80 руб. следует отказать.

В части требований заявителя, о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А», изложенного в извещении инспекции от 22.09.2009 № 13271, в части отказа в осуществлении возврата штрафа в сумме 3000,00 руб., производство по делу надлежит прекратить.

В соответствии с ч.2 ст.49 АПК РФ истец (заявитель) вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска (заявления) полностью или частично.

Заявитель в судебное заседание представил письменный отказ от части заявленных требований, в котором отказался от требований в части возврата штрафа в сумме 3000,00 руб. за административные правонарушения.

Исследовав мотивы отказа, материалы дела, суд, поскольку это в соответствии с ч.5 ст.49 АПК РФ не противоречит закону и не нарушает права других лиц, принимает отказ заявителя от поддержания требований в указанной части.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец (заявитель) отказался от иска (заявления) и отказ принят арбитражным судом.

Суд считает, что производство по делу в данной части подлежит прекращению.

Определением от 16.11.2009 по ходатайству конкурсного управляющего была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения дела, но не больше чем на шесть месяцев.

Поскольку на момент рассмотрения дела государственная пошлина не уплачена заявителем, она не рассматривается судом как судебные расходы.

Ответчик, в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

руководствуясь п.4 ч.1 ст.150, ст.ст.167-170, ст.180, ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ отказ Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А», изложенный в извещении Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 22.09.2009 № 13271 в части сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 1000 рублей. Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области возвратить ООО «Азимут-А» переплату в части сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 1000 рублей.

В удовлетворении требований о признании незаконным отказа Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в осуществлении возврата переплаты по налогам и сборам по заявлению ООО «Азимут-А», изложенного в извещении Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 22.09.2009 № 13271 в части отказа в осуществлении возврата сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб., сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 250 000 руб., налога с продаж в сумме 18 920,80 руб. отказать.

Производство по делу в части требований о признании незаконным отказа в возврате штрафа в сумме 3 000 руб. прекратить.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области возвратить ООО «Азимут-А» переплату в части сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 416,99 руб., сбора за выдачу лицензий на право производства и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в сумме 250 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) в течение месяца со дня его принятия, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья П.А. Чумаков