ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8111/09 от 10.12.2009 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-8111/2009

14

декабря

2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2009 года. Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2009 года.

Арбитражный суд в составе судьи К.В.Воронина

рассмотрев в судебном заседании заявление Закрытого акционерного общества «Амурская нефтяная компания»

к

Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

3-и лица: ---

протокол вел: секретарь судебного заседания Бугрилов А.А.

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.05.2009 г., паспорт; ответчик не явился

установил:

Закрытое акционерное общество «Амурская нефтяная компания» (далее по тексту – заявитель, ЗАО «АНК») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее по тексту – ответчик, Минстрой Амурской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 09.11.2009 года № 4.

В обоснование своих требований заявитель указал, что ЗАО «АНК» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 100 000,00 рублей. При рассмотрении дела было дано объяснение, в котором указана неумышленная причина пропуска срока подачи ежеквартальной отчетности за 3 квартал 2009 года. На момент рассмотрения дела, отчетность была сдана в Минстрой Амурской области, и общество просило применить статью 2.9 КоАП РФ, малозначительность правонарушения и освободить от административной ответственности, ограничиться устным замечанием.

Заявитель считает, что Минстрой Амурской области не оценило все обстоятельства совершения правонарушения, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, личности и государству, неправомерно привлекло ЗАО «АНК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования указанные в заявлении, представил дополнение к заявлению, просил отменить постановление о назначении административного наказания от 09.11.2009г. № 4. Указал на существенные нарушения административного органа, при составлении протокола отсутствовал представитель ЗАО «АНК», общество не было извещено о времени и месте составления протокола.

Ответчик в судебное заседание 10.12.2009 года не явился, запрошенные судом доказательства не представил.

На основании статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Амурская нефтяная компания» зарегистрировано администрацией города Благовещенска 26.01.1998 за номером 38Р, юридический адрес: <...>.

03.11.2009 года ведущим специалистом-экспертом отдела государственного контроля за долевым строительством Минстроя Амурской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 4 по факту не представления ЗАО «АНК» в установленный срок в Минстрой Амурской области ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости за 3 квартал 2009 года.

Обществу вменяется нарушение пунктов 2, 4 «Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645.

06.11.2009 года вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Постановлением Минстрой Амурской области от 09.11.2009 года № 4 по делу об административном правонарушении ЗАО «АНК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ЗАО «АНК» обжаловало его в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 23 Закона № 214-ФЗ ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 2, 4 «Правил предоставления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645, застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

Датой представления отчетности считается дата поступления отчетности в уполномоченный орган.

Часть 3 статьи 14.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, общество в установленный законом срок не представило ежеквартальный отчет застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2009 года. Отчетность представлена в Минстрой Амурской области 05.11.2009 года.

Вместе с тем, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении № 4 от 09.11.2009 года незаконно и подлежит отмене.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Часть 3 статьи 25.4 Кодекса предусматривает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя или защитника.

В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Согласно пункту 17 вышеуказанного Постановления № 2 от 27.01.2003 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 03.11.2009 года № 4 вынесен в отсутствие представителя ЗАО «АНК». Доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола в материалах дела отсутствуют и административным органом в судебные заседания не представлены.

В материалах дела имеется сопроводительное письмо от 03.11.2009 г. № 01-17-5405, из которого следует, что Минстрой Амурской области направляет генеральному директору ЗАО «АНК» ФИО3 протокол об административном правонарушении от 03.11.2009 г. № 4, просит его подписать и вернуть.

Направленное письмо генеральному директору, не является доказательством извещения, поскольку в письме отсутствует адрес места нахождения ЗАО «АНК», на входящем штампе № 02-970 от 03.11.2009 отсутствует наименование организации, расшифровка фамилии и должности лица получившего корреспонденцию.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ЗАО «АНК».

Допущенное административным органом нарушение носит существенный характер, поскольку организация была лишена возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении и реализовать ряд прав, предоставленных ей федеральным законом в защиту своих интересов. Указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми, следовательно, административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении входит в задачу органов, уполномоченных составлять протокол.

Поскольку протокол является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и, соответственно, представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении, то Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 10 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004 разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Таким образом, поскольку административным органом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, допущенные нарушения носят существенный и неустранимый характер, постановление Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 09.11.2009 года № 4 следует признать незаконным и отменить полностью.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, 211 АПК РФ, суд

решил:

постановление Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 09.11.2009г. № 4 по делу об административном правонарушении которым ЗАО «Амурская нефтяная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 14.28 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 100 000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области в десятидневный срок.

Судья К. В. Воронин