Именем Российской Федерации | |||||||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | АО4-8113/06-7/336 | |||||||||||||
Дата объявления Решения | 07 | февраля | 2007 г. | ||||||||||||
Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения | 07 | февраля | 2007 г. | ||||||||||||
Арбитражный суд Амурской области | |||||||||||||||
в составе: | |||||||||||||||
председательствующего | Н.С.ЗАНОЗА | ||||||||||||||
Протокол вела судья | Н.С.ЗАНОЗА | ||||||||||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску | ООО «Водоканал» | ||||||||||||||
к | Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Финансовому департаменту Администрации Амурской области | ||||||||||||||
Третьи лица: Финансовое управление Администрации Ивановского района; Администрация Ивановского района. | |||||||||||||||
о | взыскании 25 115 руб. 98 коп. | ||||||||||||||
при участии в заседании: от Минфина РФ: ФИО1 – дов. от 15.01.2007 г. № 10-53/100 в порядке передоверия нотариально заверенная от Финансового департамента Администрации Амурской области:ФИО2 – дов. от 24.10.2006 г. № 13-10/300 | |||||||||||||||
установил: | |||||||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО «Водоканал» с исковым заявлением о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в сумме 25094,41 руб., с казны субъекта РФ в лице Финансового департамента администрации Амурской области в сумме 21,57 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот гражданам согласно Федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», Положения о Почетном доноре Амурской области на основании ст. 16, 1069 ГК РФ.
Определением от 19.12.2006 г. судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации Ивановского района, Администрация Ивановского района.
Свои требования истец обосновывает тем, что между ООО «Водоканал» (исполнитель) и Администрацией Ивановского района (заказчик) был заключен договор от 01.10.2004 г. на возмещение затрат по льготам, установленным действующим законодательством, по условиям которого исполнитель обязуется предоставлять льготы гражданам проживающим в с. Среднебелая, согласно прилагаемого списка (п.п. 1.1), а заказчик обязуется осуществлять возмещение за предоставление льготы (п.п. 2.2.).
По состоянию на 01.01.2005 г. у Администрации Ивановского района перед ООО «Водоканал» образовалась задолженность в сумме 25 115, 98 руб., в связи с предоставлением льгот гражданам согласно Федеральным законам «О ветеранах» за период с октября 2004 по декабрь 2004 г. в сумме 1150,56 руб.; «О социальной защите инвалидов в РФ» за период с октября 2004 г. по декабрь 2004 г. в сумме 23 943,85 руб.; Положения о Почетном доноре Амурской области за период декабрь 2004 г. в сумме 21,57 руб.
Истцу представлена отсрочка уплаты госпошлины в соответствии со ст. 102 АПК РФ.
В судебном заседании 07.02.2007 г. представитель истца не явился, уведомлен о времени и месте судебного разбирательства з/п 22879, просит рассмотреть дело без участия представителя истца.
Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебном заседании 07.02.2007 г. и в отзыве на иск указал, что согласно ст. 10 ФЗ «О ветеранах» субъект РФ обязан был обеспечить реализацию норм данного закона в полном объеме, по инвалидам – истцом не представлены документы, подтверждающие принадлежность жилищного фонда, истцом не представлено доказательств подтверждающих факт наличия одновременно всех условий, предусмотренных ст. 1064 ГК РФ, в 2004 г. из федерального бюджета в областной бюджет поступило 146 901 тыс. руб., просит в иске к Минфину РФ отказать
ПредставительФинансового департамента Администрации Амурской области в судебном заседании 07.02.2007 г. и в отзыве на иск указал, что исковые требования истца не признает, в 2004 г. из федерального бюджета целевым назначением средства для реализации ФЗ «О ветеранах» не выделялись, в областном бюджете на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг в 2004 г. в соответствии с ФЗ «О ветеранах» предусмотрено 381 500 тыс. руб., в т.ч. Ивановскому району – 7 300 тыс. руб., фактически профинансировано 333 685 тыс. руб., в т.ч. Ивановскому району – 6 020 тыс. руб.; в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в 2004 г. распределено и фактически профинансировано из федерального бюджета 146 901 тыс. руб., из них Ивановскому району – 3 928 тыс. руб.; в соответствие с Положением о почетном доноре Амурской области, предусмотрено выделение средств в размере 250 тыс. руб. (по области 9 911 тыс. руб.), фактически выделено Ивановскому району - 220 тыс. руб. (по области 8224 тыс. руб.). В связи с тем, что областной бюджет за 2004 г. исполнен с дефицитом в размере 221 254 тыс. руб., возможность для возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот донорам – отсутствовала.
ПредставительФинансового управления Администрации Ивановского района в судебное заседание 07.02.2007 г. не явился, запрошенных документов, и письменный отзыв на иск не представил, извещен о времени и месте заседания заказным письмом.
ПредставительАдминистрации Ивановского района в заседание 07.02.2007 г. не явился (уведомлен з/п), в отзыве на иск, указал, что требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг в 2004 г.: в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» необходимо было 4691 тыс. руб., из областного бюджета поступило 3928 тыс. руб., задолженность перед ООО «Водоканал» составила 23943,85 руб.; в соответствии с ФЗ «О ветеранах» предусмотрено 7300 тыс. руб., из областного бюджета поступило 6020,2 тыс. руб., задолженность перед ООО «Водоканал» составила 1150,56 руб.; в соответствии с Положением о почетном доноре Амурской области бюджетом области Ивановскому району предусмотрено 250 тыс. руб., фактически профинансировано 220 тыс. руб., задолженность перед ООО «Водоканал» составила 21,57 руб.
Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
Как следует из материалов дела, ООО «Водоканал» в 2004 г. предоставило льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в <...> в соответствии с ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», Положения о Почетном доноре Амурской области на основании договора № 11/2004 от 01.10.2004 г. заключенного между ООО «Водоканал» (исполнитель) и Администрацией Ивановского района (заказчик).
По состоянию на 01.01.2005 г. истцу не возмещены убытки в сумме 25 115, 98 руб., в том числе в связи с предоставлением льгот гражданам согласно ФЗ «О ветеранах» за период с октября 2004 по декабрь 2004 г. в сумме 1150,56 руб.; ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за период с октября 2004 г. по декабрь 2004 г. в сумме 23 943,85 руб.; Положения о Почетном доноре Амурской области за декабрь 2004 г. в сумме 21,57 руб.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета-фактуры, расчет на оплату коммунальных услуг (льгот) с указанием, основания предоставления льгот, количества граждан, имеющих право на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2004 г. заверенные Отделом социальной защиты населения Ивановского района, акты сверки взаимных расчетов. Возражений по представленным документам от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 10 ФЗ “О ветеранах” финансирование льгот ветеранов на оплату жилищно-коммунальных услуг должно производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ч.2 ст.10 указанного закона расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.2001 г. «О программе бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.» предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование, которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Как следует из представленных суду документов денежные средства из федерального бюджета целевым назначением на реализацию полномочий по исполнению ФЗ «О ветеранах» в 2004 г. не выделялись.
Статьей 39, приложением № 14 Закона Амурской области от 29.12.2003 г. «Об областном бюджете на 2004 год» (с изменениями от 15.03.2005 г.) предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию ФЗ «О ветеранах» в размере 381 500 тыс. рублей, в том числе Ивановскому району 7 300 тыс. руб., фактически профинансировано в соответствии с приложением № 13 Закона Амурской области от 01.09.2005 г. 34-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2004 г.» по Ивановскому району в сумме 6 020 тыс. руб.
Судом установлено, что из федерального бюджета целевым назначением денежные средства на финансирование льгот по ФЗ «О ветеранах» не выделялись.
В соответствии с абзацем 9 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Абзацем 11 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» определено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
В соответствии с п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, финансирование льгот инвалидов должно производиться в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Согласно ФЗ «О Федеральном бюджете на 2004г.», Амурской областью на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов» было выделено субсидий в сумме 146 901 тыс. руб., из них согласно Закону Амурской области «Об областном бюджете на 2004 г.» Ивановскому району было выделено 3 928 тыс. руб..
Таким образом, все полученные из федерального бюджета в 2004 г.г. средства на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» были полностью распределены между городами и района области, что отражено в отчетах об исполнении областного бюджета и бюджета Ивановского района за 2004 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Ивановского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам значительно превышает средства, выделенные из Федерального бюджета РФ на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
При возложении ответственности по возмещению убытков на Российскую Федерацию суд исходит из того, что согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Пунктом 2 ст.49 ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Согласно постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 г. № 862 "О Концепции реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 г. № 581 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.2001 г. «О программе бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.» предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование, которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Ивановского района и Амурской области в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает средства, выделенные из Федерального бюджета РФ.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Ивановского и областным бюджетом бюджетных средств не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ни Финансовое управление Администрации Ивановского района, ни Финансовый департамент Администрации Амурской области в 2004 г. не имели возможности направлять средства на реализацию ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку средства на реализацию указанных законов из федерального бюджета в 2004 г. либо не выделялись, либо, выделенных средств было недостаточно.
Статьей 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», пунктом 2 ст.49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поэтому субъект федерации будет нести ответственность за счет соответствующего бюджета за ущерб, причиненный истцу в виде неполучения доходов от предоставленных им льгот в соответствии со ст. 16, ст. 1069 ГК РФ только в той части, в какой они профинансированы соответственно из федерального бюджета, а в остальной части ответственность несет – Казна РФ в лице Министерства финансов РФ.
Материалами дела установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», субъекту РФ - Амурской области не были обеспечены материальными и финансовыми средствами из федерального бюджета в достаточном количестве, следовательно, Финансовое управление Администрации Ивановского района, Финансовый департамент Администрации Амурской области не несут ответственность за убытки перед истцом.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Российской Федерацией государственные полномочия по предоставлению указанных льгот субъекту РФ Амурской области не передавались или передавались в меньшем объеме, ответственность за причинение убытков истцу в 2004 г. в части не возмещения предоставленных льгот по ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», несет Российская Федерация в лице Минфина РФ.
Довод представителя Минфина РФ о том, что истцом не определен жилищный фонд, в котором проживают инвалиды, суд считает необоснованным, поскольку абзац 9 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» предоставляет право, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов на скидку не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
На основании изложенного с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ООО «Водоканал» следует взыскать убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам за период с октября 2004 по декабрь 2004 г. в сумме 1150,56 руб.; инвалидам за период с октября 2004 г. по декабрь 2004 г. в сумме 23 943,85 руб.
В соответствии с п. 4 Положения о Почетном доноре Амурской области, утв. Постановлением Амурского областного Совета народных депутатов №38/169 от 29.05.2000 г., гражданам, которым присвоено звание «Почетный донор Амурской области», на территории области предоставляется льгота по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, донорам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Пунктом 6 Положения о Почетном доноре Амурской области, предусмотрено, что льготы, предоставленные в соответствии с пунктом 4 Положения, финансируются за счет средств областного бюджета.
Согласно Закону Амурской области от 09.12.2003 г. «Об областном бюджете на 2004 г.» (с изменениями от 15.03.2005 г.) предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию Положения о Почетном доноре Амурской области 9911 тыс. руб., в том числе по Ивановскому району - 250 тыс. руб., фактически профинансировано по Ивановскому району в сумме 220 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Ивановского бюджетных средств не представлено.
Поскольку Ивановскому району в 2004 г. в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления льгот на основании Положения о Почетном доноре Амурской, таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части не возмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением льгот на реализацию Положения о Почетном доноре Амурской в 2004 г. должна нести казна Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области, в силу ст. ст. 84, 86, 130 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного с Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО «Водоканал» следует взыскать убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот на реализацию Положения о Почетном доноре Амурской области за декабрь 2004 г. в сумме 21 руб. 57 коп.
Ответчики – Министерство финансов РФ, Финансовый департамент Администрации Амурской области в соответствии со ст. 333. 37 НК РФ от уплаты госпошлины освобождены, в связи с чем, госпошлина по иску взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110,167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ООО «Водоканал» убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот ветеранам за период с октября 2004 по декабрь 2004 г. в сумме 1150,56 руб.; инвалидам за период с октября 2004 г. по декабрь 2004 г. в сумме 23 943,85 руб., всего в сумме 25 094 руб. 41 коп.
Взыскать с Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО «Водоканал» убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот на реализацию Положения о Почетном доноре Амурской области за декабрь 2004 г. в сумме 21 руб. 57 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Н.С. ЗАНОЗА