Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-8212/2017
31 января 2018 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение в полном объеме изготовлено 31.01.2018. Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2018.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Г.В. Лисовской,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания М.М. Акопян,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоком»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий и обязании произвести выставление счетов,
и встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива»
о взыскании 1 223 103 руб. 58 коп. согласно уточненным требованиям,
с объявлением в судебном заседании 17.01.2018 перерыва по правилам ст. 163 АПК РФ до 24.01.2017, при участии в заседании до и после перерыва:
от истца: генеральный директор ФИО1 (ЕГРЮЛ);
от ответчика: генеральный директор ФИО2 (ЕГРЮЛ), ФИО3 по доверенности от 10.08.2017 г.,
до перерыва - специалисты: ИП ФИО4, паспорт, ФИО5, паспорт,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (далее – истец, ООО «УК «Перспектива») с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоком» (далее – ответчик, ООО «Теплоком») о признании незаконными действий по выводу из эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах № 255/А, № 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в г. Белогорске, об обязании произвести выставление счетов и актов оказания услуг за тепловую энергию за январь 2017 г, февраль 2017 г., март 2017 г., апрель 2017 г., май 2017 г. в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета тепловой энергии
В обоснование заявленных требований истец указал, что в рамках заключенного между ООО «УК «Перспектива» и ООО «Теплоком» договора теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016, потребитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
15.03.2017 в адрес ООО «УК «Перспектива» поступило письмо ООО «Теплоком» о том, что приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных домах не пригодны для коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Уведомлений либо заявлений о необходимости посещения представителями теплоснабжающей организации подвальных помещений для изучения работы приборов учета и составления по результатам осмотра актов в адрес управляющей организации не направлялось.
Поскольку между ООО «УК «Перспектива» и ООО «Теплоком» не урегулирован вопрос о законности требований о выводе из эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии и выставлении счетов на оплату, истец обратился в суд с настоящим иском.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, считает требования необоснованными противоречащим действующим нормам законодательства, не согласен с доводом истца, о том, что приборы учета установленные в домах255/А, 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова города Белогорска были введены в эксплуатацию, что подтверждено актами допуска, поскольку акты допуска приборов были подписаны иными организациями, с которыми у ответчика нет договорных отношений, и правопреемником которых, он не является, при этом дата регистрации ООО «Теплоком» 08.09.2016, в то время как акты допуска подписывались еще до создания ответчика в качестве юридического лица. Также указал, что между истцом и ответчиком был заключен договор теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016, ответчик пытался урегулировать вопрос допуска к работе в зимний период приборов учета истца, однако ООО «УК «Перспектива» не желало исправлять нарушения и приводить приборы учета в соответствие с нормами действующего законодательства. Ответчик обращался в адрес истца (письмо от 15.03.2017 № 117), в котором указал, что приборы учета, установленные в спорных домах не пригодны для работы, выявлено систематическое превышение более 5 % температуры возвращаемого теплоносителя, что свидетельствует о неправильной работе внутренней системы отопления и приводит к искажению показаний приборов учета тепловой энергии. Так, 31.03.2017 ответчиком были составлены акты периодической проверки узлов учета тепловой энергии у потребителя по всем приборам учета, установленным в указанных домах, по результатам которой ни один прибор не прошел проверку. Данные акты были направлены истцу, однако истец отказался их подписывать. Только 20.07.2017 истец направил письмо уведомление № 21 о том, что на основании заключенного между ООО «Энергостройаудит» и ООО «УК «Перспектива» договора проектирования узлов учета тепловой энергии, направил в адрес ответчика рабочие проекты коммерческих узлов учета тепловой энергии и теплоносителя по объектам МКД № 300, 302, 304, 308 по улице Кирова, г. Белогорска, просил согласовать данные проекты. ООО «Теплоком» обращалось в прокуратуру с заявлением провести проверку на предмет законности действий истца при использовании не принятых в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. В ответ прокуратура г. Белогорска № 544ж-2017 от 06.09.2017 г. указала, что проводимой проверкой установлено, что указанные узлы, введенные в эксплуатацию в 2014-2015 гг. перед отопительными периодами 2015-2017 гг., в нарушение п. 73 Правил № 1034 в установленном законном порядке проверки на предмет готовности к эксплуатации не проходили, соответствующие акты периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей комиссией не составлялись. По факту выявленных нарушений заместителем прокурора г. Белогорска в отношении ООО «УК «Перспектива» 06.09.2017 вынесено представление об устранении нарушений в сфере законодательства жилищно-коммунального хозяйства. Также указал, что обязанность по надлежащему содержанию узлов учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в многоквартирном доме, а также подписание актов готовности к работе приборов учета тепловой энергии в отопительный период в установленном порядке, возложена на истца как на управляющую организацию. В связи, с чем ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать и вызвать на основании ч. 1 ст. 87.1 АПК РФ для участия в деле специалиста руководителя ООО «Энергостройаудит» ФИО6.
Представитель истца в предварительном заседании 12.10.2017 представил письменное уточнение исковых требований с приложением документов, в котором обосновал исковые требования, пояснил, что при заключении договора никаких претензий выявлено не было, приборы учета стоят только в шести домах, в двух других домах счетчиков нет.
Ответчик исковых требований не признавал. На вопросы суда пояснил, что от истца никаких актов ввода приборов учета в эксплуатацию не получал, совместных актов не подписывал.
Суд с учетом мнения сторон, на основании ч. 1 ст. 87.1 АПК РФ удовлетворил ходатайство ответчика о вызове в качестве специалиста руководителя ООО «Энергостройаудит» ФИО6, обладающего необходимыми специальными технические познаниями.
Определением суда от 12.10.2017 дело назначено к судебному разбирательству на 08.11.2017.
В судебном заседании 08.11.2017 на основании ч. 1 ст. 87.1 АПК РФ суд опросил в качестве специалиста руководителя ООО «Энергостройаудит» ФИО6. На вопросы суда и сторон при осмотре актов ввода в эксплуатацию приборов учета в спорных домах специалист сообщил, что в установленных приборах учета, тепловычислители ВКС-7 и расходомеры ВСПС (отвечающие за хранение информации и высчитывание объемов теплопотребления) в некоторых домах не соответствуют действующим в настоящее время требованиям Методики Минстроя РФ № 99-пр. Технически показания узлов учета могут быть приняты для коммерческого определения объемов тепловой энергии – расчетов между сторонами согласно положениям Правил № 1034 (пунктам 6 и 7) - необходимо определять - когда устанавливались приборы учета (тепловычислители, расходомеры). На вопросы истца о согласовании температурного графика подачи тепловой энергии специалист пояснил, что данный температурный график необходим только для расчетных санкций по договору, на норматив это не влияет. Применяется только если это предусмотрено договором.
Представитель истца пояснил, что установленные приборы учета тепловой энергии в домах были приняты в эксплуатацию прежней теплоснабжающей организацией в соответствии с действующими нормативными актами, срок эксплуатации и поверочный интервал не истек, приобщил к материалам дела возражения на отзыв ООО «Теплоком» от 09.10.2017 и иные документы.
Представитель ответчика представил возражения на уточненные исковые требования, исковых требований не признавал по доводам отзывов.
Определением от 08.11.2017 суд принял встречное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» о взыскании суммы основного долга за поставленную тепловую энергию за период с ноября 2016 г. по май 2017 г. в размере 2 022 636 руб. 98 коп. и отложил судебное разбирательство на 06 декабря 2017.
Встречные исковые требования обоснованы нарушением условий договора теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016, в соответствии с которым потребитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Однако перед началом отопительного периода 2016-2017 годов проверка готовности узлов учета к эксплуатации ООО «УК «Перспектива» не проводилась, акты периодической проверки узлов учета совместно представителями сторон не составлялись. Проведенная ООО «Теплоком» поверка, показала непригодность приборов учета к эксплуатации. ООО «Теплоком» за отопительный период с 01.11.2016 г. по 30.05.2017 г. в адрес потребителя поставлена тепловая энергия в объеме 3 700,10 Гкал, что подтверждается выставленными на оплату счетами и актами выполненных работ, а также Приложением № 3 договора. Однако ООО «УК Перспектива» взятых на себя договорных обязательств по оплате расходов на тепловую энергию надлежащим образом не выполнило, что послужило причиной обращения в суд.
В судебном заседании 18.12.2017 суд удовлетворил ходатайство представителя ответчика об опросе специалиста ФИО4, который пояснил, что является специалистом по работе с ИПУ, ОДПУ. Разъяснил порядок и требования к установке ОДПУ в МКД, оформление документов, взаимодействие управляющих и ресурсоснабжающих компаний. При установлении прибора учета готовится проект, который в последующем согласуется. Установка прибора оформляется актом ввода, допуска в эксплуатацию, ОДПУ проверяется, опломбируется. При выявлении ошибок в работе прибора учета составляется соответствующий акт, предписание, где указывается нарушения и сроки их устранения. Сообщил, что приборы учета необходимо проверять в начале отопительного сезона. По вопросам архива, специалист пояснил, что на сегодняшний день стереть архив не возможно.
На вопросы суда о соответствии актов, имеющихся в материалах дела по спорным домам, специалист пояснил, что акты в принципе является соответствующими требованиям нормативных актов. Считает, что согласно документам, переданным в материалы дела, прослеживаются нарушения в работе приборов учета, с учетом информации предоставленной ООО «Теплоком».
Для разъяснения вопросов требующих специальных познаний в судебном заседании 17.01.2018 в качестве специалистов были опрошены специалисты индивидуальный предприниматель ФИО4, ФИО5
На вопросы истца о формуле расчета потребленного ресурса специалисты пояснили, что формула расчета одна, она не изменяется. Требования к ОДПУ – наличие нестираемого архива. Измерительный прибор ВКТ 7 – вычислитель количества теплоты из реестра не исключен, срок признания свидетельства в реестре продлен до 2021 года. На сегодняшний день приборы учета ВКТ 7 массово выводятся из эксплуатации. Расходомеры - приборы учета ВЭПС выводу из эксплуатации не подлежат, находятся в реестре до 20.02.2020. Указанные приборы имеют свидетельства на эксплуатацию. За сроками государственной поверки должен следить непосредственно владелец прибора учета. Если один из компонентов прибора учета вышел из строя, показания данного прибора учета считаются недействительными, если не доказана корректная работа прибора учета.
Специалист ФИО5 сообщил, что он занимался подготовкой проектов, установкой, подписанием актов ввода в эксплуатацию и контролем за работой ОДПУ, установленных в спорных домах. Действительно датчик давления на приборе учета необходим, но в 2013 году приборы учета в двух домах (№№ 255А и 308) были установлены в 2013 г. без него, проект и акт ввода в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией не оспаривался. При этом изменения величины массы на объемы тепловой энергии ничтожны. Указал, что он осуществлял с использованием удаленного доступа контроль за работой ОДПУ, некорректной, недостоверной работы установлено не было.
Специалист ФИО4 подтвердил, что разница в показаниях ОДПУ без датчика давления в границах погрешности.
На вопросы ответчика о порядке приемки приборов учета, специалист ФИО5 пояснил, что в течение 2-х летнего срока не было претензий по факту эксплуатации приборов учета.
Для предоставления возможности ответчику уточнить встречные исковые требования и проведения сторонами сверки начислений по домам за спорный период, судом объявлялся перерыв до 24.01.2018 до 14 час. 30 мин, о чем был вынесено протокольное определение. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на сайте суда.
После перерыв истец представил уточнение исковых требований по расчету, приобщил к материалам дела: расчет стоимости тепловой энергии с января 2017 по май 2017 года.
Представитель ответчика представил письменное уточнение встречного искового требования: просил взыскать с истца сумму основного долга за поставленную тепловую энергию за период с января 2017 по май 2017 в сумме 1 223 103 руб., 58 коп. 9разницу между показаниями приборов учета и данными полученными расчетным путем), государственную пошлину в сумме 25 231 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя по договору поручения в сумме 50 000 руб.
Суд в порядке статей 49, 132 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные встречные исковые требования.
Истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме, против встречного искового требования возражал в полном объеме, сообщил, что расчет представленный ответчиком в материалы дела не соответствует действующим правилам.
Представитель ответчика на уточненных встречных исковых требованиях настаивал в полном объеме, сообщил, что им не принимаются показания приборов учета, установленных в спорных домах, истцом был нарушен порядок подготовки к отопительному сезону.
Выслушав представителей сторон, специалистов, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «УК «Перспектива» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, находящимися на территории города Белогорска, в том числе: по адресам: ул. Кирова, 255/А; ул. Кирова, 255/В; ул. Кирова, 298; ул. Кирова, 300, ул. Кирова, 302; ул. Кирова, 308.
С 01 ноября 2016 теплоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов является ООО «Теплоком».
Между ООО «УК «Перспектива» (теплоснабжающая организация) и ООО «Теплоком» (потребитель) был заключен договор теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016, в соответствии с п. 1.1. которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в установленные сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно п. 5.2 договора коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если настоящим договором теплоснабжения не определена иная точка учета.
15.03.2017 в адрес ООО «УК «Перспектива» поступило письмо ООО «Теплоком» о том, что приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных домах не пригодны для коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. При этом фактическая проверка состояния приборов учета с посещением подвальных помещений домов и составления акта не осуществлялась.
23.03.2017 ООО «УК «Перспектива» направило в адрес ООО «Теплоком» возражения относительно доводов о непригодности к эксплуатации общедомовых приборов учета, в которых указало на необходимость выставления счетов на оплату тепловой энергии по показаниям приборов учета тепловой энергии и указало, что в случае отказа будет вынуждено обратиться в Арбитражный суд Амурской области.
31.03.2017 в адрес ООО «УК «Перспектива» от ООО «Теплоком» поступило еще одно письмо о несоответствии приборов учета тепловой энергии требованиям законодательства и требованиям об оплате поставленной тепловой энергии не по показаниям приборов учета, а по нормативам, предусмотренным договорными объемами.
05.04.2017 ООО «Теплоком» направило в адрес ООО «УК «Перспектива» сопроводительное письмо исх. № 130, к которому приложены акты технического осмотра приборов учета многоквартирных домов № 255/А, № 255/В, № 298, № 302, № 308 по улице Кирова города Белогорска. В соответствии с данными актами общедомовые приборы учета тепловой энергии не соответствуют Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не принимаются в эксплуатацию.
Уведомлений либо заявлений о необходимости посещения представителями теплоснабжающей организации подвальных помещений для изучения работы приборов учета и составления по результатам осмотра актов в адрес управляющей организации не направлялось.
24.04.2017 ООО «УК «Перспектива» вновь направило в адрес ООО «Теплоком» свои возражения о выводе из эксплуатации приборов учета тепловой энергии.
Так, начиная с 18.05.2017 ООО «Теплоком» предъявляло в адрес ООО «УК «Перспектива» счета и акты на оплату тепловой энергии по расчетным нормативам, установленным договором, а не по показаниям общедомовых приборов учета.
Поскольку между ООО «УК «Перспектива» и ООО «Теплоком» не урегулирован вопрос о законности требований о выводе из эксплуатации общедомовых приборов учета тепловой энергии и выставлении счетов на оплату за спорный отопительный период, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении требований основного иска в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организацияобязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, аабонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренныйдоговором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатациинаходящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых имприборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию черезприсоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и ссоблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданнойабоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета оее фактическом потреблении. Данные положения установлены пунктом 1 статьи 541 ГКРФ.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 этой статьи).
На основании пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услугирассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого попоказаниям общедомовых приборов учета, при их отсутствии - на основаниииндивидуальных (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии - исходя изнормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограниченияпредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений вмногоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либожилищным кооперативом или иным специализированным потребительскимкооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации
В рамках заключенного договора теплоснабжения, в соответствии п. 3.1.17, п. 3.1.19 потребитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показаниям точности измерений. При обнаружении неисправности прибора учета, принадлежащих потребителю, или их не соответствия требованиям действующего законодательства, произвести их ремонт или замену и известить об этом теплоснгабжающую организацию в течение суток. Подготовить к началу отопительного периода тепловые сети и тепло потребляющие установки к работе в зимних условиях и получить акт готовности к работе в отопительный период в установленном порядке
Как следует из материалов дела, спорные жилые многоквартирные дома были оснащены приборами коммерческого учета тепловой энергии и горячей воды.
Судом установлено, что приборы учета были установлены ранее и акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в спорных МКД г. Белогорска были подписаны истцом с ООО «ЖилКоммунСервис»: по адресам: ул. Кирова, 255/А - 31.07.2015 г.; ул. Кирова, 298 - 25.05.2015 г.; ул. Кирова, 300 - 01.09.2015 г.; ул. Кирова, 302 - 31.05.2015 г.; с ООО «Ресурс» по ул. Кирова, 255/В - 30.08.2016 г.; с ООО «Котельная» по ул. Кирова, 308, - 30.05.2014 г. При этом проекты на монтаж и установку общедомовых приборов учета также прошли согласование с ранее действовавшими теплоснабжающими организациями.
В силу пункта 33 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее – Правила № 1034) узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию (пункт 14 Правил N 1034).
По спорным приборам учета, установленным в многоквартирных домах, находящимся под управлением истца, фактические даты выпуска и межповерочные периоды работы приборов учета и входящих в их состав комплектующих следующие:
1. Многоквартирный жилой дом № 255/А по улице Кирова:
1.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7 заводской № 155693, дата изготовления 20.08.2011 г., в соответствии с паспортом прибора полный срок службы прибора 12 лет - до 20.08.2023 г. Дата проведения последней поверки 07.08.2015 г., дата следующей очередной поверки 07.08.2019 г.
1.2. Комплект термометров сопротивления КТСП-Н 3.2.03.02.4.3.3 заводской № 48988, дата выпуска 30.06.2011 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 30.06.2021 г. Дата проведения последней поверки 07.08.2015 г., дата следующей поверки 07.08.2019 г.
1.3. Преобразователь расхода электромагнитный ПРЭМ заводской № 402150, дата выпуска 17.08.2011 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет - до 17.08.2023 г. Дата проведения последней поверки 07.08.2015 г., дата следующей поверки 07.08.2019 г.
1.4. Преобразователь расхода электромагнитный ПРЭМ заводской № 410845, дата выпуска 17.08.2011г., в соответствие с паспортом прибора средний срок службы 12 лет, т.е. до 17.08.2023г. Дата проведения последней поверки 07.08.2015г., дата следующей поверки 07.08.2019г.
2. Многоквартирный жилой дом № 255/В по улице Кирова:
2.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской № 237220, дата выпуска 22.04.2014 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет - до 22.04.2026 г. Дата проведения последней поверки 24.04.2014 г., дата следующей поверки 24.04.2018 г.
2.2. Комплект термопреобразователей сопротивления платиновых для измерения разности температур КТСПР 001, заводской № 110703, дата выпуска не установлена. Дата поверки 22.08.2016 г., дата следующей поверки 21.08.2020 г.
2.3. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 1505262, дата выпуска 20.10.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 20.10.2029 г. Дата поверки 21.10.2015 г., дата следующей поверки 21.10.2019 г.
2.4. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_05261, дата выпуска 20.10.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 20.10.2029 г. Дата поверки 21.10.2015 г., дата следующей поверки 21.10.2019 г.
2.5. Расходомер электромагнитный «Питерфлоу PC», заводской № 070017, дата выпуска 20.03.2016 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет - до 20.03.2028 г. Дата поверки 23.03.2016 г., дата очередной поверки 22.03.2020 г.
2.6. Расходомер электромагнитный «Питерфлоу PC», заводской № 069981, дата выпуска 20.03.2016 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет - до 20.03.2028 г. Дата поверки 23.03.2016 г., дата очередной поверки 22.03.2020 г.
3. Многоквартирный жилой дом № 298 по улице Кирова:
3.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской № 247829, дата выпуска 17.03.2015 г, в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет, - до 17.03.2027 г. Дата проведения последней поверки 30.03.2015 г., дата следующей поверки 30.03.2019 г.
3.2. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской № 39211, дата выпуска 31.10.2014 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 31.10.2024 г. Дата проведения поверки 05.11.2014 г., дата следующей поверки 05.11.2018 г.
3.3. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской № 37453, дата выпуска 30.09.2013 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 30.09.2023 г. Дата проведения поверки 01.10.2013 г., дата следующей поверки 01.10.2017 г.
3.4. Счетчик горячей воды ВСТН-40, заводской № 14570035, дата выпуска 14.11.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 14.11.2014 г., дата следующей поверки 14.11.2018 г.
3.5. Счетчик горячей воды ВСТН-80, заводской № 14542741, дата выпуска 01.08.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 01.08.2014 г., дата следующей поверки 01.08.2018 г.
3.6. Счетчик горячей воды ВСТН-80, заводской № 14542727, дата выпуска 01.08.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 01.08.2014 г., дата следующей поверки 01.08.2018 г.
3.7. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_00750, дата выпуска 18.02.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 18.02.2029 г. Дата поверки 18.02.2015 г., дата следующей поверки 18.02.2019 г.
3.8. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 1500749, дата выпуска 18.02.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 18.02.2029 г. Дата поверки 18.02.2015 г., дата следующей поверки 18.02.2019 г.
4. Многоквартирный жилой дом № 300 по улице Кирова:
4.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской № 230953, дата выпуска 18.02.2014 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 12 лет - до 18.02.2026 г. Дата проведения последней поверки 23.07.2015 г., дата следующей поверки 23.07.2019 г.
4.2. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.2.03.02.4.3.3 заводской № 45504, дата выпуска 08.12.2014 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 08.12.2024г. Дата проведения поверки 10.12.2014 г., дата следующей поверки 10.12.2018 г.
4.3. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.2 заводской № 3456, дата выпуска 29.01.2015 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 29.01.2025 г. Дата проведения поверки 04.02.2015 г., дата следующей поверки 04.02.2019 г.
4.4. ФИО7 электромагнитный преобразователь счетчика жидкости ВЭПС заводской № Ш00617, дата выпуска 24.09.2002 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 15 лет - до 24.09.2017 г. Дата поверки 24.08.2015 г., дата следующей поверки 24.08.2019 г.
4.5. ФИО7 электромагнитный преобразователь счетчика жидкости ВЭПС заводской № П100633, дата выпуска 24.09.2002 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 15 лет - до 24.09.2017 г. Дата поверки 24.08.2015 г., дата следующей поверки 24.08.2019 г.
4.6. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_01178, дата выпуска 07.05.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 07.05.2029 г. Дата поверки 07.05.2015 г., дата следующей поверки 07.05.2019 г.
4.7. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_01220, дата выпуска 07.05.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 07.05.2029 г. Дата поверки 07.05.2015 г., дата следующей поверки 07.05.2019 г.
5. Многоквартирный жилой дом № 302 по улице Кирова:
5.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской № 250359, дата выпуска 17.03.2015 г., в соответствии с паспортом прибора полный срок службы 12 лет - до 17.03.2027 г. Дата проведения последней поверки 30.03.2015 г., дата следующей поверки 30.03.2019 г.
5.2. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской № 39184, дата выпуска 31.10.2014 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 31.10.2024 г. Дата проведения поверки 05.11.2014 г., дата следующей поверки 05.11.2018 г.
5.3. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.2.03.02.4.3.3 заводской № 30706, дата выпуска 30.08.2013 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 30.08.2023 г. Дата проведения поверки 02.09.2013 г., дата следующей поверки 02.09.2017 г.
5.4. Счетчик горячей воды ВСТН-40, заводской № 14564942, дата выпуска 14.11.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 14.11.2014 г., дата следующей поверки 14.11.2018 г.
5.5. Счетчик горячей воды ВСТН-80, заводской № 14569305, дата выпуска 16.10.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 16.10.2014 г., дата следующей поверки 16.10.2018 г.
5.6. Счетчик горячей воды ВСТН-80, заводской № 14569294, дата выпуска 16.10.2014 г., срок службы документацией не определен. Установлен межповерочный интервал сроком в 4 года. Дата поверки 16.10.2014 г., дата следующей поверки 16.10.2018 г.
5.7. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_00729, дата выпуска 18.02.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 18.02.2029 г. Дата поверки 18.02.2015 г., дата следующей поверки 07.05.2019 г.
5.8. Преобразователи давления ПДТВХ-1-02, заводской № 15_00715, дата выпуска 18.02.2015 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы 14 лет - до 18.02.2029 г. Дата поверки 18.02.2015 г., дата следующей поверки 07.05.2019 г.
6. Многоквартирный жилой дом № 308 по улице Кирова:
6.1. Вычислитель количества теплоты ВКТ-7, заводской № 67888, дата выпуска 23.12.2013 г., в соответствии с паспортом прибора полный срок службы 12 лет - до 23.12.2025 г. Дата проведения последней поверки 20.05.2014 г., дата следующей поверки 20.05.2018 г.
6.2. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.1.02.02.4.3.3 заводской № 43256, дата выпуска 18.10.2013 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 18.10.2023 г. Дата проведения поверки 18.10.2013 г., дата следующей поверки 18.10.2017 г.
6.3. Комплект термопреобразователей сопротивления КТСП-Н 3.2.04.02.4.3.3 заводской № 47298, дата выпуска 10.12.2012 г., в соответствии с паспортом прибора срок службы 10 лет - до 10.12.2022 г. Дата проведения поверки 11.12.2012 г., дата следующей поверки 11.12.2016 г.
6.4. Преобразователь расхода вихревой электромагнитный ВЭПС заводской № 805576, дата выпуска 18.11.2010 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы не менее 15 лет - до 18.11.2025 г. Дата проведения поверки 20.05.2014 г., межповерочный интервал 4 года, дата очередной поверки 20.05.2018 г.
6.5. Преобразователь расхода вихревой электромагнитный ВЭПС заводской № 805466, дата выпуска 28.10.2010 г., в соответствии с паспортом прибора средний срок службы не менее 15 лет - до 28.10.2025 г. Дата проведения поверки 20.05.2014 г., межповерочный интервал 4 года, дата очередной поверки 20.05.2018 г.
6.6. Счетчик горячей воды ВСТН-40 заводской № 13595878, дата выпуска 17.10.2013 г., в соответствии с паспортом прибора учета средний срок службы не менее 12 лет - до 17.10.2025 г. Дата проведения поверки 17.10.2013 г., дата следующей поверки 17.10.2017 г.
Таким образом, ни по одному входящему в состав приборов учета тепловой энергии комплектующих не превышен, установленный заводами изготовителями срок эксплуатации как по состоянию на 01 января 2017 года, так и по состоянию на 31.05.2017 года. У всех комплектующих (за исключением комплекта термометров сопротивления зав № 48988 в МКД № 308 по улице Кирова) не вышел межповерочный период. Комплектующие приборов учета тепловой энергии находились в исправном рабочем состоянии.
В соответствии с пунктом 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил № 1034).
По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (пункт 7 Правил № 1034).
Начало действия Правил № 1034 – 29 ноября 2013 года, соответственно до 29 ноября 2016 года любые установленные приборы учета соответствующие действующему законодательству во время их установки могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии.
Таким образом, приборы учета в спорных многоквартирных домах допущены к использованию до 29 ноября 2016 год - введены в эксплуатацию в предусмотренном законодательством порядке и с соблюдением требований, определенных Правилами № 1034.
При этом, Правила № 1034 и иные нормативные акты не содержат указаний и регламентов, в которых в связи со сменой владельца оборудования на котором осуществляется производство и снабжение потребителей коммунальным ресурсом (котельной и магистральных теплосетей), требуется переактировка, перепломбировка или повторный ввод ОДПУ, с уже действующими сроками актов ввода, не истекшим поверочным сроком и исправных.
Поэтому доводы ООО «Теплоком» об отсутствии подписанных сторонами актов ввода в эксплуатацию приборов учета в МКД и о создании/регистрации общества в качестве юридического лица 08 сентября 2016 г., после подписания вышеперечисленных актов правового значения не имеют.
В части истечения срока межповерочного периодакомплекта термометров сопротивления зав № 48988, входящего в состав прибора учета тепловой энергии в МКД № 308 по улице Кирова, суд считает необходимым отметить следующее. Комплектующие прибора учета тепловой энергии находились в исправном рабочем состоянии.
Пунктом 14 Правил установлена обязанность потребителя в случае истечения срока поверки провести поверку прибора или заменить его на новый.
Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Таким образом, истечение срока поверки прибора не означает неработоспособность прибора учета, а также не является прекращением срока его службы, а является основанием для проведения проверки его соответствия метрологическим требованиям. Ответчиком в материалы дела были представлены ведомости учета параметров, специалист ФИО5, обслуживающий прибор учета подтвердил корректную работу прибора учета в спорный период, иное отражалось бы в ведомостях учета в виде технических ошибок с определенным кодом.
Таким образом, доказательств выхода из строя ОДПУ, вмешательства в работу приборов учета либо учета, не отражающего фактическое потребление ресурса, в материалы дела не представлено.
Фактический осмотр приборов учета тепловой энергии для составления соответствующих актов, с указанием выявленных недостатков, представителями ООО «Теплоком» не производился.
Достоверность приборного способа учета энергоресурсов достигается соблюдением совокупности нормативных требований, касающихся приборов (узлов) учета, в том числе:
- места установки (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении);
- технических требований (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утверждены приказом Минпромторга Российской Федерации от 21.01.2011 № 57);
- ввода в эксплуатацию (пункты 52 - 59 Правил № 1034);
- надлежащей эксплуатации, включая снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Коммерческим учетом должно обеспечиваться достаточное количество достоверных величин, позволяющих определить количество поставленных тепловой энергии и теплоносителя.
Все вышеперечисленные требования управляющей организацией при монтаже и эксплуатации общедомовых приборов учета выполнены, что в частности, подтвердил специалист ФИО5, устанавливавший спорные приборы учета в указанных домах и контролировавший их работу.
С учетом вышеизложенного при расчете стоимости поставленной тепловой энергии и горячей воды ООО «Теплоком» в соответствии с договором и действующим законодательством должен учитывать фактический объем поставленной тепловой энергии и горячей воды с учетом показаний приборов учета.
Договор теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 между истцом и ответчиком был заключен 01 ноября 2016 г., при этом расчеты за ноябрь и декабрь 2016 годы проводились по данным ОДПУ, установленных в спорных домах.
В части составленных ответчиком актов периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя, на основании которых ответчиком делается вывод о непринятии приборов учета в эксплуатацию суд считает необходимым указать следующее.
Пунктом 5.25 договора теплоснабжения установлено, что стороны не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяют работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б) срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.
Результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя (п. 5.26 договора теплоснабжения). ООО «Теплоком» проводило проверку узлов учета без представителей истца и без их фактического обследования.
В п. 5.19 договора теплоснабжения указано, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Отопительный сезон на территории муниципального образования город Белогорск начался 23 сентября 2016 года, в то время как договор теплоснабжения между ООО «УК «Перспектива» и ООО «Теплоком» был заключен 01.11.2016.
Акты периодической проверки были составлены ответчиком за месяц до окончания отопительного сезона (исходящий ООО «Теплоком» № 130 от 05.04.2017 г.).
Отсутствие у истца актов периодической проверки готовности узлов учета тепловой энергии (поверенных, признанных годными) к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном само по себе не является основанием для непринятия показаний установленных приборов учета в качестве расчетных.
Ответчик в своем отзыве ссылается на пункт 73 Правил N 1034, которым установлено, что перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта прибора учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодичности проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей, на положение пункта 91 Правил, в котором установлено, что не реже одного раза в год, а также после поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а также на пункт 92 Правил, которым предусмотрено, что результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
При этом ссылка ответчика на пункт 73 Правил является несостоятельной в силу того, что подписание акта периодической проверки узла учета в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034, свидетельствует лишь о проверке готовности узла учета потребителя к эксплуатации в отопительный сезон и об отсутствии каких-либо нарушений в его работе.
Пунктом 72 Правил № 1034 установлено, что в случае наличия замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (коммерческого учета тепловой энергии).
Пункт 75 Правил № 1034 содержит исчерпывающий перечень оснований вывода приборов учета из эксплуатации: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Доказательств технического осмотра приборов учета, установления факта недостоверности их показаний в установленном порядке (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), неисправности приборов учета, уведомлений теплоснабжающей организации о выходе прибора учета из строя, превышении нормативной погрешности и документов, подтверждающих наличие фактов несанкционированного вмешательства в работу приборов учета, нарушения пломб на оборудовании узлов учета, либо механического повреждения приборов и элементов узла учета, врезок в трубы и иных фактов, на основании которых узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в силу пункта 75 Правил № 1034, ответчиком суду не представлено.
Пункт 75 Правил 1034 содержит исчерпывающий перечень оснований вывода приборов учета из эксплуатации. При этом основания систематического превышения, более 5 % температуры возвращаемого теплоносителя свидетельствующего о неправильной работе внутренней системы отопления и приводящей к искажению показаний приборов учета тепловой энергии - Правилами не предусмотрено. Сторонами соответствующие акты о превышении температуры обратного теплоносителя более чем на 5 % не составлялись.
Пунктом 7.4. договора теплоснабжения от 01.11.2016 г. установлено, что в качестве одного из приложений к договору является предусмотренный температурный график (приложение № 7), однако данный температурный график в действующей редакции договора отсутствует.
В соответствии с п. 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила) утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103, паспорт готовности к отопительному периоду (далее - Паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок.
Согласно п. 2 указанных Правил под уполномоченным органом понимается орган местного самоуправления поселения, городского округа.
При этом весь комплект документов для паспортов готовности к отопительному периоду на дома, находящиеся под управлением ООО «УК «Перспектива», передан в орган местного самоуправления - МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск», при этом замечаний по поводу неудовлетворительной подготовки домов к отопительному периоду не поступало.
В случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета (пунктом 83 Правил N 1034).
С заявлениями об имеющихся сомнениях в достоверности показаний приборов учета и необходимости создания комиссии, в спорный период январь-май 2017 года ООО «Теплоком» в адрес ООО «УК «Перспектива» не обращалось.
Пунктом 84 Правил 1034 установлено, что при возникновении разногласий между сторонами договора по корректности показаний узла учета владелец узла учета по требованию другой стороны договора в течение 15 дней со дня обращения организует внеочередную поверку приборов учета, входящих в состав узла учета, с участием представителя теплоснабжающей организации и потребителя. С подобного рода заявлениями ООО «Теплоком» в адрес ООО «УК «Перспектива» также не обращалось.
Таким образом, доводы ответчика о наличии оснований для применения расчетного метода коммерческого учета тепловой энергии являются ошибочными и противоречат действующему законодательству.
Действующее законодательство (пункты 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статья 19 Закона о теплоснабжении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, с учетом снятых показаний ОДПУ подлежат выставлению за фактически потребленную тепловую энергию счета по спорным многоквартирным домам № 255А, 255В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в городе Белогорск Амурской области в следующем объеме (акты снятия показаний и расчеты за каждый месяц приобщены к материалам дела):
- за январь 2017 года, счет на оплату № 17 от 31.01.2017 г. на сумму 1 582 577,84 руб.;
- за февраль 2017 года, счет на оплату № 50 от 28.02.2017 г. на сумму 1 336 469,04 руб.;
- за март 2017 года, счет на оплату № 74 от 31.03.2017 г. на сумму 960 721,16 руб.;
- за апрель 2017 года, счет на оплату № 105 от 28.04.2017 г. на сумму 615 336,32 руб.;
- за май 2017 года, счет на оплату № 106 от 31.05.2017 г. на сумму 106 635,44 руб.
На основании оценки вышеизложенных обстоятельств, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом доводов и возражений сторон, приведенных требований нормативных актов, суд приходит к выводу, что действия общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» по выводу из эксплуатации и непринятию данных общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах № 255/А, № 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в г. Белогорске являются незаконными, а требования истца об обязании ответчика произвести выставление счетов и оформление актов оказания услуг за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016 за январь-май 2017 г. по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии в указанных многоквартирных домах обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с удовлетворением требований основного иска, уточненные требования по встречному иску о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» суммы основного долга (расхождений начислений по показаниям приборов учета и расчетным путем по нормативу) за поставленную тепловую энергию в спорные дома за период с января по май 2017 г. (включительно) в размере 1 223 103 руб. 58 коп. удовлетворению не подлежат.
Встречные исковые требования обоснованы нарушением ООО «УК «Перспектива» условий договора теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016, в части нарушения потребителем обязанности по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
В уточненных требованиях ООО «Теплоком» указало, что согласно данным приборов учета в МКД № 255А, № 255В, № 298, № 300, № 302, № 308, представленным ООО «УК «Перспектива» в уточнениях к исковым требованиям от 04.12.2017 г. № 2038, отраженным в приложении: общий объем тепловой энергии затраченной на отопление в период с января по май 2017 г. составляет - 2 402, 72 Гкал., в денежном выражении - 4 613 246,42 руб.
Согласно расчету объема отпущенной тепловой энергии в МКД № 255А, № 255В, № 298, № 300, № 302, № 308, согласно правилам расчета № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г., за период январь - май 2017 г. общий объем тепловой энергии, затраченной на отопление составляет 3 039,75 Гкал на сумму 5 836 350 руб.
Таким образом, разница между показаниями приборов учета, представленным ООО «УК «Перспектива» и данными, полученными расчетным путем по нормативу, составляет 1 223 103,58 руб. (5 836 350 руб. - 4 613 246,42 руб.).
Поскольку суд пришел к выводу о правомерности расчетов по показаниям приборов учета, установленных в МКД <...>, № 300, № 302, № 308 с января по май 2017, требование ООО «Теплоком» о расчетах в спорный период по нормативу и взыскании полученной разницы не является законным и обоснованным
Учитывая удовлетворение основного иска и вышеизложенные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении встречных исковых требований.
Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина. В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истец по первоначальному иску неимущественного характера уплатил в доход федерального бюджета государственную пошлину согласно п. 4 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ по платежному поручению № 1488 от 15.09.2017 в сумме 6 000 руб.
В связи с удовлетворением требований иска в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчика по первоначальному иску в пользу истца.
Истцом по встречному иску ООО «Теплоком» при предъявлении встречного искового заявления уплачена государственная пошлина в федеральный бюджет по платежному поручению № 302 от 21.09.2017 в сумме 33 113 руб.
Государственная пошлина с уточненных требований по встречному иску (2 182 147, 94 руб.) составляет 25 231 руб.
Учитывая, что в удовлетворении встречного иска отказано, в силу ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 25 231 руб. относятся на истца по встречному иску, госпошлина в сумме 7 882 руб. подлежит возврату из бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Удовлетворить требования основного иска общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (ОГРН <***>, ИНН <***>):
обязать общество с ограниченной ответственностью «Теплоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) произвести выставление счетов обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и оформление актов оказания услуг за поставленную тепловую энергию по договору теплоснабжения и нагрева воды № 1/2016 от 01.11.2016 за январь 2017 г, февраль 2017 г., март 2017 г., апрель 2017 г., май 2017 г. по показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах № 255/А, № 255/В, 298, 300, 302, 308 по улице Кирова в г. Белогорске.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
2. Отказать в удовлетворении встречного иска общества с ограниченной ответственностью «Теплоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Перспектива» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании суммы основного долга (расхождений начислений по показаниям приборов учета и расчетным путем по нормативу) за поставленную тепловую энергию за период с января по май 2017 г. (включительно) в размере 1 223 103 руб. 58 коп.; судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 25 231 руб. отнести на истца по встречному иску.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Теплоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 882 руб., уплаченную платежным поручением от 21.09.2017 № 302.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Г.В. Лисовская