Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-8214/2021 | ||||||||
декабря 2021 года | ||||||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 27 декабря 2021 года. Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2021 года. | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём Гончарук Н.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства финансов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления, Третьи лица: администрация закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>); Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Финансово-экономическое управление Администрации ЗАТО Циолковский (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||||
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1 по доверенности № 13-04/02 от 11.01.2021, удостоверение, диплом, от ответчика: ФИО2 по доверенности № 23-19-12/3 от 11.01.2021, удостоверение, диплом | ||||||||||
установил: | ||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство финансов Амурской области (далее по тексту заявитель, Минфин АО) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее – ответчик, УФК АО) о признании недействительным представления от 13.09.2021 № 23-13-59/23-7199 в полном объеме.
16.11.2021 заявитель уточнил требования и просил суд: признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Амурской области от 13.10.2021 № 23-13-59/23-7199 в полном объеме.
Уточнение требований судом принято на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В обоснование требований заявитель указал, что по результатам контрольного мероприятия орган контроля направил Минфину АО оспариваемое представление с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушений, отраженных в пунктах 1-2 представления.
Считает представление незаконным по следующим основаниям. В представлении указано нарушение, не установленное актом выездной проверки от 27.08.2021, что не соответствует требованиям статьи 270.2 БК РФ и стандарту внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095.
Выполнение требования невозможно поскольку дополнительным соглашением от 01.08.2020 № 1 приложение № 1 к Соглашению (Сведения) изложено в новой редакции, в которой показатель по пункту 2.1 отсутствует.
Соглашение № 01-01-06/06-235 не содержит положений, обязывающих Минфин АО предоставлять отчет исключительно на основании сведений, предоставленных муниципальным образованием, без возможности их уточнения.
При предоставлении 28.01.2020 информации, изложенной в пояснительной записке (стр. 11) к Сведениям о выполнении обязательств, предусмотренных Соглашением, уже достоверно было известно о факте неисполнения обязательств по контрактам, о чем абсолютно достоверно и обосновано было указано в пояснительной записке. Министерство, указав на 01.01.2020 информацию о неисполнении контрактов в 2019 году, в дальнейшем по тексту пояснительной записки справочно указало информацию о плановом сроке исполнения обязательств в 2020 году.
Требования к форме и содержанию пояснительной записки к Сведениям о выполнении обязательств, предусмотренных Соглашением не урегулированы ни нормативными актами, ни Соглашением в связи с чем требование УФК по Амурской области об отражении информации в соответствии с контрактами не обоснованно.
Считает информацию достоверной, доказательств представления заведомо недостоверной информации УФК по Амурской области не предоставлено, вывод о недостоверности сделан на основе оценочного суждения и на формальном толковании обстоятельств выявленного нарушения.
Ответчик возражал против заявленных требований по основаниям указанным в письменном отзыве, считает установленными нарушения, перечисленные в представлении.
По доводу, изложенному в заявлении о несоответствии формулировки нарушения в акте проверки и в представлении, Управление поясняет следующее.
Акт проверки носит информационный характер и отражает выявленные в ходе проверки сведения, позицию руководителя проверочной группы, в том числе о формулировке нарушения.
При этом руководитель проверочный группы самостоятельно по своему внутреннему убеждению определяет действия, которые позволяют ему оценить всю совокупность представленных ему материалов и сделать окончательный вывод относительного вопросов программы проверки и темы контрольного мероприятия.
Акт выездной проверки от 27.08.2021, содержит перечень нарушений, установленных в Министерстве, но не содержит каких-либо обязательных распоряжений и предписаний в отношении заявителя и не может нарушать его права и обязанности, то есть не содержит признаков и не подпадает под понятие ненормативного акта государственного органа. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий.
По мнению Управления, доводы Министерства, изложенные в заявлении, не обоснованы, оспариваемое Представление соответствует действующему законодательству Российской Федерации, вынесено в пределах предоставленных полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, не нарушает права и законные интересы Министерства.
На основании изложенного, Управление просит суд в удовлетворении заявления Министерства о признании незаконным представления Управления от 13.10.2021 № 23-13-59/23-7199 отказать.
Представитель Администрации ЗАТО Циолковский поддержал позицию Министерства финансов Амурской области, а также заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Финансово-экономическое управление Администрации ЗАТО Циолковский. Стороны не возражали против привлечения 3 лица.
Определением суда от 06.12.2021 в качестве 3 лица привлечено Финансово-экономическое управление Администрации ЗАТО Циолковский. Привлеченное в качестве 3 лица Финансово-экономическое управление Администрации ЗАТО Циолковский в судебное заседание не явилось, письменный отзыв на заявление не представило.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области на основании приказа от 13.08.2021 № 345 «О назначении плановой выездной проверки министерства финансов Амурской области» в соответствии с пунктом 23 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Амурской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год проведена выездная проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и их отражения в бюджетном учете и отчетности в части исполнения трехсторонних соглашений о предоставлении и обеспечении эффективного использования выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов для предоставления бюджетам ЗАТО дотаций на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232.
По результатам рассмотрения контрольного мероприятия в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта № 1095 Министерству было направлено представление от 13.10.2021 № 23-13-59/23-7199 с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 01.12.2021.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100 должностные лица органов государственного (муниципального) финансового контроля обязаны направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного (муниципального) финансового контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки, а также иных материалов проверки о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля должностные лица органа государственного (муниципального) финансового контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки обеспечивают подготовку и направление, в том числе представления и (или) предписания объекту контроля.
По результатам заседания контрольной комиссии Управления, руководителем Управления принято решение направить Министерству Представление с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушения.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого Представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
Проведенным контрольным мероприятием установлено.
Согласно статье 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Пункт 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232 утверждены Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования с изменениями и дополнениями (далее - Правила № 232).
Правила № 232 определяют порядок компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, осуществляемой путем предоставления межбюджетных трансфертов в форме дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее -дотации).
В соответствии с пунктом 10 Правил № 232 должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций закрытых административно-территориальных образований несут персональную ответственность за достоверность сведений, представляемых в Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 232 (в редакции, действующей с 02.01.2019) Министерство финансов Российской Федерации заключает с органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований трехсторонние соглашения о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления бюджетам закрытых административно-территориальных образований дотаций (далее -соглашение).
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232 «Об утверждении Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования», от 3 марта 2018 г. № 220 «О внесении изменений в Правила компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Министерство), Правительством Амурской области (далее - Субъект РФ) и главой ЗАТО «Циолковский» (далее - муниципальное образование) заключено Соглашение от 13.06.2018 № 01-01-06/06-235 о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для предоставления бюджету закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования (далее - Соглашение № 01-01-06/06-235).
Предметом Соглашения № 01-01-06/06-235 является предоставление и обеспечение эффективного использования дотаций из федерального бюджета, выделяемых в целях компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования.
Пунктом 3.3 Соглашения № 01-01-06/06-235 установлены обязанности Субъекта РФ, в том числе представлять в Министерство по состоянию на 1 июля текущего года и 1 января года, следующего за отчётным, не позднее 15 рабочих дней по истечении отчетного периода, на бумажном и электронном носителях сведения:
- о выполнении условий предоставления дотации и обязательств, направленных на эффективное использование дотации, установленных пунктами 2.1, 3.3 и 3.5 настоящего Соглашения, по форме согласно Приложению 1 к Соглашению № 01-01-06/06-235, а также пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении (причинах невыполнения) указанных обязательств;
- о выполнении обязательств по финансовому обеспечению органами местного самоуправления ЗАТО Циолковский мероприятий, включенных в план реализации стратегии социально-экономического развития ЗАТО или программу комплексного социально-экономического развития ЗАТО, установленных подпунктом 3.5.8 пункта 3.5 настоящего Соглашения, по форме согласно Приложению 2 к настоящему Соглашению, а также пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении (причинах невыполнения) указанных обязательств;
- о выполнении обязательств по обеспечению завершения строительства и (или) реконструкции объектов, включённых в Перечень, установленных подпунктами 3.5.10 и 3.5.11 пункта 3.5 настоящего Соглашения, по форме согласно Приложению 3 к настоящему Соглашению, а также пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении (причинах невыполнения) указанных обязательств;
Пунктом 3.5. Соглашения № 01-01-06/06-235 установлена обязанность муниципального образования, в том числе представлять в Министерство в установленных им порядке и сроки информацию, для представления сведений, предусмотренных подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения от 13.06.2018 № 01-01-06/06-235 (подпункт 3.5.9).
Соглашение № 01-01-06/06-235 подписано всеми сторонами указанного соглашения.
Приложением № 1 к Соглашению № 01-01-06/06-235 установлена форма Сведений о выполнении субъектом Российской Федерации и закрытым административно-территориальным образованием условий предоставления дотации и обязательств, направленных на эффективное использование дотации, установленных пунктами 2.1, 3.3 и 3.5 Соглашения о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для предоставления бюджету закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно - территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, по состоянию на отчетную дату, в которую включены 15 показателей условий, обязательств (наименований условий, обязательств) по которым предоставляются сведения.
Приложением № 2 к Соглашению № 01-01-06/06-235 установлена форма Сведений о выполнении обязательств по финансовому обеспечению органами местного самоуправления мероприятий, включенных в план мероприятий по реализации стратегии комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования или программу комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования в отчетном году, которая содержит наименование мероприятия, объем средств, предусмотренный в местном бюджете (в том числе за счет дотации из федерального бюджета, за счет бюджета субъекта Российской Федерации), а также уровень софинансирования мероприятий субъектом Российской Федерации в процентах.
Приложением № 3 к Соглашению № 01-01-06/06-235 утверждена форма Сведений о выполнении обязательств закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области по обеспечению завершения строительства и (или) реконструкции объектов, начатых за счет выделенных до 1 января 2013 года из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, включенных в перечень завершаемых объектов строительства и (или) реконструкции, одобренный Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения № 01-01-06/06-235, предусмотрена обязанность Министерства представлять в министерство финансов Российской Федерации по состоянию на 1 июля текущего года и 1 января года, следующего за отчетным, не позднее 15 рабочих дней по истечении отчетного периода, на бумажном и электронном носителях сведения о выполнении условий предоставления дотаций и обязательств, направленных на эффективное использование дотаций, установленных пунктами 2.1, 3.3 и 3.5 Соглашения № 01-01-06/06-235, по форме согласно Приложению 1 к Соглашению № 01-01-06/06-235, а так же пояснительную записку, содержащую информацию о выполнении (причинах невыполнения), указанных обязательств.
Согласно подпункту 3.5.9 пункта 3.5 Соглашения № 01-01-06/06-235, предусмотрена обязанность ЗАТО Циолковский представлять в Министерство в установленных им порядке и сроки информацию, для представления сведений, предусмотренных подпунктом 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения № 01-01-06/06-235.
Как следует из пункта 1 Представления, Министерством в нарушение пункта 1 статьи 130, статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 13 Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232, подпункта 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для предоставления бюджету закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования от 13.06.2018 № 01-01-06/06-235 (далее - Соглашение), направлены в Министерство финансов Российской Федерации Сведения о выполнении субъектом Российской Федерации закрытым административно-территориальным образованием условий предоставления дотации и обязательств, направленных на эффективное использование дотации (далее - Сведения), установленных пунктами 2.1, подпункта 3.3.4 пункта 3.3 и 3.5 Соглашения, по состоянию на 01.07.2019 содержащие некорректные данные в виде значения «Да» по пунктам 5 «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» и 6 «Принятие решения об отмене предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» подраздела II Сведений по состоянию 01.07.2019 - некорректные данные в отношении значения показателя по пункту 2.1 «отношение объема средств бюджета ЗАТО, направленных на финансовое обеспечение плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития ЗАТО или программы комплексного социально-экономического развития Муниципального образования, к размеру дотации, рассчитанной на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО, на очередной финансовый год, доведенному Министерством в соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 Соглашения» подраздела II Сведений, в части утвержденного в бюджете муниципального образования ЗАТО Циолковский процента по данному показателю.
К проверке были представлены Сведения о выполнении условий предоставления дотации и обязательств (далее - Сведения) по состоянию 01.07.2019, на 01.01.2020, на 01.07.2020, на 01.01.2021 (с учетом изменений), представленные Администрацией ЗАТО Циолковский Амурской области в Министерство и Сведения по состоянию на 01.07.2019, на 01.01.2020, на 01.07.2020, на 01.01.2021 (с учетом изменений), представленные Министерством в Минфин России.
Проведенным анализом представленных Сведений по состоянию на 01.07.2019, установлено, что направленные Министерством в Минфин России письмом от 19.07.2019 № 02-м-18/3544 Сведения подготовлены не на основании Сведений по состоянию на 01.07.2019, направленных Администрацией ЗАТО Циолковский Амурской области в Министерство письмом от 17.07.2019 №01-08/2391, а именно:
-в пункте 5 «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» подраздела II Сведений по состоянию на 01.07.2019 направленных Министерством в Минфин России, в графе «исполнено на 01.07.2019», отражено «да», при этом пункт 5 «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» подраздела II Сведений по состоянию на 01.07.2019 направленных в Администрацией ЗАТО Циолковский в Министерство в графе «исполнено на 01.07.2019», отражено «нет»;
-в пункте 6 «Принятие решения об отмене предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» подраздела II Сведений по состоянию на 01.07.2019 направленных Министерством в Минфин России, в графе «исполнено на 01.07.2019», отражено «да», при этом пункт 6 «Принятие решения об отмене предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» подраздела II Сведений по состоянию на 01.07.2019 направленных в графе «исполнено на 01.07.2019», отражено «нет».
Сведения по состоянию на 01.07.2020, направленные Министерством в Минфин России письмом от 21.07.2020 № 02-М-11/3303, подготовлены не на основании Сведений по состоянию на 01.07.2020, направленных ЗАТО Циолковский в Министерство письмом от 16.07.2020 № 01-08/3083, а именнопункт 2.1 «отношение объема средств бюджета ЗАТО, направленных на финансовое обеспечение плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития ЗАТО или программы комплексного социально-экономического развития Муниципального образования, к размеру дотации, рассчитанной на компенсацию дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО, на очередной финансовый год, доведенному Министерством в соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 Соглашения» подраздела II Сведений по состоянию на 01.07.2020, в графе «утверждено в бюджете по состоянию на 01.07.2020» отражено - 295,43 процента, в графе «отклонение» отражено - 40,3 процента, при этом пункт 2.1 раздела II Сведений о выполнении условий предоставления дотации и обязательств по состоянию на 01.07.2020 направленных Администрацией ЗАТО Циолковский Амурской области в Министерство в графе «утверждено в бюджете по состоянию на 01.07.2020» отражено - 295,39 процента, в графе «отклонение» отражено - 40,26 процента, указанное отклонение значений отраженного в сведениях от фактического составило 0,04 процента.
Министерством в возражениях на акт выездной проверки указано, что при подготовке отчета в Минфин России информация об исполнении обязательств откорректирована на основании пояснительной записки, представленной ЗАТО Циолковский в составе Сведений по состоянию на 01.07.2019, а также Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам, по форме 5-МН, размещенного на сайте УФНС, тем самым министерство признало, что при направлении Сведений по состоянию на 01.07.2019 и 01.07.2020 Администрацией ЗАТО Циолковский допущена неточность в предоставленной информации по вышеуказанным показателям. Кроме того, Министерство не затребовало от Администрации исправления неточностей и направления скорректированных Сведений, содержащих уточненную информацию.
Поскольку согласно пояснениям сторон в судебном заседании льготы и пониженные ставки по налогам отсутствовали, информация по пунктам 5 и 6 Сведений предоставляется при наличии льгот и пониженных ставок в Сведениях не мог быть отражен ответ «Да» в пункте 5 «Проведение оценки эффективности предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)» и в пункте 6 «Принятие решения об отмене предоставления налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) (при наличии льгот и пониженных ставок)».
Кроме того, наличие разных ответов на одни и те же пункты Сведений у сторон одного Соглашения не может быть признано обоснованным и достоверным.
В связи с изложенным доводы заявителя в данной части судом отклонены.
Как следует из пункта 2 Представления, Министерством в нарушение пункта 1 статьи 130, статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 13 Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232, подпункта 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения от 13.06.2018 № 01-01-06/06-235 о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для предоставления бюджету закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлена Пояснительная записка от 28.01.2020 № 01-4-444 по состоянию на 01.01.2020, содержащая недостоверную информацию о выполнении (причинах невыполнения) условий и обязательств, установленных пунктами 2.1 и 3.5 указанного соглашения, в части плановых сроков исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке технологичного оборудования, мебели и спортивного инвентаря на сумму 3 993, 84 тыс. рублей, предусмотренного проектно-сметной документацией объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта».
Проверкой установлено, что в адрес министерства финансов Российской Федерации Правительством Амурской области сопроводительным письмом от 28.01.2020 № 01-4-444 направлены:
-сведения о выполнении условий предоставления дотации и обязательств, направленных на эффективное использование дотации, установленных пунктами 2.1, 3.3 и 3.5 Соглашения № 01-01-06/06-235 по форме согласно Приложению № 1 к Соглашению;
-сведения о выполнении обязательств, установленных подпунктом 3.5.8 пункта 3.5 Соглашения № 01-01-06/06-235, по форме согласно Приложению № 2 к Соглашению;
-сведения о выполнении обязательств, установленных подпунктами 3.5.10 и 3.5.11 Соглашения № 01-01-06/06-235, по форме согласно Приложению № 3 к Соглашению;
-пояснительная записка, содержащая информацию о выполнении (причинах невыполнения) указанных обязательств.
Информация, отраженная в пояснительной записке по состоянию на 01.01.2020, подготовленная Министерством и направленная в Минфин России содержит недостоверные данные о выполнении (причинах невыполнения) условий и обязательств, установленных пунктами 2.1 и 3.5 Соглашения № 01-01-06/06-235, в части плановых сроков исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке технологичного оборудования, мебели и спортивного инвентаря на сумму 3 993,84 тыс. рублей, предусмотренного проектно-сметной документацией объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта».
Проведенным контрольным мероприятием в отношении Администрации ЗАТО Циолковский Амурской области, установлено, что направленные в Министерство скорректированные сведения от 22.01.2020 № 01-08/188 подписанные главой ЗАТО, содержат недостоверную информацию (в пояснительной записке) в части планового срока исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке оборудования и инвентаря по четырем заключенным контрактам, не соответствуют фактическим данным, отраженным в этих муниципальных контрактах.
Скорректированные сведения от 22.01.2020 № 01-08/188 содержат сведения о неисполненных в 2019 году обязательствах поставщиков по поставке технологического оборудования, мебели и спортивного инвентаря на сумму 3 993,84 тыс. рублей:
- поставка гидравлического поворотного подъемника - лифта для маломобильных групп населения (для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь») по договору Ф.2019.286518 от 01.10.2019 с ООО «Ресурс Инжинеринг» на сумму 239,89 тыс. рублей;
- поставка мебели для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь» по договору от 11.11.2019 № Ф.2019.286522 с ООО «ДЭФО-ВЛАДИВОСТОК» на сумму 3 397,32 тыс. рублей;
- поставка зеркал для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь» по договору от 11.11.2019 № Ф.2019.286524 с ООО «ДЭФО-ВЛАДИВОСТОК» на сумму 34,76 тыс. рублей;
- поставка инвентаря для шахматно-шашечного клуба и игры в бильярд для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь») по договору от 09.12.2019 № Ф.2019.286533 с ООО «СПОРТСНАБ» на сумму 321,87 тыс. рублей.
В скорректированных сведениях от 22.01.2020 № 01-08/188 указано, что срок исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке вышеперечисленного оборудования и инвентаря (предусмотренного проектно-сметной документации для объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта») до 31.01.2020, исполнение обязательств заказчика в соответствии с условиями договоров до 17.02.2020.
Проверкой условий поставки и оплаты заключенных и неисполненных в 2019 году муниципальных контрактов на поставку оборудования и инвентаря, установлено, что по муниципальному контракту:
-от 01.10.2019 № Ф.2019.286518 на поставку гидравлического поворотного подъемника-лифта для маломобильных групп населения (для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь») на сумму 239 886,33рублей, заключенному с Поставщиком - ООО «Ресурс Инжинеринг», срок поставки товара указан с момента заключения Контракта до 10 декабря 2019 г. (пунктом 4.1), оплата поставленного Поставщиком товара осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Поставщика в течение 30 дней с даты подписания Сторонами акта о приемке, при предоставлении Поставщиком счета/счета-фактуры (пункт 2.6), муниципальный контракт действует с момента его подписания и до 31.12.2019 (пункт 11.1);
-от 11.11.2019 № Ф.2019.286522 на поставку и передачу на мебели для объекта «Спортивный комплекс ЗАТО Углегорск- 1-я очередь» на сумму 3 397 323,85 рублей, заключенному с Поставщиком - ООО «ДЭФО-ВЛАДИВОСТОК», срок поставки товара с момента заключения Контракта до 15 декабря 2019 г. (пункт 4.1), оплата поставленного Поставщиком товара осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Поставщика в течение 30 дней с даты подписания Сторонами акта о приемке, при предоставлении Поставщиком счета/счета-фактуры (пункт 2.6), муниципальный контракт действует с момента его подписания и до 31.12.2019 (пункт 11.1);
-от 11.11.2019 № Ф.2019.286524 на поставку и передачу зеркал для объекта «Спортивный комплекс ЗАТО Углегорск- 1-я очередь» на сумму 34 761,17 рублей. Поставщик общество с ограниченной ответственностью «ДЭФО-ВЛАДИВОСТОК», срок поставки товара с момента заключения Контракта до 15 декабря 2019 г. (пункт 4.1), оплата поставленного Поставщиком товара осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Поставщика в течение 30 дней с даты подписания Сторонами акта о приемке, припредоставлении Поставщиком счета/счета-фактуры (пункт 2.6), муниципальный контракт действует с момента его подписания и до 31.12.2019 (пункт 11.1);
-- от 09.12.2019 № Ф.2019.286533 на поставку и передачу инвентаря для шахматно-шашечного клуба и игры в бильярд (для объекта «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь» на сумму 321 870,90 рублей, срок поставки товара с момента заключения Контракта до 18 декабря 2019 г. (пункт 4.1), оплата поставленного Поставщиком товара осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Поставщика в течение 30 дней с даты подписания Сторонами акта о приемке, при предоставлении Поставщиком счета/счета-фактуры (пункт 2.6), муниципальный контракт действует с момента его подписания и до 31.12.2019 (пункт 11.1).
Таким образом, срок исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке вышеперечисленного оборудования и инвентаря (предусмотренного проектно-сметной документации для объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта») до декабря 2019 года, исполнение обязательств заказчика в соответствии с условиями контрактов не должен превышать 30 дней с даты подписания Сторонами акта о приемке, при предоставлении Поставщиком счета/счета-фактуры, т.е. январь 2020.
Следовательно, Министерством в адрес Минфина России направлена недостоверная информация, в части плановых сроков исполнения договорных обязательств поставщиков по поставке технологичного оборудования, мебели и спортивного инвентаря на сумму 3 993,84 тыс. рублей, предусмотренного проектно-сметной документацией объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта», тем самым не соблюдены требования пункта 1 статьи 130, статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 13 Правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 № 232, подпункта 3.3.4 пункта 3.3 Соглашения от 13.06.2018 № 01-01-06/06-235 о предоставлении и обеспечении эффективного использования межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для предоставления бюджету закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области дотации на компенсацию дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования.
Суд признает не обоснованными доводы заявителя в указанной части, поскольку информация Минфина АО о сроках исполнения обязательств по контрактам не соответствовала срокам, указанным в контрактах, а также предусмотренного проектно-сметной документацией объекта капитального строительства «Спортивный комплекс в ЗАТО Углегорск, 1-я очередь - корректировка объекта».
Суд также признает обоснованным довод ответчика о возможности корректировки наименования нарушения при вынесении представления по сравнению с формулировкой наименования нарушения указанном в акт проверки, поскольку акт проверки представляет собой документ, отражающий выявленные в ходе проверки сведения, в том числе о формулировке нарушения.
Судом оценены доводы заявителя в указанной части и признаны несостоятельными, поскольку смысл установленного проверкой нарушения кардинально не изменился, по существу была установлена недостоверность данных в Сведениях, что и нашло свое отражение в оспариваемом представлении. Лицо, выносящее представление по результатам проверки имеет право скорректировать наименование установленного нарушения, в случае если объективная сторона нарушения не изменяется.
Пунктом 4 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее - федеральный стандарт № 1095) установлено, акт проверки (ревизии), возражения объекта контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии), а также иные материалы проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, по результатам которого принимается одно или несколько решений:
- о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;
- о наличии или об отсутствии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы;
- о наличии или об отсутствии оснований для назначения внеплановой выездной проверки (ревизии) (далее - повторная проверка (ревизия), в том числе при наличии:
- письменных возражений от объекта контроля и представленных объектом контроля дополнительных документов, относящихся к проверенному периоду, влияющих на выводы по результатам проведения проверки (ревизии);
- признаков нарушений, которые не могут в полной мере быть подтверждены в рамках проведенной проверки (ревизии).
Рассмотрение результатов контрольного мероприятия в отношении Министерства осуществлялось руководителем Управления, с учетом предложений, подготовленных Контрольной комиссией Управления, а также в присутствии представителей объекта контроля.
По результатам рассмотрения контрольного мероприятия в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта № 1095 Министерству было направлено представление от 13.10.2021 № 23-13-59/23-7199 с требованием принять меры по устранению причин и условий нарушения со сроком исполнения до 01.12.2021.
Довод заявителя о нарушении федерального стандарта № 1095 не доказан в связи с чем отклонен судом.
Довод заявителя о невозможности исполнения представления судом не принимается, поскольку в представлении не указано на необходимость изменения ранее направленных Сведений, в связи с чем изменения сторонами Соглашения не имеет правового значения, Минфин АО может принять меры по устранению причин и условий нарушения, доказательства наличия объективных препятствий в исполнении представления заявителем не доказано.
Таким образом, оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, указанные обстоятельства в соответствии со статьёй 201 АПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Определением суда от 25.10.2021 были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого представления до вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с отказом в удовлетворении требований суд считает необходимым указать на отмену мер по обеспечению иска после вступления решения суда в законную силу.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:
В удовлетворении требований о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 13.10.2021 № 23-13-59/23-7199 отказать.
Обеспечительные меры, принятые в соответствии с определением суда от 25 октября 2021 года подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский