Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru | ||||
Именем Российской Федерации | ||||
РЕШЕНИЕ | ||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-8436/2013 | ||
27 января 2014 года | изготовлено решение в полном объеме | |||
20 января 2014 года | объявлена резолютивная часть решения | |||
Арбитражный суд в составе судьи Аныша Дениса Сергеевича, | ||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Долгушиным И.В., | ||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Прогресс 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||
к | министерству сельского хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) | |||
о признании решения незаконным, | ||||
при участии в заседании: от истца: ФИО1, по доверенности № 28 АА 0469933 от 06.11.2013, сроком на пять лет, паспорт; от ответчика: ФИО2, по доверенности № 06/581 от 25.02.2013, сроком на 1 год, удостоверение; | ||||
установил: | ||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Прогресс 7» (далее – заявитель, общество, ООО «Прогресс 7») с заявлением о признании незаконным решения министерства сельского хозяйства Амурской области (далее – ответчик) от 21.11.2013 № 06/4155 полностью. В качестве способа восстановления нарушенного права просило признать ООО «Прогресс 7» товаропроизводителем, обязать министерство сельского хозяйства Амурской области рассмотреть заявление на предоставлении субсидии по существу в установленный законом срок.
Заявленные требования обоснованы тем, что в ноябре 2013 года ООО «Прогресс 7» обратилось в министерство сельского хозяйства Амурской области с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, предусмотренной постановлением Правительства Амурской области № 86 от 15.03.2013.
21.11.2013 министерством сельского хозяйства Амурской области принято решение № 06/4155 об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что ООО «Прогресс 7» не является сельскохозяйственным производителем.
Заявитель считает, что решение от 21.11.2013 № 06/4155 нарушает его права, поскольку главным видом деятельности ООО «Прогресс 7» является растениеводство, которая направлена на производство сельскохозяйственной продукции и ее реализацию. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, подтверждается тем, что обществом в органы статистики сданы отчеты о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса: от 28.06.2013 (1-фермер «Сведения об итогах сева»), от 25.11.2012 (2-фермер «Сведения о сборе урожая»).
Заявитель указывает, что в случае не получения субсидии, ООО «Прогресс 7» не сможет восстановить затопленные вследствие наводнения посевные площади в размере 1 320 га. к посевной 2014 года, что приведет к ухудшению земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании заявитель уточнил требования, просил признать решение заинтересованного лица от 21.11.2013 № 06/4155 не законным, не соответствующим постановлению Правительства Амурской области № 86 от 15.03.2013. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать министерство сельского хозяйства Амурской области рассмотреть заявление на предоставлении субсидии по существу в установленный законом срок.
Судом уточненные требования приняты к рассмотрению в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в ранее представленном письменном отзыве, указал, что право на субсидию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год. Заявителю было отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что не было представлено доказательств подтверждающих статус сельскохозяйственного производителя, а так же документов подтверждающих доход от реализации продукции в размере не менее 70 % за календарный год. Кроме того, пояснил, что в надлежащей форме ООО «Прогресс 7» обратилось в министерство сельского хозяйства Амурской области 28.12.2013, а именно, после направления в его адрес информации, изложенной в письме от 21.11.2013 № 06/4155, которое является предметом настоящего спора.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс 7» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Амурской области 18.04.2013 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
01.05.2013 между сельскохозяйственным производственным кооперативом «Движение» (Арендатор) и ООО «Прогресс 7» (Субарендатор) заключен договор субаренды земельного участка, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 28:12:021206:2 площадью 2457 га., в границах указанных в кадастровом паспорте участка, находящегося по адресу: Амурская область, Завитинский район, разрешенное использование для производства сельскохозяйственной продукции. Данный земельный участок был передан ООО «Прогресс 7» по акту приема-передачи от 01.05.2013.
Согласно акту обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) № 1 от 05.09.2013, комиссия в составе первого заместителя главы администрации Завитинского района ФИО3, генеральным директором ООО «Прогресс 7» ФИО4, бригадиром полеводства ООО «Прогресс 7» ФИО5, начальником отдела сельского хозяйства администрации Завитинского района ФИО6, ведущим специалистом сельского хозяйства администрации Завитинского района ФИО7, главным агрохимиком по Завитинскому району ФИО8, начальником отдела «Россельхозцентр» в Завитинском районе ФИО9, агрометеорологом Завитинской метеостанции ФИО10, установила, что в период с 01.07.2013 по 02.09.2013 в результате сильных и частых дождей и опасного агрометеорологического явления «переувлажнение почвы», произошла гибель сельскохозяйственных культуры, в том числе сои на площади 1 320 га., общая сумма материального ущерба составила 21 946 060 руб., затраты связанные с гибелью посевов сельскохозяйственных культур покрываются за счет собственных средств хозяйства в размере 367 097 руб. Вышеуказанный акт согласован и подписан и.о. начальника отдела по делам ГОЧС Завитинского района и главой Завитинского района 05.09.2013.
13.11.2013 в министерство сельского хозяйства Амурской области поступило (вх. № 01-16/5672) письмо ООО «Прогресс 7» от 13.11.2013 № 27, адресованное министру сельского хозяйства Амурской области с просьбой оказания помощи в получении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
21.11.2013 министерством сельского хозяйства Амурской области в адрес заявителя направлен ответ (исх. № 06/4155), в котором разъяснены основания получения и субъекты, имеющие право на получении субсидии, при этом указано, что ООО «Прогресс 7» не является сельскохозяйственным товаропроизводителем в связи с чем, предоставление субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства не представляется возможным. Кроме того, обществу сообщалось, что оно включено в реестр сельскохозяйственных производителей Амурской области пострадавших от чрезвычайной ситуации «Переувлажнение почвы», «Подтопление» в летний период 2013 года, рассматривается вопрос о выплате компенсаций прямых затрат.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии выраженным в письме министерства сельского хозяйства Амурской области от 21.11.2013 № 06/4155, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные в материалы доказательства в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении уточенных требований отказать на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (далее по тексту в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 181-ФЗ) предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к категории бюджетных ассигнований.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 БК РФ)
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1431 от 12.12.2012 утверждены Правила предоставление и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
В 2013 году в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства субсидии предоставляются бюджетам Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, пострадавших от крупномасштабного наводнения, на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей, из расчета до 2 тыс. рублей на 1 гектар.
В силу пункта 3 Правил, одним из условий предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.
Постановлением Правительства Амурской области № 86 от 15.03.2013 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013 - 2020 годы» утверждены Правила предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (Приложение № 3) (далее – Правила предоставления субсидии).
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидии, субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям области, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели):
а) в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв;
б) в 2013 году - на проведение мелиоративных и агротехнологических работ, направленных на восстановление затопленных и переувлажненных посевных площадей (в рамках поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, предоставленной из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Амурской области как региону, пострадавшему от крупномасштабного наводнения).
Субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий: а) субсидия предоставляется при наличии посевных площадей сельскохозяйственных культур в прошедшем и текущем годах; в) выплата среднемесячной номинальной заработной платы в прошедшем году не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, сложившегося по области в году, предшествующем прошедшему году; г) признание получателя пострадавшим от крупномасштабного наводнения на территории Амурской области в 2013 году в соответствии с составленными ФГБУ «Россельхозцентр» актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций «Переувлажнение почвы», «Подтопление» от 19.09.2013 № 012/1, актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций «Переувлажнение почвы», «Подтопление» от 22.10.2013 № 012д/1, актом анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций «Переувлажнение почвы», «Подтопление» от 18.11.2013 № 012д2/1, и актом анализа материалов по гибели застрахованных объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавших от чрезвычайных ситуаций «Переувлажнение почвы», «Подтопление» от 19.09.2013 № 012с/1.
Согласно пункту 5 Правил предоставления субсидии, для получения субсидии на цели, указанные в подпункте «б» пункта 2 получатели представляют в министерство не позднее 25 декабря текущего года справку-расчет о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 к Правилам предоставления субсидии.
Судом установлено, что ООО «Прогресс 7» направило 30.10.2013 в Администрацию Завитинского района справки-расчеты о предоставлении субсидии, составленные на сумму 132 000 руб. и на сумму 2 508 000 руб.
Вместе с тем, пункт 5 Правил предоставления субсидии предусматривает обязанность представления справки-расчета о предоставлении субсидии по утвержденной форме непосредственно в министерство сельского хозяйства Амурской области, а не в органы местного самоуправления по месту нахождения юридического лица.
Доказательства того, ООО «Прогресс 7» к обращению от 13.11.2013 № 27, направленному в министерство сельского хозяйства Амурской области, были приложены справки-расчеты о предоставлении субсидии по утвержденной форме, в материалы дела не представлены.
Сторонами не оспаривается, а также установлено судом по результатам исследования копии журнала регистрации поступивших документов на субсидирование, что справки-расчеты о предоставлении субсидии поступили в министерство сельского хозяйства Амурской области от ООО «Прогресс 7» только 28.12.2013.
Пунктом 7 Правил предоставления субсидии установлено, что министерство регистрирует документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, в журнале регистрации поступивших документов на субсидирование в порядке очередности в день их представления.
Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации принятых документов осуществляет их проверку, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, направляет получателю по почте письменное уведомление о принятом решении и делает соответствующую отметку в журнале регистрации поступивших документов на субсидирование. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении также указываются основания отказа.
Таким образом, обществом при обращении 13.11.2013 в министерство сельского хозяйства Амурской области, не был соблюден уставленный Постановлением Правительства Амурской области от 15.03.2013 № 86 порядок направления документов для получения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
На основании изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку на дату направления министерством сельского хозяйства Амурской области в адрес ООО «Прогресс 7» письма от 21.11.2013 № 06/4155, документы по установленной форме от заявителя не поступали.
Вместе с тем, оценивая доводы министерства сельского хозяйства Амурской области о том, что ООО «Прогресс 7» не подлежит отнесению к сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2013 для целей получения субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области № 86 от 15.03.2013 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013 - 2020 годы», суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ООО «Прогресс 7» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 18.04.2013, отчеты о финансово-экономическом состоянии общества предоставлялись в органы статистики, в том числе 28.06.2013 форма 1-фермер «Сведения об итогах сева», 25.11.2013 форма 2-фермер «Сведения об итогах урожая», 06.11.2013 форма 3-фермер «Сведения о производстве продукции растениеводства и животноводства» данный факт подтверждается формой отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 9 месяцев 2013 года.
Согласно части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (пункт 1); цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 2).
Правила предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденные Постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 № 86, определяют порядок, условия и цели предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, источником финансового обеспечения которой являются средства областного и федерального бюджетов, категории лиц, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 № 86 не содержит определения «сельскохозяйственного товаропроизводителя в области растениеводства» для целей получения субсидии.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В силу статьи 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени», указано, что календарный год это период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.
Вместе с тем, суд считает, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также Постановление Правительства Амурской области от 15.03.2013 № 86 не устанавливают, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующие оговорки указанные нормы не содержат.
Таким образом, вывод министерства сельского хозяйства Амурской области о невозможности отнесения ООО «Прогресс 7» к сельскохозяйственным товаропроизводителям исключительно на том основании, что юридическое лицо зарегистрировано в текущем году, является преждевременным без оценки соответствующих документов, подтверждающих хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В нарушение предписаний статей 65, 198, 200 АПК РФ заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое письмо министерства сельского хозяйства от 21.11.2012 № 06/4155противоречит закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче юридическими лицами заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 2000 рублей.
При подаче заявления ООО «Прогресс 7» уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей по платежному поручению № 660 от 28.11.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Прогресс 7» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения министерства сельского хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 21.11.2013 № 06/4155, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Д.С. Аныш