ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8537/13 от 22.02.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-8537/2013

22 февраля 2014 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 22.02.2014. Резолютивная часть решения объявлена 18.02.2014.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза,

при ведении протокола и протоколировании с использованием средств

аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.В. Лысенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании  исковое заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Администрации Романкауцкого сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о

признании права собственности и права хозяйственного ведения,

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Амурской области

при участии в заседании: от истца: ФИО1 – дов. 28АА № 0498309 от 24.12.2013, сроком по 28.02.2014, выдана в порядке передоверия нотариально удостоверенная, удостоверение

ответчик: не явился, увед. з/п   26723

ТУ Росимущества в Амурской области:  не явился, увед. з/п  26724

Управление Росреестра по Амурской области: не явился, увед. з/п   26726

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», Истец) с исковым заявлением к администрации Романкауцкого сельсовета (далее - ответчик) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения  истца на нежилые помещения №5 общей площадью 28,6 кв.м., № 6 общей площадью 12,6 кв.м., № 7 общей площадью 7,9 кв.м., № 8 общей площадью 8,2 кв.м. и № 9 общей площадью 9,9 кв.м., расположенные по адресу: <...> инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:007284940, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 28:17:011801:212.

Истец  в заседании 28.01.2014 заявил ходатайство об уточнении исковых требований –  истец просит признать право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения  истца на нежилые помещения №5 общей площадью 28,6 кв.м., № 6 общей площадью 12,6 кв.м., № 7 общей площадью 7,9 кв.м., № 8 общей площадью 8,2 кв.м. и № 9 общей площадью 9,9 кв.м., расположенные по адресу: <...> литер А инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:007284940, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 28:17:011801:212.

Ходатайство истца судом принято к рассмотрению на основании ст. 49 АПК РФ.

Определениями  суда от 05.12.2013, 28.01.2014 к участию в деле  в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

Свои требования истец обосновывает тем, что до момента разграничения государственной собственности в РФ, а также на момент такого разграничения, и по настоящее время  нежилые помещения №5 общей площадью 28,6 кв.м., № 6 общей площадью 12,6 кв.м., № 7 общей площадью 7,9 кв.м., № 8 общей площадью 8,2 кв.м. и № 9 общей площадью 9,9 кв.м., расположенные по адресу: <...>, находятся во владении и пользовании истца. В связи, с чем истец просит признать право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости и признать право хозяйственного ведения истца на данный объект на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик  в составе РФ, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Федерального закона «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17.07.1999, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 1  Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления  и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений»,  ст.ст. 113, 114, 299, 302 ГК РФ

Истец в заседании на иске настаивал.

Ответчик отзыва на иск и запрошенных документов не представил.

Представитель ТУ Росимущества в Амурской области в отзыве на иск считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным истцом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Амурской области представило копии материалов регистрационного дела в отношении спорного объекта недвижимости.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1227-р. Согласно его уставу, утвержденному 11.02.2003, деятельностью предприятия является оказание всех видов услуг почтовой связи. Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Положением об Управлении федеральной почтовой связи Амурской области, утвержденного предприятием в декабре 2009, определено, что Управление федеральной почтовой связи Амурской области является филиалом ФГУП «Почта России».

Согласно справкам главы  администрации Романкауцкого сельсовета отделение почтовой связи с 1975 года по настоящее время находится в помещении здания администрации сельсовета, находящемся по адресу: <...>.

Лица, участвующие в деле, указанное обстоятельство не оспаривают.

В соответствии с представленным в материалы дела техническим паспортом по состоянию на 25.01.2011, здание администрации, общей площадью 391,4 кв.м., расположено по адресу: <...> литер А, имеет инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:002:007284940.  Согласно экспликации площадей к поэтажным планам (раздел 9 техпаспорта) на 1 этаже здания администрации расположена нежилые помещения № 5 (почта) общей площадью 28,6 кв.м., № 6 (коридор) общей площадью 12,4 кв.м., № 7(коридор) общей площадью 7,9 кв.м., № 8 (подсобное помещение) общей площадью 8,2 кв.м., № 9 (подсобное помещение) общей площадью 9,9 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от 21.02.2011 здание администрации расположено по адресу: <...> лиетр А, общей площадью 391,4 кв.м., инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:002:007284940, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 28:17:011801:212.

Полагая, что занимаемое почтовым отделением помещения согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 было отнесено к федеральной собственности и продолжает в ней находиться, истец обратился в суд с настоящим иском.      

Оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В рамках настоящего дела в качестве основания заявленных требований истец ссылается на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно пункту 1 этого постановления, а также пункту 6 раздела IV приложения № 1 к нему предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Данное постановление предусматривало разграничение имущества, находящегося на момент его принятия в государственной собственности. Исходя из смысла постановления от 27.12.1991 № 3020-1 принадлежность имущества соответствующему предприятию, осуществляющему владение и пользование им в целях обеспечения уставной деятельности, предполагается, а иное должно быть доказано.

Таким образом, для разрешения заявленных требований необходимо установить, в чьей собственности находилось спорное помещение на момент принятия постановления от 27.12.1991 № 3020-1.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.1992 № 1003 «О приватизации предприятий связи» подразделения почтовой связи были выделены из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений. Таким образом, пользование спорным помещением перешло от Амурского    областного производственно-технического управления связи к Государственному учреждению - Управлению федеральной почтовой связи Амурской области.

Правительством РФ было принято решение о реструктуризации организаций потовой связи. Реструктуризация-преобразование организационной структуры управления организацией.

Распоряжением Правительства РФ от 28.06.2002 № 885-р одобрена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и утвержден план мероприятий по реализации Концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи.

Согласно п.1 раздела III Концепции, одной из задач реструктуризации организаций федеральной почтовой связи является централизация управления хозяйственной деятельностью и качеством услуг сети федеральной почтовой связи. В соответствии с п.2 раздела III Концепции, для достижения поставленных целей все существующие организации федеральной почтовой связи объединены и создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 Министерство Российской Федерации по связи и информатизации упразднено. Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 образовано Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 № 311.

По распоряжению Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», основанное на праве хозяйственного ведения.

В 2004 году Минимущество РФ и Минсвязи РФ (распоряжение от 01 марта 2004 г. №№ 1006-р/ЛР-П5-1511) утвердили Перечень государственных учреждений - Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежало передаче ФГУП «Почта России», в том числе - имущество ГУ-УФПС Амурской области.

В 2005 году Правительством РФ было принято решение о ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Россвязи, в том числе и ГУ УФПС Амурской области (распоряжение от 08.09.2005 № 1362-р). Пунктом 3 данного распоряжения было установлено, что имущество ликвидируемых федеральных государственных учреждений подлежит закреплению на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России».

Функции по оказанию услуг федеральной почтовой связи на территории Амурской области согласно Уставу ФГУП «Почта России» возложены на УФПС Амурской области - филиал ФГУП «Почта России». С момента начала осуществления своей деятельности УФПС Амурской области - филиал ФГУП «Почта России» владеет и пользуется имуществом, которое согласно воле собственника подлежало передаче и фактически передано ФГУП «Почта России».

В соответствии с пунктом 6 раздела IV Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия связи относятся к объектам федеральной собственности. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Судом установлено, что на момент разграничения государственной собственности спорное помещение находилось во владении и пользовании предприятия почтовой связи, что не оспорено ответчиком. При этом, указанное владение и пользование является непрерывным, спорное имущество до настоящего времени находится во владении истца, что подтверждается, справками Главы администрации Романкауцкого сельсовета и  сторонами не оспаривается.

Установив, что на момент разграничения государственной собственности и до настоящего времени спорный объект занимает почтовое отделение и использует его для оказания услуг почтовой связи, суд считает, что спорное имущество относится исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе путем признания права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являются государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, при этом, статьей 24 названного Закона установлено, что имущество организаций федеральной почтовой связи является федеральной собственностью.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В пункте 8 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.

Созданное до введения в действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 предприятие связи, в имущественный комплекс которого входят спорные нежилые помещения, в целом является федеральной собственностью.

Принимая во внимание, что включение спорного помещения в реестр муниципальной собственности нарушает право хозяйственного ведения истца на данное имущество и предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права федерального предприятия, с учетом одобрения исковых требований собственником имущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным  имуществом в Амурской области, суд считает ФГУП «Почта России» надлежащим истцом.

Факт наличия у истца  полномочий на предъявление в суд иска, направленного на защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, подтверждается  правовой позиции, выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.08.2005 № 1206/05.

На основании изложенного, суд считает необходимым исковые требования ФГУП «Почта России» удовлетворить -  признать право собственности Российской Федерации  и право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на нежилые помещения № 5 общей площадью 28,6 кв.м., № 6 общей площадью 12,6 кв.м., № 7 общей площадью 7,9 кв.м., № 8 общей площадью 8,2 кв.м., № 9 общей площадью 9,9 кв.м., расположенные по адресу: <...>, инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:002:007284940,  кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 28:17:011801:212.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно исковому заявлению, истцом заявлено два требования неимущественного характера.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, государственная пошлина уплачивается в размере 4 000 руб., следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей уплате по настоящему иску, составляет 8 000 руб.

Истцом при подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 8 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 77890 от 19.11.2013.

Частью 1 статьи 110 АПК РФ определено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской  Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Таким   образом,   отношения   по   возмещению   судебных   расходов возникают   между   сторонами   состоявшегося   судебного   спора.   Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения  между сторонами судебного спора (истцом  и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы в виде уплаты госпошлины в сумме 8 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

решил:

Требования Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Романкауцкого сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить:

признать право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на нежилые помещения № 5 общей площадью 28,6 кв.м., № 6 общей площадью 12,6 кв.м., № 7 общей площадью 7,9 кв.м., № 8 общей площадью 8,2 кв.м., № 9 общей площадью 9,9 кв.м., расположенные по адресу: <...> литер А, инвентарный номер 10:242:002:007284940, кадастровый номер 28:17:011801:212:10:242:002:007284940, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 28:17:011801:212.

Взыскать с Администрации Романкауцкого сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины в сумме 8 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                  Н.С.Заноза