Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-8877/2020 | |||||||
февраля 2021 года | изготовление решения в полном объеме | ||||||||
резолютивная часть | |||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.А. Чертыкова, | |||||||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Керимовой И.С., | |||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным представления в части | |||||||||
Третье лицо: - Министерство финансов Амурской области; - Федеральное дорожное агентство. | |||||||||
при участии в заседании: от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 21.12.2020 № 6714-06/1 (1г), диплом о наличии высшего юридического образования ДВС 1375319, паспорт; представитель ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 (31.12.2021), диплом о наличии высшего юридического образования ВСБ 0069733, паспорт; от ответчика: представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 № 23-19-12/2 (31.12.2021), диплом о наличии высшего юридического образования ДВС 1290471, свидетельство о заключении брака, служебное удостоверение; от третьего лица - Минфина АО: представитель ФИО4 по доверенности от 11.01.2021 № 13-04/01 (1г), диплом о наличии высшего юридического образования КС 80008, служебное удостоверение. от третьего лица – Федерального дорожного агентства: не явились, извещены надлежащим образом. | |||||||||
установил, | |||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (далее - заявитель, Министерство) с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178 в части следующих требований:
по пункту 1 - принять меры по устранению выявленного нарушения, обеспечив выполнение обязательства, предусмотренного подпунктом 4.3.8.5 пункта 4.3.8 Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 о возврате средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в федеральный бюджет в сумме 14 102 902,13 рублей в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 120 календарных дней со дня получения представления;
по пункту 2 - принять меры по устранению причин и условий нарушений в течение 30 календарных дней со дня получения представления.
Третье лицо – Федеральное дорожное агентство в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения заседания извещено надлежащим образом.
Представитель заявителя на требованиях настаивал, представил дополнительные документы, письменные пояснения для приобщения к материалам дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, поддерживал доводы, отраженные в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Между первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации ФИО5 и министром транспорта и дорожного хозяйства Амурской области ФИО6 заключено соглашение от 18.03.2019 № 103-2019-R10075 о реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)» на территории Амурской области (далее - соглашение о реализации регионального проекта), предусматривающее достижение, в том числе следующих показателей:
- доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям;
- количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети.
29.03.2019 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Амурской области заключено соглашение № 108-17-2019-032 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Амурской области (далее - финансовое соглашение) в целях софинансирования мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Финансовое соглашение заключено на основании Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 (далее - Правила № 193).
В пункте 6.1.1 финансового соглашения стороны определили, что функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) данного соглашения и представление отчетности возлагаются на уполномоченный орган - министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (далее - министерство).
С 17.08.2020 по 18.09.2020 Управлением Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК) проведена выездная проверка в отношении министерства по вопросу предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам проверки составлен акт от 18.09.2020.
В акте отражена информация о нарушении министерством норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил № 193, а также обязательств, предусмотренных соглашением о реализации регионального проекта и финансовым соглашением.
08.10.2020 министерство в соответствии с пунктом 59 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, представило в УФК возражения на акт проверки.
Письмом от 16.10.2020 № 23-13-59/23-5940 УФК сообщило министерству об отклонении возражений. При рассмотрении возражений УФК оставлены без внимания доводы министерства об обстоятельствах непреодолимой силы.
В связи с этим министерство представило в УФК дополнение к возражениям (письмо от 26.10.2020 № 5592-06/1), где отметило необходимость учета соответствующих обстоятельств.
27.10.2020 представители министерства приняли участие в заседании Контрольной комиссии УФК, на котором были рассмотрены материалы проверки. В ходе указанного заседания представителем министерства даны пояснения по обстоятельствам непреодолимой силы.
29.10.2020 УФК направило министерству представление № 23-13-59/23-6178, в котором, помимо прочего, содержится требование о принятии мер по возврату средств в сумме 14 102 902,13 рублей в федеральный бюджет в связи с не обеспечением достижения в 2019 году двух целевых показателей регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)»: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, и снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети.
Не согласившись с указанным представлением, в части пунктов 1 и 2, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области.
Оценив изложенные обстоятельства, изучив доводы сторон и материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным актом (решением), законность которого может быть оспорена в арбитражном суде, признается документ, адресованный конкретному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие права и законные интересы указанных в нем лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается. По своей правовой природе ненормативный правовой акт является актом применения правовой нормы к конкретным фактическим обстоятельствам, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношения между персонально определенными лицами, на которых распространяется действие указанного акта. Все названные признаки в их совокупности должны быть в наличии при подаче заявления об оспаривании ненормативного акта в порядке главы 24 АПК РФ.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство осуществляет, в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Согласно пункту 4 Положения Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
Как установлено судом, Управлением Федерального казначейства в соответствии с приказом от 29.07.2020 № 279 (в редакции приказов Управления от 03.08.2020 № 283, от 17.08.2020 № 309, от 18.08.2020 № 311, от 28.08.2020 № 321, от 07.09.2020 № 336, от 07.09.2020 № 337), на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.07.2020 № 73/2-965-2019, поручения Федерального казначейства от 22.07.2020 № 07-04-05/18-14363 в Министерстве проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В период проведения проверки в Министерстве, с учетом пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1242 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092» УФК по Амурской области руководствовалось Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (в редакции, действующей до 27.08.2020).
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1092 (в редакции, действующей до 27.08.2020) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, осуществляет, в том числе полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 9, подпункту «г» пункта 10 Правил № 1092 (в редакции, действующей до 27.08.2020), право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеет, в том числе руководитель территориального органа Федерального казначейства.
По результатам проведенной проверки, руководителем Управления ФИО7, Министерству направлено представление от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178.
В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как следует из пункта 1 представления, Министерством, в связи с не обеспечением достижения в 2019 году двух целевых показателей регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)»: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям и снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных пришествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, не исполнено обязательство об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в федеральный бюджет в сумме 14 102 902,13 рублей. Министерству представлено требование принять меры по устранению выявленного нарушения, обеспечив выполнение обязательства о возврате средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в федеральный бюджет в сумме 14 102 902,13 рублей, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 120 календарных дней со дня получения Представления.
Как следует из пункта 2 представления, Министерством представлен в Федеральное дорожное агентство недостоверный отчет о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2020, в части фактической даты достижения результата реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)» и фактического значения результата в виде «1», который не должен быть указан в данном значении, в связи с не достижением целевых показателей регионального проекта «Дорожная сеть» (Амурская область). Министерству представлено требование принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 30 календарных дней со дня получения Представления.
Согласно материалам дела, во исполнение подраздела 2.9 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, приказом Росстата от 28.06.2019 № 364 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 1-БКАД «Сведения о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе Росавтодора, и которая введена в действие с отчета за 2019 год.
Форму федерального статистического наблюдения № 1-БКАД «Сведения о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в соответствии с законодательством о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период осуществлять дорожную деятельность за счет бюджетных ассигнований, которые на основании ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесены к подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» раздела 0400 «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов бюджетной системы.
Именно данные, содержащиеся в указанной форме, представляемой Министерством в Росавтодор, являются основанием для определения уровня показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
Предметом Соглашения от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1 является организация взаимодействия Сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Благовещенской городской агломерации, расположенной на территории Амурской области.
Паспорт федерального проекта «Дорожная сеть» содержит показатели в процентном значении, в том числе:
-доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям - 75,7%;
-количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети - 88%;
- доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормальном состоянии - 68%;
- доля автомобильных дорог федерального и регионального значения,
работающих в режиме перегрузки - 0%.
Аналогичные показатели содержит Соглашение от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1 и региональный проект.
Согласно отчету о ходе реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)» на 01.01.2020, подписанного исполняющим обязанности руководителя регионального проекта ФИО8 13.01.2020 по показателям:
-доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям составляет 34,4%, что не соответствует плановому показателю, предусмотренному Соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1 в размере 75,7%).;
-количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Амурской области составляет 112%, что не соответствует плановому показателю, предусмотренному Соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1 - 88%.
Таким образом, в 2019 году значения двух целевых показателей по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям и снижению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети по состоянию на 01.01.2020 достигнуты не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193 утверждены правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - Правила № 193).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Правилами № 193 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Амурской области заключено соглашение от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 «О предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Амурскойобласти» и дополнительные соглашения к нему от 23.12.2019 № 108-17-2019-032/1, от 28.05.2020 № 108-17-2019-032/2, от 13.08.2020 № 108-17-2019-032/3.
В 2019 году Министерству на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта на 2019 год - в размере 626 796 100,00 рублей.
Как следует из подпункта 4.3.3 Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032, субъект обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.
В приложении № 1 значение результата регионального проекта выражено в единице - «1», при этом в графе 1 «Результат регионального проекта» приведены следующие значения: на сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения дорог в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Как следует из материалов дела, показатели регионального проекта, которые, в том числе, предусмотрены соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1, имеют процентное значение и их достижение в соответствии с условиями Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 и составляют эту единицу.
Принимая во внимание то факт, что значения двух целевых показателей по увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям и снижению количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети по состоянию на 01.01.2020 не достигнуты, то и в отчете о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2020, направленном Министерством в Росавтодор результат регионального проекта выраженный как «1» не может быть признан достоверным.
Также следует отметить, что в результате проверки отчета о ходе реализации регионального проекта «Дорожная сеть» (Амурская область) на 01.01.2020, установлено, что в разделе 5 «Сведения о достижении результатов, контрольных точек и мероприятий» по показателю результата регионального проекта «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» установлен плановый срок реализации - 01.12.2019, фактический срок реализации указан 15.12.2019 (срок выполнения ремонтных дорог по контракту - на принципах КЖЦ до 15.12.2019).
При этом, в отчете о достижении значений результатов регионального проекта на 01.01.2020, направленном Министерством в Росавтодор, указана дата 01.12.2019.
Таким образом, установлено, что Министерством направлены два отчета, содержащие фактический срок реализации результата регионального проекта отличный друг от друга.
Указанные обстоятельства заявителем оспорены не были, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые не были учтены ответчиком при вынесении представления.
Изучив указанные обстоятельства суд не находит правовых оснований для признания их безусловными основаниями для отмены оспариваемого представления.
Получение показателя «Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям», на основании статистических сведений, указанных в отчетности ГКУ «Амурупрадор», неточность которого впоследствии была обнаружена в результате проведенной инструментальной диагностики автомобильных дорог, не может быть признана судом как обстоятельства непреодолимой силы, поскольку воздействие обстоятельств непреодолимой силы происходит извне и не зависит от воли сторон.
Ссылка заявителя на поручение Президента Российской Федерации от 10.09.2018 Минтрансу России об организации проведения инструментальной диагностики автомобильных дорог для осуществления оценки достоверности статистической информации о соответствии таких дорог нормативным требованиям, также не может являться обстоятельством непреодолимой силы, поскольку указанное поручение было дано 10.09.2018, а соглашение о реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)», в котором указан, в том числе показатель «доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям», заключено 18.03.2019. Следовательно, у Министерства был достаточный срок для установления значений показателей реализации проекта, по результатам проведенной диагностики автомобильных дорог и включения их в соглашение о реализации регионального проекта.
Наряду с этим, заявителем не представлено должных доказательств связи между введением режима чрезвычайной ситуации на части территории районов и городов Амурской области и не достижением показателя «количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети».
Также суд признает необоснованным довод заявителя о не изучении представленных Министерством возражений, поскольку по результатам проверки было проведено заседании контрольной комиссии, в котором было принято участие представителем Министерства, где и была высказана позиция по направленным возражениям.
Пунктом 4.3.8.5 Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 предусмотрена обязанность субъекта обеспечить возврат средств в федеральный бюджет в случаях и порядке, предусмотренными пунктами 20 и 23 Правил № 193.
Как следует из пункта 20 Правил № 193, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря текущего года не достигнуты установленные соглашением результаты реализации регионального проекта, то до 1 мая года, следующего за годом предоставления иных межбюджетных трансфертов, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет подлежат возврату средства, в размере определяемом по соответствующей формуле.
Однако, как установлено контрольным мероприятием, в связи с не обеспечением достижения в 2019 году двух целевых показателей регионального проекта «Дорожная сеть (Амурская область)»: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям и снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, Министерством не было исполнено обязательство, предусмотренное подпунктом 4.3.8.5 пункта 4.3.8 Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 об обеспечении возврата средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт).
Расчет суммы средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в связи с не достижением показателей регионального проекта, изложенной в акте проверки (11 909 117,35 рублей), был произведен исходя из данных, отраженных в отчете о ходе реализации регионального проекта на 01.01.2020, где значение показателя – количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети указано 112%.
При этом основанием для определения уровня показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта, является отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-БКАД «Сведения о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - отчет 1-БКАД), направляемый Министерством в Росавтодор.
Так, согласно отчету федерального статистического наблюдения «Сведения о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (форма Л2 1-БКАД), направленного Министерством в Росавтодор, абсолютное значение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Амурской области, входящих в сферу Национального проекта «БКАД», на конец отчетного периода 2019 года указан 34, что в процентном соотношении по отношению к 2017 году составляет 136% (34/25*100=136). Данное значение подтверждается информацией государственной статистики ЕМИСС, размещенной на сайте www.fedstat.ru.
Таким образом, показатель - количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, составляет не 112%, как это следует из данных отчета формы 1-БКАД за 2019 год, а 136%, при этом, указанное значение за 2019 год должно было составить 88%.
В данной связи сумма средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в связи с не достижением показателей регионального проекта, составляет 14 102 902,13 руб.
Довод заявителя о том, что расчет суммы средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет исходя из показателей, установленных Соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1, противоречит пункту 20 Правил № 193, суд признает не обоснованным, поскольку пунктом 3 Правил № 193 предусмотрено, что характеристикой результата реализации регионального проекта является достижение показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта.
Федеральный проект, региональный проект и Соглашение от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1 содержат идентичные показатели.
Соглашением от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 предусмотрены значения результатов регионального проекта, тогда как значения показателей реализации регионального проекта (показателей федерального проекта по субъекту Российской Федерации) предусмотрены Соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1.
Кроме того, как следует из пункта 21 Правил № 193, в формуле, предусмотренной пунктом 20 Правил № 193 используются значения показателей реализации регионального проекта.
В данной связи, для расчета размера средств иных межбюджетных
трансфертов, подлежащих возврату в федеральный бюджет в соответствии с
пунктом 20 Правил № 193 ответчиком обоснованно применены показатели,
предусмотренные Соглашением от 18.03.2019 № 103-2019-R10075-1.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, оспариваемое представление принято УФК по Амурской области в пределах, предоставленных им полномочий. Доказательства того, что оспариваемое представление нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия в материалы дела не представлены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание установленные обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, правовые основания для признания оспариваемого министерством представления в указанной части незаконным у арбитражного суда отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Госпошлина по делу взысканию не подлежит, поскольку в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ истец и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены.
Определением суда от 23.11.2020 были приняты обеспечительные меры о приостановлении действия представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178 в части следующих требований:
по пункту 1 - принять меры по устранению выявленного нарушения, обеспечив выполнение обязательства, предусмотренного подпунктом 4.3.8.5 пункта 4.3.8 Соглашения от 29.03.2019 № 108-17-2019-032 о возврате средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (иной межбюджетный трансферт) в федеральный бюджет в сумме 14 102 902,13 рублей в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 № 193, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения в течение 120 календарных дней со дня получения представления;
по пункту 2 - принять меры по устранению причин и условий нарушений в течение 30 календарных дней со дня получения представления;
до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Амурской области по делу №А04-8877/2020.
В силу пункта 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Таким образом, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Амурской области от 23.11.2020 года в виде приостановления действий представления от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178 в части пунктов 1 и 2, подлежат отмене после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным в части пункта 1, 2 представления Управления Федерального казначейства по Амурской области от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178, отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением суда от 23.11.2020 о приостановлении действия представления Управления Федерального казначейства Амурской области от 29.10.2020 № 23-13-59/23-6178 в части пунктов 1, 2 отменить по вступлению решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Н.А. Чертыков