Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-8908/2012
“
25
“
февраля
2013 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 25.02.2013. Резолютивная часть объявлена 18.02.2013.
Арбитражный суд в составе судьи О.В. Швец
При ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.Б. Воропаевой (до перерыва) ФИО1 (после перерыва)
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Жилищное Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие» в лице конкурсного управляющего (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
Администрации города Сковородино (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о регистрации права хозяйственного ведения
Третьи лица: Администрация Сковородинского района
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области
при участии в заседании в судебном заседании 11.02.2013:
от истца: ФИО2, доверенность от 01.10.2012, паспорт; ФИО3, доверенность от 01.10.2012, паспорт; ФИО4, доверенность от 01.10.2013, водительское удостоверение; от ответчика: ФИО5, доверенность от 01.01.2013 № 1/3, паспорт; от третьих лиц, не явились, уведомлены.
при участии в заседании в судебном заседании 18.02.2013:
ФИО4, доверенность от 01.10.2013, водительское удостоверение; от ответчика и третьих лиц, не явились, уведомлены.
установил:
В судебном заседании 11.02.2013 объявлен перерыв до 18.02.2013 до 13 час.15 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области. После перерыва судебное заседание было продолжено.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Жилищное Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие» (далее – МУП «ЖилРЭП», истец) с исковым заявлением к Администрации города Сковородино (деле - ответчик) о регистрации права хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Жилищное Ремонтное Эксплуатационное Предприятие» (ИНН <***>) на имущество:
№п.п.
Наименование объекта
Адрес, местоположение
Балансовая стоимость (руб.) на 01.12.2006
Остаточная стоимость (руб.) на 01.12.2006
Общая площадь (кв. м.) /этажность
1
Скважина № 3
<...>
0
0
22,9
2
Баня с колодцем
<...>
18547
0
108,7
3
Гараж на 2 бокса
<...>
2200
0
392
4
Здание дома культуры с библиотекой
<...>
43600
25200
312,7
5
Административное здание
г.Сковородино
ул. ФИО6, 3
43600
25200
240,9
Два этажа
6
Гараж
ул.Магистральная, 2
182438,00
69500,18
73,6 одноэтажное
Определением от 10.01.2013 и от 28.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области и Администрация Сковородинского района.
Заявленные требования обоснованы тем, что указанное имущество было передано предприятию на основании договоров о закреплении (передаче) имущества, находящегося в собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения от 30.01.2006, от 28.02.2009 № 02/09, от 18.03.2010. Имущество принято истцом по актам приема-передачи. Часть переданного имущества используется по назначению, эксплуатируется, предприятие несет бремя содержания и расходов на это имущество.
В связи с тем, что Администрация г.Сковородино уклоняется от государственной регистрации объектов, переданных МУП «ЖилРЭП» на праве хозяйственного ведения, истец на основании положений ст.ст.131, 299, 551 ГК РФ, ст.16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 60,129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), обратился с настоящим иском в суд.
В ходе разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования, в результате в судебном заседании 18.02.2013 просил суд о регистрации права хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «Жилищное Ремонтное Эксплуатационное Предприятие» (ИНН <***>) на следующие объекты недвижимости:
№ п.п.
Наименование объекта
Адрес, местоположение
Балансовая стоимость (руб.) на 01.12.2006
Остаточная стоимость (руб.) на 01.12.2006
Общая площадь (кв. м.) /этажность
1
Скважина № 3
<...>
0
0
-
2
Баня с колодцем
<...>
18547
0
-
3
Гараж на 2 бокса
<...>
2200
0
-
4
Здание дома культуры с библиотекой
<...>
43600
25200
312,7
5
? доли на Административное здание
г.Сковородино
ул. ФИО6, 3
43600
25200
240,9
Два этажа
6
Гараж
ул.Магистральная, 2
182438,00
69500,18
73,6 одноэтажное
Городская баня с колодцем
Г.Сковородино, ул.Юбилейная,
27
В соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом уточненные требования заявителя приняты.
Ответчик представил письменный отзыв на иск, исковые требования просил удовлетворить частично, в отношении следующего имущества: баня с колодцем, расположенные в <...>; скважина № 3, расположенная в <...>; гараж, расположенный в п.Лесной <...>. В остальной части исковых требований отказать в связи с изъятием спорного имущества из хозяйственного ведения истца. В отношении бани со скважиной, расположенных по адресу: <...> пояснил, что данный объект является бесхозным и никогда не передавались в хозяйственное ведение МУП «Жил РЭП», им пользуется администрация города в целях выполнения полномочий, возложенных на нее Федеральным законом РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Во исполнение определения об истребовании доказательств от 10.01.2013 Администрацией г. Сковородино представлены: выписки из реестра муниципального имущества города Сковородино № 1, 52, 1391, 1392, 1393, 1396 по состоянию на 15.01.2013 в отношении объектов недвижимого имущества: административного здания, расположенного по адресу: <...>; гаража, расположенного по адресу: <...>; скважины, расположенной по адресу: г.Сковородино, <...>; бани с колодцем, расположенной по адресу: г.Сковородино, <...>; дома культуры, расположенного по адресу: г.Сковородино, <...>; гаража, расположенного по адресу: г.Сковородино, <...>; технические паспорта на: скважину № 3, баню с колодцем; договор на пожертвование имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» муниципальному образованию город Сковородино Сковородинского района Амурской области от 14.05.2007 в отношении гаража, расположенного по адресу: <...>; свидетельство о праве собственности от 25.06.2009 № 28АА 276764 муниципального образования город Сковородино на гараж, расположенный по адресу: <...>; выписка из книги регистрации договоров (в том числе хозяйственного ведения) за 2006-2012 годы; постановление Правительства АО от 20.07.2009 № 309 «О разграничении имущества между муниципальными образованиями Сковородинский район и городским поселением Сковородино»; акт приема – передачи имущества находящегося в казне муниципального образования Сковородинский район в казну муниципального образования горда Сковородино в порядке разграничения от 06.08.2009; постановление Администрации города Сковородино от 25.08.2009 № 225 «О внесении в реестр муниципальной собственности города Сковородино недвижимого и движимого имущества, переданного из муниципальной собственности Сковородинского района в муниципальную собственность города Сковородино»; договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 18.03.2010; приказ по МУП «ЖилРЭП» от 10.12.2010 № 102 о передаче из хозяйственного ведения в собственность муниципального образования города Сковородино: административного здания, расположенного по адресу: <...>; дома культуры, расположенного по адресу: г.Сковородино, <...>; гаража, расположенного по адресу: <...>; постановление Администрации города Сковородино от 05.03.2011 № 43 «О приеме имущества из хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП» в муниципальную собственность города Сковородино».
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области письменного отзыва не представил. В судебное заседание 11-18.02.2013 не явился, в заседании 28.01.2013 представитель пояснил, что доказательства обращения истца или ответчика в регистрирующий орган для регистрации права и отказ регистрирующего органа в госрегистрации спорного имущества отсутствуют, поскольку заявления на регистрацию спорного имущества сторонами по иску не подавались, в связи с чем третье лицо письменный отзыв представить не имеет возможности.
Третье лицо - Администрация Сковородинского района письменного отзыва на иск и запрошенных судом документов не представила, в судебное заседание не явилась.
После перерыва в судебное заседание 18.02.2013 представитель ответчика не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о проведении заседания в отсутствие его представителя, уточнение к отзыву.
Суд в порядке ст. 156 АПК РФ проводит судебное разбирательство в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, в соответствии с предписаниями статьи 71 АПК РФ, суд установил следующее.
На основании договора от 30.01.2006 о закреплении (передаче) имущества, находящегося в муниципальной собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖилРЭП» закреплено следующее муниципальное недвижимое имущество, общей балансовой стоимостью 64 347 рублей, остаточной стоимостью 25 200 рублей (согласно Приложению № 1):
№ п.п.
Наименование объекта
Адрес, местоположение
Балансовая стоимость (руб.) на 01.12.2006
Остаточная стоимость (руб.) на 01.12.2006
Общая площадь (кв. м.) /этажность
1
Скважина № 3
<...>
0
0
-
2
Баня с колодцем
<...>
18547
0
-
3
Гараж на 2 бокса
<...>
2200
0
-
4
Здание дома культуры с библиотекой
<...>
43600
25200
312,7
На основании договора от 30.01.2006 о закреплении (передаче) имущества, находящегося в муниципальной собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖилРЭП» закреплено следующее муниципальное недвижимое имущество, общей балансовой стоимостью 64 347 рублей, остаточной стоимостью 25 200 рублей:
Указанное в Приложении № 1 имущество передано согласно акту приема-передачи от 30.12.2006.
Согласно данных выписок из реестра муниципального имущества города Сковородино № 1391, 1392, 1396 и 1393 по состоянию на 15.01.2013 в отношении скважины, расположенной по адресу: г.Сковородино, <...>; бани с колодцем, расположенной по адресу: г.Сковородино, п. Лесной и гаража, расположенного по адресу: г.Сковородино, <...> указанные объекты находятся в хозяйственном ведении МУП «ЖилРЭП». Объект - дом культуры, расположенный по адресу: г.Сковородино, <...> находится в казне муниципального образования города Сковородино.
Материалы дела содержат технические паспорта на объекты: скважину № 3 и баню с колодцем.
На основании договора № 02/09 от 28.02.2009 о закреплении (передаче) имущества, находящегося в муниципальной собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖилРЭП» закреплено следующее муниципальное недвижимое имущество, общей балансовой стоимостью 43 600 рублей, остаточной стоимостью 25 200 рублей (согласно Приложению № 1):
№ п.п.
Наименование объекта
Адрес, местоположение
Балансовая стоимость (руб.) на 01.12.2006
Остаточная стоимость (руб.) на 01.12.2006
Общая площадь (кв. м.) /этажность
5
Административное здание
г.Сковородино
ул. ФИО6, 3
43600
25200
240,9
Два этажа
Указанное в Приложении № 1 имущество передано согласно акту приема-передачи от 28.02.2009.
Согласно данных выписки из реестра муниципального имущества города Сковородино № 1 по состоянию на 15.01.2013 обладателем прав – общая долевая собственность (3/4 доли) на Административное здание, расположенное по адресу: <...> является Муниципальное образование город Сковородино (от 27.06.2002 № 28-01/24-08/2002-039).
На основании договора от 18.03.2010 о закреплении (передаче) имущества, находящегося в муниципальной собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖилРЭП» закреплено муниципальное недвижимое имущество (Гараж), распложенный по адресу: <...>, общей балансовой стоимостью 182 438,00 рублей, остаточной стоимостью 69 500,18 рублей.
Актом приема-передачи от 18.03.2010 указанное имущество передано МУП «ЖилРЭП».
Согласно данных выписки из реестра муниципального имущества города Сковородино № 52 по состоянию на 15.01.2013 объект недвижимости – гараж, расположенный по адресу: <...>, находится в казне муниципального образования города Сковородино.
В материалы дела представлены кадастровые паспорта на указанные выше объекты недвижимости: Здание дома культуры с библиотекой, расположенное по адресу: <...> и Гараж, распложенный по адресу: <...>.
10.05.2012 Арбитражным судом Амурской области было принято заявление о признании МУП «ЖилРЭП» несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов.
На основании определения арбитражного суда Амурской области от 06.06.2012 по делу № А04-3555/2012 в отношении МУП «ЖилРЭП» введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-3555/2012 от 14.09.2012 МУП «ЖилРЭП» признано несостоятельным (банкротом) введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО7.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
19.09.2012 конкурсным управляющим была создана инвентаризационная комиссия, проведена инвентаризация и составлена инвентаризационная опись основных средств МУП «ЖилРЭП» № 187. Инвентаризационная опись подписана, в том числе и представителем Администрации г. Сковородино.
В материалы дела истцом представлены договоры ответственного хранения с правом пользования от 11.12.2012 и от 15.01.2013 заключенные между МУП «ЖилРЭП» (Поклажедатель) и Администрацией г. Сковородино (Хранитель) в связи с введением процедуры банкротства в отношении следующих объектов недвижимости:
№ п.п.
Наименование объекта
Адрес, местоположение
Балансовая стоимость (руб.) на 01.12.2006
Остаточная стоимость (руб.) на 01.12.2006
Общая площадь (кв. м.) /этажность
1
Скважина № 3
<...>
0
0
-
2
Баня с колодцем
<...>
18547
0
-
3
Гараж на 2 бокса
<...>
2200
0
-
4
Здание дома культуры с библиотекой
<...>
43600
25200
312,7
6
Гараж
ул.Магистральная, 2
182438,00
69500,18
73,6 одноэтажное
Согласно условиям пунктов 1.4. и 1.3 указанных договоров срок хранения имущества с 11.12.2012 по 13.03.2013 и с 15.01.2013 по 13.03.2013 соответственно.
Арбитражным управляющим в адрес Администрации г. Сковородино неоднократно направлялись уведомления (запросы): исх. №АФ-2219 от 18.09.2012, №АФ-2306 от 7.11.2012, №АФ-2424 от 27.11.2012; № АФ-2527 от 08.01.2013 о предоставлении документов и информации, необходимых для государственной регистрации имущества, которое было предоставлено МУП «ЖилРЭП» в период его деятельности на праве хозяйственного ведения; о предоставлении выписки из реестра муниципальной собственности.
На запрос от 18.09.2012 исх.№АФ-2219 конкурсным управляющим от Администрации г. Сковородино от 01.10.2012 № 130/12 был получен перечень муниципального имущества, находящегося в хозяйственном введении МУП «ЖилРЭП», для дальнейшей передачи документов на перечисленное имущество.
Телеграммой от 17.12.2012 истец уведомил ответчика о необходимости регистрации права хозяйственного ведения, просил направить представителя Администрации г. Сковородино в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области, указал перечень недвижимого имущества, в отношении которого необходимо осуществить регистрацию (включая спорные объекты) и перечень документов необходимых для государственной регистрации.
Актом от 20.12.2012 зафиксирован факт неявки представителя Администрации г. Сковородино в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Амурской области с необходимыми документами для регистрации права хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП».
Из ответа от 26.12.2012 № 07-01-1939 на уведомление (телеграмму) от 17.12.2012 следует, что в связи с подачей в суд заявления о непредставлении документов для государственной регистрации права хозяйственного ведения имущества МУП «ЖилРЭП» Администрация г.Сковородино просит отозвать заявление, поданное в УФРС по Амурской области до вынесения решения по существу.
Письмом от 22.01.2013 № 07-01-94 Администрация г. Сковородино сообщила, что в результате переписки между сторонами не возникло взаимопонимания в отношении спорного имущества, МУП «ЖилРЭП» обратился в суд и в ходе судебного разбирательства истребует необходимые документы. Требуемые документы будут представлены в суд. В ходе судебного разбирательства в адрес истца ответчиком были направлены только копии документов.
Документы, необходимые для государственной регистрации имущества, истребуемые конкурсным управляющим (в том числе подлинники договоров), на дату подачи иска и в ходе судебного разбирательства не переданы, действия для регистрации имущества Администрацией г. Сковородино не предпринимались (что не отрицалось в ходе судебного разбирательства ответчиком), указанное послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 113, 294, 295 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 названного Кодекса).
В соответствии со статьями 114 и 294 ГК РФ имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Как видно из представленных в материалы дела документов: договоров о закреплении (передаче) имущества, находящегося в собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения от 30.01.2006, от 28.02.2009 № 02/09, от 18.03.2010; актов приема-передачи к договорам; данных книги регистрации договоров (в том числе хозяйственного ведения) за 2006-2012 годы и выписок из реестра муниципального имущества города Сковородино по состоянию на 15.01.2013, собственник спорного муниципального имущества – Администрация города Сковородино, действуя в пределах полномочий установленных гражданским законодательством РФ, принял решение о закреплении за МУП «ЖилРЭП» недвижимого имущества и передал предприятию имущество, в числе которого: Скважина № 3, расположенная по адресу: <...>; Баня с колодцем, расположенная по адресу: <...>; Административное здание, расположенное по адресу: <...>; Гараж, 73,60 кв.м., одноэтажный, расположенный по адресу: <...>; Гараж на 2 бокса, расположенный по адресу: г.Сковородино, <...>; Здание дома культуры с библиотекой, расположенное по адресу: г.Сковородино, <...> на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит, в частности, право хозяйственного ведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о регистрации, в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о регистрации, в числе прочих, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Статей 18 Закона о регистрации установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Так, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Право хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП» на указанные объекты недвижимости в силу требований выше указных норм права подлежало государственной регистрации.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления (запросы) о предоставлении документов и информации, необходимых для государственной регистрации имущества, которое было предоставлено МУП «ЖилРЭП» в период его деятельности на праве хозяйственного ведения; о предоставлении выписки из реестра муниципальной собственности (исх. №АФ-2219 от 18.09.2012, №АФ-2306 от 7.11.2012, №АФ-2424 от 27.11.12, № АФ-2527 от 08.01.2013, телеграмма от 17.12.2012).
Однако ответчик, от государственной регистрации прав на переданное в хозяйственное ведение недвижимое имущество уклонялся, представитель ответчика в орган, осуществляющий регистрацию, с необходимыми документами в назначенное время не явился (акт от 20.12.2012). Из представленной в материалы дела переписки сторон по указанному вопросу следует, что между сторонами не возникло взаимопонимания в отношении спорного имущества.
В ходе разбирательства по делу ответчик письменным отзывом на иск подтвердил отсутствие возражений по требованиям истца в отношении: бани с колодцем, расположенной в <...>; скважины № 3, расположенной в <...>; гаража, расположенный в п.Лесной <...> однако, добровольно в ответ на запросы истца документы, необходимые для регистрации права хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП» в отношении указанного имущества в форме соответствующей требованиям статьи 18 Закона о регистрации не представил.
Возражал относительно удовлетворения требований в отношении объектов: административного здания, расположенного по адресу: <...>; гаража, расположенного по адресу: <...>; здания Дома культуры с библиотекой, расположенного по адресу: п. Лесной <...>.
Суд, исследовав представленные ответчиком документы: приказ по МУП «ЖилРЭП» от 10.12.2010 № 102; Постановление Администрации города Сковородино от 05.03.2011 № 43 «О приеме имущества из хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП» в муниципальную собственность города Сковородино»; записи в книги регистрации договоров за 2006-2012 годы о возврате указанных объектов в казну муниципального образования города Сковородино, которые, по мнению ответчика, свидетельствуют о переходе указанного недвижимого имущества из хозяйственного ведения в муниципальную собственность приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 5 статьи 113 ГК РФ и пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О государственных и унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса (п.7 ст. 114 ГК РФ). Действующее законодательство (пункт 2 статьи 296 Кодекса) предусматривает такие случаи только в отношении прекращения права оперативного управления путем изъятия имущества. Эти случаи касаются изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением. Данные случаи свидетельствуют о том, что изъятие имущества не может быть признано правомерным, если приводит к прекращению деятельности предприятия.
Пункт 3 статьи 18 Федерального закона «О государственных и унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Данная норма основана на принципе специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, поэтому действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены, прежде всего, задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому любые сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования являются ничтожными.
Согласно пункту 5.1. Устава МУП «ЖилРЭП» предприятие создано в целях: реализации вопросов местного значения муниципального образования, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации; организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; получения прибыли. Пунктом 5.2 утверждены функции предприятия.
Преданное на основании договоров о закреплении (передаче) имущества, находящегося в собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения от 30.01.2006, от 28.02.2009 № 02/09, от 18.03.2010 имущество дало предприятию возможность осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом.
Представленные ответчиком в обоснование доводов о переходе указанного недвижимого имущества из хозяйственного ведения в муниципальную собственность документы не содержат обоснований и ссылок на реализацию каких задач направлены действия по возврату недвижимого имущества собственнику (приказ по МУП «ЖилРЭП» от 10.12.2010 № 102).
Кроме того, из представленных документов не следует, что имущество было возвращено собственнику, поскольку договорами ответственного хранения с правом пользования от 11.12.2012 и от 15.01.2013 и пояснениями истца подтверждается обратное: непрерывное использование предприятием предоставленного для выполнения целей и задач уставной деятельности спорного имущества, его эксплуатация и несение бремени содержания и расходов на это имущество.
Таким образом, сделки об изъятии имущества из хозяйственного ведения истца, оформленные приказом по МУП «ЖилРЭП» от 10.12.2010 № 102; Постановлением Администрации города Сковородино от 05.03.2011 № 43 «О приеме имущества из хозяйственного ведения МУП «ЖилРЭП» в муниципальную собственность города Сковородино» не имеют правовых последствий в силу положений ст.168 ГК РФ.
При изложенных выше основаниях, суд находит, что истец обоснованно обратился за защитой нарушенного права в суд с настоящим иском и считает необходимым удовлетворить требования истца в части регистрации права хозяйственного ведения на следующее недвижимое имущество: Скважину № 3, расположенную по адресу: <...> баню с колодцем, расположенную по адресу: <...> ? доли на Административного здание, расположенного по адресу: <...>; Гаража, расположенного по адресу: <...>; Гаража на 2 бокса, общая площадь 392 кв.м., расположенного по адресу: г.Сковородино, <...>; Здания дома культуры с библиотекой, расположенное по адресу: г.Сковородино, <...>.
Исковые требования в части регистрации права хозяйственного ведения на Городскую баню с колодцем, расположенную по адресу: <...> суд считает не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие волю собственника на закрепление указанного имущества за унитарным предприятием.
В перечень предаваемого имущества согласно договорам о закреплении (передаче) имущества, находящегося в собственности города Сковородино на праве хозяйственного ведения от 30.01.2006, от 28.02.2009 № 02/09, от 18.03.2010 указанный объект не включен.
Из анализа представленных в дело документов следует, что у ответчика право муниципальной собственности на указанное имущество так же не возникло, поскольку Постановление Правительства АО от 20.07.2009 № 309 «О разграничении имущества между муниципальными образованиями Сковородинский район и городским поселением Сковородино»; акт приема – передачи имущества находящегося в казне муниципального образования Сковородинский район в казну муниципального образования города Сковородино в порядке разграничения от 06.08.2009; Постановление Администрации города Сковородино от 25.08.2009 № 225 «О внесении в реестр муниципальной собственности города Сковородино недвижимого и движимого имущества, переданного из муниципальной собственности Сковородинского района в муниципальную собственность города Сковородино» указанный объект в муниципальную собственность города Сковородино не предан и в реестр муниципального имущества включен не был по причинам указанным выше.
Вследствие отсутствия зарегистрированного права муниципальной собственности невозможна передача спорного объекта в хозяйственное ведение истца.
Документы, представленные истцом в обоснование своей позиции в части указанного имущества, подтверждающие использование имущества по назначению, несения предприятием бремени содержания и расходов на это имущество; решение совета народных депутатов города Сковородино от 29.04.2011 № 89 «Об утверждении стоимости билета на одно посещение бани в городе Сковородино», соглашение по использованию средств субсидий, предоставляемых в целях возмещения недополученных доходов в связи с выполнение работ, оказанием услуг населению от 01.05.2011 и от 01.05.2012; перечень точек поставок (приложение к договору № СКООЭ0003247 от 01.01.2007); ведомость энергопотребления от 30.11.2012 имеющие отношение к объекту - Городская баня с колодцем, расположенному по адресу: <...> не являются правоустанавливающими документами, подтверждающими передачу указанного имущества в хозяйственной ведение истца, поэтому не могут расцениваться как надлежащие (допустимые и достаточные) доказательства, подтверждающие наличие у истца права хозяйственного ведения на это имущество.
В связи с указанным в удовлетворении требований в части регистрации права хозяйственного ведения на Городскую баню с колодцем, расположенную по адресу: <...> надлежит отказать.
Определением от 29.01.2013 удовлетворено заявление истца об обеспечении иска.
В соответствии с ч.5 ст.96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
В связи с частичным отказом в удовлетворении исковых требований на основании ст.96 АПК РФ обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Амурской области от 29.01.2013 в части следующего имущества: Городская баня, расположенная по адресу: <...> подлежат отмене.
Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 28 000 рублей (заявлено о регистрации права на 7 объектов недвижимости по 4 000 рублей за каждое самостоятельное требование) и 2 000 рублей за рассмотрение заявления об обеспечении иска.
При обращении в суд и при рассмотрении заявления об обеспечении иска истцу была предоставлена отсрочка по оплате госпошлины на основании ст. 102 АПК РФ.
В соответствии со ст.110 АПК РФ в связи с частичным отказом в удовлетворении исковых требований, государственная пошлина в сумме 4 000 рублей подлежит взысканию с муниципального унитарного предприятия «Жилищное Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие» в доход федерального бюджета РФ, государственная пошлина в размере 24 000 рублей исчисленная с пропорционально удовлетворенных требований и 2 000 рублей за рассмотрение заявления об обеспечении иска подлежит отнесению ответчика.
Поскольку, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены, а расходы по уплате государственной пошлины в сумме 26 000 рублей истцом не понесены, государственная пошлина в указанном размере с Администрации города Сковородино взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 96, 110, 167-171, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Зарегистрировать право хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилищное Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на следующее недвижимое имущество:
1.Скважина № 3, расположенная по адресу: <...> инвентарный номер 10:249:002:007021900, реестровый номер 030407:002:007021900, кадастровый номер 28:24:013201:0165:10:249:002:007021900;
2. Баня с колодцем, расположенная по адресу: <...> инвентарный номер 10:249:002:007021890, реестровый номер 030407:002:00702890;
3. ? доли на Административное здание, расположенного по адресу: <...> кв.м., 2 этажа; кадастровый номер 28:24:010889:0001:10:249:001:010498200:0000:20001;
4. Гараж, 73,60 кв.м., одноэтажный, расположенный по адресу: <...>; кадастровый номер 28:24:010000:0002:10:000:001:001793810:0114:20001;
5. Гараж на 2 бокса, общая площадь 392 кв.м., расположенный по адресу: г.Сковородино, <...>;
6. Здание дома культуры с библиотекой, расположенное по адресу: г.Сковородино, <...>.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищное Ремонтно-Эксплуатационное Предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 рублей.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Амурской области от 29.01.2013 в части следующего имущества: Городская баня, расположенная по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.
Судья О.В. Швец