ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-8991/18 от 12.08.2019 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ    

г. Благовещенск

Дело  №

А04-8991/2018

19 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2019 года. Полный текст решения изготовлен 19 августа 2019 года.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского,

при ведении протокола судебного заседания секретарём А.С. Ховалыг,

рассмотрев в судебном заседании заявление ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации Благовещенского района (ОГРН <***> , ИНН <***>)

о признании недействительным постановления, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков, установлении границ земельного участка,

и встречное исковое заявление администрации Благовещенского района (ОГРН <***> , ИНН <***>) к ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании отсутствующим права собственности,

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», общество

с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация Новопетровского сельского Совета (ОГРН <***>, ИНН <***>); ФИО1, ФИО2, ФИО3, ПАО «Газпром» (ОГРН <***>, ИНН <***>), ФИО4, ФИО5, ФИО6, Министерство имущественных отношений Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в заседании: от заявителя: глава КФХ ФИО7, паспорт, ФИО8 по доверенности №28 АА 0990004 от 23.10.2018, паспорт,

от ответчика: ФИО9 по доверенности №01-10/1912 от 01.04.2019, паспорт, ФИО10 по доверенности №01-10/2380 от 18.04.2019, паспорт,

третье лицо ПАО  «Газпром»: ФИО11 по доверенности №0104-02/ПД-Б/575 от 03.10.2018, паспорт

установил:

В Арбитражный суд Амурской области поступило исковое заявление ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (далее по тексту АКФХ «Зенит», истец) к администрации Благовещенского района о признании недействительным постановления, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков, установлении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055.

Требования заявитель неоднократно уточнял, согласно последнему уточнению заявитель просит:

1. Постановление главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 признать недействительным как ненормативный правовой акт, нарушающий права на землю, охраняемые законом интересы АКФХ «Зенит» по основаниям ч. 2 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации.

2. Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 28:10:008009:10, 28:10:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:000000:5174, 28:10:008008:257, 28:10:000000:112, 28:10:000000:5183, как сведения, содержащие реестровую ошибку.

3. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, согласно прилагаемого межевого плана от 26.12.2018 № б/н, по координатам характерных точек границ, указанных в ходатайстве.

Уточненные требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Определением от 26.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Амурской области.

Определением от 12.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Землеустроительное проектно-изыскательное предприятие».

Определением от 13.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО3, ПАО «Газпром», ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Определением от 03.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Новопетровского сельского Совета.

Определением от 26.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Амурской области.

В обосновании требований заявитель указал приложением к проекту землеустройства перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» Благовещенского района Амурской области 1992 года (с пометкой Росреестра 28/00930), «чертеж перераспределения земель», администрацией Благовещенского района в 1992 году были утверждены границы земель, предоставляемые в собственность в результате реорганизации совхоза «Егорьевский».

Истец приобрёл право собственности на земельный участок общей площадью 3299 га, согласно законодательству, действующему на момент приобретения такого права. В последующем право собственности истца было реализовано, о чём в государственном реестре сделана запись от 18.09.2017 № 28:10:000000:5055-28/001/2017-1, и участку присвоен кадастровый номер 28:10:000000:5055, но без установления границ такого участка.

Истцом был принят ряд мер по согласованию границ земельного участка, находящегося у него в собственности, выразившихся в обращение в адрес землеустроительной организации Общества с ограниченной ответственностью «Префект» и направлению заявления о согласовании границ в адрес ответчика с просьбами о согласовании межевого плана уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, находящегося в собственности истца, о признании постановления главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 недействительным, как нормативно-правового акта, нарушающего права на землю, охраняемые законом, о снятии с кадастрового учёта земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учёт как ошибочно учтённых со следующими кадастровыми номерами: 28:10:008008:113, 28:10:008008:123, 28:10:008008:112, 28:10:008008:84, 28:10:008008:80, 28:10:008008:405, 28:10:008009:7, 28:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:008009:6, 28:10:008009:3, 28:10:008008:2, 28:10:008008:3, 28:10:000000:5174, 28:10:008008:257, 28:10:008008:111, 28:10:008008:4, 28:10:000000:5183, 28:10:000000:4470, 28:10:000000:112.

При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, ООО «Префект» использовались сведения в виде съёмки координат и опорных точек, фактически используемых сельскохозяйственных угодий истцом с 06.11.1997, и картографический материал проекта перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» 1992 года.

В нарушение п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, с согласия ответчика в государственный кадастр недвижимости внеслись сведения о границах земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена с пересечением земель ранее предоставляемых в собственность в счёт реорганизации совхоза «Егорьевский». Такими сведениями стали сведения о границах земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена со следующими кадастровыми номерами: 28:10:008008:113, 28:10:008008:123, 28:10:008008:112, 28:10:008008:84, 28:10:008008:80, 28:10:008008:405, 28:10:008009:7, 28:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:008009:6, 28:10:008009:3, 28:10:008008:2, 28:10:008008:3, 28:10:000000:5174, 28:10:008008:257, 28:10:008008:111, 28:10:008008:4, 28:10:000000:5183, 28:10:000000:4470, 28:10:000000:112.

Ошибочный учет указанных земельных участков возник ввиду формирования границ участков с отсутствием прав на такие участки, что противоречит материалам землеустройства перераспределения земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» Благовещенского района Амурской области 1992 года с учётом даты внесения сведений о таких участках.

Администрацией Благовещенского района постановлением от 09.08.2017 № 1445 внеслись изменения в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» 1992 года. Такие действия со стороны администрации повлекли за собой нарушение прав собственников, защищаемых в соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нарушения выразились в отсутствии сведений в утверждённых землеустроительных материалах по перераспределению земель совхоза «Егорьевский» о документах, являющихся основанием для регистрации ранее приобретаемых прав в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав».

Издание постановления администрации Благовещенского района 09.08.2017 № 1445 повлекло не учтение в чертеже перераспределения (корректировки) земель совхоза «Егорьевский» площади земель, предоставляемых Истцу и иным организациям в собственность. Организации, в собственность которых передавались земли постановлением от 06.11.1997 № 400, по сегодняшний день ведут свою деятельность, в связи с отсутствием сведений о ликвидации таких организаций в сведениях ЕГРЮЛ. Помимо указанных организаций, не учтена площадь земель 4085 га, закрепляемых за головной ассоциацией КФХ «Зея», которая по сегодняшний день считается действующей. Такая земля предоставлялась постановлением администрации Благовещенского района от 09.02.1994 № 66, сведения о котором присутствуют в материалах корректировки перераспределения земель бывшего совхоза «Егорьевский».

Постановление главы Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 издано с целью возникновения возможности распоряжения землями, ранее предоставляемыми в собственность Истцу и иным землепользователям. Такие действия повлекли за собой двойной учёт земельных участков.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, в письменном отзыве указал, что постановление администрации Благовещенского района от 09.08.2017 №1445 принято на основании землеустроительной документации по инвентаризации земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский», составлено ООО «Земпроект» на основании проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский».

В 1992 году мероприятия по перераспределению земель проводились в соответствии с положениями Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а именно при перераспределении земель создавались комиссии.

В том же 1992 году постановлением администрации Благовещенского района от 13.04.1992 № 471 «О закреплении земельных участков за ассоциацией «Зенит». АКФХ «Зенит» было закреплено 250 га пашни, из них в собственность - 137,6 га и в аренду на 50 лет - 112.4 га, изъяв из земель совхоза «Егорьевский».

Постановлением от 06.11.1997 № 400 за КФХ «Зенит» было закреплено в собственность 3299 га. Указанное постановление имеет две редакции. Кроме того, при издании данного постановления не проводились мероприятия, предусмотренные положениями Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», а именно, не была создана комиссия, отсутствуют документы, подтверждающие, что прежние собственники земельных участков (10 АКФХ и 109 КФХ) передавали истцу свои земельные участки.

Дополнительно администрация пояснила, что в материалах дела отсутствуют доказательства владения АКФХ «Зенит» спорным земельным участком 15 лет и более, документально границы земельного участка не установлены, не установлен период времени пользования АКФХ «Зенит» спорным земельным участком и факт его использования по назначению.

Невозможно, постоянно меняя границы уточняемых земельных участков (в иске, уточнениях, письме АКФХ «Зенит», адресованном администрации Благовещенского района (исходящий АКФХ от 21.09.2015), подтвердить факт существования земельного участка в указанных истцом границах более 15 лет, а также факт пользования АКФХ «Зенит» указанным земельным участком. В связи с изложенным считает, что АКФХ «Зенит» не может подтвердить факт нарушения его прав послужившего основанием для обращения в суд.

Администрация также указала на пропуск АКФХ «Зенит» трехмесячного срока с момента вынесения определения от 25.07.2018 Амурского областного суда об отмене решения Благовещенского районного суда.

25.04.2019 от администрации Благовещенского района поступило встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности у ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055.

Определением от 07.05.2019 встречное исковое заявление принято для рассмотрения совместно с первоначальным иском.

В обоснование требований по встречному иску администрация указала, что оформление права собственности на предоставленные АКФХ «Зенит» земельные участки должно было производиться в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767.

В соответствии с Указом при принятии органом местного самоуправления решения о предоставлении в собственность заинтересованных лиц земельных участков, определялась процедура выдачи документов, удостоверяющих факт возникновения права собственности, а также процедура установления и оформления границ предоставляемых в собственность земельных участков.

Учитывая требования п. 3 Указа, единственным документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, являлось свидетельство о праве собственности.

Свидетельство о праве собственности на предоставленные АКФХ «Зенит» земельные участки районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству не выдано. Работы по установлению и оформлению границ предоставленных АКФХ «Зенит» земельных участков (работы по изготовлению чертежа границ земельных участков), комитетом не выполнялись.

В соответствии с п. 3 Указа документы, подтверждающие право собственности на земельные участки, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами местного самоуправления без регистрации в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

Учитывая факт отсутствия регистрации и выдачи в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района, документов, подтверждающих возникновение у АКФХ «Зенит» права собственности на земельные участки, постановление главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 № 400 «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива», является недействительным.

Право собственности АКФХ «Зенит» на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055, зарегистрировано на основании недействительного документа.

Принимая во внимание факт отсутствия местоположения границ земельного участка, отсутствия документов, указанных в п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ у органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество, отсутствовали основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055.

Считает, что АКФХ «Зенит» не владеет спорным объектом, владельцем спорного объекта является администрация Благовещенского района.

Возражая по встречному иску, АКФХ «Зенит» указало следующее. Администрация, указывая на обязанность АКФХ «Зенит» получения свидетельства и прилагаемого к нему чертежа границ участка не учитывает, что Указом Президента от 27.10.1993 № 1767 изготовление таких документов было возложено на уполномоченный орган, принимающий решение о передаче земель. После получения документа, подтверждающего право собственности на землю, администрацией была проведена работа по установлению границ на основании постановления главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 № 400, результатом которой стали материалы по межеванию земель АКФХ «Карина», «Зенит», «Перспектива» Благовещенского района Амурской области от 21.08.1998 № 1929 (утеряны администрацией).

Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» или иными нормативными актами не предусмотрено требования к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с этим данные работы осуществляются на усмотрение правообладателей.

Уточнение местоположения границ земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 43 Закона № 218-ФЗ, статьями 39 и 40 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и сроками не ограничивается.

Также считает, что отсутствуют установленные законом основания для приобретения права собственности администрации Благовещенского района на спорный земельный участок.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управление Росреестра по Амурской области в письменном отзыве указало, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 28-10-000000:5055 внесены в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению ФИО8, действующего от имени АКФХ «Зенит» (по доверенности) на основании постановления администрации Благовещенского района от 06.11.1997 №400, согласно которому в результате реорганизации совхоза «Егорьевский» за АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива» закреплены земельные участки (в том числе за АКФХ «Зенит» общей площадью 14165 га, из них 3299 га в собственность). Границы земельного участка в соответствии с действующим законодательством не учтены в ЕГРН. Площадь 32990000 кв.м., является декларированной и подлежит уточнению.

Управление отмечает, что исправление реестровой ошибки носит по большей части административный характер. Исправление реестровой ошибки возможно при отсутствии спора по фактическим границам, на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с нормами действующего законодательства и содержащего сведения, подтверждающие наличие такой ошибки.

Также Управление обращает внимание, что истец с заявлением об исправлении реестровой ошибки в Управление не обращался, кроме того, в обоснование своих требований, не указывает, в каких именно документах и кем допущена ошибка.

Кроме того, заявленное требование об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, согласно межевому плану от 26.12.2018, преждевременно, поскольку, в случае обнаружения ошибки в результате обработки его программным комплексом, исполнение вынесенного судебного акта об установлении границ земельного участка в соответствии с представленным межевым планом, станет невозможным.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Земпроект» в отзыве на заявление указало следующие обстоятельства.

В 2017 году, в связи с неиспользованием сельскохозяйственных угодий и прекращением деятельности Ассоциаций КФХ и крестьянско-фермерских хозяйств, администрацией Благовещенского района проведены работы по корректировке проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого  совхоза «Егорьевский» (1992-93 гг.). В данных материалах земельный участок АКФХ «Зенит» отражен и права истца данной проектной работой и постановлением главы администрации Благовещенского района № 1445 от 09.08.2017 не нарушаются.

Постановление главы администрации Благовещенского района № 400от 06.11.1997 г. «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива» принято с нарушением действующего законодательства, кроме того, в 1997 году совхоз «Егорьевский» уже не существовал и вторично провести его реорганизацию невозможно.

Постановление главы администрации № 400 от 06.11.1997 г. нарушает законные права Ассоциаций КФХ и крестьянско-фермерских хозяйств, образованных при реорганизации совхоза «Егорьевский» в 1992 году. Учесть постановление главы администрации Благовещенского района № 400 от 06.11.1997 г. при проведении проектных работ по корректировке проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» невозможно, так как в материалах проекта 1992 года АКФХ «Зенит» предоставлен другой земельный участок площадью 250 га, который отражен на чертеже, и, кроме того, на момент проведения работ земельные участки, представляемые постановлением № 400 от 06.11.1997 г., не стояли на кадастровом учете, и нет материалов, где отображены границы этих участков.

Также общество указывает, что истец в орган регистрации прав по вопросу принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки не обращался и необходимых документов для исправления реестровой ошибки не предоставлял.

Кроме того, установление границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, согласно межевого плана от 26.12.2018 года, на данный момент обществом считает необоснованным, так как в предоставленном межевом плане не учтены и не исключены из площади земельного участка 28:10:000000:5055 земельные участки, которые ранее представлены другим физическим и юридическим лицам (АКФХ «Зенит» постановление администрации Благовещенского района от 13.04.1992 г. № 471, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17). ФИО16 инженером не представлены документы, по которым уточнена граница земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, и в заключении кадастрового инженера не приведены причины пересечения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 с участками стоящими на кадастровом учете.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство имущественных отношений Амурской области в письменном отзыве указало, что юридически значимыми обстоятельствами по делу является установление фактического владельца спорного земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055. Согласно представленным АКФХ «Зенит» документам, основанием для возникновения у него права собственности на земельный участок является постановление от 06.11.1997 № 400 «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива». Между тем, до 2017 года (изготовление межевого плана) границы земельного участка на местности не определялись, на кадастровый учет земельный участок поставлен не был, документы, свидетельствующие об использовании земельного участка в заявленных истцом границах, в материалах дела отсутствуют.

При формировании оспариваемых земельных участков с кадастровыми номерами: 28:10:008008:113, 28:10:008008:123, 28:10:008008:112, 28:10:008008:84 и т.д. у администрации Благовещенского района отсутствовали подтвержденные сведения, достоверная информация о наличии права собственности иных лиц на земли в границах формируемых земельных участков.

Считает, что истцу необходимо доказать, что он непрерывно владел земельным участком с кадастровым номером 28:10:000000:5055 именно в месте установленных границ участка по межевому плану более 15 лет и использовал его по назначению, а также факт нахождения данного участка непосредственно в этих границах.

Министерство обращает внимание суда на пропуск срока обращения в суд. Считает несостоятельной ссылку истца о том, что срок обжалования необходимо исчислять с момента принятия апелляционного определения Амурского областного суда от 25.07.2018, поскольку предъявление иска в суд общей юрисдикции с нарушением правил подведомственности не прерывает течение процессуального срока для обращения в арбитражный суд.

Привлеченный к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области пояснил обстоятельства проведения кадастрового учета земельных участков, просил рассматривать дело без своего участия.

Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, ПАО «Газпром» просило отказать в удовлетворении исковых требований АКФХ «Зенит». В письменном отзыве указало, что спорный земельный участок площадью 3 299 га остался до настоящего времени закреплен за АКФХ «Зенит» права собственности истец не лишен, законные интересы истца не нарушены. В аренде у ПАО «Газпром» находятся земельные участки с кадастровыми номерами 28:10:000000:4470 и 28:10:008008:405. Истец не может приобрести право собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:10:008008:405 в связи с тем, что статус данного участка горный отвод, относится к участкам недр местного значения. Требования истца об установлении границ земельного участка не подтверждаются представленными документами. Истец не использует земельный участок 28:10:000000:5055 в заявленных им границах, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 28:10:000000:4470 и 28:10:008008:405 используются ПАО «Газпром» на участках работает тяжелая техника, осуществляется строительство, ведется разработка и добыча полезных ископаемых, что не совместимо с осуществлением деятельности истца по производству сельскохозяйственной продукции.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Ассоциация крестьянских хозяйств «Зенит» зарегистрирована постановлением администрации Благовещенского района № 375 от 26.02.1992.

Постановлением главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 № 400 «О закреплении земельных участков АКФХ «Зенит», «Карина», «Перспектива» в связи с реорганизацией совхоза «Егорьевский» в ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств закреплена за ними земельная площадь 34 295 га из них сельхозугодий 3 956 га, в том числе за АКФХ «Зенит» закреплено в собственность 3 299 га, в том числе пашни 2 663 га, сенокосов 267 га, пастбищ 369 га.

Постановлением администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 «О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» Благовещенского района Амурской области» на основании землеустроительной документации по инвентаризации земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» Благовещенского района утвержден прилагаемый чертеж перераспределения земель совхоза «Егорьевский» Благовещенского района, составленного ООО «Земпроект». Отделу муниципального имущества указано направить материалы землеустроительного дела по корректировке проекта землеустройства совхоза «Егорьевский» в Управление Росреестра по Амурской области для внесения в государственный фонд данных сведений, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 18.09.2017 зарегистрировано право собственности АКФХ «Зенит» на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055 общей площадью 32990000 кв.м. В качестве документа основания указано постановление главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 № 400. В выписке указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения, необходимые для заполнения раздела 3 отсутствуют.

По заявке АКФХ «Зенит» неоднократно были проведены межевые работы по уточнению сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 и внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Письмом от 18.12.2017 АКФХ «Зенит» просило администрацию Благовещенского района признать недействительным постановление главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445, обратится в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, как ошибочно учтенных со следующими кадастровыми номерами 28:10:008008:113, 28:10:008008:123, 28:10:008008:112, 28:10:008008:84, 28:10:008008:80, 28:10:008008:405, 28:10:008009:7, 28:008009:195, 28:10:008009:196, 28:10:008009:197, 28:10:008009:1, 28:10:008009:6, 28:10:008009:3, 28:10:008008:2, 28:10:008008:3.

Дополнительно заявлением от 29.12.2017 АКФХ «Зенит» направило в администрацию межевой план границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, находящегося в собственности АКФХ, для его согласования и внесения изменений в проект перераспределения земель бывшего ТОО «Егорьевское» с учетом уточняемых границ земельного участка, в части указания границ данного участка, как земель, предоставляемых ассоциациям крестьянских фермерских хозяйств.

Учитывая факт внесения сведений 20.12.2017 в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5174, просит признать недействительным документ, на основании которого образовывался данный земельный участок (постановление главы Благовещенского района) и обратится в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с соответствующим документами в целях исключения сведений из ГКНЕ об указанном земельном участке, как ошибочно учтенном, в связи с формированием на землях ранее предоставляемым АКФХ.

Письмом от 15.01.2018 № 01-10/89 администрация Благовещенского района отказала в согласовании межевого плана подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055. Также администрация сообщила, что постановление администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445 «О внесении изменений в землеустроительные материалы по перераспределению земель реорганизуемого совхоза «Егорьевский» было принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не подлежит отмене.

Согласно заключению кадастрового инженера земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:5055 уточняется в границах, указанных в межевом плане от 22.03.2018 б/н, подготовленном кадастровым инженером ФИО18. Уточняемый земельный участок расположен на территории Новопетровского сельсовета Благовещенского района, является многоконтурным и состоит из 99 контуров. Границы уточняемого земельного участка проходят по его естественным границам, сформировавшимся на местности более 15 лет назад, в связи с многолетним использованием земельного участка. Уточнение участка на территории только полезных сельскохозяйственных угодий проводилось по основаниям постановления главы администрации Благовещенского района Амурской области от 06.11.1997 № 400, учитывая факт предоставления АКФХ «Зенит» в собственность только полезных угодий, а так же использование таких угодий, что подтверждается прилагаемой к настоящему документу фототаблицей. Графическое описание границ уточняемого земельного участка приведено в прилагаемой схеме границ.

Уведомлением от 12.02.2019 Управление Росреестра по Амурской области сообщило о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в связи с изменением объекта недвижимости 28:10:000000:5055 в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий право на земельный участок, определявший местоположение границ земельного участка при его образовании. Границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление пересекают границы 25 земельных участков перечисленных в уведомлении.

Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 этой статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемое постановление принято 09.08.2017. Заявление поступило 30.10.2018, таким образом, срок, установленный статьёй 198 АПК РФ заявителем пропущен.

В судебном заседании 07.05.2019 от заявителя поступило письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.

Заявитель считает, что обстоятельствами пропуска срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд Ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» послужило судебное делопроизводство в суде общей юрисдикции.

Судом установлено, что исковые требования АКФХ «Зенит» о признании незаконным постановления администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445, исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельных участков, установлении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 согласно межевому плану от 22.03.2018, подготовленному кадастровым инженером ООО «Префект» ФИО18 были удовлетворены решением Благовещенского районного суда от 01.06.2018.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25.07.2018 решение Благовещенского районного суда от 01.06.2018 было отменено, производство по делу прекращено за неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

Определением судьи Амурского областного суда от 18.08.2018 отказано в передаче кассационной жалобы представителя Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» ФИО8 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25.07.2018.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2018 было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Оценив изложенные обстоятельства, суд признает причины пропуска срока уважительными, поскольку они связаны с обжалованием постановления в суде общей юрисдикции, который не отказал в принятии к рассмотрению заявления, а рассмотрел его по существу. После исчерпания заявителем мер по обжалованию судебного акта, которым было прекращено производство по делу, заявитель обратился в арбитражный суд. Ошибочное определение подведомственности спора суду общей юрисдикции не должно влиять на возможность заявителя оспорить нарушающий его права ненормативный акт, поскольку иное толкование закона приведет к отказу в праве на судебную защиту.

Заявитель в нарушение своих прав ссылается на постановления от 06.11.1997 № 400, в соответствии с которым АКФХ «Зенит» был предоставлен в собственность земельный участок.

Суд исследовал довод администрации Благовещенского района о наличии второй редакции постановления от 06.11.1997 № 400, отличающейся от первой допечатанной ниже текста постановления строкой «В собственности АКФХ числятся земли крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных самостоятельно» и установил следующие обстоятельства.

Постановление № 400 без допечатной строки представлено в виде заверенной архивной копии с наличием подписи главы администрации. Постановление № 400 с допечатанной строкой представлено в виде незаверенной копии, без подписи главы администрации. Согласно пояснениям представителя ответчика в архиве данного постановления нет. Подлинник данного постановления не представлен. Суд не принимает копию постановления № 400 с допечатанной строкой как недопустимое доказательство.

Согласно пояснениям ответчика постановление № 1445 было принято в связи с необходимостью корректировки проекта переустройства и инвентаризации реорганизуемого совхоза «Егорьевский» 1992 года в связи с тем, что с момента перераспределения земель прошло более 25 лет.

В соответствии с корректировкой проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» Благовещенского района Амурской области землеустроительные работы проводились на основании договора подряда № 67.

Необходимость проведения инвентаризации земель и корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» вызвана тем, что в настоящее время на территории бывшего совхоза «Егорьевский» сельскохозяйственные угодья в большей части не используются, зарастают древесно-кустарниковой растительностью, земельные участки, рекомендуемые к закреплению ассоциациями КФХ и крестьянско-фермерским хозяйствам проектной документацией, не состоят на государственном кадастровом учете.

В корректировке проекта приведена информация о земельных участках сельскохозяйственного назначения, учтенных в едином государственном реестре недвижимости на территории бывшего совхоза «Егорьевский» (на 10.05.2017), информация об указанных земельных участках сельскохозяйственного назначения отражена на чертеже перераспределения (корректировки) земель совхоза «Егорьевский» Благовещенского района. Рекомендовано все земли и земельные участки, право на которые не зарегистрировано передать в фонд перераспределения земель.

Статья 80 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Основания возникновения муниципальной собственности на землю предусмотрены статьёй 19 ЗК РФ.

Перечисленные нормы не предусматривают такого основания для возникновения права муниципальной собственности как проведение корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский».

Часть 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

При проведении корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» не было учтено постановление главы администрации Благовещенского района от 06.11.1997 № 400 о предоставлении АКФХ «Зенит» земельного участка в собственность. Были учтены только зарегистрированные права на земельные участки, что противоречит требованиям части 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Фактически в результате проведенных работ администрация Благовещенского района изъяла земельный участок у АКФХ «Зенит» в нарушение предусмотренного законом порядка изъятия земельного участка для муниципальных нужд.

Ссылка администрации на нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в связи с отсутствием свидетельства на право собственности и чертежа границ земельного участка предоставленного АКФХ «Зенит» судом исследована и признан несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 (в редакции действовавшей на момент предоставления земельного участка АКФЗ «Зенит») каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.

Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

Таким образом, основанием для выдачи свидетельства на право собственности является решение местной администрации. Причина, по которой не было выдано свидетельство в рассматриваемой ситуации, сторонами не была объяснена. По мнению суда, законных оснований для отказа в выдаче свидетельства на право собственности не было в связи с чем не получение свидетельства при наличии решения администрации не может быть поставлено в вину АКФХ «Зенит» и не является основанием для вывода об отсутствии у АКФХ «Зенит» права собственности на предоставленный земельный участок.

Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в нарушение требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы АКФХ «Зенит» в связи с чем подлежит признанию недействительным.

В удовлетворении требования истца по первоначальному иску о признании недействительными сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках, следует отказать по следующим основаниям.

Федеральным законом N 221-ФЗ не предусмотрено право лица обращаться с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок сформирован с нарушением действующего законодательства.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.12.2013 N 8410/2013.

В соответствии с пунктом 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

Также в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) утвержденного  Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях, прямо предусмотренных законом.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулирован нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который также не предусматривает возможности признания недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок сформирован с нарушением действующего законодательства.

В части требования АКФХ «Зенит» об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 следует отказать по следующим основаниям.

Довод АКФХ «Зенит» об установлении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055 решением Благовещенского районного суда от 01.06.2018 в связи с тем, что мотивировочная и описательная часть решения не оспаривались, суд отклоняет, поскольку решение суда было отменено в полном объеме, следовательно, отсутствует вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, установивший обстоятельства, имеющие отношение к лицам участвующим в настоящем деле и, соответственно, отсутствуют основания для применения статьи 69 АПК РФ.

Часть 10 статьи 22 Федерального закона «О регистрации недвижимости» предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Перечисленные доказательства истцом по первоначальному иску не представлены.

Фотоматериалы представленные истцом по первоначальному иску также не подтверждают факт использования земельных участков на протяжении более 15 лет, поскольку фотографиями подтверждено наличие обработанных полей, но невозможно установить место нахождения данных полей, сроки в течение которых поля обрабатывались, лиц, которые обрабатывали поля, наличие естественных границ, которые были использованы кадастровым инженером для определения границ земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055.

Представленные АКФХ «Зенит» расчетно-платежные документы, подтверждающие расходы на ГСМ, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи сои, договоры о поставке сои, договор купли-продажи семян сои, акты сверок, расчет погашения задолженности, ведомость энергопотребления, договор поручительства к кредитному договору, договор на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для региональных нужд на 1999 год, договор поставки семян пшеницы, товарная накладная, доверенность на получение материальных ценностей (гречки), приемные квитанции, платежные поручения об уплате земельного налога и требования налогового органа об уплате задолженности не являются доказательствами, подтверждающими использование земельных участков в границах, которые истец просит установить. Из перечисленных доказательств можно сделать вывод об осуществлении АКФХ «Зенит» сельскохозяйственной деятельности, однако данные доказательства не позволяют установить земельные участки в конкретных границах, которые были использованы для данной деятельности.

В соответствии с заявлением АКФХ «Зенит» от 21.09.2015 об оказании содействия в получении первичных правоустанавливающих документов на землю за длительный период своей деятельности, АКФХ «Зенит» на настоящее время фактически имеет в своем владении, пользовании и распоряжении только часть земельных участков по сравнению с ранее выделявшимися земельными наделами. Уменьшению размера земельных участков, используемых АКФХ «Зенит» способствовало и то, что отдельные учредители (пайщики) воспользовались правом выдела своей земельной доли в натуре и оформили на эти земельные участки право собственности на своё имя в качестве физических лиц.

По состоянию на 21.09.2015 АКФХ «Зенит» владеет, пользуется и распоряжается на праве собственности следующими земельными участками, образовавшимися в результате их слияния либо выделения:

28:10:000000:113 общей площадью 250 га для ведения КФХ;

28:10:008008:257 общей площадью 314,8 га для ведения КФХ;

28:10:008008:57 общей площадью 629,9 га для ведения КФХ;

28:10:008008:63 общей площадью 199,5 га под иные ОСН;

28:10:008008:42 общей площадью 395 га для ведения КФХ;

28:10:008008:118 общей площадью 26,6 га для ведения КФХ;

28:10:008008:4 общей площадью 32 га для ведения КФХ;

28:10:008008:83 общей площадью 30 га для ведения КФХ;

28:10:008008:113 общей площадью 23 га под иные ОСН;

28:10:008008:114 общей площадью 14,9 га для ведения КФХ;

28:10:008008:84 общей площадью 19,2 га для ведения КФХ;

28:10:008008:62 общей площадью 21,7 га под иные ОСН;

28:10:008008:82 общей площадью 26,5 га для ведения КФХ;

28:10:008008:39 общей площадью 28,2 га под иные ОСН;

28:10:008008:111 общей площадью 6 га для ведения КФХ;

28:10:008008:123 общей площадью 6,4 га для ведения КФХ;

Всего общей площадью 2 013,7 га, из них для ведения КФХ – 1 751,3 га, под иные ОСН - 272,4 га.

Для осуществления государственной регистрации АКФХ «Зенит» просила оказать содействие в получении первичных документов о выделении земельных участков в собственность колхозов и совхозов, впоследствии вошедших в состав АКФХ «Зенит» своими имущественными и земельными паями.

Согласно представленной администрацией Благовещенского района схеме земельные участки АКФХ «Зенит» по данным кадастрового инженера ФИО18 (границы которых просит установить истец) и земельные участки, по заявлению АКФХ «Зенит» от 21.09.2015 не совпадают.

Указанное обстоятельство также подтверждает довод администрации об отсутствии доказательств использования земельного участка в границах заявленных для установления в судебном порядке.

Статьи 39, 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» предусматривают порядок согласования местоположения границ земельных участков.

В частности предусмотрено согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом, требования по проведению соответствующего собрания, оформление результата согласования местоположения границ кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Часть 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Соблюдение указанных процедур согласования истцом также не доказано.

Так согласно уведомлению Управление Росреестра по Амурской области от 12.02.2019 границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление пересекают границы 25 земельных участков перечисленных в уведомлении, доказательства обращения истца по вопросу согласования границ земельного участка с соответствующим правообладателями не представлены.

Статья 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» предусматривает, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Следовательно, истец до обращения в суд должен был провести соответствующие процедуры получения согласия правообладателей земельных участков, истец предусмотренные законом процедуры получения согласия не произвел в связи с чем согласие или возражения правообладателей не было получено, также не были произведены процедуры по урегулированию возникших споров.

При указанных обстоятельствах суд делает вывод о преждевременности обращения истца в суд с требованием об установлении границ земельного участка, а также об отсутствии доказательств нарушения прав истца на момент обращения в суд.

По встречному иску.

Доводы администрации о не соответствии процедуры предоставления земельного участка АКФХ «Зенит» были отклонены судом по вышеизложенным основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Истец по встречному иску избрал способ оспаривания зарегистрированного права ответчика по встречному иску в виде признания его права собственности отсутствующим, предусмотренный пунктом 52 Постановления N 10/22.

В пункте 52 Постановления N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В соответствии с приведенным разъяснением иск о признании права собственности отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/2011.

Согласно пункту 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" право на предъявление иска о признании права собственности отсутствующим имеет только владеющее лицо, зарегистрированное в ЕГРП. Когда спорное имущество отсутствует во владении истца, его право может быть защищено исключительно с помощью иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, удовлетворение которого влечет за собой не только восстановление владения спорной вещью, но и корректировку записей в ЕГРП о принадлежности имущества.

Администрацией Благовещенского района не представлены доказательства владения земельным участком с кадастровым номером 28:10:000000:5055.

Возникновение права собственности администрации на земельные участки в результате проведенных работ по проведению корректировки проекта землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого совхоза «Егорьевский» и принятия постановления № 1455 также были признаны незаконными по основаниям, изложенным в решении выше.

Суд также учитывает, что по данным Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером 28:10:000000:5055, не установлены, исковые требования об установлении границ данного земельного участка судом также отклонены, таким образом, администрация не может фактически владеть земельным участком с не установленными границами.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что иск о признании права собственности отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, усматривая в настоящем деле возможность установления границ земельного участка после проведения соответствующих процедур и получения соответствующих согласований, отсутствие доказательств владения спорным земельным участком, а также доказательств нарушения прав и законных интересов администрации суд отказывает в удовлетворении встречного иска.

В соответствии со статьёй 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в частности, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Так как оспариваемое постановление признано недействительным, следовательно, не подлежащим применению, суд считает, что права заявителя восстановлены, в связи с чем указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не производится.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 99 000 рублей.

Требования в части признания недействительным постановления судом удовлетворены, следовательно, государственная пошлина 3 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В удовлетворении требований об исключении сведений о границах в отношении 8 земельных участков, а также установлении границ земельного участка отказано, следовательно, на основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины 54 000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.

Администрация Благовещенского района освобождена от уплаты государственной пошлины в связи с чем государственная пошлина по встречному иску не взыскивается.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

Признать недействительным как не соответствующим Земельному кодексу РФ  постановление главы администрации Благовещенского района от 09.08.2017 № 1445.

В остальной части в удовлетворении исковых требований ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» отказать.

В удовлетворении исковых требований администрации Благовещенского района о признании отсутствующим права собственности отказать.

Взыскать с администрации Благовещенского района (ОГРН <***> , ИНН <***>) в пользу ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины 3 000 рублей.

Возвратить ассоциации крестьянских фермерских хозяйств «Зенит» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину 42 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                           В.И. Котляревский