ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9410/20 от 06.10.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-9410/2020

октября 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 06.10.2022. Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.И. Небытовой

рассмотрев в открытом судебном заседании  исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ОГРН 1122801008274, ИНН 2801175743)

к

акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690)

о

взыскании 5 730 957 руб. 78 коп. (уточнено до 5 042 932 руб. 71 коп.)

третьи лица: администрация закрытого административно – территориального образования Циолковский Амурской области; Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный»; муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие Закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области, в лице конкурсного управляющего Дмитрова Виталия Владимировича; государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;

при участии в заседании: от истца: Туринская М.А. – дов. от 13.01.2022 сроком до 01.01.2023,паспорт, диплом

от АО "ЦЭНКИ": Шайдурова В.Г. – дов. № 381/84/до от 26.01.2022 сроком на один год, паспорт, диплом

от ТУ Росимущества в Амурской области: Васильева Ю.С. – дов. № 28-06/3247 от 05.09.2022 сроком на один год, паспорт, диплом

Из вызванных в судебное заседание не явились: Администрация ЗАТО Циолковский: увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»: увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

МУЖЭП ЗАТО Циолковский, в лице конкурсного управляющего Дмитрова Виталия Владимировича: увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

Госкорпорация "Роскосмос": увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: увед. ч. 6 ст. 121 АПК РФ

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аполлон» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области  (далее – ответчик) о взыскании основного долга за фактически потребленную тепловую энергию по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5, за период с 01.01.2020 по 17.06.2020 в сумме 5 730 957 руб. 78 коп., в соответствии со ст.ст.210, 290, 539, 544 ГК РФ, ст.ст.154, 155 ЖК РФ.

Исковые требования обоснованы тем, что истец с 01.01.2020 осуществляет свою деятельность по подаче тепловой энергии юридическим и физическим лицам на территории ЗАТО Циолковский и является единой теплоснабжающей организацией на данной территории.

Согласно данным Единого реестра недвижимости в собственности Российской Федерации с 19.06.2019  до 17.06.2020 находился объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей, 5, введенный в эксплуатацию 07.06.2019 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.06.2019 №28-30600-35-2019-77-ГРК), кадастровый номер 28:28:010102:336.

В соответствии с Распоряжением Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 06.06.2019 №91-228-рсп «Об организации приема-передачи жилого дома (по ГП 26)» - адрес: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей, 5 (далее - объект) данный объект по акту приема-передачи от 07.06.2019 передан во временную эксплуатацию ФГУП «ЦЭНКИ»-КЦ «Восточный» (в настоящее время - АО «ЦЭНКИ»).

При этом передача указанного объекта в ведение либо пользование указанному, либо иному лицу на основании одного из видов вещного либо обязательственного права не осуществлялась.

По информации предшествующей теплоснабжающей организации (МУЖЭП ЗАТО Циолковский) система отопления здания была запущена 30.09.2019 без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения. Заявка на заключение договора теплоснабжения в отношении указанного объекта в адрес общества также не поступала.

17.09.2020 письмом №28-04/3743 в удовлетворении требований отказано, оплата задолженности ответчиком не произведена.

Каких-либо претензий со стороны ответчика по качеству, объему, сроках предоставленных услуг в адрес истца не поступало, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Определениями от 10.12.2020,  28.12.2020,  17.02.2021 суд на основании ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: администрацию закрытого административно – территориального образования Циолковский Амурской области, акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в лице филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный», Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный», муниципальное унитарное жилищно-эксплуатационное предприятие Закрытого административно-территориального образования Циолковский Амурской области в лице конкурсного управляющего Дмитрова Виталия Владимировича, государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

Истец в заседании 17.02.2021 заявил ходатайства (заявления от 16.02.2021) о привлечении в порядке ст.46 АПК РФ в качестве соответчика по делу - акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», в лице филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный», о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Амурского областного суда от 18.01.2021 (принято в окончательной форме 26.01.2021) по делу №3а-1/2021 по иску ООО «Аполлон» к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим со дня принятия пункта 1 и Приложения №1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20.03.2020 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157/пр/т», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию.

Арбитражный суд в силу ст.46 АПК РФ по ходатайству истца определением от 17.02.2021 привлек к участию в деле в качестве соответчика по делу акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», в лице филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный».

Истец в заседании 16.03.2021 заявил ходатайство (заявление от 16.03.2021) о замене в порядке ст.47 АПК РФ ненадлежащего ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на надлежащего ответчика -  акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», в лице филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный».

Арбитражный суд в силу ст. 47 АПК РФ определением от 16.03.2021 удовлетворил заявленное ходатайство истца и произвел замену ненадлежащего ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690) на надлежащего ответчика -  акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720), в лице филиала АО «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный». Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец в заседании 13.04.2021 поддержал ранее заявленное ходатайство (заявление от 16.02.2021) о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Амурского областного суда от 18.01.2021 (принято в окончательной форме 26.01.2021) по делу №3а-1/2021 по иску ООО «Аполлон» к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим со дня принятия пункта 1 и Приложения №1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20.03.2020 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157/пр/т», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию.

Поскольку в настоящем деле и в судебном деле № 3а-1/2021 фактически рассматривался спор о законности  применяемого  истцом тарифа, при этом выводы, которые будут изложены судом в судебных актах по указанному делу могут повлиять на выводы суда по настоящему делу, арбитражный суд удовлетворил ходатайство истца и определением от 13.04.2021 производство по настоящему делу  приостановил  до разрешения и вступления в законную силу судебных актов  соответствующего суда по делу № 3а-1/2021.

Судом было установлено, что  решением Амурский областной суд от 18.01.2021 (принятым в окончательной форме 26.01.2021) по делу №3а-1/2021 по иску ООО «Аполлон» к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области  административное исковое заявление удовлетворил частично. Признал недействующим со дня принятия пункт 1 и Приложение №1 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №19-пр/т от 20.03.2020 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020 год. О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 14.12.2018 №157/пр/т». Возложил обязанность на Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционным определением от 20.05.2021 (дело №66а-499/2021) Пятый апелляционный суд общей юрисдикции решение Амурского областного суда от 18.01.2021 по делу №3а-1/2021  оставил без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановлением от 01.09.2021 (дело №8а-6675/2021 (88а-7619/2021)) Девятый кассационный  суд общей юрисдикции решение Амурского областного суда от 18.01.2021 и определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции решение Амурского областного суда от 18.01.2021по делу №3а-1/2021 оставил без изменения, кассационную  жалобу без удовлетворения.

Определением от 01.10.2021 суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по настоящему делу на 25.10.2021.

Ответчик –  АО «ЦЭНКИ» согласно ранее представленного отзыва на иск от 08.02.2021, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, как собственник спорного объекта - жилого дома (по ГП 26) расположенному по адресу: Амурская область, г.Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей, 5.

Арбитражный суд в судебном заседании возобновил производство по настоящему делу (протокольное определение о возобновлении производства по делу от 18.11.2021).

Истец заявил ходатайство (заявление вх.№77734 от 16.11.2021) о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта Амурского областного суда по делу №3а-111/2021 по иску ООО «Аполлон» к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании не действующим со дня принятия Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области №80-пр/т от 15.09.2021 «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020»; о возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт об установлении экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую обществом  на 2020 год методом экономически обоснованных расходов (затрат); обратить решение суда по настоящему делу к немедленному исполнению.

Определением суда от 18.11.2021 производство по делу приостановлено до разрешения и вступления в законную силу судебных актов  соответствующих судов по делу № 3а-111/2021 Амурского областного суда.

Определением председателя судебного состава от 31.05.2022 произведена замена состава суда по делу № А04-9410/2020 связи с отставкой судьи Шишова О.А., дело в автоматизированной информационной системе «Судопроизводство» перераспределено судье Н.С. Заноза.

19.07.2022 в суд от ООО «Аполон» поступило ходатайство о возобновлении производства по настоящему делу ввиду вступления судебных актов по делу № 3а-111/2021  в законную силу и установлением приказом УГРЦиТ Амурской области  от 01.07.2022 № 58-пр/т для ООО «Аполлон» тарифа на тепловую энергию на 2020 в размере 5 836, 14 руб.

Судом установлено, что решением Амурского областного суда от 13.12.2021 по делу № 3а-111/2021  исковые требования ООО "Аполлон" удовлетворены, признан недействующим со дня принятия приказ управления государственного регулирования цен тарифов  Амурской  области от 15 сентября  2021 г. № 80-пр/т  «Об  установлении  тарифов   в  сфере теплоснабжения на 2020 год». На управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 15 сентября 2021 г. № 80-прА в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.05.2022 решение Амурского областного суда от 13.12.2021 по делу № 3а-111/2021  оставлено без изменения.

Приказом УГРЦиТ Амурской области  от 01.07.2022 № 58-пр/т для ООО «Аполлон» установлен тариф на тепловую энергию на 2020 в размере 5 836, 14 руб.

Определением суда от 26.07.2022 производство по делу возобновлено в  связи со вступлением в законную силу судебного акта по делу по делу № 3а-111/2021.

Истцом  19.07.2022 подано  ходатайство об уточнении исковых требований - просит взыскать с акционерного общества «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области  задолженность по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5 за период с 01.01.2020 по 17.06.2020 в сумме 5 042 932,71 руб., неустойку в размере 1 131 702,82 руб. за период с 11.02.2020 по 18.07.2022 и далее по день фактической оплаты долга.

В заседании 15.09.2022 от истца поступили ходатайство -  просит привлечь в качестве ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области.

Определением суда от 15.09.2022

-  на основании ст. 46 АПК РФ  в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области, в связи чем оно исключено  из числа третьих лиц.

- ходатайство истца об уточнении исковых требований (вх. от 19.07.2022) принято к рассмотрению в части взыскания основного долга и отклонено в части взыскания договорной неустойки,  поскольку требования о взыскании неустойки являются дополнительно заявленными, с которыми истец вправе обратиться с самостоятельным исковым заявлением (ст. 49 АПК РФ, пп. 25-26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.12.2021 № 46).

Представитель  АО «Цэнки» в отзыве и заседании 15.09.2022  просит в иске к АО «ЦЭНКИ» отказать.

От ТУ Росимущества в Амурской области в заседание 15.09.2022 поступили дополнение к отзыву.

От Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в заседание 15.09.2022 поступило дополнение к отзыву, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

В заседание 04.10.2022 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований - просит принять отказ от исковых требований к акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в лице филиала АО "ЦЭНКИ"-КЦ «Восточный», взыскать с ТУ Росимущества в Амурской области задолженность по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенному по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5,  за период с 01.01.2020 по 16.06.2020 в сумме 5 042 932 руб. 71 коп., расходы по оплате госпошлины.

Ходатайство истца об уточнении исковых требований судом принято к рассмотрению (ст. 49 АПК РФ).

Представители АО "ЦЭНКИ" и ТУ Росимущества в Амурской области  в заседании 04.10.2022 заявили о том, что считают себя ненадлежащими ответчиками.

Рассмотрев материалы дела, суд считает необходимым принять отказ истца от исковых требований к акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720), т.к. отказ не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, производство по делу в этой части подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Требования истца к ТУ Росимущества в Амурской области о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенномуу по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5,  за период с 01.01.2020 по 16.06.2020 в сумме 5 042 932 руб. 71 коп.  рассматриваются судом по существу.

Как следует из материалов дела,  строительство многоквартирного жилого дома (номер по ГП 26), расположенного по адресу: Амурская область, г. Циолковский, 3-я улица Строителей д. 5 осуществлялось ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в рамках государственного контракта на выполнение работ для федеральных государственных нужд в рамках проекта "Строительство объектов жилищного фонда РФ с необходимой инфраструктурой, объектами социального и бытового обеспечения и благоустройством территории" включенного в программу "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодром "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы". По завершении строительства, объект поставлен на кадастровый учет и внесен в единый государственный реестр недвижимости.

22.11.2016 генеральным директором Госкорпорации "Роскосмос" утверждено Решение N КИ-539-р, в соответствии с которым, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" по мере завершения строительства объектов 1 очереди космодрома "Восточный" после оформления актов приемки, передает объекты ФГУП "ЦЭНКИ" для проведения эксплуатационных мероприятий, с указанием источника финансирования.

Во исполнение указанного решения, 06.06.2019 Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" было вынесено Распоряжением N 91-228-рсп "Об организации приема-передачи жилого дома (по ГП-26) во временную эксплуатацию ФГУП "ЦЭНКИ" и осуществлена передача объекта (многоквартирного дома ГП-26) микрорайона "Звездный" города Циолковский по акту приема-передачи от 07.06.2019 N 07.06/26 в ФГУП "ЦЭНКИ" ( в настоящее время АО "ЦЭНКИ").

Из содержания данного распоряжения следует, что оно издано во исполнение Решения госкорпорации "Роскосмос" N КИ-539-р от 22.11.2016, в соответствии с которым, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" по мере завершения строительства объектов 1 очереди космодрома "Восточный" после оформления актов приемки предписано передать объекты ФГУП "ЦЭНКИ" для проведения эксплуатационных мероприятий. ФГУП "ЦЭНКИ" на принимаемых объектах организовать выполнение комплекса эксплуатационных мероприятий и всех видов работ, предусмотренных проектной и эксплуатационной документацией и обеспечить: сохранность (поддержание эксплуатационных характеристик) и функционирование объектов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, технической (проектной и эксплуатационной) и иной документации; охрану объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для их охраны; возможность использования объектов для целей осуществления космической деятельности в рамках государственного заказа и коммерческих контрактов, в том числе для продолжения дооснащения КРК "Союз-2" технологическим оборудованием; предоставление установленным порядком объектов жилищного фонда космодрома "Восточный" для нужд федеральных органов исполнительной власти (п. 2.). Финансирование работ по настоящему Решению осуществлять за счет ФГУП "ЦЭНКИ" с учетом предоставляемых дополнительных ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации (п. 3).

7 июня 2019 выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 28-306000-35-2019-77-ГРК, согласно которому общая площадь жилых помещений составляет  7082,7 кв.м.

Из информационного письма ТУ Росимущества в Амурской области от 04.10.2019 № 28-04/4223, следует, что на все объекты спорного МКД зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Из приведенных норм следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Агентство и его территориальные органы.

Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, следует, что ТУ Росимущества в Амурской области Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Таким образом, ТУ Росимущества в Амурской области осуществляет полномочия собственника в отношении иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.

Совокупностью доказательств и последовательных действий/волеизъявлений собственника подтверждено обстоятельство нахождения спорного МКД в казне Российской Федерации после введения жилого дома в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.06.2019).

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему спору является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области.

Как установлено судом, общество с ограниченной ответственностью «Аполлон» с января 2020 года является единой теплоснабжающей организацией ЗАТО Циолковский на основании постановления администрации ЗАТО Циолковский № 03 от 09.01.2020, договора от 31.12.2019 аренды имущественного комплекса для осуществления деятельности по организации  теплоснабжения на территории муниципального образования ЗАТО Циолковскиф..

01 января 2020 года специалистом ООО «Аполлон», в присутствии представителя ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» проведена проверка систем теплоснабжения по адресу: г. Циолковский, 3-я ул. Строителей, 5 на объекте ГП-26 (многоквартирный жилой дом), в результате которой выявлен факт бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) о чем составлен соответствующий акт (имеется в деле).

Аналогичные проверки с установлением факта бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) проведены специалистами ООО «Аполлон» в присутствии представителя ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Восточный» 31.01.2020, 02.03.2020, 06.04.2020, 30.04.2020, 18.05.2020 (соответствующие акты также имеются в материалах дела).

18 мая 2020 года комиссией в составе специалистов ООО «Аполлон» (главного инженера В.В. Клеймёнова, начальника службы теплоснабжения А.Г. Кравчука, слесарь по обслуживанию тепловых сетей Н.А. Самаркина) произведен осмотр системы отопления здания по адресу г. Циолковский, ул. Третья Строителей, 5, в ходе которого, нарушений работы системы теплоснабжения не обнаружено; отопительные приборы здания в рабочем состоянии. По результатам осмотра составлен акт от 18.05.2020.

13 августа 2020 года истцом в адрес ТУ Росимущества по Амурской области направлено требование (исх. № 817) о погашении задолженности за поставленную  в МКД  по адресу г. Циолковский, 3-я улица Строителей, 5 тепловую энергию за период с 01.01.2020 по 17.06.2020.

Поскольку письмом ТУ Росимущества по Амурской области от 17.09.2020 № 28-04/3743 в удовлетворении требований истца было отказано, оплата задолженности не произведена, договор теплоснабжения с истцом не заключен, последний обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.

Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»).

Спорные правоотношения возникли в связи со снабжением через присоединенную сеть водоснабжением, к которым согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Поскольку поставка энергоресурсов в данном случае осуществлялась в жилые дома, то к правоотношениям сторон также подлежат применению положения Жилищного кодекса РФ,  Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354).

Согласно статьям 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в МКД включает плату за потребленную энергию.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 13, 14 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно пункту 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В частности, в соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил №354.

В силу подпункта «в» пункта 17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям жилых домов, по общему правилу, со дня первого фактического подключения жилого дома в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения.

Материалами дела не подтверждены обстоятельства выбора способа управления спорного МКД в заявленный период.

Следовательно, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, обладающей статусом единой теплоснабжающей организации на территории ЗАТО Циолковский, наделен правом требовать от потребителя оплаты коммунальных услуг.

В период с 01.01.2020 по 16.06.2020 истец осуществлял отпуск тепловой энергии в горячей воде в многоквартирный жилой дом по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5, задолженность ответчика за указанный период  составила 5 042 932 руб. 71 коп.

Расчет указанной задолженности произведен исходя из общей площади жилых помещений МКД  7082,7 кв.м. (указана в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию), норматива  потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений для населения – 0,022 Гкал/кв.м. (утверждение Постановлением главы администрации ЗАТО Углегорск от 23.03.2020 № 107);  тарифа на тепловую энергию  для населения -  5 836,14  руб./Гкал, утвержденного для ООО «Аполлон» на 2020 год  приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.07.2022 № 58-пр/т.

Факт отпуска тепловой энергии в указанный многоквартирный жилой дом,  ответчиком не оспаривается. Как не оспаривается и отпущенный по указанному МКД объем тепловой энергии и ее стоимость.

Доводы  ТУ Росимущества по Амурской области сводятся лишь к возражениям относительно привлечения управления в качестве ответчика по настоящему делу, в том числе со ссылками на заселение квартир в спорный период гражданами.

В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления и управомоченные ими лица.

В соответствии с п. 2 ст. 153 ЖК РФ, ответчик не несет обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за квартиры, переданные по договору социального найма с момента заключения такого договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 674 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Заключенных в соответствии со статьей 674 ГК РФ договоров найма, социального найма в отношении помещений спорного МКД  в спорный период времени (с 01.01.2020 по 16.06.2020) суду не представлено.

Представленные ТУ Росимущества в Амурской области акты приема-передачи помещений физическим лицам не являются допустимыми доказательствами передачи помещений в собственность/найм иных лиц, к тому же указанные акты не содержат необходимые сведения (дату передачи помещения). 

Кроме того, из содержания актов следует, что  жилые помещения предъявлялись физическим лицам для их осмотра и проверки их комплектности приборами учета и иным оборудованием. При этом передающей стороной - АО «ЦЭНКИ» указана цель передачи: для подготовки квартиры к последующему проживанию после заключения договора найма жилого помещения.

При  рассмотрения настоящего дела  ТУ Росимущества в Амурской области не представлено доказательств фактического вселения физических лиц в спорные жилые помещения, а также сведений об открытии на их имя лицевых счетов, равно и доказательств их оплаты, что не позволяет суду установить факт заселенности квартир даже в отсутствие договоров социального найма (статьи 9, 65 АПК РФ).

При этом судом учтено и то, что лицо, не обладающее вещным правом на помещения - АО "ЦЭНКИ", не могло распоряжаться федеральным недвижимым имуществом по предоставлению его в наем. Фактическая передача ключей для осмотра жилых помещений, как и смотровых ордеров лицам в отсутствие правовых оснований пользования жилыми помещениями, не исключает законодательно установленной обязанности собственника нести бремя содержания своего имущества.

Доказательств отношений пользователей с собственником (Российской Федерацией) по договорам найма и наличия волеизъявлений собственника и нанимателя на это, в материалы дела не представлено.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Ресурс собственником помещений не оплачивался, в связи с чем, образовалась задолженность по коммунальной услуге. Доказательств оплаты указанной задолженности с приложением соответствующих документов, ТУ Росимущества в Амурской области не представлено.

С учетом изложенного, проверив расчеты истца, суд считает, что требования истца о взыскании с ТУ Росимущества в Амурской области задолженности по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенному по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5,  за период с 01.01.2020 по 16.06.2020 в сумме 5 042 932 руб. 71 коп.,  являются законными и обоснованными, предъявленный период и размер требований верными, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом при обращении в суд с настоящим иском оплачена госпошлина в сумме 107 619,16 руб. (платежное поручение №  838  от 03.11.2020).

Государственная пошлина по делу в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из уточненных требований о взыскании 5 042 932,71 руб.,  составляет 48 215 руб., расходы по уплате которой  подлежат  взысканию с ТУ Росимущества в Амурской области в пользу истца, поскольку Управление не освобождено от несения судебных расходов по делу.

Излишне уплаченная госпошлина в сумме 59 404 руб. 16 коп. (107 619,16  – 48 215) подлежит возврату истцу из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 104, 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

решил:

Принять отказ общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ОГРН 1122801008274, ИНН 2801175743) от исковых требований к акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720), производство по делу в этой части прекратить.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ОГРН 1122801008274, ИНН 2801175743) задолженность по оплате тепловой энергии по объекту недвижимого имущества, расположенному по адресу: Амурская область, г. Циолковский, микрорайон «Звездный», 3-я улица Строителей,  5,  за период с 01.01.2020 по 16.06.2020 в сумме 5 042 932 руб. 71 коп., расходы по оплате госпошлины в сумме 48 215 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ОГРН 1122801008274, ИНН 2801175743) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №  838  от 03.11.2020 госпошлину в сумме  59 404 руб. 16 коп.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия,  может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                  Н.С.Заноза