ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9564/19 от 18.02.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-9564/2019

19 февраля 2020 года

изготовление решения в полном объеме

«

18

»

февраля

2020 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича,

рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к

Восточно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МУГАДН) (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

Третье лицо: муниципальное предприятие г. Благовещенска «Автоколонна 1275»

протокол вел: секретарь судебного заседания Н.С. Куприянова

при участии в заседании: от заявителя - ФИО2 по дов. от 20.11.2019, паспорт,
от ответчика, третьего лица – не явились, извещены,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) с заявлением к Восточно-Сибирскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ответчик, ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МУГАДН, административный орган, управление) об отмене постановления государственного инспектора отдела АТ и АДН ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО МУГАДН ФИО3 по делу об административном правонарушении от 17.12.2019 №11404/Ц о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 160 000 руб.

Требования обоснованы тем, что регулярные перевозки по маршруту №700 г. Благовещенск - г. Хабаровск, осуществляются предпринимателем на основании карты маршрута серии МТРФ №024263, выданной Министерством транспорта РФ. Заявитель пояснил, что 20 сентября 2019 г. между МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» и ИП ФИО1 было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей, в соответствии с которым к ИП ФИО1 перешли права и обязанности МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» по маршруту № 700.

Осуществляя перевозку 24.10.2019 (по расписанию МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275») заявитель нарушил график (расписание) движения автобусов по маршруту, но не использовал для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобус при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Указал, что соглашения о передаче прав и обязанностей от 20.09.2019 противоречит Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. В связи с чем, законных оснований для самовольной передачи прав и обязанностей по маршруту № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/3) ИП ФИО1 у МП «Автоколонна 1275» не было.

Определением суда от 23.01.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие г. Благовещенска «Автоколонна 1275».

МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» в письменном отзыве опровергая довод ответчика о несоответствии действующему законодательству соглашения от 20.09.2019 указало, что передача прав и обязанностей осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом об организации регулярных перевозок, ни уставом автомобильного транспорта запрета на такие соглашения между перевозчиками пассажиров по одному маршруту не установлено. В таком случае возможно изменения расписания, которое не влечет внесения изменений ни в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ни в карту маршрута регулярных перевозок и не предусматривает получение другой или дополнительной карты маршрута.

МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» пояснило, что после возбуждения административным органом в отношении ИП ФИО1 административных дел по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, перевозки по соглашению от 20.09.2019 были приостановлены и до настоящего дня не возобновлялись. Данные последствия нарушают права пассажиров и порождают появление на данном маршруте нелегальных перевозчиков.

В судебное заседание представители ответчика, третьего лица не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заявителя поддержал ранее изложенную позицию.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 зарегистрирован 02.05.2006 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> с местом регистрации: <...>.

В ходе осуществления федерального государственного транспортного надзора в порядке установленном пунктом 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 07.11.2019 управление запросило у ЗАО «Автовокзал» информацию об осуществлении перевозок пассажиров ИП ФИО1 по маршруту «г. Благовещенск - г. Хабаровск», от Благовещенского автовокзала с указанием времени посадки пассажиров, а так же с приложением соответствующих посадочных ведомостей.

На основании поступивших документов и открытой информации размещенной в сети «Интернет» управлением установлено следующее.

В соответствии с расписанием межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенном на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по маршруту № 700 «АВ г. Благовещенск - АВ г. Хабаровск», перевозки осуществляют три перевозчика под следующими регистрационными номерами маршрутов в реестре:

- 28.27.002 - ИП ФИО4;

- 28.27.002/2 - ИП ФИО1;

- 28.27.002/3 - МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275».

Расписанием установлено, что ИП ФИО1 и МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» осуществляет перевозки пассажиров через 2 дня на 3, а ИП ФИО4 осуществляет перевозки каждый 3 день.

В соответствии с информацией, полученной от генерального директора ЗАО «Автовокзал» ФИО5 МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» осуществляло перевозки пассажиров по маршруту № 700 «АВ г. Благовещенск - АВ г. Хабаровск» 03.09.2019, 06.09.2019, 09.09.2019, 12.09.2019, 15.09.2019, 18.09.2019, ИП ФИО1 осуществлял перевозки пассажиров по маршруту № 700 «АВ г. Благовещенск - АВ г. Хабаровск» 05.09.2019, 08.09.2019, 09.09.2019, 11.09.2019, 13.09.2019, 14.09.2019, 17.09.2019, 20.09.2019, 21.09.2019, 23.09.2019, 24.09.2019, 26.09.2019, 27.09.2019, 29.09.2019, 30.09.2019, 02.10.2019, 03.10.2019, 05.10.2019, 06.10.2019, 07.10.2019, 08.10.2019, 09.10.2019, 11.10.2019, 12.10.2019, 14.10.2019, 15.10.2019, 17.10.2019, 18.10.2019, 19.10.2019, 20.10.2019, 21.10.2019, 23.10.2019, 24.10.2019, 26.10.2019, 27.10.2019, 29.10.2019, 30.10.2019, 01.11.2019, 02.11.2019, 04.11.2019, 05.11.2019, 07.11.2019, 08.11.2019, 10.11.2019, 11.11.2019.

Таким образом, административным органом было установлено, что 24.10.2019 ИП ФИО1 использовал для осуществления регулярной перевозки пассажиров, по регулярному межрегиональному маршруту № 700 «АВ г. Благовещенск - АВ г. Хабаровск» при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, а именно в соответствии с реестром межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, размещенном на сайте Министерства транспорта Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ИП ФИО1 выдана карта межрегионального маршрута № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/2) с установленными днями отправления через 2 дня на 3, тогда как в данном случаи перевозка осуществлялась по иному маршруту № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/3) в отношении которого карта маршрута выдана другому лицу - МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275», чем нарушил часть 8 статьи 14, часть 3 статьи 17, статью 19, часть 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ.

В адрес административного органа 27.11.2019 вх. № 4891 от МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» поступило соглашение о передаче прав и обязанностей от 20.09.2019, заключенное между МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» и ИП ФИО1, согласно которому МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» безвозмездно передает ИП ФИО1 все права и обязанности по маршруту № 700 «г. Благовещенск - г. Хабаровск».

Изучив представленное соглашение, управление пришло к выводу, что данный документ противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не может быть принят во внимание в качестве законного основания для осуществления перевозки пассажиров в отсутствии карты маршрута.

Усмотрев в действиях ИП ФИО1 наличие события административного правонарушения, административный орган извещением от 18.11.2019 назначил время составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ на 10.12.2019 в 09 час. 30 мин.; рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 17.12.2019 года на 09 час. 30 мин. Указанное извещение получено предпринимателем лично 20.11.2019, о чем имеется отметка на копии извещения.

10.12.2019 в присутствии представителя предпринимателя, должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении № 11404/Ц, действия заявителя квалифицированы по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ. Копия протокола вручена представителю предпринимателю 10.12.2019, о чем имеется соответствующая отметка.

17.12.2019 в присутствии представителя ИП ФИО1, административным органом вынесено постановление № 11404/Ц, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 руб.

Копия постановления вручена представителю предпринимателя 17.12.2019 и дополнительно направлена предпринимателю по почте 17.12.2019.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.

Рассмотрев материалы дела, оценив доказательства и доводы сторон, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно материалам дела, оспариваемое постановление получено заявителем 17.12.2019. Принимая во внимание сроки и порядок оспаривания постановлений административных органов, установленных частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 3 статьи 113 АПК РФ, подав настоящее заявление в суд 24.12.2019, заявитель не пропустил процессуальные сроки.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 11.33 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Объектом данного правонарушения выступает установленный порядок использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по регулярным маршрутам.

Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, если наличие такой карты является обязательным.

Субъектами правонарушения могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица (водители и должностные лица).

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ, Федеральный закон № 220-ФЗ, Закон об организации регулярных перевозок), а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта).

Пункт 1 статьи 4 Закона об организации регулярных перевозок предусматривает, что межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

Подпунктами 4, 19, 20 пункта 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлены основные понятия, а именно: межрегиональный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации; свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок; карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Пунктами 8, 9, 15 статьи 2 Устава автомобильного транспорта определено, что маршрут представляет собой путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения; маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке; расписание представляет собой график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта.

Пунктом 5 статьи 27 Закона об организации регулярных перевозок расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении регулярных перевозок. В случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.

Из материалов дела усматривается, что на дату вступления в силу Закона № 220-ФЗ, индивидуальные предприниматели ФИО4, ФИО1 и МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» осуществляли с 19.02.2015 перевозки по утвержденному федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке межрегиональному маршруту регулярных перевозок «г. Благовещенск – г. Хабаровск» с остановкой в г. Биробиджане.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карта маршрута регулярных перевозок являются документами, подтверждающими право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по определенному, утвержденному в установленном порядке маршруту регулярных перевозок и содержащими сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Подпунктом 4 пункта 4 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок установлено в отношении регулярных перевозок, осуществляемых юридическим лицом, каждым индивидуальным предпринимателем, отдельный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в случае, если владельцами свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, указанными в пункте 1 настоящей части регулярные перевозки осуществляются совместно несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, установленному уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества, а также выдают таким юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим установленным маршрутам регулярных перевозок и новые карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок с учетом максимального количества транспортных средств, которые ранее использовались для совместных регулярных перевозок каждым из таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Исходя из Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (пункт 5.5(22), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в рамках Федерального закона № 220-ФЗ является Министерство транспорта Российской Федерации, предоставляющий государственную услугу по установлению, изменению, отмене межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным органом, что во исполнение положений подпункта 4 пункта 4 статьи 39 Закона об организации регулярных перевозок Минтрансом России перевозчикам, ИП ФИО1 и МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» выданы бессрочные свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок и новые бессрочные карты соответствующих установленных маршрутов регулярных перевозок. Договор простого товарищества указанные лица не заключили.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 была выдана карта регулярных перевозок серии МТРФ № 024263 на маршрут с регистрационным номером 28.27.002/2, порядковый номер 700 «г. Благовещенск - г. Хабаровск», карта маршрута содержит всю необходимую информацию, установленную статьей 28 Закона об организации регулярных перевозок.

Пунктом 2 Порядка заполнения бланка карты маршрута регулярных перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2015 № 332 предусмотрено, что при заполнении бланка карты маршрута регулярных перевозок порядковый номер межрегионального маршрута регулярных перевозок присваивается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, установившим данный маршрут.

Статьей 26 Федерального закона № 220-ФЗ установлен перечень сведений, подлежащие включению в реестры маршрутов регулярных перевозок, доступ к таким сведениям. К таким сведениям отнесены, в том числе: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре; порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления; планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти); дата начала осуществления регулярных перевозок и другие.

В случае если один маршрут обслуживают несколько перевозчиков, порядковому номеру присваивается сквозная нумерация через дробь.

Административный орган вменяет предпринимателю осуществление перевозки 24.10.2019 по регулярному межрегиональному маршруту № 700 «г. Благовещенск - г.Хабаровск» по карте маршрута с регистрационным номером 28.27.002/2 с установленными днями отправления через 2 дня на 3, в то время, как следовало осуществлять перевозку держателю карты маршрута с регистрационным номером 28.27.002/3, выданной МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275». При этом, управление в оспариваемом постановлении указывает, что регулярному межрегиональному маршруту «г. Благовещенск - г.Хабаровск», уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти при утверждении маршрута присвоен № 700, а не регистрационные номера в реестре.

Из взаимосвязанных положений подпункта 3 пункта 1 статьи 5 и подпункта 2 пункта 1 статьи 26 Закона об организации регулярных перевозок полное наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок состоит из наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту и порядкового номера маршрута регулярных перевозок, который присваивается маршруту установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Реестр представляет собой список, перечень. И порядковый номер учетной записи в реестре не может иметь более высокое значение, чем присвоенный номер маршруту при установлении Федеральным органом исполнительной власти.

Вменяя в вину предпринимателя нарушение требований части 8 статьи 14, части 3 статьи 17, статьи 19, части 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, административным органом не учтено, что на сайте Министерства транспорта России информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении ИП ФИО1 помимо сведений о карте межрегионального маршрута № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/2) с установленными днями отправления от автовокзала города Благовещенска через 2 дня на 3, с датой начала осуществления перевозок 19.02.2015 с расписанием отправления 18 час. 15 мин., указана информация о перевозчике (вместо которого, по мнению административного органа, осуществлял перевозку предприниматель) МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» с установленными днями отправления от автовокзала города Благовещенска через 2 дня на 3, с датой начала осуществления перевозок 19.02.2015 с расписанием отправления 18 час. 00 мин.

При этом к форме и содержанию имеющихся у предпринимателя свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок возражений у административного органа не имеется.

Таким образом, исходя из буквального толкования информации, содержащейся на сайте Минтранса России в открытом доступе, согласно реестру, на который управление ссылается, ИП ФИО1 и МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» должны осуществлять перевозку пассажиров по межрегиональному маршруту «г.Благовещенск-г.Хабаровск» № 700 с разницей по времени отправления в 15 мин.

Административным органом не учтены положения подпункта 13 части 1 статьи 26, пункта 5 статьи 27 Закона об организации регулярных перевозок исходя из взаимосвязанного толкования которых следует, что расписание, указанное в реестре маршрутов регулярных перевозок носит планируемый (ориентировочный) характер, устанавливается для остановочных пунктов межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, является приложением к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, может быть изменено (без участия административного органа) и при этом вносить соответствующие изменения в свидетельство не требуется.

Нарушение расписания выезда на маршрут не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Доказательства, на которые административный орган ссылается, как доказывающие вину предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения, фактически опровергаются обстоятельствами, указанными административным органом.

Таким образом, суд усматривает, что в соответствии с информацией, полученной от генерального директора ЗАО «Автовокзал» ФИО5 ИП ФИО1 имел право осуществлять регулярные перевозки пассажиров по межрегиональному маршруту № 700 «АВ г. Благовещенск - АВ г. Хабаровск» 24.10.2019.

На основании вышеизложенного суд находит ошибочными выводы управления, о том, что перевозки по маршруту № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/2), в соответствии с картой маршрута регулярных перевозок, должны были осуществляться ИП ФИО1 через два дня на третий, то есть 24.10.2019 у него не было законных оснований для осуществления указанной перевозки, в связи с отсутствием карты маршрута для перевозки в этот день по маршруту № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/3).

При привлечении предпринимателя к административной ответственности административный орган признал соглашение о передаче прав и обязанностей от 20.09.2019, заключенное между МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» и ИП ФИО1, согласно которому МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» безвозмездно передает индивидуальному предпринимателю ФИО1 все права и обязанности по маршруту № 700 «г. Благовещенск - г. Хабаровск» (реестровый номер маршрута 28.27.002/1) противоречащим действующему законодательству, а именно Федеральному закону № 220-ФЗ (части 1 статьи 19), предусматривающему, что карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты. Таким образом, законных оснований для самовольной передачи прав и обязанностей по маршруту № 700 (регистрационный номер в реестре 28.27.002/3) ИП ФИО1 у МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275» не было.

Между тем, передача прав и обязанностей осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации. Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом об организации регулярных перевозок, ни уставом автомобильного транспорта запрета на такие соглашения между перевозчиками пассажиров по одному маршруту не установлено. В таком случае возможно изменения расписания, которое не влечет внесения изменений ни в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, ни в карту маршрута регулярных перевозок и не предусматривает получение другой или дополнительной карты маршрута.

Ссылаясь на пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный орган не мотивировал ничтожно или оспоримо рассматриваемое соглашение между предпринимателем и МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275», при том, что правовые последствия ничтожного или оспоримого соглашения различны.

Вопреки утверждениям административного органа, о том, что упомянутое соглашение нарушает требования закона или иного правового акта (какого именно не указано) и при этом посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (в чем нарушает и чьи конкретно не указано) суд находит, что баланс публичных и частных интересов будет нарушен, если по расписанию не выйдут автобусы по рассматриваемому маршруту. В этом случае права потребителей (пассажиров) будут нарушены, что подтверждается МП г. Благовещенска «Автоколонна 1275».

Как указано выше правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок устанавливается гражданским законодательством, в том числе и между несколькими перевозчиками по одному маршруту. Вмешательство административного органа в эти отношения ограничивается действующим законодательством, а также ведомственными нормативными актами, к которым относится Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, утвержденным приказом Минтранса России от 28.12.2017 № 542 (зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2018 № 49803) (далее по тексту – Административный регламент Ространснадзора в сфере автомобильного транспорта, Административный регламент).

Согласно пункту 24 Административного регламента Ространснадзора в сфере автомобильного транспорта проверки проводятся должностными лицами Управления и (или) территориального органа на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа. Распоряжение оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 141.

Проверка проводится именно тем должностным лицом, которое указано в распоряжении или приказе о проведении проверки.

Пункт 1 Административного регламента Ространснадзора в сфере автомобильного транспорта предусматривает порядок исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры (далее - государственная функция).

При этом осуществление своих функций подразделения Ространсадзора обязаны осуществлять посредством проверок.

В рассматриваемом деле административным органом не представлено основание для проведения проверки в отношении предпринимателя (приказа или распоряжения), отсутствуют ссылки на них и в протоколе об административном правонарушении, и в оспариваемом постановлении.

Названный Административный регламент устанавливает для должностных лиц виды проверок, порядок их проведения и оформления результатов проверки, а также какие меры следует принять при выявлении фактов нарушения законодательств в сфере осуществления перевозок.

В материалах дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя отсутствуют какие-либо доказательства, проведения проверки в установленном Административном регламенте порядке, который установлен на основании действующего законодательства. Должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении дана несоответствующая действительности оценка собранных доказательств, в результате чего создается только видимость всестороннего, полного исследования доказательств и проведение проверки надлежащим образом.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Административным органом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающие с достоверностью наличие события и состава в действиях ИП ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Кроме того, на основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что проверка проведена с грубыми нарушениями порядка, которые устранить на стадии рассмотрения настоящего дела не возможно.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и подлежащим отмене.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 211 АПК РФ суд решил признать незаконным и отменить постановление Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по делу об административном правонарушении от 17.12.2019 №11404/Ц.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья П.А. Чумаков