Арбитражный суд Амурской области
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск
Дело №
А04-9713/2021
24 января 2022 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 24.01.2022.
Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2022.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Воробьёвой В.С.,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кулинкович К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Свободненского транспортного прокурора
к
открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
3 лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>).
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 11.01.2022 г., сл. уд.; от ответчика: ФИО2, по доверенности № НЮ-114Д от 03.08.2020 г., сл. уд, диплом; от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом.
установил:
Свободненский транспортный прокурор (далее по тексту – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту – ответчик, ОАО «РЖД») за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
Требования заявителя обоснованы использованием ответчиком находящегося в федеральной собственности объектов недвижимого имущества без надлежаще оформленных документов.
В предварительном судебном заседании заявитель на требованиях, изложенных в заявлении, настаивал, указал на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
Ответчик в предварительном судебном заседании пояснил, что прокурором при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не учтены обстоятельства принятых обществом мер по недопущению нарушения действующего законодательства в части использования государственного имущества без надлежаще оформленных документов. Считает, совершенное правонарушение является малозначительным, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В связи с чем просил освободить от привлечения к ответственности по вменяемому правонарушению.
Суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие возражений, лиц, участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном разбирательстве стороны поддержали ранее изложенные доводы.
Исследовав представленные в материалы дела пояснения и доказательства, выслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» зарегистрировано 23.09.2003 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам исборам № 39 по г. Москве в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> по юридическому адресу: <...>. Одним из филиалов ОАО «РДЖ» является Забайкальская дирекция инфраструктуры.
На основании указания Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от 02.09.2021 № 60/23у «Об усилении прокурорского надзора в сфере экономики» прокурором проведена проверка законности пользования объектами транспортной инфраструктуры их фактическими пользователями, владельцами, в том числе соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в федеральной собственности.
Проверкой установлено, что ОАО «РЖД» в лице своих структурных подразделений, расположенных на территории Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», незаконно использует находящееся в федеральной собственности имущество, без оформления документов, расположенное на ст. Ледяной Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (ст. Глухари Свободненского района Амурской области), а именно:
гараж (здания, строения и сооружения на ст. Ледяная), кадастровый номер 28:21:010210:45, государственной регистрации права № 28:21:010210:45- 28/035/2020-1 от 03.12.2020;
пристройка к посту ЭЦ (здания, строения и сооружения на ст. Ледяная), кадастровый номер 28:21:010210:72, государственной регистрации права № 28:21:010210:72-28/035/2020-1 от 03.12.2020;
служебно-бытовое здание с ПРУ (здания, строения и сооружения на ст. Ледяная), кадастровый номер 28:21:010210:48, государственной регистрации права №28:21:010210:48-28/035/2020-1 от 03.12.2020;
железнодорожный вокзал (здания, строения и сооружения на ст. Ледяная), кадастровый номер 28:21:010210:44, государственной регистрации права №28:21:010210:44-28/035/2020-1 от 03.12.2020.
24.11.2021 в ходе осмотра ст. Ледяной Забайкальской железной дороги (с. Глухари Свободненского района Амурской области) установлено следующее:
гараж на ст. Ледяная - фактически используется для стоянки автотранспорта работниками Михайло-Чесноковской дистанции пути ОАО «РЖД», Белогорской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ОАО «РЖД»,
пристройка к посту ЭЦ на ст. Ледяная - фактически эксплуатируется работниками станции Ледяная Белогорского центра организации работы железнодорожных станций ОАО «РЖД»
служебно-бытовое здание с ПРУ на ст. Ледяная - фактически эксплуатируется работниками Михайло-Чесноковской дистанции пути ОАО «РЖД» (располагаются бытовые комнаты, комната для приема пищи монтеров пути, мастера),
железнодорожный вокзал на ст. Ледяная - фактически эксплуатируется Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД», в нем исполняют свои обязанности сотрудники ООО ЧОП «Пилот», являющиеся субподрядчиками по договору от 27.12.2019 № 3741442 между ООО ЧОП «Желдорспецохрана» и указанной дирекцией, осуществляется продажа железнодорожных билетов в кассе билетным кассиром.
Однако у ОАО «РЖД» отсутствуют правоустанавливающие документы, а также какие-либо права на пользование данным имуществом Российской Федерации.
По результатам проверки, проведенной в присутствии представителей ОАО «РЖД» (ФИО3, ФИО4), составлен акт от 24.11.2021, в котором зафиксированы выявленные нарушения. 24.11.2021 у начальника ст. Ледяная, мастера пути ПИ-16, охранника ООО ЧОП «Пилот» отобраны письменные пояснения, в которых признан факт эксплуатации здания железнодорожного вокзала на ст. Ледяная, служебно-бытового здания с ПРУ, пристройки к посту ЭЦ, гаража.
Уведомлением от 30.11.2021 № 30-2021/1205-21-20009318 генеральному директору общества предложено явиться 09.12.2021 в 11 час. 00 мин. в прокуратуру для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ. Уведомление 31.11.2021 направлено на электронный адрес vstp16@vstproc.ru, указанный ОАО «РЖД» в качестве официального адреса для связи с юридическими лицами, в этот же день прочитано и зарегистрировано за № 2616/ЕАСД.
07.12.2021 от ОАО «РЖД» поступили письменные возражения, в которых общество указало все предпринятые меры по передаче объектов станции Ледяная в собственность ОАО «РЖД». Ввиду данных обстоятельств общество привело доводы о малозначительности административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
09.12.2021 в присутствии защитника общества ФИО5, действующей на основании доверенности №344-Д от 14.07.2020, прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, действия ответчика квалифицированы по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ - использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов. Защитник с постановлением ознакомлен, копию получил, ему разъяснены процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ, о чем в постановлении имеются соответствующие подписи. С фактом выявленного нарушения защитник не согласился.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела направлены в Арбитражный суд Амурской области для принятия решения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и письменные доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 2 статьи 7.24 КоАП РФ установлена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны федеральной собственности на объекты нежилого фонда.
Объективная сторона предусмотренного данной нормой правонарушения состоит, в том числе, в действиях по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
Субъектом указанного правонарушения является лицо, непосредственно использующее данный объект.
Из материалов дела установлено, что гараж, назначение – нежилое, кадастровый номер 28:21:010210:45, государственной регистрации права № 28:21:010210:45- 28/035/2020-1 от 03.12.2020; пристройка к посту ЭЦ, назначение – нежилое, кадастровый номер 28:21:010210:72, государственной регистрации права № 28:21:010210:72-28/035/2020-1 от 03.12.2020; служебно-бытовое здание с ПРУ, назначение – нежилое, кадастровый номер 28:21:010210:48, государственной регистрации права №28:21:010210:48-28/035/2020-1 от 03.12.2020; железнодорожный вокзал, назначение – нежилое, кадастровый номер 28:21:010210:44, государственной регистрации права №28:21:010210:44-28/035/2020-1 от 03.12.2020, расположенные по адресу: Амурская область, Свободненский район, с. Глухари, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в связи с чем, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду(ст. 608 ГК РФ).
Частью 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом ( пункт 2 статьи 609 ГК РФ).
Прокурорской проверкой установлено, что ОАО «РЖД» пользуется спорными объектами недвижимости без оформленных надлежащим образом документов. Факт эксплуатации железнодорожного вокзала, гаража, пристройки к посту ЭЦ, служебно-бытового здания с ПРУ, подтвержден актом проверки от 24.11.2021, объяснениями начальника станции Ледяная, мастера пути ПИ-16, охранника ООО ЧОП «Пилот» от 24.11.2021, и ответчиком не оспаривался.
Ни в ходе проведения проверки, ни в ходе судебного разбирательства ответчиком доказательств, правомерного использования федерального имущества с надлежащим образом оформленными документами не представлено.
На момент проведения прокурорской проверки у ответчика отсутствовали надлежащим образом оформленные документы на спорное федеральное имущество, что свидетельствует о наличии в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Доводы ОАО «РЖД» о том, что обществом предприняты все необходимые и достаточные меры для передачи указанного имущества, судом отклоняются на основании следующего.
В подтверждение данных доводов общество представило переписку по вопросу о заключении договора безвозмездного пользования объектами до оформления права собственности на данные объекты.
Письмом от 11.06.2021 исх. 28-03/2034 ТУ Росимущество по Амурской области проинформировало Забайкальскую железную дорогу о проводимой работе по оценке объектов недвижимости для последующего вовлечения его объектов в гражданско- правовой оборот путем заключения договоров аренды по итогам аукциона.
На основании распоряжения №199-р от 10.08.2021 ТУ Росимущества в Амурской области объявлен аукцион на право заключения договоров аренды федерального имущества (в том числе: служебно-бытовое здание с ПРУ, пристройку к посту ЭЦ, гараж на ст. Ледяная) расположенных по адресу: Амурская область, Свободненский район, с. Глухари. Дата окончания заявок 02.09.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе, на право заключения договоров аренды объектов недвижимости станции Ледяная от 02.09.2021, аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок.
Из пояснений представителя ответчика, обществу было известно о проведении данного аукциона.
ОАО «РЖД» письмом 19.08.2021 №2828/ЦРИ обращалось в Росимущество с просьбой прекратить работу по вовлечению спорных объектов в гражданско-правовой оборот и сообщить о планируемых сроках подготовки проекта распоряжения Правительства.
24.11.2021 заместителем руководителя Росимущество дано поручение №Д11-05/40303 ТУ Росимуществу в Амурской области подготовить проект распоряжения о передаче 34 объектов железнодорожной инфраструктуры космодрома «Восточный» на станции Ледяная в безвозмездное пользование ОАО «РЖД» в возможно короткий срок, дополнительно предоставить комплект документов, необходимый для подготовки проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества в части включения в него указанных объектов.
01.12.2021 забайкальская железная дорога обратилась в адрес ТУ Росимущества в Амурской области о предполагаемых сроках подготовки проекта Распоряжения и направлении проекта договора ссуды (безвозмездного пользования).
Ссылки ОАО «РЖД» о совершении всех возможных и достаточных принятых мер по передаче объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность ОАО «РЖД», судом отклонены, поскольку на момент рассмотрения спора в суде отсутствуют доказательства о переходе прав на спорные объекты. Кроме того, из представленных в материалы дела документов следует, что ответчик не воспользовался правом подачи заявки на участие в аукционе для заключения договоров аренды, по спорным объектам объявленного ТУ Росимущества в Амурской области, что свидетельствует о несоблюдении и уклонении обществом от исполнения требований законодательства по использованию находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда.
Не представлено обществом доказательств того, что оформление надлежащих документов по использованию спорных объектов недвижимости в данном случае было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые названное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить.
При этом акты приема-передачи объектов ст. Ледяная во временную эксплуатацию от ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» Свободненскому территориальному управлению Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД» от 13.02.2019 не свидетельствуют о наличии законных оснований использования ОАО «РЖД» указанных объектов, так как у ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», как у застройщика, отсутствуют законные права распоряжения указанным имуществом.
Анализируя установленные прокурором обстоятельства и приведенные нормы права, суд пришел к выводу, что ОАО «РЖД» не исполнило требования по оформлению надлежащих документов на используемые объекты нежилого фонда, находящиеся в федеральной собственности.
Таким образом, в действиях ОАО «РЖД» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
На основании статьи 25.11 КоАП РФ и части 2 статьи 28.7 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, процессуальные гарантии лицу, привлекаемому к ответственности, соблюдены.
Срок давности для привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, подтверждена материалами дела поскольку, исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, у общества имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд не находит оснований для применения в рассматриваемом деле положений о малозначительности. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Оценив представленные доказательства, характер и наличием существенной угрозы общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера деяния лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу о невозможности освобождения общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Поскольку судом выяснены и установлены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, а также пунктом 6 статьи 205 АПК РФ, суд переходит к определению меры административной ответственности, подлежащей применению к ОАО «РЖД» за совершенное правонарушение.
При назначении наказания суд учитывает требования статьи 4.1 КоАП, в том числе характер совершенного административного правонарушения и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих ответственность обстоятельств обществом не приведено, судом не установлено. Отягчающие ответственность обстоятельства судом не выявлены.
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ в настоящем деле не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности с назначением административного штрафа в минимальном размере 20 000 рублей.
Заявления данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
Суд дополнительно разъясняет, что согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу), решение подлежит направлению в течение десяти суток (с отметкой о неуплате штрафа) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), зарегистрированное в качестве юридического лица 23.09.2003 Межрайонной инспекцией ФНС № 46 по г. Москве по юридическому адресу: город Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1 стр. 1, привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 380801001, БИК 012520101, единый казначейский счет 40102810145370000026, банк получателя - Отделение Иркутска Банка России//УФК по Иркутской области, г. Иркутск, р/с <***>, ОКТМО 25701000, КБК 11601071019000140, назначение платежа «Штраф за нарушение законодательства в области охраны собственности».
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.С. Воробьёва