ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9780/2021 от 09.03.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-9780/2021

марта 2022 года

09 марта 2022 года

Дата оглашения резолютивной части решения

Дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гончарук Натальей Викторовной

Рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального учреждения «Городское управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

Третьи лица: администрация города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Стройуют» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

при участии в заседании:

От заявителя: ФИО1 – по доверенности от 02.08.2021, паспорт;

От ответчика: ФИО2 – по доверенности № 23-19-12/2 от 10.01.2022, служебное удостоверение.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное учреждение «Городское управление капитального строительства» (далее по тексту - заявитель, учреждение) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.11.2021 № 23-23-10/2021-516 о привлечении к ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации вынесенного Управлением Федерального казначейства по Амурской области.

Определением суда от 16.12.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал, что постановление является законным и обоснованным.

Администрация города Благовещенска в письменном отзыве поддержала позицию заявителя в полном объеме.

Суд, рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ, а именно: рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Определением от 22.02.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил судебное разбирательство на 09.03.2022.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением Федерального казначейства по Амурской области с 29.03.2021 по 05.05.2021 (с учетом приостановления проверки), в муниципальном учреждении «Городское управление капитального строительства», на основании приказа УФК по Амурской области от 22.03.2021 № 113 «О назначении плановой выездной проверки муниципального учреждения «Городское управление капитального строительства» (в редакции приказов УФК по Амурской области от 09.04.2021 № 156, от 29.04.2021 № 194), проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» за 2020 -истекший период 2021 года, в ходе которой было установлено следующее.

На основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе №0123300008220000158-0 от 29.04.2020 между МУ «ГУКС» (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙУЮТ» (далее - ООО «Стройуют», Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>/1) на сумму 22 456 282,00 рублей (далее - муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020, Контракт).

Исходя из предмета контракта, Подрядчик обязуется в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Благовещенска на 2018-2024 годы» собственными или привлеченными силами за счет собственных или привлеченных средств с использованием своих машин, механизмов и оборудования выполнить работы по благоустройству (далее - работы) дворовых территорий <...>/1) (далее -Объект), в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), строительными нормами и правилами, а также своевременно устранять недостатки, выполнять свои обязательства в течение гарантийного срока, выполнять иные неразрывно связанные с Объектом работы, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 1.1 Контракта).

Сроки выполнения работ:

начало выполнения работ - не позднее 5 (пяти) дней со дня заключения Контракта,

окончание выполнения работ- 15.10.2020.

Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно (пункт 1.2.).

Место выполнения работ: <...>/1 (пункт 1.3).

Цена Контракта составляет 22 456 282,00 рублей, НДС не предусмотрен.

Цена Контракта включает в себя все расходы Подрядчика, связанные с выполнением работ по Контракту (пункт 2.1).

Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением пункта 2.3, пункта 2.4 Контракта (пункт 2.2).

Цена Контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий исполнения Контракта (пункт 2.3).

Цена Контракта может быть изменена по соглашению Сторон, если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем работ не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный Контрактом объем не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение цены Контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в Контракте цены единицы работ, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема работ Стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работ (пункт 2.4).

Оплата работ осуществляется за счет средств субсидии бюджета Амурской области и бюджета города Благовещенска, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в текущем 2020 году, предусмотренных на исполнение контракта (пункт 3.2).

Контрактом предусмотрены авансовые платежи. Заказчик в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, после заключения настоящего Контракта, производит авансирование по контракту, в размере 30 (тридцати) % от суммы Контракта, предусмотренной в п. 2.1 настоящего Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год (пункт 3.3).

Последующее перечисление средств на оплату выполненных видов работ производится за вычетом стоимости произведенного аванса в размере 30% от стоимости работ, подлежащих оплате (пункт 3.5).

Оплата выполненных работ производится Заказчиком в безналичной форме в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней после подписания акта(ов) о приёмке выполненных работ (форма № КС-2) и справки(ок) о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по реквизитам, указанным в разделе 20 Контракта, в объеме средств, указанных в справке(ах) о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) (пункт 3.8).

В ходе исполнения Контракта между МУ «ГУКС» и ООО «Стройуют», на основании пункта 16.1 Контракта заключены дополнительные соглашения:

- дополнительное соглашение № 1 от 24.07.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 341 400, 00 рублей, НДС не предусмотрен;

- дополнительное соглашение № 2 от 23.11.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 22 032 717, 16 рублей, НДС не предусмотрен;

- дополнительное соглашение № 3 от 14.12.2020, которым изменена цена Контракта и заменено Приложение № 1 к Контракту (Техническое задание). Цена Контракта составила 24 546 877,88 рублей, НДС не предусмотрен.

МУ «ГУКС» в 2020 году ООО «Стройуют» произведена оплата за выполненные работы на сумму 24 546 877,88 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета на сумму 22 381 843,25 рублей.

В ходе проверки была изучена исполнительная документация по объекту «Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>) к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020. Исполнительная документация содержит исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ, протоколы испытаний используемых материалов, паспорта качества используемых материалов, акты освидетельствования ответственных конструкций, паспорта на используемые изделия.

В ходе проверки выборочно проведено документарное сличение выполненных работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1) по муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 на принадлежность этих работ к благоустройству именно дворовых территорий.

К проверке представлены: проект на благоустройство дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. ФИО6, 9, 11, 11/1 г. Благовещенск Амурская область, разработанный ООО «Амургражданпроект» в 2017 году, стадия: рабочий проект, заказчик: ООО «Евросервис» «Д/У № 12», ООО «Жил-Комфорт-2» (далее - проект благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1), муниципальный контракт от 14.05.2020 № 0158/2020 с изменениями, исполнительная документация (исполнительные схемы) по объекту «Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1» (далее - исполнительные схемы), локальные сметы № 1, № 2, составленные на основании Технического задания к дополнительному соглашению от 14.12.2020 № 3 к муниципальному контракту № 0158/2020, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) по муниципальному контракту №0158/2020.

Схемы земельных участков территорий с указанием размеров и границ, а также размещением объектов благоустройства по вышеуказанным адресам к проверке не представлены.

Как следует из акта проверки, согласно устным пояснениям главного инженера ФИО3 схемы земельных участков благоустраиваемых дворовых территорий в МУ «ГУКС» отсутствуют и управлением ЖКХ г. Благовещенска в рамках проведения работ по благоустройству дворовых территорий в МУ «ГУКС» не предоставляются.

В ходе проверки Управлением был сделан запрос от 27.04.2021 № 23-13-59/23-3247 мэру города Благовещенска ФИО4 о представлении в срок не позднее 29.04.2021 заверенных надлежащим образом копий паспортов благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов с приложенными схемами земельных участков территорий с указанием размеров и  границ, размещением объектов благоустройства по следующим адресам: <...>/1.

Документы по запросу представлены не были.

Проверкой установлено, что МУ «ГУКС» в Техническом задании на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий <...>; 11; 11/1 (Приложение № 1 к муниципальному контракту от 14.05.2020 № 0158/2020 в редакции дополнительного соглашения от 14.12.2020 № 3) предусмотрены работы по благоустройству проезда ул. ФИО6, 9, 11/1.

Согласно исполнительным схемам в ходе проведения работ по благоустройству дворовых территорий были проведены работы по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.

Расчет стоимости работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 произведен в ведомости пересчета (Приложение № 8 к акту проверки) и составил в общей сумме 1 332 012,75 рублей.

Вышеуказанные работы сданы ООО «Стройуют», приняты и оплачены МУ «ГУКС» по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 23.09.2020 № 6, от 14.12.2020 № 10 (ул. ФИО6, 9, 11/1).

Выявив, что Учреждением допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1332 012,75 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей, главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере УФК по Амурской области ФИО5 04.08.2021 в присутствии представителя МУ «ГУКС» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ.

Определением от 21.10.2021 (после неоднократного продления) рассмотрение дела об административном правонарушении № 23-23-10/2021-67 назначено на 09.00 час. 25.11.2021.

25.11.2021 в присутствии законного представителя муниципального учреждения «Городское управление капитального строительства» ФИО1 вынесено постановление (резолютивная часть) об административном правонарушении по делу № 23-23-10/2021-67, действия заявителя квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ. Копия указанного постановления направлена в адрес заявителя 26.11.2021, и получена последним 07.12.2021.

Не согласившись с постановлением, учреждение оспорило его в судебном порядке.

Согласно взаимосвязанным положениям части 3 статьи 113, части 6 статьи 114, части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Как усматривается из материалов дела, указанный срок заявителем не пропущен, в связи с чем заявление подлежит рассмотрению по существу.

Рассмотрев требования по существу, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании положений статей 157, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, пунктов 6 и 9  Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, казначейство наделено полномочиями по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере.

В силу пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Субъектами, вменяемого заявителю правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели бюджетных средств.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Государственная программа 1710).

Приложением № 15 к Государственной программе 1710 предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила Госпрограммы № 1710).

Правила Госпрограммы № 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно - федеральный проект, муниципальная программа, государственная программа, субсидии из федерального бюджета).

Согласно пункту 2 Правил Госпрограммы № 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:

а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;

б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452 утверждена государственная программа Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области» (далее - программа Амурской области № 452).

Приложением № 14 к программе Амурской области № 452 предусмотрены Порядок и условия предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды» (далее - Порядок № 452).

Исходя из пункта 3 Порядка № 452 целью предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований Амурской области (далее - муниципальные образования) является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на благоустройство территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий (далее - муниципальная программа) и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.

В соответствии с пунктом 3 Правил Госпрограммы № 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к и территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

Согласно подпункту «е» пункта 9 Правил Госпрограммы № 1710 государственная программа должна предусматривать в том числе, адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). При этом, физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7.4 Порядка и условий предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия «Реализация программ современной городской среды», являющегося Приложением № 14 к государственной программе Амурской области «Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 452, муниципальная программа, должна предусматривать адресный перечень дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния) и подлежащих благоустройству в указанный период исходя из минимального перечня работ по благоустройству (очередность благоустройства определяется в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ). Физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в соответствии с Порядком инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, утвержден постановлением Правительства Амурской области от 25.07.2017 № 335 (далее - Порядок № 335).

В соответствии с пунктом 2.7 Порядка № 335, по итогам проведения инвентаризации дворовой и общественной территории, территории в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, территории индивидуальной жилой застройки составляется паспорт благоустройства обследуемой территории в соответствии с ее видом.

Согласно пункту 8 раздела 3 муниципальной программы, утвержденной постановлением Администрации города Благовещенска от 23.10.2017 № 3773 физическое состояние дворовой территории и необходимость ее благоустройства определены по результатам инвентаризации дворовой территории, проведенной в порядке, установленном постановлением администрации города Благовещенска от 15.08.2017 № 2592 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, на территории муниципального образования города Благовещенска» (далее - Порядок № 2592).

Как следует из пункта 3.6 Порядка № 2592, по итогам проведения инвентаризации территорий составляется паспорт благоустройства обследуемой территории.

Согласно Порядкам № 335, № 2592, паспорт благоустройства дворовой территории должен содержать, в том числе кадастровые номера земельных участков дворовых территорий.

Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из подпункта «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества многоквартирного дома включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Правилами Госпрограммы № 1710 предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из системного толкования вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, следует, что субсидия из федерального бюджета предоставляется на софинансирование мероприятий по благоустройству дворовых территорий. Дворовая территория образуется земельными участками. Для формирования указанных земельных участков необходимо провести кадастровые работы с целью определения территорий многоквартирных домов и их дворов путем разработки проектов планировки и межевания указанных территорий. В отношении сформированных земельных участков необходимо подтвердить их границы в части отнесения к территориям многоквартирных домов и их дворов (дворовым территориям) данными государственного кадастрового учета.

Согласно материалам дела Управлением сделан запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области о предоставлении сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях в отношении земельных участков, расположенных по адресам <...> исх. № 23-13-59/23-4698 от 18.06.2021).

Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков, расположенных по адресам <...>

По данным государственного кадастрового учета, согласно схемам земельных участков, содержащихся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости, предоставленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области следует, что земельный участок под проездом площадью 509,0145 м2 не относится к земельным участкам, расположенным по ул. ФИО6, 9 (кадастровый № 28:01:020401:50) и по ул. ФИО6, 11/1 (кадастровый № 28:01:020401:14), следовательно, не является дворовой территорией домов, расположенных по ул. ФИО6, 9, 11/1.

Таким образом, приемка и оплата работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, площадью 509,0145 м2, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, и не относящегося к дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1 является нецелевым использованием средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета в размере 1214 529,23 рублей.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, а также обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, бюджетной сметой либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно Уставу МУ «ГУКС», утвержденному постановлением администрации города Благовещенска от 22.12.2011 № 5886 (далее Устав), МУ «ГУКС» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Благовещенска.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МУ «ГУКС» является казенным учреждением и находится в ведении администрации г. Благовещенска, осуществляющей бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.1 Устава предусмотрено, что МУ «ГУКС» осуществляет свою деятельность в сфере строительства объектов капитального строительства муниципальной собственности соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Амурской области, муниципального образования города Благовещенска и Уставом.

Согласно пункту 2.2 Устава, МУ «ГУКС» осуществляет функции заказчика и застройщика по строительству объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Пунктом 2.3 Устава установлено, что основными целями деятельности МУ «ГУКС» являются обеспечение строительства и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2.4 Устава для достижения целей, указанных в Уставе, МУ «ГУКС» в том числе: осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на капитальные вложения.

Стороной (Заказчиком) по Контракту является МУ «ГУКС», оплата работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально произведена на сумму 1 332 012,75 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей, подтверждается платежными поручениями от 24.09.2020 № 1068, от 18.12.2020 № 1721.

Таким образом, МУ «ГУКС» не соблюдены требования статьи 38, пункта 3 статьи 132, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил Госпрограммы № 1710, пункта 3 Порядка № 452, пункта 1.1 Контракта, допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, не предусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально, в сумме 1 332 012,75 рублей, в том числе средства, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529,23 рублей.

Таким образом, с учетом перечисленных выше норм права и фактических обстоятельств дела в действиях заявителя усматривается наличие события вмененного ему правонарушения по статье 15.14 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности исполнения учреждением требований  бюджетного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности, в материалах дела не имеется. Доказательств принятия своевременных и достаточных мер по соблюдению бюджетного законодательства заявителем не представлено.

Одновременно судом установлено, что доводы, изложенные МУ «ГУКС» в заявлении, были предметом рассмотрения суда по делу № А04-6430/2021.

Так, МУ «ГУКС» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании недействительным в части представления Управления от 07.07.2021 № 23-13-59/23-5112, в том числе в части нарушения, послужившего основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания от 26.11.2021 № 23-19-20/2021-516 (пункт 2 представления).

Решением от 19.11.2021 по делу № А04-6430/2021 суд в удовлетворении требований заявителя отказал. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 решение от 19.11.2021 по делу № А04-6430/2021 Арбитражного суда Амурской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 указано, что МУ «ГУКС» допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012 руб. 75 коп., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп.

Документальных доказательств отнесения (включения) проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1 в придомовую (дворовую) территорию многоквартирных жилых домов Учреждением не представлено.

Судом принято во внимание, что согласно представленной заявителем публичной кадастровой карте жилого района, в котором расположены МКД по адресу: <...>; 11/1, спорный проезд по ул. ФИО6, 9, 11/1 в дворовую территорию МКД по адресу: <...> не входит и относится к землям, принадлежащим муниципалитету.

Следовательно, представленная публичная кадастровая карта фактически подтверждает выводы проверяющего органа о принятии Учреждением работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, непредусмотренных проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью 509,0145 м2 и границы земельного участка не подтверждены документально.

Также суд второй инстанции отметил, что с учетом изложенного судом правомерно отклонены доводы Учреждения о том, что без выполнения работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1 и врезке в ливневую канализацию сетей по ул. ФИО6, 7, 9, отсутствовала возможность завершения благоустройства, предусмотренного проектами дворовых территорий ул. ФИО6, 7, 9. 11, 11/1, и достижения заданных Государственной программой результатов.

В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

На основании указанной нормы суд принимает в качестве обстоятельств, не требующих дальнейшего доказывания тот факт, что МУ «ГУКС» допущено нецелевое использование средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета, выразившееся в принятии и оплате работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1, непредусмотренного проектом благоустройства дворовой территории по ул. ФИО6, 9, 11, 11/1, площадью в размере 509,0145 м2 и границы земельного участка которого не подтверждены документально, в сумме 1 332 012 руб. 75 коп., в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия), в размере 1 214 529 руб. 23 коп.

Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Одновременно судом отмечено, что заявитель при рассмотрении дела не представил доказательств отнесения (включения) проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1 в придомовую (дворовую) территорию многоквартирных жилых домов.

Судом также принято во внимание, что согласно представленной заявителем публичной кадастровой карте жилого района, в котором расположены МКД по адресу: <...>; 11/1, спорный проезд по ул. ФИО6, 9, 11/1 в дворовую территорию МКД по адресу: <...> не входит и относится к землям, принадлежащим муниципалитету.

Следовательно, представленная заявителем публичная кадастровая фактически подтверждает выводы проверяющего органа. С учетом изложенного судом отклонены доводы заявителя о том, что без выполнения работ по благоустройству проезда по ул. ФИО6, 9, 11/1 и врезке в ливневую канализацию сетей по ул. ФИО6, 7, 9, отсутствовала возможность завершения благоустройства, предусмотренного проектами дворовых территорий ул. ФИО6, 7, 9. 11, 11/1, и достижения заданных Государственной программой результатов.

Заявителю на всех этапах административного производства обеспечено соблюдение процессуальных гарантий, предусмотренных КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен при участии законного представителя министерства. Также заявитель надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения административного материала, обеспечил явку защитника. Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, не позволивших управлению всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.7 КоАП РФ, должностные лица управления уполномочены составлять протоколы и выносить постановления по вменяемой статье. Полномочия должностных лиц управления судом проверены.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет 2 года. На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности не истек.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таким образом, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено, поскольку допущенное нарушение представляет существенную угрозу общественным отношениям в сфере бюджетного законодательства, поэтому малозначительным признано быть не может. Исключительных обстоятельств из материалов дела также не усматривается.

Заявитель субъектом малого (среднего) предпринимательства не является, основания для замены наказания на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Управлением с учетом установленных юридически значимых обстоятельств по делу штраф назначен в минимально допустимом размере. При исследовании конкретных материалов и обстоятельств дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоразмерности и несправедливости назначенного штрафа, основания для снижения штрафных санкций отсутствуют. В связи с чем оспариваемое постановление изменению или отмене не подлежит.

Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 211 АПК РФ суд решил:

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.11.2021 № 23-23-10/2021-516 о привлечении к ответственности по статье 15.14 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                В.И. Котляревский