ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-9887/2021 от 09.03.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-9887/2021

марта 2022 года

резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2022 г.,

арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурдиным В.В.,

рассмотрев в судебном заседании  заявление общества с ограниченной ответственностью «КАМСКИЙ КАБЕЛЬ» (ОГРН 1085904004779, ИНН 5904184047)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325), акционерному обществу «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ИНН 2801108200), обществу с ограниченной ответственностью ООО «Брайт Энерго»,

о признании незаконным решения,

третьи лица: акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (ИНН 2801108200), общество с ограниченной ответственностью ООО «Брайт Энерго»,

при участии в заседании: от Амурского УФАС России – Левченко И.И., сл.уд., по дов. от 07.12.2021,

от ДРСК - Конищева Т.В. паспорт, по дов. от 03.12.2021,

остальные лица не явились, извещены,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО «КАМСКИЙ КАБЕЛЬ»   (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской от 27.09.2021 (решение в полном объеме изготовлено 30.09.2021).

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что заказчик при рассмотрении заявок ООО «БРАЙТ ЭНЕРГО» и ООО «Энергетический альянс Сибири», в силу установленной п.3.2.10. обязанности и прямого запрета установленного п.3.2.9., должен был отклонить заявки данных участников. При рассмотрении жалобы, УФАС не дало оценку и проигнорировало доводы заявителя относительно положений пункта 3.2.10. закупочной документации. Кроме этого УФАС уклонилось от рассмотрения обстоятельств относительно одновременного участия в закупке заявок от лиц входящих в состав одного коллективного участника.

По мнению заявителя, такое поведение заказчика ограничивает конкуренцию и дает неконкурентное преимущество одним участникам закупки перед другими. Отклонение УФАС жалобы заявителя привело к нарушению законных прав заявителя и повлекло заключение Заказчиком договора с участником, который не должен был быть допущен до закупочной процедуры.

УФАС в обоснование возражений сослалось на то, что документацией о закупке не предусмотрено прямого основания для отклонения заявки, в случае если член коллективного участника входит в состав других коллективных участников закупки, в связи с чем, Комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу, что у закупочной комиссии заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявок ООО «Брайт Энерго», ООО «Энергетический альянс Сибири» от участия в запросе предложений.

АО «ДРСК», ООО «Брайт Энерго» позицию УФАС поддержали, указав на отсутствие у заявителя заинтересованности в оспаривании решения от 27.09.2021.

В судебном заседании 09.03.2022 судом на основании статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» и общество с ограниченной ответственностью «Брайт Энерго».

В судебном заседании 09.03.2022 участвующие лица настаивали на своих позициях. Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

АО «ДРСК», являясь заказчиком и организатором запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки «Провод АС», извещение о проведении которого размещено на сайте zakupki.gov.ru (извещение 32110473151) и на электронной торговой площадке www.roseltorg.ru(закупка №32110473151), при рассмотрении заявок участников (протокол №539/МР-Р от 20.08.2021г., 539/МР-П от 24.08.2021, итоговый протокол 539/МР-ВП от 27.08.2021) определило победителя путем присвоения участникам балов и признал победителем закупки участника, занявшего 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для заказчика.

Согласно протоколу № 539/МР-ВП по итоговой ранжировке заявок первое место присвоено ООО «БРАЙТ ЭНЕРГО», четвертое место присвоено ООО «Камский кабель».

07.09.2021 между АО «ДРСК» и ООО «БРАЙТ ЭНЕРГО» заключен договор №296 (На сайте zakupki.gov.ru - договор о закупке товаров, работ, услуг №52801108200210006220000).

Посчитав, что закупочной комиссией ненадлежащим образом осуществлены оценка заявок участников, расчет количества баллов и последующее ранжирование заявок участников, что в свою очередь напрямую повлияло на определение победителя закупочной процедуры, ООО «Камский кабель» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика.

27.09.2021 Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение (в полном объеме изготовлено 30.09.2021) по делу № 028/10/18.1-560/2021 и отказало в удовлетворении жалобы ООО «Камский кабель» на действия заказчика.

В решении управление пришло к выводу о том, что у комиссия по закупкам отсутствовали правовые основания для отклонения заявок ООО «Брайт Энерго», ООО «Энергетический альянс Сибири» и ООО «Энергоасгард» от участия в запросе предложений.

Не согласившись с решением, заявитель оспорил его в суде.

Оценив изложенные обстоятельства, суд  счел требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 этой статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ следует, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах и нарушение порядка определения победителя торгов.

Как видно из материалов дела, приведенные выше нормы ответчиком при вынесении оспариваемого решения не нарушены.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 документации о закупке, утвержденной заказчиком 15.07.2021, в закупке могут участвовать юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, как самостоятельно, так и их объединения, способные на законных основаниях выполнить требуемую поставку продукции (далее - коллективный участник).

Если заявка подастся коллективным участником, дополнительно должны быть выполнены нижеприведенные требования настоящего подраздела, а также требования к дополнительным документам, представляемым коллективными участниками в составе заявки, установленные в подразделе 10.4 раздела 10 документации о закупке.

Члены коллективного участника заключают между собой соглашение, соответствующее нормам ГК РФ, и отвечающее требованиям Документации о закупке.

Пунктами 3.2.4-3.2.7 документации о закупке установлено, что заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника.

Каждый член коллективного участника (включая лидера коллективного участника) должен отвечать всем обязательным требованиям документации о закупке, изложенным в приложении 3 к документации о закупке (подраздел 10.1 раздела 10).

При этом проверка на соответствие обязательным требованиям, установленным в пункте 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке, производится в отношении члена коллективного участника только в части объема поставки продукции, который ему предполагается поручить в соответствии с Планом распределения, объемов поставки продукции внутри коллективного участника.

В подразделе 10.4 раздела 10 документации о закупке установлены следующие требования к коллективному участнику:             члены Коллективного участника должны иметь между собой соглашение (или иной документ), соответствующее нормам ГК РФ; заявка Коллективного участника дополнительно должна включать сведения о распределении объемов поставки продукции между членами Коллективного участника; соответствие каждого члена Коллективного участника установленным требованиям (пункт
3.2.5 Документации о закупке) в части объема поставки продукции, который ему предполагается поручить в соответствии с Планом распределения объемов поставки продукции внутри Коллективного участника (ведения и документы, предоставляются аналогичные установленным в подразделах 10.1-10.3, в отношении каждого члена Коллективного участника, подтверждающие его соответствие данным требованиям).

Подразделом 10.1 раздела 10 документации о закупке к участникам предъявлены следующие звания: участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для гния и исполнения Договора, в том числе должен быть зарегистрирован в установленном порядке в качестве субъекта гражданского права; участник закупки не должен находиться в процессе ликвидации; экономическая деятельность Участника не должна быть приостановлена; в отношении Участника не должны быть введены процедуры (наблюдение, внешнее управление или конкурсное производство), предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС); сведения об Участнике закупки должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом 223-ФЗ, а также в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом 44-ФЗ, которые размещены в ЕИС; сведения об Участнике закупки должны отсутствовать в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение за последние 3 (три) года, опубликованном на сайте Генеральной прокуратуры РФ (genproc.gov.ru); единоличный исполнительный орган и главный бухгалтер Участника закупки должны отсутствовать в реестре дисквалифицированных лиц, опубликованном на сайте Федеральной налоговой службы (nalog.ru), а также не должны иметь судимости за преступления в сфере экономики и/или преступления в сфере экономической деятельности и/или преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях и/или преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также за преступления коррупционной направленности (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята); участники закупки не должны вступать в отношения и/или совершать какие-либо согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции в рамках закупки (в соответствии с Методикой проверки ДРиФС).

Приведенные требования в соответствии с пунктом 3.2.5 документации о закупке предъявляются к каждому члену коллективного участника, поскольку определяют общую правоспособность и являются индивидуально определенными. Данные требования в силу их правовой природы невозможно предъявить к коллективному участнику в целом, в то же время соответствие каждого члена коллективного участника указанным требованиям подтверждает соответствие самого консорциума условиям документации о закупке.

Разделом 4 документации о закупке установлен общий порядок проведения запроса предложений в электронной форме, который не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ и Положению о закупках.

В рамках рассмотрения заявок (отборочной стадии) осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 (Приложения №5 -отборочные критерии рассмотрения заявок). Рассмотрение заявок проводится на основании представленных в составе заявки документов и сведений (подпункт 4.9.3. пункта 4.9 документации о закупке).

В рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет заявки коллективных участников на соответствие требованиям пункта 1, 2, 3 подраздела 10.4 Документации о закупке.

Вопреки доводам заявителя, из приведенных условий документации о закупке не следует, что подпункт 3.2.9 пункта 3.2 документации о закупке является отборочным критерием, установленным в разделе 12 документации о закупке. Документацией о закупке не предусмотрено прямого основания для отклонения заявки, в случае если член коллективного участника входит в состав других коллективных участников закупки, иной правовой подход приводил бы к нарушению принципа равноправия необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам.

Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, установлена возможность участия в закупке коллективных участников, при этом Законом №223-ФЗ не определен порядок коллективного участия и оценки критериев таких участников, а также безусловной обязанности заказчика отклонять заявки в случае если член коллективного участника входит в состав других коллективных участников закупки.

В этой связи довод заявителя об обязанности АО «ДРСК» отклонить заявки участников противоречит положениям статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и требованиям документации о закупке.

Таким образом, антимонопольным органом обоснованно пришел к выводу об отсутствии у закупочной комиссии правовых оснований для отклонения заявок ООО «Брайт Энсрго», ООО «Энергетический альянс Сибири» от участия в запросе предложений в электронной форме на право заключения договора поставки «проводов АС».

Допустив к участию в закупке ООО «Брайт Энерго», ООО «Энергетический альянс Сибири» закупочная  комиссия  АО  «ДРСК» расширила состав участников закупки,  что способствовало развитию  добросовестной   конкуренции   закупочная   комиссия   АО   «ДРСК»  расширила   состав участников запроса предложения, что способствовало развитию добросовестной конкуренции.

В ходе судебного процесса заявителем не опровергнуты доводы ответчика и третьих лиц о том, что даже в случае отклонения заявок, занявших первое место (ООО «Брайт Энерго») и второе место (ООО «Энергетический альянс Сибири»), победителем торгов был бы признан участник, занявший третье место (ООО «Энергоасгард»).

При этом ссылка ООО «Камский кабель» на иную закупку, объявленную извещением № 32110810754, является несостоятельной, данная закупка не являлась предметом рассмотрения дела № 028/10/18.1-560/2021 и не подлежала оценке Комиссией Амурского УФАС России и не свидетельствует о ненадлежащей оценке заявок по закупке, объявленной извещением №32110473151.

При вынесении решения судом учтено, что ООО «Камский кабель» не указывает на наличие нарушенных прав, которые могли бы быть восстановлены судом в случае признания незаконным оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, заявителем не доказано, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права ООО «Камский кабель».

В связи с этим отсутствует совокупность условий, предусмотренная ст. 201 НК РФ.

В силу изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.

Согласно ст.ст. 106, 110 АПК РФ понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 3000 рублей (п.п. № 19494 от 15.12.2021), относятся на заявителя.  

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд решил в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья                                                                                                                   П.А. Чумаков