ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-995/08 от 25.03.2008 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163

http://amuras.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-995/08-5/60

«

25

»

марта

2008 г.

Судья Арбитражного суда

М.А. Басос

При участии секретаря судебного заседания

Е.Б. Воропаевой

(фамилия, инициалы)

Рассмотрев в судебном заседании заявление

Отдела государственного пожарного надзора по г.Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области

  (наименование заявителя)

к

Индивидуальному предпринимателю Блинникову Алексею Евгеньевичу

(наименование ответчика)

о привлечении к административной ответственности

Протокол вел: секретарь судебного заседания Е.Б. Воропаева

(Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании: от заявителя: Присяжный Е.Н. доверенность от 06.11.2007 № 1136; от ответчика: Блинников А.Е., паспорт 1002 № 581542, выдан УВД г.Благовещенска 06.03.2003.

Установил:

С целью исследования дополнительных доказательств судом в судебном заседании 24.03.2008 объявлялся перерыв до 25.03.2008 до 09 час. 00 мин.

Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2008, решение в полном объеме изготовлено 25.03.2008.

В Арбитражный суд Амурской области обратился Отдел Государственного пожарного надзора по г.Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Блинникова Алексея Евгеньевича к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал. Указал, что ответчиком нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктами «а» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Ответчик с заявленными требованиями согласился частично. Пояснил, что система пожарной автоматики в гостинице «Зея» монтировалась в 1999 году, с января 2000 года предприниматель обслуживает пожарную систему гостиницы «Зея» и в течение восьми лет к качеству обслуживания со стороны органов пожарного надзора претензий не поступало. Пояснил, что в момент проведения проверки, система речевого оповещения не сработала, так как в магнитофоне порвалась пленка с записью оповещения о пожаре. Пояснил, что в этом случае предусмотрено ручное управление оповещением. Указал, что инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок пожарной автоматики была снята строителями при ремонте помещения и лежала на столе. По монтажу технических средств пожарной сигнализации пояснил, что все приборы имеют входной контроль, что подтверждается справкой предпринимателя Торгунаковой С.М. Указал, что автомат защиты цепей питания с момента монтажа установлен в шкафу автоматики. По ведению журнала учета ответчик согласен, пояснил, что техобслуживание, неисправности пожарной системы и вызовы о неисправностях регистрировались в одном журнале. В настоящий момент данные нарушения устранены.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Блинников Алексей Евгеньевич зарегистрирован в качестве предпринимателя Администрацией г.Благовещенска 04.01.1996 за № 6130 РП, ОГРН 304280130000340, ИНН 280101060740.

Блинников А.Е. имеет лицензию № 2/06004 на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную 24.02.2004 ГУ ГПС МЧС России.

В период с 15.02.2008 по 29.02.2008 отделом ГПН по г.Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области на основании распоряжений от 22.02.2008 № 50, от 23.02.2008 № 160 проведена плановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий индивидуальным предпринимателем Блинниковым А.Е.,осуществляющим лицензируемую деятельность в здании муниципального предприятия г.Благовещенска «Гостиничное хозяйство» гостиницы «Зея», расположенного по адресу: г. Благовещенск ул. Калинина, 8.

В ходе проверки установлено, что техническое обслуживание установок пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации с 01.01.2008 (договор от 20.12.2007 № 1-Т/о) и техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, речевого оповещения людей о пожаре, дымоудаления (договор от 12.01.2000 № 1-т/о) в гостинице «Зея» осуществляет индивидуальный предприниматель Блинников А.Е.

В ходе проверки установлено, что предпринимателем нарушены лицензионные требования и условия, предусмотренные подпунктами «а» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:

- отсутствует прибор (Люксметр) для контроля фоновой освещенности (в лк) в видимой области спектра для технических средств (пожарные извещатели ручные, пламени, линейные дымовые, приёмно-контрольные приборы);

- отсутствует измеритель шума, необходимый для контроля (измерения) уровня шума в помещениях оборудованных системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах;

- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не приведена в исправное состояние и постоянную готовность;

- в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) не вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики;

- в поэтажных коридорах и холле первого этажа не обеспечен допустимый уровень звука не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума;

- не заведен журнал учета вызовов;

- не заведен журнал регистрации работ по ТО И ППР;

-журнал учета неисправностей установок не приведен в соответствие с требованиями нормативных документов;

- монтаж технических средств пожарной сигнализации осуществляется без проведения входного контроля;

- допускается замена одних технических средств на другие (пожарные извещатели), имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласования с проектной организацией;

- в подсобном помещении 4 этажа гостиницы, на тепловой пожарный извещатель не установлен его корпус, извещатель не приведен в соответствие с технической документацией;

- в холле 1 этажа расстояние между фальшпотолком и потолочным перекрытием, которое более 0,4 метра, не оборудовано пожарными извещателями;

- по результатам обследования установок пожарной сигнализации не составляется акт первичного обследования систем пожарной автоматики и акт на выполнение работы при первичном обследовании;

-не предусмотрена защита (аппарат защиты от короткого замыкания и перепадов напряжения) электрических цепей автоматической установки пожарной сигнализации от ввода до ППКП.

Органом государственного пожарного надзора составлены акт от 04.03.2008 № 1 проверки качества выполненных работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и акт № 51 проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Государственным инспектором г.Благовещенска по пожарному надзору 29.02.2008 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и определение о вызове лиц для составления протокола.

По окончании проведения административного расследования государственным инспектором Государственного пожарного надзора по г.Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области составлен протокол № 238 об административном правонарушении, в котором установлено, что Блинниковым А.Е. нарушены условия действия лицензии, предусмотренные подпунктом «а» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Действия предпринимателя квалифицированы по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе имеется подпись предпринимателя: «С нарушениями согласен. Ряд нарушений устранено».

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которое определяет порядок лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

  Требованиями пункта 4 Положения, лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются:

А) наличие у лицензиата помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

Г) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".

В соответствии с пунктом 5 Положения не выполнение требований подпункта «а» и «г» пункта 4 является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности.

Как следует из материалов дела, предприниматель Блинников А.Е. имеет лицензию от 24.02.2004 № 2/06004 на право производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предприниматель осуществляет техническое обслуживание установок пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации в гостинице «Зея» муниципального предприятия г.Благовещенска «Гостиничное хозяйство» на основании договора от 20.12.2007 № 1-Т/о. Следовательно, ответчик обязан в полной мере обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности, обслуживаемого им здания.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.12.43, п.12.55 НПБ 88-2001 Норм Пожарной Безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 № 31 освещенность в месте установки ручного пожарного извещателя должна быть не менее 50 лк. Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками: площадь, как правило, не менее 15 кв.м.; освещенность помещений: при естественном освещении – не менее 100лк; от люминисцентных ламп – не менее 150 лк; от ламп накаливания – не менее 100 лк; при аварийном освещении – не менее 50 лк; наличие естественной или искусственной вентиляции согласно СНиП 2.04.05-91; наличие телефонной вязи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

  В соответствии с пунктом 7.1 НПБ 82-99 Норм Пожарной Безопасности «Извещатели пожарные дымовые оптико-электронные линейные. Общие технические требования. Методы испытаний» извещатель пожарный дымовой оптико-электронный линейный должен быть устойчив к воздействию фоновой освещенности величиной в 12000лк, создаваемой источником искусственного и (или) естественного освещения.

Согласно п.7.3, п.7.4 НПБ 72-98 «Извещатели пожарные пламени. Общие технические требования. Методы испытаний» максимальное значение фоновой освещенности чувствительного элемента извещателя, создаваемого люминесцентными лампами, при котором извещатель сохраняет работоспособность, не выдавая ложного извещения, должно быть не менее 2500лк. Максимальное значение фоновой освещенности чувствительного элемента извещателя, создаваемого лампами накаливания, при котором извещатель сохраняет работоспособность, не выдавая ложного извещения, должно быть не менее 2500лк.

В соответствии с пунктами 3.10, 3.14-3.16 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323, исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями, не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

Согласно пунктам 97, 98 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03) в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 штук). Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

Пунктом 3.15 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей при пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323, установлено, что для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

Согласно п.2.4, 2.5 РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ» технические средства сигнализации допускаются к монтажу после проведения входного контроля. Входной контроль технических средств, поставляемых заказчиком, производится заказчиком или привлекаемыми им специализированными организациями. Не допускается производить замену одних технических средств на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласования с органами охраны и проектной организацией.

Обязанность приведения извещателя в соответствие с технической документацией установлена в пункте 4.1.1 НПБ 85-2000 «Извещатели пожарные тепловые. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний», в котором установлено, что извещатели должны соответствовать требованиям настоящих норм и технической документации (ТД) на извещатели конкретного типа, утвержденной в установленном порядке.

Пункт 12.20. НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» указывает на то, что точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками,прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м.

Обязанность составления акта первичного обследования систем пожарной автоматики по результатам установок пожарной сигнализации и акта на выполнение работ при первичном обследовании установлена пунктом 2.7 РД 000-02-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт».

Указанные требования обеспечения пожарной безопасности при техническом обслуживании здания не соблюдены предпринимателем Блинниковым А.Е., что подтверждается актами проверки от 04.03.2008 № 1 и № 51, протоколом № 238 об административном правонарушении, иными доказательствами.

В материалы дела предпринимателем представлен перечень работ по техническому обслуживанию, производимых им ежемесячно по договору на техническое обслуживание, в который входит проверка ПКП, шлейфов сигнализации, оповещателей, извещателей на отсутствие повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений, контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный и обратно, проверка работоспособности составных частей системы (сигнализация, оповещение, дымоудаление).

Доводы предпринимателя о том, что система пожарной автоматики в гостинице монтировалась еще в 1999 году и с тех пор он продолжает обслуживать систему в том виде, в котором она была смонтирована, судом не принимаются, поскольку предприниматель осуществляет техническое обслуживание пожарной системы, в связи с чем, именно он обязан обеспечить ее бесперебойную работу в случае возникновения в здании гостиницы пожарной ситуации.

В материалы дела предпринимателем представлены акт от 17.12.2007 приемки выполненных работ по капитальному ремонту пожарной сигнализации коридора 4-го этажа гостиницы «Зея», акт от 18.01.2008 проверки дистанционного включения пожарной автоматики в гостинице «Зея», акт от 18.01.2008 проверки средств пожарной сигнализации и систем оповещения, акт от 18.01.2008 № 1.

Однако, на момент проверки акты первичного обследования систем пожарной автоматики и акты на выполнение работы при первичном обследовании системы не были представлены предпринимателем.

Органом пожарного надзора установлено, что монтаж технических средств пожарной сигнализации осуществляется предпринимателем без проведения входного контроля. Предпринимателем представлена справка от индивидуального предпринимателя Торгунаковой С.М., из которой следует, что пожарные извещатели, реализуемые ею, проходят входной контроль. Из материалов дела и данного документа не видно, все ли технические средства, смонтированные предпринимателем были закуплены у Торгунаковой С.М., и какие конкретно извещатели прошли входной контроль.

Согласно пункту 14.9 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» защиту электрических цепей автоматических установок пожаротушения и системы пожарной сигнализации необходимо выполнять в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Пунктом 3.1.16 Правил устройства электроустановок установлено, что аппараты защиты должны устанавливаться непосредственно в местах присоединения защищаемых проводников к питающей линии и аппаратом защиты ответвления до 6 м. Проводники на этом участке могут иметь сечение меньше, чем сечение проводников питающей линии, но не менее сечения проводников после аппарата защиты.

Органом государственного пожарного надзора при проведении проверки предпринимателя установлено, что в здании гостиницы не предусмотрена защита (аппарат защиты от короткого замыкания и перепадов напряжения) электрических цепей автоматической установки пожарной сигнализации от ввода до ППКП.

Предпринимателем представлена в материалы дела справка мастера по техническому обслуживанию зданий муниципального предприятия г.Благовещенска «Гостиничное хозяйство» от 24.03.2008, которой подтверждается наличие в гостинице автомата защиты на линии питания прибора ППК-2, установленного при монтаже пожарной сигнализации в ноябре 1999 года.

Таким образом, нарушение лицензионных требований в указанной части не подтверждается.

Обязанность ведения  журналов учета вызовов и регистрации работ по техническому обслуживанию (ТО) и планово предупредительному ремонту (ППР) установлена пунктами 2.10, 3.4, 3.5 РД 009-02-96 «Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт».

Указанные журналы были заведены предпринимателем только 03.03.2008. На момент проверки предпринимателем велся только один журнал учета неисправностей системы ППО.

В судебном заседании заявитель указал, что на требовании о том, что журнал учета неисправностей установок не приведен в соответствие с требованиями нормативных документов (пункт 1.5.1 «Установки пожарной автоматики, Правила технического содержания») не настаивает.

В соответствии с ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ предпринимателем Блинниковым А.Е.

Довод предпринимателя о том, что субъектом ответственности в данном случае является Муниципальное предприятие г.Благовещенска «Гостиничное хозяйство» несостоятелен, поскольку субъектом ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию), в данном случае Блинников А.Е. действует на основании лицензии, в том числе и на право по обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В соответствии со ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Учитывая смягчающие ответственность предпринимателя обстоятельства – небольшой доход от предпринимательской деятельности, наличие иждивенцев, отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность суд считает необходимым применить штраф в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст.167-171, 180, 206 АПК РФ, суд

  Р Е Ш И Л:

Признать индивидуального предпринимателя Блинникова Алексея Евгеньевича 18.01.1958 года рождения в г.Благовещенске Амурской области, зарегистрированного Администрацией г.Благовещенска 04.01.1996 за № 6130 РП, ИНН 280101060740, проживающего по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.50 лет Октября, 203/1, кв.13, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчётный счёт УФК по Амурской области (Главное управление МЧС по Амурской области) ИНН 2801100184 КПП 280101001 р/с 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области БИК 041012001 ОКАТО 10401000000 КБК 17711627000010000140.

Решение вступает в силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Шестой арбитражный апелляционный суд либо после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос