АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-10244/2016
Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 28 декабря 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании 21 и 26 декабря 2016 года дело
по заявлению Министерства строительства и архитектуры Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163000, <...>)
к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (ОГРН <***>; Россия, 165500, с.Верхняя Тойма, Архангельская обл., ул.Кировская, 6)
о взыскании 223 660 руб. 53 коп. (с учетом уточнения размера заявленного требования),
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - контрольно-счетной палаты Архангельской области (ОГРН <***>; <...>);
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности;
от ответчика - не явился, извещен;
от КСП по АО – ФИО2 по доверенности;
установил:
Министерство строительства и архитектуры Архангельской области (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (далее – ответчик, Администрация) о взыскании 223 660 руб. 53 коп. использованных не по целевому назначению средств субсидии на софинансирование объектов областной адресной инвестиционной программы. Требование сформулировано с учетом его уточнения в судебном заседании.
Определением от 05.10.2016 суд привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора, - контрольно-счетную палату Архангельской области (далее - КСП), во исполнение представления от 03.06.2016 которой министерство обратилось в суд.
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал в полном объеме с учетом уточнения от 14.12.2016 №201/3587, просил взыскать с ответчика средства субсидии, использованные не по целевому назначению.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором указал на направление в адрес Министерства письма от 30.08.2016 №01-11/120, в котором уведомил о намерении возвратить денежные средства в 1 квартале 2017 года. Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Третье лицо через сервис подачи документов в электронном виде «Мой арбитр» представил суду письменное мнение по заявлению Министерства. Представитель третьего лица поддержал доводы письменного мнения в полном объеме, считает правомерным требование истца о взыскании с ответчика 223 660 руб. 53 коп. средств областного бюджета, использованных не по целевому назначению.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заслушав пояснения представителей Министерства и КСП, исследовав представленные в материалы дела документы и доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с целью решения задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 №120.
Постановлением Правительства Архангельской области от 21.01.2014 №2пп была утверждена областная адресная инвестиционная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Между Министерством и Администрацией муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» было заключено соглашение №15/2014 о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов областной адресной инвестиционной программы (далее - ОАИП) от 30.06.2014.
В перечень мероприятий, предусмотренных ОАИП, был включен объект «Строительство школы на 132 места в дер.Согра Верхнетоемского района» с объемом финансирования в 2014 году 12 900 000 (двенадцать миллионов девятьсот тысяч) рублей, в том числе, за счет средств областного бюджета Архангельской области 5 100 000 (пять миллионов сто тысяч) рублей (согласно приложениям №№ 1 и 2).
Денежные средства в размере 10 708, 5 тыс. руб. были включены в ОАИП на 2014 год на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 26.05.2014 по делу №А05-1449/2014, которым с муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Авнюгская средняя общеобразовательная школа» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Регион-Инвест» было взыскано 10 708 490 руб. 53 коп., в том числе: 10 384 830 руб. основного долга и 323 660 руб. 53 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Дополнительным соглашением №1 от 23.12.2014 к соглашению от 30.06.2014 №15/2014 о реализации мероприятий ОАИП на 2014 год было предусмотрено финансирование объекта «Реконструкция здания детского сада «Березка» в п.Авнюга Верхнетоемского района, которое также заключено между Министерством и Администрацией муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на общую сумму 10 808,5 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета по ОАИП на 2014 год – 10 708,5 тыс. руб., местного – 100,0 тыс. руб.
23.01.2015 администрация муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» обратилась в Министерство с ходатайством о наличии потребности в субсидии на 2015 год.
Распоряжением от 29.01.2015 №5-р Министерством остатки средств субсидий направлены в доход муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на те же цели.
22.12.2015 между Министерством и администрацией было подписано дополнительное соглашение №4 к соглашению №15/2014 о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов областной адресной инвестиционной программы, которым приложения №№ 1 и 2 изложены в новой редакции.
При проведении КСП контрольного мероприятия «Проверка организации бюджетного процесса, в части формирования, внесения изменений, исполнения и использования средств областного бюджета министерством промышленности и строительства за 2015 год» были выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в частности, «в нарушение статей 6 и 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в составе ОАИП предусмотрены и произведены расходы на погашение процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 223 660 руб. 53 коп. по объекту «Реконструкция здания детского сада «Березка» в пос.Авнюга Верхнетоемского района» (пункт 22 представления КСП от 03.06.2016 №01-02/546).
Вышеуказанным представлением Министерству было рекомендовано принять меры по возврату в областной бюджет средств субсидии, предоставленной на софинансирование капитальных вложений и израсходованных не по целевому назначению в размере 223 660 руб. 53 коп.
Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств по ОАИП на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в части государственной программы Архангельской области «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014 - 2017 годы)», обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Администрации в областной бюджет средств субсидии, предоставленной на софинансирование капитальных вложений и израсходованных не по целевому назначению, в размере 223 660 руб. 53 коп.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные по делу документы и доказательства, учитывая позицию представителей истца и третьего лица, суд пришел к выводу об удовлетворении предъявленного требования, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
На основании части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Согласно части 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие бюджетные меры принуждения: бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета; приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Частью 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
Частью 6 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Между тем, КСП не направляла в Министерство финансов Архангельской области уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Письмом от 09.08.2016 №201/2177 главе муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» ФИО3 было предложено в срок до 31.08.2016 уведомить Министерство о сроках возврата средств областного бюджета, использованных муниципальным образованием не по целевому назначению.
Уведомлением от 30.08.2016 №01-11/120 администрация муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» сообщила о том, что не имеет возможности вернуть в 2016 году бюджетные средства. Данные средства будут предусмотрены в бюджете муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на 2017 год и перечислены в областной бюджет в 1 квартале 2017 года.
В пункте 5.1 соглашения №15/2014 о порядке предоставления субсидий на софинансирование объектов ОАИП установлено, что в случае нецелевого использования администрацией муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» выделенных областным бюджетом субсидий, администрация муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в месячный срок возвращает Министерству строительства и архитектуры Архангельской области средства, использованные не по целевому назначению.
Факт нецелевого использования предъявленной к взысканию субсидии в размере 223 660 руб. 53 коп. установлен КСП в ходе проведенной проверки и отражен в акте от 13.04.2016, а также представлении от 03.06.2016 №01-02/546, адресованному Министерству.
Предусмотренное в соглашении от 30.06.2014 обязательство администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» по возврату в бюджет сумм, использованных не по целевому назначению, ответчиком не исполнено.
Довод ответчика о том, что неправомерное включение в состав ОАИП расходов на погашение процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 323 660 руб. 53 коп. по объекту «Реконструкция здания детского сада «Березка» в пос.Авнюга Верхнетоемского района» не свидетельствует о нарушении Администрацией условий Соглашения, в том числе, использования указанных средств в целях, не предусмотренных Соглашением, судом отклоняется, так как не находит своего подтверждения представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах заявленное Министерством требование подлежит судом удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 165500, с.Верхняя Тойма, Архангельская область, ул.Кировская, дом 6) в пользу Министерства строительства и архитектуры Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 163000, <...>) 223 660 руб. 53 коп. средств субсидии за 2015 год, использованной не по целевому назначению.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова