АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 января 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-10367/2016
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2017 года
Решение в полном объёме изготовлено 30 января 2017 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Болотова Б.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нехаевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Семеново" (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>)
к ответчику – Администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования «Усть-Вельское» (ОГРН <***>; место нахождения: 165150, <...>),
о признании недействительным решения, выраженного в пункте 9 протокола от 23.06.2016 №216,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 (доверенность от 28.10.2016);
ответчика: не явился (извещен);
третьего лица: не явился (извещен),
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Семеново" (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее – ответчик) о признании недействительным решения, выраженного в пункте 9 протокола заседания районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования от 23.06.2016 №216.
Требования заявителя изложены с учетом уточнения, принятого судом.
Определением суда от 07.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования «Усть-Вельское» (далее – третье лицо).
В обоснование предъявленных требований товарищество указало, что с оспариваемым решением оно не согласно, так как ссылки на проект генерального плана противоречат требованиям действующего законодательства, поскольку генеральный план не утвержден и не опубликован, особое мнение Совета депутатов третьего лица подписано неуполномоченным лицом (и.о. главы администрации) и не подтверждено документами, заявитель вправе приобрести спорный земельный участок вне конкурсной процедуры.
В судебном заседании представитель заявителя на предъявленных требованиях настаивал.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в отзывах на заявление просили в удовлетворении предъявленных требований отказать, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Заслушав пояснения представителя товарищества, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Товарищество зарегистрировано 21.01.2016 в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, является вновь образованным юридическим лицом, созданным на добровольных началах в целях реализации прав граждан на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Члены товарищества каких-либо прав на испрашиваемый земельный участок не имеют.
Товарищество 20.05.2016 обратилось к главе муниципального образования «Вельский муниципальный район» с заявлением, в котором просило согласовать и утвердить схему расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте территории общей площадью 3,7515 га, расположенного по адресу: Архангельской область, Вельский район МО «Усть-Вельское», СНТ «Семеново», кадастровый квартал 29:01:120809.
Решением, выраженным в пункте 9 протокола заседания районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования от 23.06.2016 №216, в удовлетворении заявления товарищества было отказано, поскольку невозможно использование земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» на основании пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (земельный участок невозможно использовать рационально), так как проектом генерального плана МО «Усть-Вельское» земельный участок предназначен для жилой застройки.
В указанном решении также сделана ссылка на особое мнение представителей МО «Усть-Вельское».
Согласно указанному мнению испрашиваемый земельный участок является многоконтурным, земельные участки находятся в границах населенных пунктов д.Колтовская и д.Заручевская. В соответствии с проектом Генерального плана МО «Усть-Вельское» земельный участок площадью 1,9 га предназначен под жилую застройку и рекомендован для предоставления многодетным семьям под застройку на льготных условиях. Земельный участок 2,8 га используется для выпаса КРС, принадлежащего местному населению.
Несогласившись с решением ответчика, товарищество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление товарищества не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее – Закон №66-ФЗ) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В силу части 1 статьи 16 Закона №66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства) (часть 1 статьи 18 Закона №66-ФЗ).
В судебно заседании представитель товарищества пояснил, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка необходимо для последующего его получения в безвозмездное пользование сроком на 5 лет в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Из материалов дела не следует, что граждане, претендующие на получение земельных участков как члены товарищества, обращались к ответчику с заявлением, предусмотренным статьей 13 Закона №66-ФЗ, что на территории МО «Усть-Вельское» имеется потребность в садовых, огородных или дачных земельных участках, что испрашиваемый земельный участок рассчитан исходя из норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Само товарищество не создано в порядке, предусмотренном Законом №66-ФЗ.
Поскольку товарищество, созданное не в порядке, предусмотренном Законом №66-ФЗ, не вправе требовать предоставления ему земельного участка для организации и строительства садоводческого товарищества без соблюдения правил этого закона, администрация, не принявшая по заявлению товарищества решения об утверждении схемы размещения земельного участка, не допустила незаконного бездействия и не нарушила прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2016 по делу №А60-23628/2014.
Кроме того, как следует из письменного мнения третьего лица, к ним поступало только 5 заявлений от граждан, зарегистрированных на территории МО «Усть-Вельское», на предоставление садово-огородного дачного участка. На территории муниципального образования расположено множество СОТов в которых достаточное количество свободных участков, использование заявленного участка для ведения садоводства под размещение товарищества нецелесообразно.
Тот факт, что указанное письменное мнение подписано и.о. главы администрации МО «Усть-Вельское», а не должностным лицом Совета депутатов, значения не имеет, так как и.о. главы администрации вправе довести до сведения ответчика информацию, необходимую для правильного и своевременного рассмотрения заявления товарищества.
Суд также считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 вышеназванного пункта статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 3 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В границы муниципального образования "Усть-Вельское" помимо прочих входят территории деревень Заручевская и Колтовская (статья 29 Закона Архангельской области от 23.09.2004 №258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области")
Как следует из представленных материалов (пояснения третьего липца от 23.06.2016 №229, публичной кадастровой карте, представленной заявителем) испрашиваемый земельный участок является многоконтурным, один контур располагается в д. Заручевская, другой в д. Колтовская.
Поскольку контуры многоконтурного земельного участка располагаются в границах разных населенных пунктов, указанное обстоятельство свидетельствует о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами населенного пункта и о нарушении положений пункта 3 статьи 11.9 ЗК РФ.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минэкономразвития России от 07.03.2013 №ОГ-Д23-1058, от 07.10.2014 №10-3202-КЛ.
Сама по себе ссылка ответчика на проект генерального плана МО «Усть-Вельское» не может служить основанием для удовлетворения предъявленного требования.
С учетом изложенного суд полагает, что оспариваемое товариществом решение соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В связи с вышеизложенным, в удовлетворении предъявленного требования суд отказывает.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным решения администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, выраженного в пункте 9 протокола заседания районной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования №216 от 23.06.2016, принятого в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Семеново".
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Б.В. Болотов