ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-10408/14 от 22.10.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 октября 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-10408/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2014 года.

Решение в полном объёме изготовлено 22 октября 2014 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072901004230; место нахождения: Россия, 163000, г Архангельск, ул. Поморская, 2)

к обществу с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот" (ОГРН 1062901003978; место нахождения: Россия, 163000, г Архангельск, ул. Серафимовича, 14, офис 2)

о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей сторон

от заявителя – Филимонов С.А. по доверенности от 12.12.2013;

от ответчика – Королев Е.В. по доверенности от 14.03.2014;

установил:

Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Архангельского линейного отдела (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Севернефтегазфлот» (далее – ООО «Севернефтегазфлот», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки информации ФГКУ «Администрация Северного морского пути» о фактах нарушений Правил плавания в акватории Северного морского пути судами под флагом Российской Федерации, административным органом установлено, что в период с 18.10.2013 по 29.10.2013 общество осуществляло буксировку баржи М-58 с нарушением района и сезона плавания, установленного классификационными документами, при выходе из морского порта Сабетта Обской губы Карского моря, что является нарушением требований пунктов 151, 21, 41, 240 – 250 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620 (далее – Технический регламент №620).

По факту выявленного нарушения государственный инспектор Архангельского линейного отдела Управления составил в отношении общества протокол от 18.08.2014 серии 006 № Фи-000019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Общество уведомлено о времени и месте составления протокола надлежащим образом (извещение о составлении протокола от 30.07.2014 вручено 04.08.2014 согласно уведомлению о вручении заказного письма).

Материалы проверки с заявлением о привлечении ООО «Севернефтегазфлот» к административной ответственности направлены в арбитражный суд в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

В обоснование заявленного требования административный орган указывает на то, что допущенные обществом нарушения требований Технического регламента №620 образуют состав нарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ

Общество, возражая против привлечения к ответственности, ссылается на то, что не является субъектом ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ; полагает, что Технический регламент №620 не распространяется на судно класса «река-море», поскольку оно не заходило в иностранный морской порт; указывает, что нарушение совершено в состоянии крайней необходимости, поскольку буксировка баржи осуществлялась по просьбе собственника из-за сложной ледовой обстановки, что исключает ответственность в силу статьи 2.7 КоАП РФ.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующего.

Исходя из положений части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ) этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В соответствии со статьёй 2 Закона №184-ФЗ технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Под безопасностью продукции и связанными с ней процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации согласно статье 2 Закона №184-ФЗ понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В данном случае обществу вменяется в вину нарушение требований Технического регламента №620, выразившееся в том, что буксирный теплоход «ОТ-2016» 18.10.2013 вышел из порта Сабетта Обской губы с баржей «М-58» и прибыл 24.10.2013 в морской порт Архангельск с нарушением правил плавания по акватории Северного морского пути и нарушения района и сезона плавания для буксируемых барж, без действующих судовых документов, свидетельства о классификации, удостоверяющего соответствие судна требованиям технического регламента.

Названный Технический регламент утверждён в соответствии с Законом №184-ФЗ, устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение предусмотренных этим Техническим регламентом целей. Действие данного Технического регламента распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.

В пункте 4 Технического регламента №620 определено, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.

Согласно пункту 5а Технического регламента №620 к объектам регулирования в числе прочего относятся: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением №1.

Приложением №1 к таким объектам отнесены суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания, осуществляющие перевозки грузов, пассажиров и их багажа по морским путям и по внутренним водным путям с заходом в иностранный морской порт.

Как следует из материалов дела, на основании договора №08-07-467 от 12.11.2012 заявитель принял в аренду у ОАО «Обь-Иртышское пароходство» на период с 12.11.2012 по 31.03.2017 буксирный теплоход ОТ-2010, 1969 года постройки.

В Классификационном свидетельстве на судно №13.30044.190 указано, что буксир ОТ-2016 имеет класс смешанного (река-море) плавания.

Баржа-площадка «М-58» согласно Свидетельству о праве собственности на судно принадлежит на праве собственности ОАО «Обь-Иртышское пароходство».

В Свидетельстве о классификации указано, что баржа-площадка М-58 имеет класс М-СП 3,5 (лед 20), условия плавания: морские районы для судов класса «М-СП» на волнении с высотой волны 3%. Районы и сезоны плавания отражены в Свидетельстве. Безопасные условия плавания в Карском море установлены вдоль западного и северного побережья п-ова Ямал от п.Харасавэй до Обской губы и ограничены августом- сентябрем.

Вместе с тем, 18.10.2013 буксир ОТ-2010 с баржей «М-58» вышел из морского порта Сабетта Обской губы в порт Архангельск по акватории Северного морского пути, в нарушение условий ограничения по району и сезону плавания баржи.

В соответствии с пунктом 151 Технического регламента №620 плавание по трассам Северного морского пути осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоне.

Согласно пункту 1 статьи 5.1 Кодекса торгового мореплавания РФ под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждены
 приказом Минтранса России от 17.01.2013 №7.

Указанные Правила устанавливают порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути, правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути, правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути, положение о навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути, правила осуществления связи по радио при плавании судов в акватории Северного морского пути, требования к судам, касающиеся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

В акватории Северного морского пути действует разрешительный порядок плавания судов.

Выдача разрешения на плавание судна в акватории Северного морского пути осуществляется Администрацией СМП на основании заявления судовладельца, представителя судовладельца или капитана судна (пункт 3 Правил).

Как установлено административным органом, в нарушение установленных требований ООО «Севернефтегазфлот» не получило разрешение Администрации СМП и выпустило в рейс по Северному морскому пути буксирный теплоход «ОТ-2016» с баржей «М-58».

Кроме того, статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что на подлежащих регистрации судах должны находиться судовые документы.

Вместе с тем, в силу пункта 2.15.8.4 Правил освидетельствования судов в эксплуатации Руководство Р.035-2010, утвержденных приказом Российского речного регистра от 02.07.2010 №38-п, документы Речного Регистра (классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию) теряют силу при нарушении условий плавания, указанных в судовых документах.

Следовательно, имеющиеся на борту баржи «М-58» документы Речного Регистра утратили силу из-за нарушений условий плавания при ее буксировке 18-24.10.2013.

Таким образом, буксировка баржи «М-58» из морского порта Сабетта в порт Архангельск по акватории Северного морского пути обществом произведена с нарушением законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, является нарушением пункта 151 Технического регламента №620.

Указанное нарушение требований Технического регламента свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Ссылки ответчика о том, что данное деяние не может быть квалифицировано по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм права.

В данном случае обществу вменяется нарушение требований Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620, выразившееся в нарушении правил плавания по акватории Северного морского пути, нарушении района и сезона плавания для буксируемых барж, без действующих судовых документов, свидетельства о классификации, удостоверяющего соответствие судна требованиям технического регламента.

Как следует из указанного постановления Правительства, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».

При этом в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент о безопасности объектов морского транспорта применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.

Пунктом 151 указанного Регламента установлены требования к безопасности процессов эксплуатации объектов морского транспорта, а именно: плавание по трассам Северного морского пути осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоне.

Следовательно, административным органом правомерно вменяется обществу нарушение именно технического регламента, ответственность за несоблюдение которого установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Суд не согласен с позицией общества о том, что требования Технического регламента №620 не распространяются на баржу «М-58» класса «река-море», поскольку в силу пункта 5а к объектам техрегулирования отнесены суда смешанного (река – море) плавания, а изъятия из этого пункта отражены в пункте 4.

Более того, по мнению суда, спорная баржа относится к объектам регулирования не только Технического регламента №620, но и Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623 (далее – Технический регламент №623).

Технический регламент №623 устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

В силу пункта 5 и Приложения №1 к объектам регулирования отнесены, в том числе, суда смешанного (река-море) плавания, а также баржи-площадки.

Согласно пункту 19 Технического регламента №623 требования к безопасности объектов регулирования устанавливаются в зависимости от разряда водного бассейна, в котором предполагается эксплуатация объектов регулирования.

Пунктом 20 Технического регламента №623 установлено, что объекты регулирования, указанные в пункте 19 настоящего технического регламента, подлежащие разовому переходу (перегону) через водные бассейны, существенно отличающиеся от районов плавания, для эксплуатации в которых они предназначены, должны пройти внеочередное освидетельствование и получить свидетельство на разовый переход (перегон).

Таким образом, суд поддерживает позицию административного органа о наличии у общества права на получение разрешения на разовый перегон баржи по району плавания Северного морского пути, не отраженному в Свидетельстве о классификации баржи. Действий, направленных на соблюдение указанного требования Технического регламента №623, обществом не совершено.

Таким образом, правонарушение совершено ответчиком виновно, поскольку у общества имелась возможность для соблюдения указанных требований, установленных нормативными правовыми актами, но им не были приняты все меры по их соблюдению.

Оснований считать, что данное деяние совершено ООО «Севернефтезгазфлот» в состоянии крайней необходимости, как и оснований для признания совершённого правонарушения малозначительным, не имеется.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Ссылаясь на крайнюю необходимость, ООО «Севернефтегазфлот» приводит сведения о ледовой обстановке в Обской губе.

Вместе с тем, никаких действий, направленных на получение необходимого разрешения у Администрации СМП на плавание судна или разовый перегон в акватории Северного морского пути, общество не предпринимало. К собственнику баржи с соответствующими запросами о необходимости получения разрешения не обращалось. Доказательств тому, что ожидаемое появление начальных видов льда (согласно ледовой обстановке) является критическим для баржи, влекущим опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права, требующим безотлагательной ее букировки, материалы дела не содержат.

Таким образом, по мнению суда, в рассматриваемом случае основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, отсутствуют.

Поскольку в данном случае в поведении общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, у управления имелись основания для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении.

Судом не установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, который для нарушений законодательства о техническом регулировании составляет один год со дня совершения правонарушения.

С учётом изложенного суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в рассматриваемом случае суд полагает возможным назначить ответчику административное наказание ниже низшего предела штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 №4-П установлено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. При этом судам необходимо учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Суд, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ обстоятельства совершения ответчиком вменяемого ему правонарушения, принимая во внимание отсутствие тяжких последствий совершенного нарушения, необходимость вывода баржи из района образования льда, приходит к выводу о том, что назначение штрафа в минимальном размере санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (100 000 рублей) не будет отвечать конституционному принципу справедливости и соразмерности наказания, а потому будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения.

По мнению суда, соразмерным наказанием за совершенное обществом деяние является наложение административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ лицу, привлечённому к административной ответственности, следует не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа – Управления Федерального казначейства по Архангельской области (администратор штрафа – Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт №40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901161840, КПП 290101001, КБК 10611690040046000140, код ОКТМО 11701000.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Севернефтегазфлот", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062901003978, находящееся по адресу: Россия, 163000, г. Архангельск, ул. Серафимовича, 14, офис 2, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 20000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова