ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-10429/2011 от 08.12.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 декабря 2011 года.

г. Архангельск Дело №А05-10429/2011

08 декабря 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2011 года дело по заявлению администрации муниципального образования «Емцовское» (ОГРН 1052920021186, место нахождения: 164252, Архангельская область, Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская, д.55)

к Отделу надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области (ОГРН 1042900042822, место нахождения: 164262, Архангельская область, п.Плесецк, ул.Ленина, д.37, 1042900042822)

об отмене постановления от 26.09.2011 №206,

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – главы администрации Колос П.П., от ответчика – не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

администрация муниципального образования «Емцовское» (далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Отдела надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее – административный орган) от 26.09.2011 № 206 о назначении административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150000 руб.

Административный орган с заявленным требованием не согласен. По мнению административного органа, отсутствие финансовых средств не может являться основанием для невыполнения обязательных требований пожарной безопасности; необходимые нормативные акты на момент проведения проверки отсутствовали. При рассмотрении административного дела администрацией не были представлены доказательства отсутствия либо устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Административный орган извещён надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направил, на основании п.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей административного органа.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Администрация муниципального образования «Емцовское» зарегистрирована в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052920021186.

Но основании распоряжения начальника УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области Сивкова А.Л. от 09.08.2011 №96 проведена плановая выездная проверка администрации муниципального образования «Емцовское» на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в здании администрации по адресу: п.Емца, ул.Партизанская, д.55, в муниципальном жилом фонде администрации, противопожарного водоснабжения на территории МО «Емцовское».

В ходе проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности), п.1 ч.4 ст.8 Областного закона «О пожарной безопасности в Архангельской области» (в редакции областного закона от 23.04.2008 №500-26–ОЗ) (далее – Областной закон о пожарной безопасности) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности разрабатываются не в полном объёме, не приняты следующие нормативно-правовые акты: о порядке привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально-значимых для муниципального образования работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности; о создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; о создании в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; о принятии мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; об оказании содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.1 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования не осуществляется в полном объеме;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2 ст.63 Технического регламента планы и программы развития территории отсутствуют, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.9 ст.63 Технического регламента социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами на территории МО «Емцовское» не осуществляется;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.25 Федерального закона о пожарной безопасности, п.6 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности, пп.3, 4, 5 Положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Главы администрации Архангельской области №148-пп от 10.11.2009, противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, а так же содействие распространению пожарно-технических знаний не проводится в полном объёме;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.21 Федерального закона о пожарной безопасности, п.5 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий МО «Емцовское» не разрабатываются и не реализуются;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности, п.3 ч.2 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности территории общего пользования не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- в нарушение п.114 ППБ 01-03 населенные пункты, входящие в состав муниципального образования, не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.Емца, п.Верховский);

- в нарушение п.3, 94 ППБ 01-03, ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности, п.2 ч.2 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из естественного источника (озеро), расположенного в населенном пункте п.Верховский;

- в нарушение п.90 ППБ 01-03 у всех водоемов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий;

- в нарушение п.3, 89 ППБ 01-03, СНиП 2.04.02-84, ст.62, 68 Технического регламента не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно требований норм населенные пункты с числом жителей более 50: п.Емца, п.Верховский (необходимо обеспечить пожаротушение любого объекта не менее чем от 2 пожарных водоёмов, расположенных в радиусе 200 метров);

- в нарушение п.3, 112 ППБ 01-03, п.15, ст.69 Технического регламента для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения;

- в нарушение п.31 ППБ 01-03 населённые пункты муниципального образования п.Емца, п.Верховский для целей пожаротушения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами;

- в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.36, 37 Приказа МЧС России от 12.12.2007 №645 лица, занимающиеся обучением населения мерам пожарной безопасности, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности;

- в нарушение п.89, 90 ППБ 01-03, ст.68 Технического регламента пожарные водоёмы находятся в неисправном состоянии (п.Емца, ул.Шеликовская д.6, (за магазином «Пятачок»), ул.Партизанская, возле ДЕПО, не заполнены водой, нет указателя, нет подъездных путей;

- в нарушение п.65, 67, 74 ППБ 01-03 во всех домах с печным отоплением не проведены работы по ремонту, очистке дымовых труб согласно сроков проведения данных работ, по мере необходимости не проводится обработка побелкой дымовых труб в чердачных помещениях (в частности дымовая труба квартиры №9, жилого дома ул. Палкина, требует капитального ремонта);

- в нарушение п.21, 22, 23, 24 ППБ 01-03 допускается устройство временных строений, складирование горючих материалов в противопожарных расстояниях от жилых домов;

- в нарушение п.40 ППБ 01-03 в оконных проемах здания администрации МО «Емцовское», расположенного по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, установлены глухие металлические решетки;

- в нарушение п.7 ППБ 01-03 с работниками администрации не проведён противопожарный инструктаж с записью в журнале инструктажей;

- в нарушение п.6 ППБ 01-03 на объект не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности;

- в нарушение п.57, 60 ППБ 01-03 эксплуатация электрических сетей в общих коридорах домов, а так же контроль за их техническим состоянием осуществляется в нарушение требований норм по электроэнергетике, осуществляется эксплуатация, ветхой, поврежденной проводки;

- в нарушение п.57, 60 ППБ 01-03 в здании администрации МО «Емцовское» по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, эксплуатируются электропровода и кабели с поврежденной и потерявшей свои защитные свойства изоляцией (замеры сопротивления изоляции электропроводок, заземляющих устройств с оставлением акта проверки не проведены, соединение жил скрутками, эксплуатируется старая электропроводка);

- в нарушение п.108 ППБ 01-03 в здании администрации МО «Емцовское» первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержатся в нарушение соответствия с паспортными данными (разукомплектованы - отсутствуют раструбы);

- в нарушение п.3 ППБ 01- 03, ст.4, 52, 54, 81 Технического регламента, п.9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» здание администрации не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации;

- в нарушение п.3, 16, 102 ППБ 01-03, ст.4, 52, 54, 81 Технического регламента, п.16 таблицы 2, таблицы 1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре» здание администрации не оборудовано системой оповещения людей о пожаре;

- в нарушение п.16 ППБ 01-03 план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009;

- в нарушение п.51 ППБ 01-03 эвакуационные выходы и пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.09.2011 №96 (л.д.32).

Главный государственный инспектор Плесецкого района Архангельской области по пожарному надзору Ямщиков М.В. составил 22.09.2011 в отношении администрации протоколы об административных правонарушениях № 206, 207, 208 в которых зафиксировал, что администрация, нарушив требования пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32, 11.16 КоАП РФ об административных правонарушениях и ч.3-8 ст.20.4 КоАП РФ, совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; нарушив требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, первичным средствам пожаротушения, совершило правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.20.4 КоАП РФ; нарушив требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам, системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей в зданиях, сооружениях и строениях, совершило правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Законному представителю – главе администрации муниципального образования «Емцовское» Колос П.П. разъяснены ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.25.1 и 25.4 КоАП РФ. Законный представитель ознакомлен с протоколами, их копии получил 22.09.2011.

Главный государственный инспектор Плесецкого района Архангельской области по пожарному надзору Ямщиков М.В., рассмотрев материалы проверки, 26.09.2011 вынес постановление №206 о назначении администрации административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в пределах санкции более строго административного наказания, в виде штрафа в размере 150 000 руб. Копия постановления вручена законному представителю администрации 26.09.2011.

Администрация не согласилась с привлечением его к административной ответственности. Администрация указывает, что ряд нормативных правовых актов органов местного самоуправления находились на стадии разработки и приняты 25.09.2011. Забор воды из р.Емца, по мнению администрации, возможен. Противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности проводится. В поселке проходит строительство пожарного депо, в 2012г. запланировано его функционирование. Населенные пункты с числом жителей более 50 человек обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах сформирована минерализованная зона, противопожарное кольцо вокруг населенных пунктов. Приобретение мотопомп запланировано на 2012г. С лицами, занимающимися обучением населения мерам противопожарной безопасности, занятия проведены без помощи организаций, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. В жилом доме, указанном в п.15 постановления, запланирован ремонт трубы на 14.10.2011. В некоторых дворах имеются сооружения для хранения дров, которые построены на значительном расстоянии от жилых домов. В оконных проёмах здания администрации установлены металлические решетки в связи с тем, что другим способом отсутствует возможность предотвращения противоправных действий третьих лиц. Все пожарные водоёмы заполнены водой. С работниками администрации проведён противопожарный инструктаж с записью в журнал инструктажей. Инструкция о мерах пожарной безопасности на указанное здание разработана. Электрическая проводка в общих коридорах домов старая, но функционирует исправно, никаких скруток нет, заземление имеется. План эвакуации людей при пожаре имеется и доступен для ознакомления. Эвакуационные выходы обозначены знаками «выход» и «запасный выход». Остальные выявленные нарушения связаны с отсутствием денежных средств.

В рамках данного дела администрация просит отменить постановление от 26.09.2011 №206 о назначении административного наказания.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя администрации, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В силу п.6 и п.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ).

В силу п.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии со ст.19 Федерального закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно п.1 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности органы местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в целях осуществления полномочий в сфере пожарной безопасности разрабатывают и принимают нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области.

Административный орган установил, что в нарушение указанных норм администрацией не приняты следующие нормативно - правовые акты:

о порядке привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально - значимых для муниципального образования работ в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

о создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

о создании в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

об оснащении территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

о принятии мер по локализации пожара и спасению имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

об оказании содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

Администрация представила Постановление от 23.11.2011 №53 «Об утверждении положения о добровольно пожарной охране муниципальных унитарных предприятий и учреждений на территории МО «Емцовское», указанное постановление принято после привлечения администрации к административной ответственности.

Как следует из п.1 ст.63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Административный орган вменил администрации нарушение п.1 ст.63 Технического регламента, указав, что организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования не осуществляется в полном объёме. Суд приходит к выводу, что данная норма не может являться самостоятельным нарушением, поскольку действия (бездействия) администрации, в которых выразилась реализация не в полном объеме полномочий по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности, конкретизируются иными выявленными административным органом нарушениями.

Как следует из п.2, 9 ст.63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Административным органом правомерно установлено, что планы и программы развития территории отсутствуют, не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а также средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами на территории МО «Емцовское» не осуществлялось.

Согласно ст.25 Федерального закона о пожарной безопасности противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

В соответствии с п.6. ч.4. ст.8 Областного закона о пожарной безопасности органы местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в целях осуществления полномочий в сфере пожарной безопасности проводят противопожарную пропаганду, информируют население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействуют распространению пожарно-технических знаний.

Как следует из п.3, 4, 5 Положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.11.2009 №148-пп, обучение в сфере пожарной безопасности носит непрерывный многоуровневый характер, порядок осуществления обучения неработающего населения мерам пожарной безопасности, в том числе в государственном, муниципальном и частном жилищном фонде, в гаражных, дачных и иных специализированных потребительских кооперативах и товариществах, устанавливается органами местного самоуправления, в учреждениях для проживания престарелых и инвалидов – руководителями соответствующих учреждений в соответствии с настоящим Положением, органы местного самоуправления назначают из числа работников муниципальных учреждений лиц, ответственных за проведение обучения неработающего населения, и обеспечивают их обучение по программе пожарно-технического минимума в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, территориальных подразделениях государственной противопожарной службы, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности, с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения.

Глава муниципального образования «Емцовское» Колос П.П., осуществляющий обучения неработающего населения, прошёл обучение только в октябре 2011г., т.е. после привлечения администрации к ответственности. Копия удостоверения представлена в материалы дела.

По мнению административного органа, противопожарная пропаганда, информирование населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, а так же содействие распространению пожарно-технических знаний не проводились в полном объёме. Вместе с тем административный орган ни в акте проверки от 22.09.2011 №96, ни в протоколе от 22.09.2011 №206, ни в постановлении от 26.09.2011 №206 не детализировал, какие именно действия по противопожарной пропаганде, информированию населения муниципального образования о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, а так же по содействию распространения пожарно-технических знаний администрация выполнила, а какие не выполнила, в связи с чем не представляется возможным установить нарушение п.6 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности.

В соответствии с п.5 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности органы местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области в целях осуществления полномочий в сфере пожарной безопасности разрабатывают и реализуют меры пожарной безопасности для населённых пунктов поселений и городских округов Архангельской области.

В силу ст.21 Федерального закона о пожарной безопасности меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Административный орган ссылается на то, что меры пожарной безопасности для населённых пунктов и территорий МО «Емцовское» не разрабатываются и не реализуются, однако не указал, какие именно меры не приняты администрацией. Администрация в свою очередь ссылается на то, что в посёлке осуществляется строительство пожарного депо и в 2012г. запланировано его функционирование. Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения администрацией п.5 ч.4 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.8 Областного закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём.

Как установлено административным органом, территории общего пользования не обеспечены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, что подтверждается актом проверки от 22.09.2011 №96, протоколом об административных правонарушениях от 22.09.2011 № 206, постановлением от 26.09.2011 № 206 и администрацией не оспаривается.

Согласно п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение данного пункта населенные пункты, входящие в состав муниципального образования, не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.Емца, п.Верховский).

Из п.94 ППБ 01-03 следует, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Администрацией не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из естественного источника (озеро), расположенного в населенном пункте п.Верховский, что подтверждается материалами дела и администрацией не оспаривается.

В соответствии с п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

У всех водоёмов, а также по направлению движения к ним отсутствуют соответствующие указатели - объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий.

Как следует из п.1 ст.68 Технического регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.

Согласно п.89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Нормы, которые должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, установлены СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 №123.

Административный орган установил, что администрацией не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения населённые пункты с числом жителей более 50: п.Емца, п.Верховский (возможность пожаротушения любого объекта не менее чем от 2 пожарных водоемов расположенных в радиусе 200 метров). Вместе с тем в ходе проверки выезда в п.Верховский не было, а администрация указала, что населенные пункты с числом жителей более 50 человек обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. С учетом изложенного указанное нарушение в части п.Верховский не доказано материалами дела.

В силу п.112 ППБ 01-03 для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В соответствии с п.15 ст.69 Технического регламента противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Административный орган установил, что для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, администрацией не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. Администрация ссылается, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, сформирована минерализованная зона, противопожарное кольцо вокруг населённых пунктов. Поскольку административный орган не указал конкретные населённые пункты, в отношении которых администрацией не соблюденып.112 ППБ 01-03 и п.15 ст.69 технического регламента, не представляется возможным установить событие указанного нарушения.

В силу п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Населенные пункты муниципального образования п.Емца, п.Верховский для целей пожаротушения не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, что администрацией не оспаривается.

В соответствии с п.36, 37 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 №645, обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны; руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков; работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы; водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений; иные категории работников (граждан) по решению руководителя. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Лица, занимающиеся обучением населения мерам пожарной безопасности, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Согласно п.89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).

Как следует из п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Административный орган установил, что пожарные водоёмы находятся в неисправном состоянии (п.Емца, ул.Шеликовская д.6, (за магазином «Пятачок»), ул.Партизанская, возле ДЕПО не заполнены водой, нет указателя, нет подъездных путей. Доказательств обратного ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства администрация не представила.

В соответствии с п.65 ППБ 01-03 перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются.

В силу п.67 ППБ 01-03 очищать дымоходы и печи от сажи необходимо перед началом, а также в течение всего отопительного сезона не реже одного раза в три месяца для отопительных печей.

На чердаках все дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть побелены (74 ППБ 01-03).

Из материалов административного дела следует, что во всех домах с печным отоплением не проведены работы по ремонту, очистке дымовых труб согласно сроков проведения данных работ, по мере необходимости не проводится обработка побелкой дымовых труб в чердачных помещениях (в частности дымовая труба квартиры №9, жилого дома ул.Палкина, требует капитального ремонта). В то же время в ходе проверки все дома с печным отоплением осмотрены не были – соответствующие акты осмотра не представлены, следовательно по этому эпизоду, за исключением дымовой трубы квартиры №9, жилого дома ул.Палкина, не подтверждено соответствующими доказательствами.

В п.21 ППБ 01-03 установлено, что территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Согласно п.22 ППБ 01-03 противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

В соответствии с п.23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Пунктом 24 ППБ 01-03 определено, что временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м (кроме случаев, когда по другим нормам требуются иные противопожарные расстояния) или у противопожарных стен.

Отдельные блок-контейнерные здания допускается располагать группами не более 10 в группе и площадью не более 800 м2. Расстояние между группами этих зданий и от них до других строений, торговых киосков и т.п. следует принимать не менее 15 м.

Административный орган вменяет администрации устройство временных строений, складирование горючих материалов в противопожарных расстояниях от жилых домов, однако ни в акте проверки от 22.09.2011 №96, ни в постановлении от 26.09.2011 №206 не указано, по каким адресам допускается устройство временных строений, складирование горючих материалов, не указано, на каких расстояниях от жилых домов, в связи с чем суду не представляется возможным проверить наличие события нарушения п.21, 22, 23, 24 ППБ 01-03.

Согласно п.40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается, помимо прочего, устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В оконных проемах здания администрации МО «Емцовское», расположенного по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, установлены глухие металлические решетки, что подтверждается материалам дела; администрацией не оспаривается.

Согласно п.7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

На момент проведения проверки с работниками администрации не проведён противопожарный инструктаж с записью в журнале инструктажей, доказательств обратного администрация не представила.

Пунктом 6 ППБ 01-03 установлено, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка в соответствии с приложением № 1.

Как установил, административный орган в администрации не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности; доказательств обратного администрация не представила.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно п.57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

В силу п.60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

Административный орган вменил администрации эксплуатацию электрических сетей в общих коридорах домов, а так же осуществление контроля за их техническим состоянием с нарушением требований норм по электроэнергетике, осуществление эксплуатации ветхой, поврежденной проводки. Поскольку в акте проверки от 22.09.2011 № 96 и постановлении №206 отсутствует указание на конкретные жилые дома, входящие в состав муниципального имущества МО «Емцовское», в которых выявлено указанное нарушение, суд приходит к выводу о недоказанности события нарушения п.57, 60 ППБ 01-03 в указанной части.

Административный орган указывая в постановлении №206, что в здании администрации МО «Емцовское» по адресу: Архангельская область Плесецкий район, п.Емца, ул.Партизанская д.55, эксплуатируются электропровода и кабели с поврежденной и потерявшей свои защитные свойства изоляцией, в ходе проверки в этом не удостоверился, как пояснили представили администрации в ходе судебного разбирательства электропровода и кабели с поврежденной и потерявшей свои защитные свойства изоляцией на которые указывает административный орган, фактически не эксплуатируются.

В силу п.108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением №3.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении №3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Администрации вменено, что в здании администрации МО «Емцовское» первичные средства пожаротушения (огнетушители) содержатся в нарушение соответствия с паспортными данными (разукомплектованы - отсутствуют раструбы), представители администрации указанное нарушение не оспаривают.

Нарушение указанных требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения образует событие правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно ст.52 Технического регламента защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применением автоматических установок пожаротушения.

В соответствии с п.2 ст.54 Технического регламента системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 9 Таблицы А.1 СП 5.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п. п. 11, 13) отнесены к зданиям, подлежащим защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, независимо от площади и этажности.

Согласно п.7 СП 3.13130.2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2.

Материалами дела подтверждается и администрацией не оспаривается, что здание администрации не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре.

Согласно п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Администрации вменено, что план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТ Р 12.2.143-2009. Административный орган ни в акте проверки, ни в постановлении не указал, в чём именно выразилось несоответствие плана эвакуации людей при пожаре в здании администрации МО «Емцовское» действующим требованиям; план эвакуации в материалы дела не представлен, в связи с чем не представляется возможным установить факт несоответствия плана эвакуации администрации предъявляемым к нему требованиям.

В соответствии с п.51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Как установил административный орган, эвакуационные выходы и пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности; доказательств иного администрация не представила, это нарушение не оспаривает.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях администрации имеются события административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.

Доказательств невозможности соблюдения администрацией требований пожарной безопасности, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, администрация не представила. Отсутствие достаточных денежных средств не исключает обязанность администрации по соблюдению требований пожарной безопасности.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии администрации, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. Срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

Суд не усматривает оснований для освобождения администрации от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенные административные правонарушения не могут быть признаны малозначительным.

Согласно ч.1 ст.4.4.КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В данном случае администрацией совершено несколько административных правонарушений, в то же время административный орган ошибочно применил ч.2 ст.4.4. КоАП РФ. Однако, применение административным органом ч.2 ст.4.4 КоАП РФ не влечет незаконности оспариваемого постановления, поскольку протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ составлен, санкция назначена в минимальном размере, установленном для ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленного требования.

Суд считает необходимым разъяснить, что в силу ч.2 ст.31.5.КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Поскольку оспариваемое постановление вынес Отдел надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области, именно к этому административному органу и следует обращаться с заявлением о рассрочке уплаты административного штрафа.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления № 206 от 26.09.2011, принятого в поселке Плесецк Отделом надзорной деятельности Плесецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области в отношении муниципального образования «Емцовское», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052920021186, находящегося по адресу: 164252, Архангельская область, п.Емца Плесецкого района, ул.Партизанская, д.55.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина