АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
декабря 2021 года | г. Архангельск | Дело № А05-10557/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к Управлению федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)
о признании недействительным представления.
В заседании суда принял участие представитель ответчика ФИО1 (доверенность от 24.12.2020 № 31-08/41).
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Острых А.А.
Суд установил следующее:
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, управление) о признании недействительным представления № 24-46-14/48-45 от 23.06.2021.
Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено и дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Управлением на основании приказа от 25.03.2021 № 81 в отношении департамента проведена плановая выездная проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».
Проверяемый период: 2020 – истекший период 2021 годов.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 6 статьи 16 и части 2.1. статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) казенным учреждением Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» (далее – учреждение) с разрешения департамента осуществлена инвестиционная деятельность по контракту от 11.12.2018 № 0384200001618000095, заключенным с ООО «Новатор», контракту от 19.12.2018 № 0384200001618000104, заключенным с ООО «Сполохи-монтаж», контрактам от 18.12.2018 №№ 0384200001618000093, № 0384200001618000098, заключенным с ООО «Завод строительных конструкций «Заполярье». По перечисленным контрактам учреждением перечислено средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) в период 2020 года в общей сумме 126 814 651,50 руб.
Кроме того, в нарушение части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, пункта 2.2.4. договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда 22.05.2019 № 42/ПС, заключенного между Фондом и Администрацией Ненецкого автономного округа, пункта 2.2.4 дополнительного соглашения от 22.05.2019 № 1/42/ПС к договору от 22.05.2019 № 42/ПС, постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 10.04.2019 № 100-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» этап 2019-2020 годов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа», утвержденной постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 10.04.2019 № 100-п, в части расселяемой площади жилых помещений 1814,70 кв. метров в установленные сроки до 31.12.2020 не реализован.
23.06.2021 управлением в адрес департамента внесено представление № 24-46-14/48-45, в соответствии с которым заявителю надлежит принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 и 2 представления, не позднее 30 календарных дней со дня получения представления.
Не согласившись с вынесенным представлением, департамент обратился в суд с настоящим заявлением. Как указывает заявитель, государственные контракты заключались в целях приобретения в собственность Ненецкого автономного округа жилых помещений в многоквартирных домах в рамках региональной адресной программы. Заявитель указывает, что договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, следует оценивать как договоры купли-продажи будущей вещи. Кроме того, департамент полагает, что согласно оспариваемому представлению не представляется возможным четко, ясно и однозначно толковать замечания, предъявленные управлением, а также четко, ясно и однозначно толковать, какие действия должен выполнить заявитель во исполнение представления.
Ответчик в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого представления.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2).
В соответствии с пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Под представлением согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Судом установлено, что оспариваемое представление вынесено в пределах предоставленных управлению полномочий.
Законом № 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
Статьей 14 Закона № 185-ФЗ установлен перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 14 вышеуказанного закона одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 Закона № 185-ФЗ, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях получения финансовой поддержки Фонда, условия предоставления которой установлены статьей 14 Закона № 185-ФЗ, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 10.04.2019 № 100-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» (далее – Программа).
Ответственным исполнителем данной программы и главным распорядителем бюджетных средств является департамент.
Целью Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Ненецкого автономного округа
Задачами Программы являются переселение граждан из многоквартирных домов, признанных таковыми до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Срок реализации Программы: с 01.01.2019 по 01.09.2025: 1 этап - 2019 - 2020 годы; 2 этап - 2020 - 2021 годы; 3 этап - 2021 - 2022 годы; 4 этап - 2022 - 2023 годы; 5 этап - 2023 - 2024 годы; 6 этап - 2024 - 2025 годы
В соответствии с положениями Программы переселение граждан возможно путем: предоставления иных жилых помещений; предоставления компенсационных выплат при освобождении гражданами жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными, в рамках закона Ненецкого автономного округа от 29.10.2018 № 3-ОЗ «О создании дополнительных условий для расселения граждан из жилых помещений в домах, признанных аварийными, и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ненецкого автономного округа»; выкупа жилых помещений собственников в рамках статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Строительство (приобретение) жилых помещений для целей реализации Программы осуществляется в рамках государственных контрактов с их последующей передачей в муниципальную собственность. Государственным заказчиком по строительству (приобретению) жилых помещений выступает казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» (далее – государственный заказчик).
В целях получения финансовой поддержки Фонда между Фондом и Администрацией Ненецкого автономного округа заключен договор о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда 22.05.2019 № 42/ПС (далее – договор № 42/ПС) в редакции соглашений (дополнительных соглашений) от 14.10.2019 № 2/42/ПС, от 13.03.2020 № 4/42/ПС от 02.07.2020 № 7/42/ПС, от 13.07.2020 № 8/42/ПС внесены изменения в договор № 42/ПС.
Согласно пункту 1.1 договора № 42/ПС его предметом является обязательственные взаимоотношения сторон по предоставлению и использованию финансовой поддержки в целях реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, возникающие в случае подачи субъектом Российской Федерации в Фонд заявок на предоставление указанной финансовой поддержки и принятия правлением Фонда решений о её предоставлении в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом, нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 1.2. договора № 42/ПС предусмотрено, что сумма средств финансовой поддержки за счет средств Фонда, предоставляемой на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – региональная адресная программа), определяется при принятии правлением Фонда решения о предоставлении субъекту Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании поданной субъектом Российской Федерации заявки на предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда (далее – заявка) и отражается в дополнительных соглашениях к договору № 42/ПС, являющихся его неотъемлемой частью.
Указанные дополнительные соглашения подписываются главным распорядителем бюджетных средств субъекта Российской Федерации, имеющим право распределять бюджетные ассигнования, сформированные за счет средств Фонда. Данный главный распорядитель бюджетных средств должным образом уполномочивается субъектом Российской Федерации на подписание указанного дополнительного соглашения. Если получателем средств Фонда является муниципальное образование, дополнительное соглашение подписывается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.2. договора № 42/ПС субъект Российской Федерации обязуется обеспечить выполнение условий предоставления финансовой поддержки, установленных Законом № 185-ФЗ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также выполнение условий договора № 42/ПС.
Пунктами 2.2.4, 2.2.5 договора № 42/ПС предусмотрено, что субъект Российской Федерации обязуется обеспечивать выполнение этапов региональной адресной программы (этапов программы) в установленные сроки, достижение целевых показателей реализации региональной адресной программы, установленных федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», актами Правительства Российской Федерации.
Между Фондом и департаментом заключено дополнительное соглашение от 22.05.2019 № 1/42/ПС к договору № 42/ПС (далее – соглашение № 1/42/ПС), в которое в последующем соглашением от 03.03.2020 № 1/1/42/ПС были внесены изменения.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.3, 2.2.4. соглашения № 1/42/ПС департамент обязуется направлять средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; принимать в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению контроля за использованием средств Фонда, средств софинансирования бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований; использовать средства, указанные в соглашении в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Также между Фондом и департаментом было заключено дополнительное соглашение 21.05.2020 № 5/42/ПС к договору № 42/ПС (далее – соглашение № 5/42/ПС), в которое соглашением от 18.03.2021 № 1/5/42/ПС были внесены изменения.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 соглашения № 5/42/ПС департамент обязуется направлять средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; направлять средства бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные бюджетом субъекта Российской Федерации на софинансирование региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; принимать в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению контроля за использованием средств Фонда, средств софинансирования бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований; использовать средства, указанные в соглашении, в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Пунктом 2.3 соглашения № 5/42/ПС также предусмотрено, что департамент самостоятельно определяет направления расходования средств, указанных в пунктах 2.2.1 и 2.2.2 соглашения (в местные бюджеты; на оплату по заключенным в соответствии с частью 2.1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ государственным контрактам на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах или домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов; на лицевой счет подведомственного департаменту казенному учреждению, заключающего договор, государственный контракт от имени субъекта Российской Федерации) в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Между Фондом и департаментом заключено дополнительное соглашение 21.05.2020 № 6/42/ПС к договору № 42/ПС (далее – соглашение № 6/42/ПС), в которое в соглашением от 31.03.2021 № 1-03/6/42/ПС были внесены изменения.
Пунктом 1 соглашение № 6/42/ПС (в редакции от 31.03.2021) определен порядок взаимодействия сторон в целях исполнения решений правления Фонда от 21.05.2020 № 992 о рассмотрении заявки Ненецкого автономного округа на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и от 31.03.2021 об одобрении изменений и дополнений в заявку (дополнительной заявки) на общую сумму 332 399 171,07 руб. за счет средств Фонда, на реализацию этапа 2021-2022 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 соглашения № 6/42/ПС (в редакции от 31.03.2021) департамент обязуется направлять средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; направлять средства бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные бюджетом субъекта Российской Федерации на софинансирование региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; принимать в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению контроля за использованием средств Фонда, средств софинансирования бюджетов субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований; использовать средства в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Пунктом 2.3 соглашения № 6/42/ПС предусмотрено, что департамент самостоятельно определяет направления расходования средств, указанных в пунктах 2.2.1 и 2.2.2 соглашения № 6/42/ПС (в местные бюджеты; на оплату по заключенным в соответствии с частью 2.1. статьи 20 Закона № 185-ФЗ государственным контрактам на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах или домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов; на лицевой счет подведомственного ДС и ЖКХ НАО казенному учреждению, заключающего договор, государственный контракт от имени субъекта Российской Федерации) в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, в соответствии с Программой № 100-п, условиями заключенных с Фондом договора № 42/ПС и соглашений к нему, департамент является ответственным исполнителем Программы, направляет средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда, на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляет контроль за использованием средств Фонда, использует средства в соответствии с Законом № 185-ФЗ.
Пунктом 1 части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ предусмотрено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;
В соответствии с частью 2.1. статьи 20 Закона № 185-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного
фонда, могут направляться субъектом Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или
в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного
кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов на
основании соответствующего гражданско-правового договора, государственного контракта, заключенного субъектом Российской Федерации, в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных положений Закона № 185-ФЗ, в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, за счет средств Фонда могли быть приобретены готовые жилые помещения в многоквартирных домах, заключены договоры участия в долевом строительстве по правилам Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (для приобретения жилых помещений в строящихся многоквартирных домах), а также договоры подряда на строительство многоквартирных домов.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, учреждением были заключены государственные контракт от 11.12.2018 № 0384200001618000095 с ООО «Новатор», контракт от 19.12.2018 № 0384200001618000104 с ООО «Сполохи-монтаж», контракты от 18.12.2018 №№ 0384200001618000093, 0384200001618000098 с ООО «Завод строительных конструкций «Заполярье».
В соответствии с условиями данных контрактов учреждение (инвестор) осуществляет вложения средств окружного бюджета в объект в целях приобретения права собственности на жилые помещения, а подрядчики обязуются в предусмотренный контрактами сроки и на условиях контрактов выполнить работы, ввести в эксплуатацию объекты капитального строительства и передать квартиры в собственность инвестору.
Проверкой установлено, что оплата по указанным контрактам осуществлена за счет средств Фонда и за счет средств софинансирования.
Приобретение жилых помещений осуществлено путем заключения инвестиционных договоров по правилам, установленным Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ).
Вместе с тем, возможность приобретения жилых помещений, которые будут созданы или приобретены продавцом в будущем, Законом № 185-ФЗ не предусмотрена, что является прямым запретом на заключение подобного рода договоров согласно части 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционной деятельностью понимается вложение денежных средств, ценных бумаг и иного имущества, а также осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В соответствии со статьей 9 Закона № 39-ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных средств и (или) привлеченных средств.
Как установлено в ходе проверки, инвестиционная деятельность не является уставной деятельностью учреждения, средства Фонда предназначены не для инвестирования путем строительства многоквартирных домов, а для исполнения обязанности по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, суд соглашается с позицией ответчика, согласно которой у заявителя отсутствовали основания для расходования средств Фонда в качестве оплаты по инвестиционным договорам.
Ссылка заявителя на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с указанным пунктом, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») Гражданского кодекса Российской Федерации и т.д. Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
Таким образом, разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации касались того, каким образом оценивать инвестиционные договоры, выводы о том, что такие договоры являются договорами купли-продажи будущей недвижимой вещи, отсутствуют.
Судом отклоняется ссылка заявителя на положения статьи 79 БК РФ, регламентирующей осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, поскольку ни положения статьи 79 БК РФ, ни Порядок принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28.05.2015 № 170-п, не определяют, что реализация предоставленных бюджетных инвестиций осуществляется путем заключения инвестиционных договоров, предусмотренных Законом № 39-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 13, государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному заказчику как получателю средств федерального бюджета.
Таким образом, бюджетные инвестиции являются одним из способов доведения бюджетных средств (наряду с субсидиями, субвенциями) и не влияют на порядок и основания заключения государственных контрактов получателями таких средств. Департамент не обосновал, в рамках какого именно инвестиционного проекта были заключены учреждением спорные инвестиционные договоры, а также в чем именно выражается полезный эффект от заключения инвестиционных договоров по сравнению с договорами купли-продажи или договорами строительного подряда.
В связи с тем, что полученные по инвестиционным договорам жилые помещения переданы гражданам, ущерба Российской Федерации не установлено, пункт 1 обжалуемого представления содержит только требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения. Указанное требование преследует цель недопущение повторного совершения департаментом выявленного нарушения. Принимаемые в рамках исполнения департаментом меры по устранению причин и условий (организационные меры) определяются департаментом самостоятельно. Учитывая изложенное, суд не видит оснований для признания пункта 1 оспариваемого представления недействительным.
Частью 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ предусмотрено, что этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Как указано ранее, согласно Программе этап 2019 – 2020 года должен быть реализован не позднее 31.12.2020.
Письмами Губернатора Ненецкого автономного округа от 01.02.2021 № 01-24/625 и 05.03.2021 № 01-32/1494 направлены отчеты о ходе реализации региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021.
В Отчеты о ходе реализации региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 01.01.2021 вошел Отчет о выполнении части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 и подлежащего расселению в 2019-2025 гг., согласно которому по этапу 2019 года (по заявке на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда решения Правления от 17.05.2019 № 4773-вн):
- расселяемая площадь жилых помещений, предусмотренная программами на дату отчета – 3157,80 кв.м.,
- расселяемая площадь жилых помещений, реализовано согласно отчету – 1343,10 кв.м.,
- расселяемая площадь жилых помещений, осталось реализовать – 1814,70 кв. метров.
Таким образом, в нарушение части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, пункта 2.2.4. договора № 42/ПС, пункта 2.2.4 соглашения № 1/42/ПС, постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 10.04.2019 № 100-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа» этап 2019-2020 годов региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Ненецкого автономного округа», этап 2019-2020 годов Программы в части расселяемой площади жилых помещений 1814,70 кв. метров до 31.12.2020 не реализован.
Данное нарушение подтверждено отчетом департамента о выполнении части 11 статьи 16 Закона № 185-ФЗ по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 и подлежащего расселению в 2019-2025 гг.
Заявитель, оспаривая представление в полном объеме, доводов и возражений по пункту 2 представления в заявлении не привел. Оснований для признания пункта 2 представления недействительным судом не установлено.
Таким образом, оспариваемое представление вынесено управлением при наличии полномочий и оснований, соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных заявителя в установленной сфере деятельности, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации ненормативного правового акта – представления от 23.06.2021 № 24-46-14/48-45, внесенного Управлением федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в адрес Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Л.В. Шишова |