АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
27 ноября 2012 года | г. Архангельск | Дело № А05-10574/2012 |
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено ноября 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Макаревич И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасиной М.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» (ОГРН 1022901003608; место нахождения: 164900, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. 50 лет Октября, дом 15)
к ответчику – Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163004, <...>)
третьи лица - Администрация муниципального образования «Город Новодвинск», Министерство образования и науки Архангельской области,
о взыскании 135 135 руб.
при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 (по доверенности от 26.07.2012), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 14.06.2012), от администрации МО «Город Новодвинск» - ФИО3 (доверенность от 06.04.2012)
у с т а н о в и л: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» (далее – Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 135 135 руб. 00 коп. расходов, связанных с обеспечением бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Определением от 08.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования «Город Новодвинск». Определением от 19.09.2012 к участию в теле третьим лицом привлечено Министерство образования и науки Архангельской области.
Министерство финансов Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области считают иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах. Администрация МО «Город Новодвинск» требования истца поддерживает.
Как следует из материалов дела, в Учреждении созданы специальные (коррекционные классы) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пунктом 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288, воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Между Учреждением и МУП «Общепит» заключен договор от 01.03.2012 № 1-к на оргнизацию общественного питания (двухразового) для учащихся специальных коррекционных классов).
Расходы Учреждения, связанные с организацией бесплатного питания для учащихся специальных (коррекционных) классов за период с марта по май 2012 года составили 135 135 руб.
Расходы подтверждены представленными в материалы дела актами выполненных работ от 23.03.2012 № 426, от 28.04.2012 № 575 и от 29.05.2012 № 683, счетами –фактурами от 23.03.2012 № 426, от 29.04.2012 № 575, от 29.045.2012 № 683, платежными поручениями от 10.07.2012 № 2905945, от 10.07.2012 № 2905946, другими документами.
Поскольку расходы Учреждения на бесплатное питание не были компенсированы за счет средств бюджета Архангельской области, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по изложенным ниже основаниям.
В соответствии с законом Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" МО "Город Новодвинск" наделено статусом городского округа.
Согласно пункту 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, отнесена к вопросам местного значения.
В целях решения этого вопроса органы местного самоуправления создают и финансируют муниципальные учреждения (подпункт 3 пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «Город Новодвинск»,
Специальный коррекционный класс в Учреждении открыт на основании приказа Управления социального развития администрации МО «Город Новодвинск» от 29.05.2009 № 29 «Об открытии специальных коррекционных классов YII вида».
Постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 22.02.2012 № 102-ю утвержден Порядок организации предоставления бесплатного питания учащимся специальных (коррекционных) классов и учащимся из малообеспеченных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Город Новодвинск» в 2012 году.
Согласно пункту 20 названного Порядка расходы, связанные с предоставлением бесплатного питания учащимся специальных (коррекционных) классов возмещаются общеобразовательным учреждениям из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с установленным разграничением расходных обязательств.
Как следует из пояснений представителей сторон в судебном заседании, расходы Учреждения по организации бесплатного питания фактически полностью профинансированы его учредителем - МО «Город Новодвинск», что соответствует положениям закона № 131-ФЗ.
Доводы истца о том, что расходы на организацию бесплатного питания подлежат возмещению за счет Архангельской области не могут быть приняты судом.
В подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что субъект Российской Федерации за счет средств своего бюджета обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение в том числе общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.1. статьи 29 Закона Российской Федерации от 10.02.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 03.04.1996 № 38-22-ОЗ «Об образовании» не предусмотрено выделение субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на обеспечение питанием учащихся специальных (коррекционных) классов муниципальных образовательных учреждений.
Поскольку к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации не отнесено финансирование расходов на организацию питания учащихся специальных (коррекционных) классов), у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.А. Макаревич |