АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело № А05-10632/2011
06 февраля 2012 года.
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2012 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Самокиш В.В.,
рассмотрев в судебном заседании 23 и 30 января 2012 года дело
по заявлению открытого акционерного общества "Концерн "Океанприбор" (ОГРН <***>; место нахождения: 197376 <...>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)
о признании незаконным бездействия ответчика по заявлению общества от 06.09.2011 №057-257 (л.д.38-39), выразившегося в ненаправлении в администрацию муниципального образования «Северодвинск» в месячный срок предусмотренного пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ обращения за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11– н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 – 20 – 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>, а также действия, выразившегося в изложенном в письме от 20.09.2011 № 7795 отказе обществу в рассмотрении его обращения от 06.09.2011 № 057-257 о формировании и последующей передаче в собственность общества земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11 –н1-н2 –н3 -н4 -н5 -н6 -20 -19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...> (с учетом уточнения заявленных требований),
при участии представителей:
заявителя: ФИО1, по доверенности от 12.01.2011 – в заседании 23.01.2012,
ответчика: ФИО2, по доверенности от 11.09.2011 – в заседании 23.01.2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в ненаправлении в Администрацию МО «Северодвинск» обращения от 06.09.2011 №057-257 за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м.,расположенного по адресу примерно в 365 метрах по направлению на юго-восток от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, а также в принятии решения от 20.09.2011 №7795 об отказе в удовлетворении заявления о формировании и последующей передаче в собственность обществу указанного земельного участка.
В процессе судебного разбирательства предмет спора заявителем уточнён: общество просит признать незаконным действие Управления по заявлению общества от 06.09.2011 №057-257 (л.д.38-39), выразившиеся в ненаправлении в администрацию муниципального образования «Северодвинск» предусмотренного пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обращения за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, расположенного по адресу примерно в 365м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, а также действие, выразившееся в отказе в удовлетворении заявления о формировании и последующей передаче в собственность общества указанного земельного участка общей площадью 817 кв.м. Обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, приняв решение о направлении и направив в администрацию муниципального образования «Северодвинск» обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, общей площадью 817 кв.м, расположенного по адресу примерно в 365м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>.
В судебном заседании 23 января 2012 года представитель заявителя требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении в суд, дополнениях к нему, а также в процессе судебного разбирательства пояснил, что ответчик должен был по заявлению общества в месячный срок направить представленные обществом документы в орган местного самоуправления для решения вопроса об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11– н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 – 20 – 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>. Однако, ответчик, в нарушение пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, не выполнил это действие и, кроме того, направил обществу 20.09.2011 отказ в рассмотрении обращения от 06.09.2011 №057-257.
В связи с пояснением заявителя суд считает, что заявителем по существу оспаривается не действие, а бездействие ответчика по заявлению общества от 06.09.2011 №057-257 (л.д.38-39), выразившееся в ненаправлении в администрацию муниципального образования «Северодвинск» в месячный срок предусмотренного пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ обращения за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11– н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 – 20 – 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>, а также действие ответчика, выразившееся в изложенном в письме от 20.09.2011 № 7795 отказе обществу в рассмотрении его обращения от 06.09.2011 № 057-257 о формировании и последующей передаче в собственность общества земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11 –н1-н2 –н3 -н4 -н5 -н6 -20 -19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>.
Ответчик заявленные требования не признал, сославшись на то, что обществом к обращению от 06.09.2011 была приложена справка Бюро технической инвентаризации от 22.07.2011 № 09-01-04.1/1101 «об объектах, находящихся на земельном участке» (л.д. 44-45), в которой содержались сведения, не соответствующие актуальным данным, в частности, не актуальными являются сведения, указанные в пунктах 9 и 10 этой справки; законодательством не предусмотрена обязанность Управления по направлению заявления в орган местного самоуправления; осуществлён раздел земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109, в результате этого раздела образованы два земельных участка с кадастровыми номерами: 29:28:604167:117 и 29:28:604167:118, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано 12.10.2011.
Представители ответчика возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, представили дополнительные документы.
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор", расположенное по адресу: 197376 <...>, зарегистрировано в статусе юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
С учётом положений статей 27, 29, 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело об оспаривании юридическим лицом действий (бездействия) государственных органов отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства дела:
Обществу принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества: нежилое здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, общей площадью 1294,3 кв.м, условный номер 29-29-06/020/2007-479, расположенное по адресу: <...> на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26 апреля 2011 года (л.д.63).
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что до 04 марта 2011 года этот объект принадлежал на праве собственности открытому акционерному обществу «Завод «Полярная звезда» (далее – ОАО «Завод «Полярная звезда»).
ОАО «Завод «Полярная звезда» по договору купли-продажи недвижимого имущества от 21 февраля 2011 года № 1-6 и акта приёма-передачи от 04 марта 2011 года передало объект недвижимости - нежилое здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, общей площадью 1294,3 кв.м, условный номер 29-29-06/020/2007-479, расположенное по адресу: <...>, обществу с ограниченной ответственностью «Инга+», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности ООО «Инга+» от 30 марта 2011 года (л.д.125-129).
Из материалов дела также следует, что по состоянию на 21 февраля 2011 года указанный объект недвижимости находился на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104167:50, который принадлежал на праве аренды открытому акционерному обществу «Завод «Полярная звезда» (далее – ОАО «Завод «Полярная звезда») на основании заключённого с Управлением (ответчиком) договора от 02 мая 2007 года № 210/23 аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка, что следует из пункта 3.2. договора купли-продажи от 21 февраля 2011 года № 1-6 (л.д. 126, 130-132).
Указанный объект недвижимости - нежилое здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, общей площадью 1294,3 кв.м, условный номер 29-29-06/020/2007-479, расположенное по адресу: <...>, общество приобрело в собственность по договору купли-продажи недвижимого имущества от 07.04.2011 № 2/11; право собственности общества на этот объект подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 апреля 2011 года (л.д.63).
Здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви по состоянию на дату обращения общества в Управление (06.09.2011) располагалось на земельном участке площадью 67911±91 кв.м с кадастровым номером 29:28:104167:109, который относится к землям населённых пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – административно-производственное здание. Участок находился примерно в 340м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>. Это обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Обстоятельства образования земельного участка площадью 67911±91 кв.м с кадастровым номером 29:28:104167:109 установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2011 года по делу № А05-4601/2011 (л.д.139-145).
Так, из названного судебного решения следует, что «указанный выше участоксоздан в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28;104167:0050, общей площадью 78920±28, который относится к землям населённых пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – административно-производственное здание. Участок находится примерно в 340м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>.
Причиной раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28;104167:0050 явилось то обстоятельство, что на нём помимо объектов недвижимости, принадлежащих ОАО «Завод «Полярная звезда», находились объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО «Северный рейд».
До раздела земельный участок с кадастровым номером 29:28;104167:0050 общей площадью 78920±28 принадлежал обществу на основании договора аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка №210/23 от 02.05.2007.
Образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28;104167:0050 земельный участок площадью 67911±91 кв.м с кадастровым номером 29:28:104167:109, разрешённое использование для производственной деятельности, относится к землям населённых пунктов и находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права 29-АК 309791 от 03.12.2008».
Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 26 мая 2011 года № 057-245 с приложениями документов из 8 пунктов (вх. №5627 от 30.05.2011), в котором в связи с приобретением в собственность цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви просило: 1. утвердить и выдать схему расположения земельного участка, общей площадью 852 кв.м, определяемого точками 11–н1-н2–20-19-18-17-16-15-14-13-12 согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109; 2. согласовать проведение обществом за свой счёт кадастровых работ и последующего кадастрового учёта образованного земельного участка согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109; 3. после предоставления кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка, на котором расположено здание, в соответствии с пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ, в установленном законом порядке принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества (л.д.64-65).
Управление, в ответе от 23.06.2011 № 5254, сообщило обществу следующее: в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 29:28:604167:109, площадью 67911 кв.м, отмежеван и его границы определены на местности, обществу необходимо для подготовки схемы раздела участка обратиться в любую организацию, имеющую лицензию на проведение землеустроительных работ; для решения вопроса о согласовании схемы раздела земельного участка дополнительно к пакету документов необходимо приложить обоснование площади вновь образованных участков, справку БТИ о наличии объектов недвижимости на участке, а также отсутствии объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, документы, подтверждающие право собственности на здания (строения) находящиеся на участке. Кроме того, Управление сослалось на то, что в соответствии с Положением об Управлении, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Управление принимает решение по разделу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению агентства (л.д. 83).
В связи с этим ответом Управления, общество, в дополнение к своему заявлению от 26 мая 2011 года № 057-245 (л.д.64-65), направило Управлению письмо от 06.09.2011 № 057-257, которым просило: 1. утвердить и выдать схему расположения земельного участка, общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11 –н1-н2–н3-н4-н5-н6-20-19-18-17-16-15-14-13-12 согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109; 2. согласовать проведение обществом за свой счёт кадастровых работ и последующего кадастрового учёта образованного земельного участка согласно схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109; 3. после предоставления кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка, на котором расположено здание, в соответствии с пунктом 8 статьи 36 ЗК РФ, в установленном законом порядке принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность общества (л.д.38-39).
К указанному письму общество приложило согласованную со смежными землепользователями (ОАО «Северный рейд» и ОАО «Завод «Полярная звезда») схему раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:604167:109, выполненную ООО «Архземкадастр», имеющим лицензию на проведение землеустроительных работ; обоснование площади вновь образуемого земельного участка; справку ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» о наличии объектов недвижимости на подлежащем разделу участке и отсутствии объектов недвижимости на образуемом земельном участке; копии свидетельств о собственности на 10 объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам и расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:28:604167:109 (л.д.38-39, 40-41, 42-43, 44-45); при этом площадь испрашиваемого земельного участка была уточнена обществом в сторону уменьшения с изменением геоданных и составила 817 кв.м (л.д.41) по сравнению с заявлением от 26 мая 2011 года и прилагавшейся к нему схемой (л.д.64-65, 81-82).
Управление не приняло решение по обращению общества от 06.09.2011 № 057-257, не направило в администрацию муниципального образования «Северодвинск» предусмотренное пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ обращение за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, расположенного по адресу примерно в 365м по направлению на юго-восток от ориентира – нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, направив обществу письмо от 20.09.2011 № 7795 об отказе в рассмотрении заявления от 06.09.2011 № 057-257, что и явилось причиной обращения общества в суд с заявлением об оспаривании незаконного бездействия и действия Управления.
Кроме того, Управление письмом от 20.09.2011 № 7795 (л.д.36-37), повторно к письму от 23.06.2011 № 5254 (л.д. 83), сообщило том, что решение по разделу земельных участков возможно только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В отзыве на заявление Общества ответчик сообщил о том, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109 образованы два земельных участка с кадастровыми номерами: 29:28:104167:117 и 29:28:104167:118, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано 12.10.2011, приложив к отзыву копии свидетельств от 12.10.2011 №29-АК 667095 и №29-АК 667096 соответственно. Кроме того, ответчик вновь сослался на отсутствие полномочий принимать решения по разделу земельных участков и предоставлению земельных участков в собственность, без наличия конкретного поручения Росимущества.
Общество считает, что предоставление земельного участка ему в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ, входит в полномочия Управления, которое в нарушение требований названной нормы незаконно бездействует: не принимает соответствующего решения и не направляет в адрес администрации муниципального образования «Северодвинск» необходимое обращение с документами для утверждения и выдачи обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м по заявлению от 06.09.2011, чем нарушает его права и законные интересы, поскольку общество обладает по праву собственности расположенным на этом земельном участке нежилым зданием цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви (л.д.63).
В обоснование заявленной позиции общество ссылается на выполнение им требований законодательства относительно представления с заявлением от 06.09.2011 полного пакета документов, что подтверждается описью вложений; наличием у Управления полномочий по предоставлению земельных участков в собственность.
Оценив доводы заявителя и ответчика в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. При этом, указанные органы не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, в том случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На момент рассмотрения дела установлен факт представления заявителем полного пакета документов, необходимых для формирования земельного участка и последующего приобретения этого земельного участка в собственность. Представленные документы соответствуют требованиям пункта 6 статьи 35 ЗК РФ и действовавшему в сентябре 2011 года Перечню прилагаемых к заявлению документов, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Из содержания статьи 36 ЗК РФ следует, что принятие Управлением решения о продаже Обществу земельного участка под объектом недвижимости возможно только после формирования указанного земельного участка. Таким образом, формирование земельного участка является необходимым этапом процедуры рассмотрения уполномоченным органом обращения собственника недвижимого имущества о приватизации земельного участка, на котором это имущество расположено.
Суд считает, что по существу заявление общества, поданное в Управление 06.09.2011, представляет собой заявление о формировании и последующем приобретении в собственность земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности.
Общество, являясь собственником объекта недвижимости, право которого до настоящего времени не оспорено, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ вправе ставить вопрос о приватизации земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ формирование испрашиваемого Обществом земельного участка в данном случае должно производиться на основании обращения Управления, как предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти, осуществляющего предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Бездействие Управления, выразившееся в уклонении от совершения действий, необходимых для формирования испрашиваемого Обществом земельного участка, противоречит положениям статьи 36 ЗК РФ и препятствует реализации прав Общества.
Суд не принимает довод ответчика о том, что обществом к заявлению от 06.09.2011 № 057-257 не была представлена выписка БТИ, содержащая актуальные сведения о наличии объектов недвижимости на подлежащем разделу земельном участке, по следующим основаниям.
Высказывая этот довод, Управление ссылается на действовавший по состоянию на сентябрь 2011 года «Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» утверждённый Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555).
Из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность, в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Как указывалось выше, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, в каком виде предоставляются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Одним из таких документов является кадастровый паспорт объекта недвижимости, который выдается на обособленный земельный участок, имеющий кадастровый номер. Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, что к заявлению в Управление от 06.09.2011 общество представило выписку из государственного кадастра недвижимости от 22.07.2011 № 09-01-04.1/1101, содержащую уникальные характеристики объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104167:109 (л.д.44-45). В процессе судебного разбирательства общество дополнительно представило в Управление выписку из государственного кадастра недвижимости от 07.12.2011 № 09-01-04.1/1727 (л.д.152), содержащую уникальные характеристики объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:28:104167:117, образованным в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109.
Управление в письме от 20.09.2001 № 7795 и представитель Управления в процессе судебного разбирательства сослались на то, что сведения об объектах недвижимости, указанные в обеих выписках из государственного кадастра недвижимости, как по состоянию на 22.07.2011, так и по состоянию на 07.12.2011, содержат неактуальные, не соответствующие действительности данные об объектах недвижимости, указанных под порядковыми номерами 9 и 10.
Материалами дела подтверждается, что общество представило в Управление две выписки из государственного кадастра недвижимости: по состоянию на 22.07.2011 и по состоянию на 07.12.2011, следовательно, обязанность по представлению такой выписки обществом исполнена (л.д.44-45, 152).
Довод Управления о том, что обе выписки из государственного кадастра недвижимости содержат неактуальные, не соответствующие действительности данные об объектах недвижимости, указанных в них под порядковыми номерами 9 и 10, не принимается судом, поскольку у общества отсутствует обязанность по проверке достоверности предоставленных уполномоченным юридическим лицом выписок из государственного кадастра недвижимости; кроме того, суд считает, что у общества отсутствует возможность повлиять каким-либо образом на выдачу Северодвинским отделением Архангельского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Федеральное БТИ) выписок из государственного кадастра недвижимости, содержащих другие данные об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером29:28:104167:117 (предыдущий кадастровый номер 29:28:104167:109).
К тому же, из содержания самого ответа Управления от 20.09.2011 № 7795 (л.д.36) усматривается, что все необходимые актуальные данные у Управления имеются, поскольку Управление в этом же ответе указывает на известные ему сведения об объектах недвижимости: станции пожаротушения с резервуаром и объекте благоустройства территории.
При таких обстоятельствах, поскольку в распоряжении Управления имеются актуальные сведения об объектах недвижимости, указанных в пунктах 9 и 10 выписок из государственного кадастра недвижимости, постольку, в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, Управление, являясь уполномоченным государственным органом, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в его распоряжении.
Кроме того, в письме от 20.09.2011 № 7795 (л.д.36-37) Управление ссылается на то, что объект благоустройства территории площадью 72959 кв.м имел отношение к участку с кадастровым номером 29:28:104167:50, который снят с кадастрового учёта в связи с разделом в 2008 году. Это утверждение противоречит решению арбитражного суда от 13 июля 2011 года по делу №А05-4601/2011, на страницах 2 и 3 которого судом установлено, что указанный объект принадлежит ФГУП «Завод «Полярная звезда» и расположен на земельном участке площадью 67911±91 кв.м с кадастровым номером 29:28:104167:109, который относится к землям населённых пунктов и находится в собственности Российской Федерации. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – административно-производственное здание. Участок находится примерно в 340 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <...>. Названное решение суда (л.д.139-145) вступило в законную силу, в связи с чем, в соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. В этой связи довод Управления, изложенный в письме от 20.09.2011 № 7795 (л.д.36-37) относительно земельного участка, на котором расположен объект благоустройства территории, судом не может быть принят.
Факт нахождения в собственности общества объекта недвижимого имущества – нежилого здания цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, расположенного на испрашиваемом земельном участке, подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 29-АК 600562 (л.д. 63).
В связи с тем, что земельный участок находится в федеральной собственности, заявитель правомерно обратился к ответчику с приложением пакета документов согласно установленному Перечню, утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд пришёл к выводу, что общество как собственник объекта недвижимости, имеющий право на приватизацию земельного участка, расположенного под объектом – нежилым зданием цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, с условным номером 29-29-06/020/2007-479 (л.д.63), выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило ответчику полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, а ответчик, в нарушение требований статьи 36 ЗК РФ, а также прав и законных интересов заявителя, не совершил действия, необходимые для формирования испрашиваемого Обществом земельного участка, не направил в адрес администрации муниципального образования «Северодвинск» обращение, предусмотренное пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ.
Довод ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 29:28;104167:109 в настоящее время не существует в связи с его разделом, не принимается судом, поскольку, в силу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Из материалов дела следует, что подвергшийся разделу по состоянию на 12 октября 2011 года земельный участок с кадастровым номером 29:28:104167:109, на котором находится принадлежащее обществу нежилое здание, существует в изменённых границах, и ему присвоен кадастровый номер 29:28:104167:117, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:117 (л.д.120), согласованной со смежными землепользователями схемой раздела этого земельного участка, подготовленной ООО «Архземкадастр» по заказу Общества (л.д.149, 150), и не оспаривается ответчиком. При этом геоданные точек земельного участка площадью 817 кв.м, определённые к схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:117, не изменились относительно точек, определённых по этому же земельному участку к схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109 (л.д.40-41, 149-150).
Ссылка ответчика на отсутствие у него полномочий по решению вопросов о разделе и предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (Росимуществе), утверждённом Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее – Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 5.4 и 5.6 Положения предусмотрено, что Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В пункте 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, (без указания на наличие поручения Агентства) предусмотрено, что территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
С учётом приведенных норм ссылка ответчика на отсутствие поручения Росимущества не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на приобретение в собственность земельного участка, занятого таким объектом.
Уклонение ответчика от направления в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Северодвинск» необходимых документов для утверждения и выдачи обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м по заявлению от 06.09.2011, нарушает права общества как собственника объекта недвижимости, создаёт правовую неопределённость. Ответчиком в установленный статьёй 36 ЗК РФ месячный срок и по настоящее время не совершены действия по направлению в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Северодвинск» необходимых документов для утверждения и выдачи обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м по заявлению от 06.09.2011.
В то же время, письмом от 20.09.2011 № 7795 ответчик совершил незаконное действие: необоснованный отказ в рассмотрении обращения общества с возвращением обществу пакета документов, приложенного к письму от 06.09.2011 № 057-257.
Суд считает, что требования общества являются обоснованными и соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем заявление общества подлежит удовлетворению в полном объёме, поскольку оспариваемое действие является оконченным с момента его совершения (20.09.2011), а оспариваемое бездействие продолжается по настоящее время, так как ответчик по состоянию на дату рассмотрения спора судом, не направил в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Северодвинск» обращение для утверждения и выдачи обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м с кадастровым номером 29:28:104167:109 по заявлению от 06.09.2011, после раздела которого, земельному участку в изменённых границах, на котором находится принадлежащий Обществу по праву собственности объект недвижимости – нежилое здание цеха стирки, химчистки, ремонта одежды и обуви, присвоен кадастровый номер 29:28:104167:117; местоположение испрашиваемого земельного участка как на схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:109, приложенной к письму от 06.09.2011, так и на схеме раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:117 обозначено точками геоданных: 11– н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 – 20 – 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12 (л.д.40-41, 149-150).
При таких обстоятельствах оспариваемые бездействие и действие ответчика являются незаконными, а заявление Общества подлежит удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, суд обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём совершения определенных действий.
Расходы Общества по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как решение суда состоялось не в пользу ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области по заявлению открытого акционерного общества "Концерн "Океанприбор" от 06.09.2011 исходящий № 057-257, выразившееся в ненаправлении в администрацию муниципального образования «Северодвинск» в месячный срок предусмотренного пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обращения за утверждением и выдачей обществу схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11– н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 – 20 – 19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>.
Признать незаконным действие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, выразившееся в изложенном в письме от 20.09.2011 № 7795 отказе открытому акционерному обществу "Концерн "Океанприбор" в рассмотрении обращения от 06.09.2011 № 057-257 о формировании и последующей передаче в собственность общества земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11 –н1-н2 –н3 -н4 -н5 -н6 -20 -19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, расположенного по адресу: <...>.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Концерн "Океанприбор", посредством направления в администрацию муниципального образования «Северодвинск» обращения об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 817 кв.м, определяемого точками: 11–н1 -н2 –н3 -н4 -н5 -н6 -20 -19 -18 -17 -16 -15 -14 -13 -12, в соответствии с согласованной со смежными землепользователями 09 декабря 2011 года уточнённой схемой раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 29:28:104167:117 (предыдущий, существовавший по состоянию на 06.09.2011, кадастровый номер 29:28:104167:109), расположенного по адресу: <...>.
Указанные действия и бездействие проверены на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) в пользу открытого акционерного общества "Концерн "Океанприбор" (ОГРН <***>; место нахождения: 197376 <...>) 4000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.И.Пигурнова