ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-10661/20 от 25.11.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-10661/2020   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Нехаевой А.В.,

рассмотрев ходатайство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о составлении мотивированного решения, поданное в дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900019700; 163000, Архангельская область, г.Архангельск, пр.Троицкий, дом 45, а/я 280)

о привлечении акционерного общества «Почта России» (ОГРН 1197746000000; адрес: 115127, г.Москва, Варшавское шоссе, дом 37) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

12.11.2020 Арбитражным судом Архангельской области принято решение, в соответствии с которым акционерное общество "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 32 000 рублей.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 19.11.2020 обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о составлении мотивированного решения.

Срок, установленный частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для подачи указанного заявления, подлежит исчислению с 13.11.2020 – дня размещения решения от 12.11.2020 по делу № А05-10661/2020 на официальном сайте  арбитражного суда  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Поскольку Управлением срок подачи заявления о составлении мотивированного решения соблюден, суд находит указанное заявление подлежащим удовлетворению и изготавливает решение по правилам главы 20 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 23.09.2020 принято к производству заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, Управление) о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – ответчик, предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; возбуждено производство по делу №А05-10661/2020 с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.

Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом. 

Ответчик письменный отзыв на заявление в суд не представил. 

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2018 года №171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ) с 01 октября 2019 года федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество «Почта России».

На основании решения лицензирующего органа от 19.02.2018 №85-рчс предприятию выдана лицензия №162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации; лицензия предоставлена на срок до 11.04.2023.

В соответствии  частью 2 статьи 19 Законом №171-ФЗ акционерное общество является правопреемником предприятия, и к нему в неизменном виде переходят права и обязанности предприятия, за исключением ряда прав предприятия в отношении объектов недвижимого имуществ.

Управлением на основании приказа от 26.06.2020 №104-нд проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ответчика с целью контроля соблюдения обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.

В ходе планового систематического наблюдения Управлением выявлено следующее:

- на 2 почтовых ящиках, расположенных на территории административного центра муниципального района - г. Онега (Ленина пр-т, д.210, Ленина пр-т, д.205) не указаны наименование оператора почтовой связи, присвоенный ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции; на 1 почтовом ящике, расположенном на территории административного центра муниципального района - г.Онега (Ленина пр-т., д. 169) не указаны присвоенный ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции;

- на вывеске отделения почтовой связи (ОПС) Онега 164842, расположенного по адресу: ул. Лесопильщиков, д. 12 «А», г. Онега, Архангельская область, осуществляющего предоставление услуг почтовой связи по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме, отсутствует размещение контактной информации оператора почтовой связи;

- в отделении почтовой связи (ОПС) Покровское 164884, расположенном по адресу: ул. Усачева, д. 25 «А», п. Покровское, Онежский район, Архангельская область, услуги почтовой связи не оказываются в период с 19.08.2020 по 03.09.2020.

По результатам рассмотрения материалов проверки специалист-эксперт управления в отсутствие представителя общества 16.09.2020 составил протокол об административном правонарушении № АП-29/3/866, в соответствии с которым предприятию вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц  в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно пункту 36 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.

В силу положений статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон  №126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 №87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечни лицензионных условий.

Пунктом 20 этого перечня предусмотрено лицензирование услуг почтовой связи. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи; в разделе ХX содержится перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.

Пунктом 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания  услуг почтовой связи к лицензионным условиям отнесено оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила № 234), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Согласно пункту 8 Правил № 234, на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.

Материалами дела, в том числе протоколом мониторинга почтовых ящиков от 26.08.2020, приложенным к акту (заключению) мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 29-01-015 от 31.08.2020, подтверждается, что на двух почтовых ящиках, расположенных на территории административного центра муниципального района - г. Онега (Ленина пр-т, д.210, Ленина пр-т, д.205), не были указаны наименование оператора почтовой связи, присвоенный ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции; на одном почтовом ящике, расположенном на территории административного центра муниципального района - г. Онега (Ленина пр-т., д. 169), не были указаны присвоенный ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона  № 126-ФЗ на оператора связи возложена обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи включая: оснащение объектов связи, предназначенных для работы с пользователями услугами связи, надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; доведение работниками оператора связи информации об услугах связи до инвалидов иными доступными им способами.

Согласно абзацу 2 пункта 5 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355, на вывесках отделений почтовой связи, осуществляющих предоставление услуг почтовой связи по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме, а также на официальном сайте оператора почтовой связи в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" должна быть размещена контактная информация оператора почтовой связи: номер телефона, адрес электронной почты и другой вид связи, доступный для инвалидов по слуху, по которому можно обратиться за оказанием услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.

Материалами дела, в том числе фотоматериалами, протоколом мониторинга отделения почтовой связи № 29-01-020-11 от 26.08.2020, приложенными к  протоколу  мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 29-01-015 от 31.08.2020, подтверждается, что на вывеске отделения почтовой связи (ОПС) Онега 164842, расположенного по адресу: ул. Лесопильщиков, д. 12 «А», г. Онега, Архангельская область, осуществляющего предоставление услуг почтовой связи по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме, отсутствовало размещение контактной информации оператора почтовой связи.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 46 Закона №126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

В силу статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон № 176-ФЗ) деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципов: соблюдения законности; доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи; обеспечения устойчивости сети почтовой связи и управляемости ею.

Статьей 14 Закона № 176-ФЗ предусмотрено, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи; государственная поддержка организаций федеральной почтовой связи, оказание содействия в развитии организаций почтовой связи иных организационно-правовых форм; государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На основании статьи 16 Закона № 176-ФЗ качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 46 Правил № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Пунктом 4 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2013 № 108074, предусмотрено, что лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю: приема почтовых отправлений, обработки почтовых отправлений, перевозки почтовых отправлений, доставки (вручения) почтовых отправлений, почтового перевода денежных средств.

Из пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2013 № 108074, следует, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2013 № 108074, лицензиат обязан выполнять требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.

Статьей 7 Закона № 176-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют согласование режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенной нормы, наличие у органа государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по согласованию режима работы объектов почтовой связи предполагает обязанность организаций федеральной почтовой связи согласовывать такой режим работы.

Как следует из письма министерства связи и информационных технологий Архангельской области, являющегося исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на согласование режимов работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территории Архангельской области, №214/1657 от 08.09.2020, изменение режима работы отделения почтовой связи 164884 Покровское Северодвинского почтамта не согласовывало.

Материалами дела, в том числе протоколом мониторинга отделений почтовой связи № 29-01-021-11 от 26.08.2020, приложенным к акту (заключению) мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 29-01-015 от 31.08.2020, подтверждается, что в отделении почтовой связи (ОПС) Покровское 164884, расположенном по адресу: ул.Усачева, д. 25 «А», п. Покровское, Онежский район, Архангельская область, услуги почтовой связи не оказывались в период с 19.08.2020 по 03.09.2020.

На основании изложенного суд приходит к выводу, о том, что оператором почтовой связи нарушены пункт 8, подпункт «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234; статьи 5, 14, 16 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»; статья  46 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»; пункт 5 Порядка обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 №355; пункты 4, 5, 7 лицензионных требований к лицензии № 162571 на предоставление услуг почтовой связи. Тем самым предприятие совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения предприятием не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина предприятия в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, оно нарушило лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатами, несмотря на то, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм.

Суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о принятии предприятием необходимых и достаточных мер по соблюдению условий лицензии или о невозможности их принятия.

Таким образом, в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушения требований процессуального законодательства при проведении проверки в отношении ответчика, а также при составлении протокола об административном правонарушении не усматриваются, предприятие на наличие таковых не ссылалось.

Суд не усматривает оснований для освобождения предприятия от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное ответчиком административное правонарушение не может быть признано малозначительным. При этом суд учитывает, в течение двух недель не оказывались услуги почтовой связи жителям п. Покровское Онежского района Архангельской области.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

С учетом характера административного правонарушения, повторности совершения однородного административного правонарушения (решения по делу №А05-10918/2019 от  25.10.2019, по делу №А05-9210/2019 от  18.09.2019, по делу №А05-12223/2019 от  20.11.2019, по делу №А05-10485/2019 от 21.10.2019), наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность (устранение предприятием допущенных нарушений), ответчик подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Привлечь акционерное общество "Почта России", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1197746000000, ИНН 7724490000, находящееся по адресу: г.Москва, Варшавское шоссе, дом 37,  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 32 000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу); лицевой счет 04241А19150; ИНН 2901126362; КПП 290101001; банк получателя - Отделение Архангельск г. Архангельск; БИК 041117001; счет 40101810500000010003; ОКТМО 11701000; КБК 09611601141019000140; УИН 09600000000028685140.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.

           Судья

А.В. Нехаева