АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-10848/2014 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул. Урицкого, 47)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна №2" (ОГРН 1062901028739; место нахождения: 163002, г.Архангельск, ул.Павла Усова, 12)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна №2" (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаков, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого производства и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства, о чём стороны надлежащим образом извещены, в том числе публично, посредством размещения информации о движении дела на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении общества послужили следующие фактические обстоятельства:
Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062901028739 и на основании лицензии №АСС-29-201202, выданной на основании приказа Управления от 27.05.2011 №2689/лиц, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана на период с 06.06.2011 по 05.06.2016.
Управление на основании приказа от 05.08.2014 №338-Т провело внеплановую документарную проверку общества. Указанная проверка проведена в период с 12.08.2014 по 27.08.2014 в связи с поступлением в Управление информации о факте причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 30.07.2014 с участием автобуса марки ПАЗ-32054 (государственный регистрационный номер К010МК/29), принадлежащего ответчику.
Уведомлением-запросом от 07.08.2014 №05-14/228 Управление известило общество о необходимости явиться в помещение административного органа 12.08.2014 в 11 час. 00 мин. и представить документы, необходимые для проведения проверки.
Копия приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 05.08.2014 №338-Т и Уведомление-запрос получены представителем (директором) общества лично под роспись 08.08.2014.
27.08.2014 Управлением в присутствии представителя общества был составлен Акт проверки №160/99, в котором отражены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
- пункта 29 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 (далее – Правила обеспечения безопасности перевозок), т.к. в путевых листах общества, представленных для проверки, отсутствуют сведения о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства;
- пункта 5 Правил обеспечения безопасности перевозок, т.к. обществом не представлен документ, подтверждающий проведение проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
- пункта 6 Правила обеспечения безопасности перевозок, т.е. предоставленная информация «План мероприятий по предупреждению аварийности на автотранспорте на 2014 год» не соответствует ежегодному планированию мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
- статьи 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон №196-ФЗ) и пункта 24 Положения об особенностях режима труда и режима рабочего времени и времени отдыха родителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 (далее – Положение №15), т.к. не соблюдении режим труда и отдыха водителей (водителям предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью более двух часов).
Кроме того, в ходе проверки установлено и отражено в Акте проверки, что в путевых листах автобуса ПАЗ-32054 (государственный регистрационный номер К007ТР/29) за период с 15.07.2014 по 08.08.2014 указана недостоверная информация о времени простоя по техническим причинам (во время простоя, указанного в путевых листах автобус находился на маршруте), в путевых листах за период с 15.07.2014 по 08.08.2014 и с 27.07.2014 по 07.08.2014 указана недостоверная информация о времени прохождения послерейсового медосмотра (время, указанное в путевых листах в качестве времени прохождения послерейсового медосмотра, недостоверно, т.к. автобус в это время находился на маршруте).
Копия Акта проверки №160/99 от 27.08.2014 получена директором общества 01.09.2014.
01.09.2014 Управлением составлен протокол №514 об административном правонарушении, в котором отражено нарушение обществом пунктов 29, 5 и 6 Правила обеспечения безопасности перевозок, статьи 20 Закона №196-ФЗ и пункта 24 Положения №15.
Выявленные нарушения квалифицированы Управлением по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно объяснению представителя общества, содержащемуся в протоколе, с нарушениями он согласен, обязался их устранить.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за нарушение пунктов 29, 5 и 6 Правил обеспечения безопасности перевозок, статьи 20 Закона №196-ФЗ и пункта 24 Положения №15.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Из материалов дела следует, что общество имеет лицензию серии ДА №082494 (регистрационный номер АСС-29-201202) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия с 06.06.2011 по 05.06.2016.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон №99-ФЗ).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 3 Закона №99-ФЗ лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее - Положение №280).
Согласно подпункту «з» пункта 4 Положения №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Согласно статье 20 Закона №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В пункте 3 Положения №15 определено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные данным Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения №15.
Согласно пункту 24 Положения №15 водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение пункта 24 Положения №15, выразившееся в несоблюдении общей продолжительности перерывов водителей для отдыха и питания.
При этом административный орган ссылается на то, что в ходже проверки им был сделан запрос в муниципальное унитарное предприятие «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении информации о времени выезда, заезда, простоя и возвращения в гараж автобуса марки ПАЗ-32054 (государственный регистрационный номер К010МК/29) за период с 01.07.2014 по 11.08.2014.
На указанный запрос от муниципального унитарного предприятия «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» муниципального образования «Город Архангельск» поступило письмо от 22.08.2014 №283, из которого следует, что 22.07.2014 перерыв на обед составил 3 часа 25 минут, 24.07.2014 – 2 часа 45 минут, 04.08.2014 – 2 часа 40 минут, 07.08.2014 – 2 часа 34 минуты.
В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Согласно статье 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.
В силу статьи 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 24 Положения №15 водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
В данном случае судом установлено, что работодатель (общество) обеспечил водителям перерыв, определенный пунктом 24 Положения №15. Однако установленное работодателем время для отдыха и питания водителями было превышено, то есть работниками нарушена дисциплина труда.
Статьей 189 ТК РФ установлено, что дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле вина общества в нарушении пункта 24 Положения №15 отсутствует, поскольку в данном случае имеет место нарушение работниками общества трудового распорядка, за которое они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, Управление в своем заявлении не указало, каким образом, превышение времени, отведенного для отдыха и питания водителей, может повлиять на безопасность дорожного движения.
Во исполнение части 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ приказом Минтранса Российской Федерации от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее – Правила обеспечения безопасности перевозок) определены обязательные правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Пунктом 29 указанных Правил установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
В данном случае обществом нарушен указанный пункт Правил обеспечения безопасности перевозок, поскольку в путевых листах за период с 01.07.2014 по 11.08.2014, представленных для проверки, отсутствуют сведения о месте проведения контроля технического состоянии транспортного средства.
Пунктом 5 Правил обеспечения безопасности перевозок определено, что при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении №2 к настоящему приказу.
В нарушение указанного пункта обществом не представлен для проверки документ, подтверждающий проведение проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Согласно пункту 6 Правил обеспечения безопасности перевозок в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
В ходе проверки было установлено, что представленная информация «План мероприятий по предупреждению аварийности на автотранспорте на 2014 год» не соответствует ежегодному планированию мероприятий, указанных в Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
Нарушения пунктов 29, 5 и 6 Правил обеспечения безопасности перевозок подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
При принятии решения по настоящему делу суд учитывает, что общество, обязавшееся в протоколе об административном правонарушении от 01.09.2014 №514 устранить выявленные нарушения, не представило суду ни отзыва на заявление, ни доказательств того, что нарушения, выявленные в ходе проверки, устранены.
С учетом характера административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб., т.е. в минимальном размере, установленной данной нормой.
В соответствии со статьёй 32.2 КоАП РФ лицу, привлечённому к административной ответственности, следует не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа - Управления Федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт № 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН 2901043148, КПП 290101001, КБК 10611690040046000140, код ОКТМО 11701000, назначение платежа - административный штраф по решению Арбитражного суда Архангельской области от 16.10.2014 по делу №А05-10848/2014.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна №2", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062901028739, находящееся по адресу: Россия 163002, г.Архангельск, ул.Павла Усова, 12 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | В.Н. Хромцов |