ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-10867/14 от 23.10.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 октября 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-10867/2014

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 29 октября 2014 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Нордавиа – региональные авиалинии" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163053, г Архангельск, тер Аэропорт Архангельск, д.4, корп.1)

к Архангельской таможне (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163045, <...>)

о признании недействительным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 08.08.2014,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.09.2014, ФИО2 по доверенности от 18.12.2013;

от ответчика - ФИО3 по доверенности от 03.02.2012, ФИО4 по доверенности от 16.09.2014, ФИО5 по доверенности от 30.05.2014;

установил:

Закрытое акционерное общество "Нордавиа – региональные авиалинии" (далее – ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 08.08.2014 о корректировке таможенной стоимости товара, заявленного в декларации №10203100/110313/0000362.

Представители заявителя на заявленных требованиях настаивают.

Таможенный орган с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, с целью таможенного декларирования отремонтированного двигателя и завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории представителем общества 11.03.2013 на Поморский таможенный пост подана декларация на товары (далее – ДТ) №10203100/110313/0000362, согласно которой общая стоимость ремонтных работ составила 706157,60 долларов США.

По итогам выездной таможенной проверки, проведенной после выпуска товара, таможней установлено, что декларантом в стоимость операций по переработке не включены расходы, понесенные в связи с исполнением Соглашения от 01.11.2012, заключенного с компанией «Total Engine Support Limited», Великобритания.

08.08.2014 таможенным органом вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товаров, которым изменена таможенная стоимость операций по переработке ввезенного авиационного двигателя, обществу в 10-дневный срок предложено внести соответствующие изменения в декларацию на товары.

ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» с решением таможни не согласилось, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции общество указывает на то, что расходы по Соглашению от 01.11.2012 понесены за консультационные услуги, в связи с чем их стоимость не подлежит включению в стоимость операций по переработке. Кроме того, заявитель ссылается на допущенные таможней нарушения порядка проведения проверки, влекущие недействительность ее результатов: решение по результатам рассмотрения заявления декларанта от 17.06.2013 о корректировке сведений о стоимости ремонта двигателя и уплате таможенных платежей в связи с выставлением финального инвойса не принималось, выездная проверка проведена с превышением установленного статьей 132 ТК ТС срока.

Не согласившись с позицией заявителя, таможенный орган указывает, что расходы декларанта по исполнению Соглашения от 01.11.2012 подлежат включению в стоимость операций по переработке, поскольку связаны с ремонтом двигателя. Таможня отрицает нарушения порядка проведения проверки, ссылаясь на порядок, установленный Решением комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №376.

Доводы сторон оценены судом с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

15.10.2012 между ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» и компанией «Israel Aerospace Industries Ltd» (Израиль) (далее – IAI) заключен Договор №484-Н8-12 о ремонте и замене частей LLP двигателей модели CFM56-3C1, ESN 724.978 и 856.366, согласно которому продавец обязался восстановить рабочие характеристики и запасные части LLP двигателя CFM56-3C1 ESN 856.366 (920230 долларов США), произвести ремонт и замену частей LLP двигателя CFM56-3C1 ESN 724.978 (315300 долларов США).

Пунктами 5.1, 5.2 договора предусмотрено, что в течение 30 дней до поставки двигателя в ремонт компания IAI выставляет предварительный инвойс, а по окончании работ выписывает финальный счет, содержащий постатейные затраты на выполнение работ. Разница, выставленная к оплате в финальном инвойсе, подлежит оплате в течение 30 дней с даты его выставления.

Согласно пункту 16 договора продавец приглашает двух представителей заказчика посетить техническую базу продавца в целях визуального контроля хода ремонта двигателя на период до двух недель.

25.10.2012 представитель ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» подал на Поморский таможенный пост ДТ №10203100/251012/0002469, согласно которой под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории помещен авиационный двигатель для самолета Боинг 737-500, б/у, модель CFM56-3C1, серийный номер 724978.

05.12.2012 компания «Israel Aerospace Industries Ltd» выставила ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» предварительный счет за ремонт авиадвигателя CFM56-3C1 ESN 724.978 на сумму 512469 долларов США.

11.03.2013 на Поморский таможенный пост представителем декларанта подана ДТ №10203100/110313/0000362 с целью завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.

Общая стоимость ремонтных работ составила по данным декларанта 706157,60 долларов США (с учетом стоимости запасных частей и их доставки, на сумму 193688,69 долларов США).

Товар выпущен таможенным органом 13.03.2013.

30.04.2013 обществу выставлен финальный счет за ремонт авиадвигателя CFM56-3C1 ESN 724.978, согласно которому общая стоимость работ составила 643372 долларов США, к доплате – 130903 долларов США. Оплата счета произведена 25.06.2013.

17.06.2013 общество обратилось на Поморский таможенный пост с заявлением о корректировке сведений о стоимости ремонта двигателя и уплате таможенных платежей, поскольку стоимость операций по переработке увеличилась на 130903 доллара США. Одновременно с обращением декларант доплатил НДС, пени и обеспечение с учетом увеличения стоимости переработки.

24.06.2013 врио начальника Поморского таможенного поста проинформировал общество о том, что в связи с необходимостью проведения проверки правильности определения таможенной стоимости товара, помещенного под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления с внесением обеспечения уплаты таможенных платежей (целевое использование товара) по ДТ №10203100/110313/0000362, данные документы направлены в функциональные подразделения таможни для принятия решения.

10.07.2013 врио начальника Архангельской таможни принял решение о проведении выездной таможенной проверки №10203000/400/100713/Р0040 по вопросу достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, стоимости операций по переработке товара, задекларированного по ДТ №10203100/110313/0000362, а также правильности исчисления подлежащих уплате таможенных платежей за период с 25.10.2012 по 01.07.2013.

В ходе таможенной проверки таможенным органом установлено, что 01.11.2012 года между ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» и компанией «Total Engine Support Limited» (далее – TES) заключено Соглашение по технической поддержке и снабжению материалами, согласно которому TES обязалась оказывать услуги по поддержке в процессе ремонта двух двигателей - CFM56-3C1 ESN 724978 и 856366 в компании IAI, в том числе: обеспечивать процесс управления, выполнение отдельных задач или поставку определенных материалов, с присутствием на месте ремонта ключевого персонала.

Стоимость услуг определена в размере 30000 долларов США (за два двигателя), общество обязалось оплатить затраты TES на проезд и проживание в размере реально понесенных расходов. Оплата фиксированных затрат должна быть проведена до начала выполнения работ.

Счет на оплату услуг №011664 в размере 15000 долларов США (двигатель ESN 724978) выставлен заявителю 12.12.2012.

09.01.2013 обществу выставлен счет № 011703 на 1301,16 долларов США для возмещения накладных расходов (транспортные затраты, размещение, аренда авто и пр.), связанных с двигателем ESN 724978.

Полагая, что указанные расходы связаны с ремонтом двигателя CFM56-3C1 ESN 724978 и подлежат включению в стоимость операций по переработке, таможенный орган 08.08.2014 вынес решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

Суд находит решение таможни недействительным.

В силу статьи 252 ТК ТС переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

К операциям по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории относится, в том числе, ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей (статья 254 ТК ТС).

Согласно пункту 1 статьи 260 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в спорной ситуации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 ТК ТС при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины определяются исходя из стоимости операций переработки товаров.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при представлении в таможенный орган государства - члена Таможенного союза заявления декларанта об их целевом использовании (пункт 12).

Вместе с тем, достоверное определение стоимости операций по переработке товаров является необходимым для исчисления суммы подлежащего уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 262 ТК ТС сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.

Таким образом, если стоимость операций по переработке установить не представляется возможным, она определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, как если бы данные товары вывозились с таможенной территории таможенного союза в день помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Стоимость операций по переработке двигателя формируется из всех затрат, понесенных обществом вне таможенной территории Российской Федерации, непосредственно связанных с его ремонтом.

Суд согласен с позицией таможенного органа в том, что содержащееся в статье 262 ТК ТС правило о возможности определения стоимости операций по переработке в виде разности таможенных стоимостей продуктов переработки и товаров, позволяет применить положения пункта 1 статьи 64 ТК ТС о порядке определения таможенной стоимости товаров.

Согласно указанной норме таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Полагая, что стоимость услуг, оказанных заявителю компанией «Total Engine Support Limited» на основании Соглашения по технической поддержке и снабжению материалами, должна включаться в таможенную стоимость товара, таможня ссылается на часть «а» подпункта 1 и часть «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение от 25.01.2008).

Суд не может согласиться с позицией таможенного органа.

В соответствии пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

1) следующие расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Таможенного союза и необходимые для производства ввозимых товаров.

Положение о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 №112 (далее – Положение)

Согласно пункту 2 Положения вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам включаются в таможенную стоимость товаров в размере, в котором они уплачены или подлежат уплате покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

При этом, под посредником (агентом) понимается лицо, которое за вознаграждение совершает по поручению другого лица (доверителя, комитента, принципала и др.) юридические и иные действия по закупке или продаже товаров от имени этого другого лица либо от своего имени, но всегда за счет этого другого лица.

Пунктом 4 Положения определено, что для решения вопроса о необходимости добавления вознаграждения посредникам (агентам) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, необходимо исходить из существа отношений сторон договора, связанных с оказанием посреднических услуг при закупке и продаже товаров, и рассматривать в совокупности все факторы, характеризующие деятельность посредника (агента) при закупке и продаже ввозимых товаров, независимо от того, как указанное лицо поименовано в посредническом договоре или внешнеэкономическом договоре (контракте).

По смыслу приведенных положений, стоимость не любых посреднических услуг подлежит добавлению к цене сделки, а лишь услуг посредника, связанных с закупкой и продажей товаров (предварительное информирование покупателей о товарах и условиях их поставки, установление контакта с покупателями и предоставление им актуальной информации об ассортименте, ценах и условиях поставки товаров, передача заказов на товары от покупателей продавцу, показ образцов товаров покупателям, согласование с покупателями условий внешнеэкономического договора (контракта), представление интересов продавца при заключении внешнеэкономического договора (контракта), отслеживание поступления оплаты и получения товаров покупателями и пр.).

Указанный вывод соотносится с пунктом 13 Положения, согласно которому во внешнеэкономических договорах (контрактах), посреднических договорах и в иных документах для обозначения посредников может использоваться понятие «брокер», имеющее в теории некоторое отличие от понятия «посредник (агент)». Однако на практике четкого различия между указанными категориями лиц нет.

Брокером считается посредник, который в большинстве случаев осуществляет услуги по организации сделок между покупателем и продавцом и функции которого состоят исключительно в оказании содействия сторонам в проведении переговоров и заключении внешнеэкономических договоров (контрактов).

Согласно Соглашению по технической поддержке и снабжению материалами от 01.11.2012 TES обязалась оказывать обществу услуги по поддержке в процессе ремонта двух двигателей - CFM56-3C1 ESN 724978 и 856366 в компании IAI, обеспечивать процесс управления, выполнять отдельные задачи или поставку определенных материалов, с присутствием на месте ремонта ключевого персонала.

Пунктом 2.1 Соглашения определен объем работ:

- подробный обзор текущего объема работ на двигателях,

- анализ результатов входной инспекции двигателя,

- определение объема/состава работ для соответствия эксплуатационных/договорных требований эксплуатации на крыле, включая контроль планирования модификаций, контроль степени разборки двигателя в зависимости от специфических требований ремонта, технические требования для ресурса двигателя, детализация требований для любого «модуля» с неограниченным ресурсом, контроль объема работ по компонентам,

- обзор оборудования двигателя во время инспекции модуля и осмотров частей компонентов,

- контроль элементов двигателей во время инспекции,

- контроль обмена частей предлагаемых для двигателей,

- контроль процесса сборки двигателей,

- представительство при стендовых тестах (если требуется) и ревизия работы,

- определение и мониторинг продвижения всех Гарантийных Требований и Промышленной поддержки,

- ревизия отправляемых документов по двигателю для определения их комплектности, отклонений и правильности.

Таким образом, TES оказала услуги по консультированию и контролю за объемом и качеством выполняемых IAI работ в рамках Договора №484-Н8-12.

Следовательно, оплату в рамках Соглашения от 01.11.2012 нельзя отнести к вознаграждению посредникам (агентам) и вознаграждению брокерам в смысле применения части «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Соглашения.

Не являются услуги TES и услугами в значении части «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008.

Согласно указанной норме, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется соответствующим образом распределенная стоимость услуг по проектированию, разработке, инженерной, конструкторской работе, художественному оформлению, дизайну, эскизам и чертежам, выполненным вне таможенной территории Таможенного союза и необходимым для производства ввозимых товаров, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

В рассматриваемом случае, оказанные обществу услуги по консультированию и контролю за объемом и качеством выполняемых IAI работ в рамках Договора №484-Н8-12 не являются необходимыми для ремонта двигателя, осуществляемого «Israel Aerospace Industries Ltd» (Израиль), предоставлены не бесплатно и не по сниженной цене, вне связи с вывозом товара на таможенную территорию Таможенного союза.

Суд не согласен с доводом таможни о том, что без оказанных TES услуг невозможно осуществить ремонт авиационного двигателя.

Исходя из условий заключенного 15.10.2012 с компанией «Israel Aerospace Industries Ltd» (Израиль) Договора №484-Н8-12 о ремонте и замене частей LLP двигателей модели CFM56-3C1, ESN 724.978 и 856.366, следует, что IAI гарантирует обеспечение качества проводимых работ, а также дает гарантию на ремонт на 24 месяца или в течение 5000 летных часов эксплуатации с тягой 20000,00 фунтов, в зависимости от того, что наступит ранее; работы проводятся в соответствии с установленными стандартами; компания имеет соответствующие лицензию и сертификаты.

Доказательств тому, что сотрудники TES каким-либо образом непосредственно участвовали в проведении ремонтных работ, а также выводу таможенного органа о невозможности осуществления ремонта без услуг TES по консультированию и контролю за ремонтом, материалы дела не содержат.

По мнению суда, оказанные TES по Соглашению по технической поддержке и снабжению материалами от 01.11.2012 услуги нельзя отнести ни к одному из оснований, определенных в пункте 1 статьи 5 Соглашения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Соглашения от 25.01.2008 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавления к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, не производятся.

Исходя из изложенного, включение в состав таможенной стоимости операций по переработке товара расходов, понесенных ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» в размере 15000 долларов США и 1301,16 долларов США (возмещение накладных расходов) по Соглашению по технической поддержке и снабжению материалами от 01.11.2012, суд признает необоснованным.

Относительно доводов общества о допущенных таможенным органом нарушениях при проведении проверки, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.04.2013 компания «Israel Aerospace Industries Ltd» выставила ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» финальный счет за ремонт авиадвигателя CFM56-3C1 ESN 724.978, согласно которому к доплате заявлена сумма 130903 доллара США.

17.06.2013 общество обратилось на Поморский таможенный пост с заявлением о корректировке сведений о стоимости ремонта двигателя и уплате таможенных платежей.

К заявлению приложены КТС, ДТС-2, финальный инвойс и заявление на распоряжение денежными средствами. Общество 13.06.2013 уплатило подлежащий доплате НДС в сумме 724849,71 руб., пени по НДС до 13.06.2013, обеспечение уплаты ввозной таможенной пошлины в размере 322155,43 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.

На момент обращения декларанта с заявлением от 17.06.2013 действовала Инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №255 (далее – Инструкция)

Таможенный орган, ссылаясь на пункт 2 указанной Инструкции, согласно которому сведения, заявленные в ДТ, могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при рассмотрении мотивированного письменного обращения декларанта, с целью проверки полноты включения всех составляющих, подлежащих включению в стоимость операций по переработке, принял решение о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме выездной таможенной проверки.

Вместе с тем, как верно указал заявитель, согласно указанию в пункте 9 Инспекции, ее положения не применяются в случаях, когда внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров осуществляется путем проведения корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 68 ТК ТС.

В силу пункта 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Таким образом, Инструкция, на которую ссылается таможенный орган, как на основание проведения выездной таможенной проверки, к спорным отношениям неприменима.

Согласно пункту 4 статьи 68 ТК ТС корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.

Порядки декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 (в ред. от 09.12.2011, действовавшей на момент подачи заявления декларанта).

Согласно пункту 10 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, если корректировка заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется по обращению декларанта (таможенного представителя), обязанность представления в таможенный орган ДТС и КТС, а также документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), возлагается на декларанта (таможенного представителя).

Обращение декларанта (таможенного представителя) о корректировке заявленной таможенной стоимости после выпуска товаров составляется в произвольной форме, с обоснованием необходимости такой корректировки, указанием регистрационного номера декларации на товары и перечня прилагаемых документов.

Исходя из изложенного, суд не принимает ссылки таможенного органа на Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров (утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №255) и на неприменение к спорным правоотношениям пунктов 9-12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров (утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376).

Действия таможни после получения заявления декларанта о корректировке заявленной таможенной стоимости регламентированы в пунктах 11, 12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376.

В силу пункта 12 (при отсутствии оснований для отказа к принятию, отраженных в пункте 11) таможенный орган, рассматривающий обращение, вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, а также устанавливать срок их представления в соответствии с порядком и сроками, установленными в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.

Решение по обращению, принимаемое таможенным органом:

- при согласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС;

- при несогласии таможенного органа с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом (таможенным представителем), оформляется путем уведомления в письменной форме декларанта (таможенного представителя) о несоблюдении декларантом (таможенным представителем) требований таможенного законодательства Таможенного союза с указанием причин несогласия.

В рассматриваемом случае, основанием к обращению с заявлением о корректировке послужило получение финального счета, повлекшее за собой увеличение стоимости ремонтных работ и таможенных платежей по операциям по переработке. Документы, подтверждающие скорректированные данные, представлены таможенному органу с заявлением.

Следовательно, таможня обязана была принять решение о корректировке путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС.

По мнению суда, право таможенного органа, установленное в пункте 12 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, запрашивать документы и сведения, необходимые для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров, связано непосредственно с проверкой обращения декларанта.

Оснований не согласиться с корректировкой таможенной стоимости товаров, осуществленной декларантом по заявлению от 17.06.2013 с учетом представленных обществом документов, у таможенного органа не имелось.

Суд не оспаривает права таможни на проведение таможенного контроля после выпуска товара в порядке статьи 99 ТК ТС, в том числе, путем проведения выездной таможенной проверки.

Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 164 Федерального закона №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Указанному праву корреспондирует обязанность декларанта представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, установленная статьей 98 ТК ТС и статьей 166 названного Федерального закона.

Иными словами, принятие решения о корректировке сведений на основании заявления декларанта об увеличении стоимости операций по переработке путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС не исключает право таможенного органа на проведение контроля после выпуска товаров с принятием решения о корректировке таможенной стоимости товаров путем оформления решения согласно приложению №1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае, принятие таможенным органом единого решения о корректировке таможенной стоимости товара от 08.08.2014, которым стоимость операций по переработке увеличена не только на 16301,16 долларов США (по Соглашению от 01.11.2010 с TES), выявленных в ходе выездной проверки, но и на 130903 доллара США (самостоятельно заявленных декларантом в связи с получением финального счета), повлекло за собой начисление обществу пеней за просрочку уплаты таможенных платежей на всю указанную сумму за период до 02.09.2014 (требование от 02.09.2014 №24).

Поскольку в спорной ситуации решение о корректировке должно быть принято таможней путем проставления соответствующих отметок и записей в ДТС и КТС на основании заявления общества от 17.06.2013, решение о корректировке от 08.08.2014, оформленное согласно приложению №1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, в том числе в части увеличения стоимости работ по переработке двигателя на 130903 доллара США (самостоятельно заявленных декларантом в связи с получением финального счета), суд признает недействительным.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер, удовлетворенного судом, подлежит взысканию с Архангельской таможни.

Руководствуясь статьями 96, 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, решение Архангельской таможни от 08.08.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров.

Обязать Архангельскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества "Нордавиа – региональные авиалинии".

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2014 по делу №А05-10867/2014, сохраняют свое действие в порядке части 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

После наступления последствий, указанных в части 4 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обеспечительные меры отменяются.

Взыскать с Архангельской таможни в пользу закрытого акционерного общества "Нордавиа – региональные авиалинии" 4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья А.А.Чурова