АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 ноября 2015 года
г. Архангельск
Дело № А05-10945/2015
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; место нахождения: Россия, 163000, г. Архангельск, ул.Свободы, д.27)
к индивидуальному предпринимателю Вешнякову Виталию Александровичу (ОГРН 312290425400040; место жительства: Россия, 165680, с.Ильинско-Подомское Вилегодского района, Архангельская область)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Вешнякову Виталию Александровичу (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) признаков, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, и отсутствии ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены судом определением от 21.09.2015 надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
Вешняков В.А. не согласен с требованием о привлечении к административной ответственности. Как указывает предприниматель, в материалах проверки имеются документы, подтверждающие наличие профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующих выполнению работ и оказанию слуг, и подтверждающие прохождение повышения квалификации: копия диплома ЛТ № 796648 от 24.07.1997 об окончании Ивановского пожарно-технического училища МВД РФ по специальности «Организация и техника противопожарной защиты», 6 удостоверений о повышении квалификации в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр противопожарной подготовки». Наличие стажа работы не менее трех лет подтверждается тем обстоятельством, что с момента получения лицензии он производит указанные работы, на которые ему выдана лицензия, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ведущего указанную деятельность и уплачивает налоги как предприниматель, ведущий данный вид деятельности. Кроме того, при получении лицензии 19.12.2012 у ответчика уже имелся указанный стаж работы не менее трех лет в области лицензируемой деятельности, поскольку при отсутствии данного минимального стажа лицензию он получить не мог. Также ответчик с 20.08.2012 по настоящее время работает инженером в ООО «Мир безопасности», осуществляет работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по всем видам работ, указанным в лицензии ООО «Мир безопасности».
Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Вешняков Виталий Александрович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 312290425400040; имеет лицензию регистрационный номер 2-Б/00983 от 19.12.2012 сроком действия: бессрочно, на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранной пожарной сигнализации их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
На основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Архангельской области по пожарному надзору Саблина И.М. от 23.07.2015 № 61 в период с 11.08.2015 по 03.09.2015 проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в области пожарной безопасности в отношении предпринимателя Вешнякова В.А., в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- у лицензиата отсутствует профессиональное техническое образование (профессиональная подготовка) соответствующая выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет, позволяющий выполнять работы по;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранной пожарной сигнализации их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 03.09.2015 № 61.
Уведомлением от 07.09.2015 предприниматель извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. С уведомлением предприниматель ознакомлен 07.09.2015
Заместителем главного государственного инспектора г.Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов по пожарному надзору Галкиным С.Н. 15.09.2015 в присутствии предпринимателя составлен протокол №29 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также положения статьи 51 Конституции РФ. Предприниматель с протоколом ознакомлен, его копию получил. В своих объяснениях предприниматель указал, что с нарушениями не согласен.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Вешнякова В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, установленном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без проведения судебного заседания и вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона №99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно статье 3 Закона №99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Закона №99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 (далее - Положение).
Как следует из протокола № 29 об административном правонарушении от 15.09.2015, предпринимателю вменяется нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для индивидуального предпринимателя.
Как установило Управление, у лицензиата отсутствует профессиональное техническое образование (профессиональная подготовка), соответствующая выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет, позволяющий выполнять работы по:
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранной пожарной сигнализации их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.
В материалах административного производства имеется диплом ЛТ № 796648, выданный 24.07.1997 Вешнякову В.А. по специальности «организация и техника противопожарной защиты» с присвоением квалификации «техник противопожарной защиты».
Управление не указало ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, в чем выразилось несоответствие имеющегося у Вешнякова В.А. профессионального технического образования (профессиональной подготовки) выполнению работ и оказанию услуг; не указало, какое образование соответствует рассматриваемому виду лицензируемой деятельности. Управление не дало оценку документам, в том числе диплому ЛТ № 796648 от 24.07.1997, представленным предпринимателем в ходе проведения проверки.
Согласно пункту 41 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) система противопожарной защиты - комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию).
Согласно статье 52 Технического регламента защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Предусмотренные способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия, которые осуществляются в системе противопожарной защиты, охватывают лицензируемый вид деятельности предпринимателя.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пункте 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также: копии документов, подтверждающих квалификацию соискателя лицензии, осуществляющего лицензируемую деятельность, - для индивидуального предпринимателя.
Таким образом, заявителю выдана лицензия на осуществление деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании представленного диплома. Доказательств обратного Управление в материалы дела не представило.
Кроме того, предприниматель повышал квалификацию в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр противопожарной подготовки» по всем видам работ, заявленным в лицензии, что подтверждается удостоверениями о повышении квалификации:
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранной пожарной сигнализации их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ – удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12991/08-14;
- по выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций – удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12992/08-14;
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения - удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12993/08-14;
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах; противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ - удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12988/08-14;
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ - удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12989/08-14;
- по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ - удостоверение о повышении квалификации от 29.08.2014, рег. номер 12990/08-14.
В связи с чем, предпринимателю неправомерно вменяется нарушение, выразившееся в непрохождении повышения квалификации.
Предпринимателю также вменяется отсутствие минимального стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет. Вместе с тем, лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений выдана 19.12.2012. Как указывает предприниматель, с момента получения лицензии он производит указанные работы, на которые ему выдана лицензия, с 20.08.2012 по настоящее время Вешняков В.А. работает инженером в ООО «Мир безопасности», осуществляет работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по всем видам работ, указанным в лицензии ООО «Мир безопасности». Доказательств обратного Управление не представило.
Более того, суд учитывает, что для получения лицензии соискателю необходимо было иметь минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года. Таким образом, административный орган не доказал отсутствие у Вешнякова В.А. установленного минимального стажа.
С учетом изложенного следует признать, что материалами дела не подтверждается нарушение Вешняковым В.А. части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Вешнякова Виталия Александровича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.В. Козьмина