АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
02 ноября 2009 года
г. Архангельск
Дело №А05-11012/2009
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2009 года
Решение в полном объёме изготовлено 02 ноября 2009 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании дело №А05-11012/2009 по заявлению
товарищества собственников жилья «Выучейского 16»
к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску»
о признании незаконным изложенного в письме от 06.07.2009 №10/409 предложения по перерасчёту и отражению необоснованно предъявленных сумм налога на добавленную стоимость.
В заседании суда приняли участие:
от заявителя - ФИО1;
от ответчика – ФИО2
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Васильева А.Н.
Суд установил следующее:
Товарищество собственников жилья «Выучейского 16» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску» (далее – ответчик, Отделение), в котором просит признать незаконным изложенное в письме от 06.07.2009 №10/409 предложение по перерасчёту и отражению необоснованно предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, включённых в расходы, подлежащие возмещению из бюджета за представление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году.
Заявитель настаивает на заявленных требованиях.
Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое письмо ненормативным правовым актом не является, так как не содержит обязательных для исполнения товариществом требований, неисполнение которых повлечёт негативные последствия, льготы предоставлены полностью, перерасчёт в связи с исключением НДС не производился.
Заявитель зарегистрирован в статусе юридического лица, включён в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032900009680.
Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров между юридическими лицами об оспаривании ненормативных правовых актов (действий, бездействия) отнесено к компетенции арбитражных суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поводом к оспариванию изложенного в письме от 06.07.2009 №10/409 предложения по перерасчёту и отражению необоснованно предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, включённых в расходы, подлежащие возмещению из бюджета за представление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела:
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право организаций обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных положений АПК РФ, ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными лишь при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявляя рассматриваемое требование, ТСЖ «Выучейского 16» указал на нарушение ответчиком требований Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ РФ «О ветеранах», Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона Архангельской области от 10.11.2004 №262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки инвалидов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан»,
статей 135, 138 Жилищного кодекса РФ, и на нарушение его прав путем возложения бремени уплаты НДС в случае, если сумма налога будет исключена из сумм субсидий.
Суд полагает правомерными и обоснованными доводы ответчика о том, что письмо от 06.07.2009 №10/409 не обладает признаками ненормативного правового акта, неисполнение письма заявителем не могло повлечь и не повлекло для него неблагоприятных последствий. Проанализировав содержание письма, суд пришёл к выводу, что в нём отсутствуют какие-либо обязательные для исполнения заявителем указания, само по себе предложение произвести сверку расчётов и отразить необоснованно предъявленную сумму НДС в акте сверки расчётов.
Суд не усматривает нарушения прав и законных интересов товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, судом учтено и то обстоятельство, что ответчиком оспариваемое письмо направлено во исполнение распоряжения вышестоящего по отношении к нему органа. 23 июня 2009 года директором Департамента социальной защиты населения Архангельской области подписано распоряжение № 104-р «Об исключении налога на добавленную стоимость из сумм расходов бюджета, перечисляемых жилищно-коммунальных организациям, предоставляющих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в городе Архангельске».
Как следует из текста указанного распоряжения, государственному учреждению «Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску» даны следующие указания: 1. направить в учреждения, организации, оказывающие ЖКУ, требование об исключении НДС из сумм расходов, представленных к возмещению из бюджета за предоставление мер социальной поддержки; 2. в срок до 31.12.2009г. провести проверку расчетов общих сумм расходов организаций и учреждений, оказывающих ЖКУ, на предоставление мер социальной поддержки по оплату ЖКУ отдельным категориям граждан.
Распоряжение Департамента социальной защиты населения Архангельской области от 23.06.2009 № 104-р «Об исключении налога на добавленную стоимость из сумм расходов бюджета, перечисляемых жилищно-коммунальных организациям, предоставляющих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в городе Архангельске» было оспорено потребительским жилищно-строительным кооперативом «Полярный» в Арбитражном суде Архангельской области (дело №А05-11247/2009), решением суда от 12.10.2009 в удовлетворении заявления было отказано.
Во исполнение названного выше распоряжения Отделением направлено в адрес товарищества письмо от 06.07.2009 №10/409, в котором было изложено предложение по перерасчёту и отражению необоснованно предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, включённых в расходы, подлежащие возмещению из бюджета за представление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2009 году.
Как пояснили суду представители сторон, никаких действий, направленных для исключения каких-либо сумм из предъявляемых к возмещению субсидий ТСЖ «Выучейского 16» произведено не было; проверка в отношении кооператива не проводилась.
Суд согласен с тем, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими коммунальные услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ. Аналогичные выводы подтверждаются и сложившейся судебной практикой, что подтверждается пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов".
Однако, исходя из изложенных положений не следует, что в случае принятия Департаментом соцзащиты и его территориальными подразделениями мер по исключению НДС из сумм предоставляемых за счет бюджета субсидий (мер социальной поддержки по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан), бремя уплаты налога будет возложено на заявителя.
Оценив представленные доказательства с учетом указанного, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд, исходя из положений статей 13 ГК РФ и 198 АПК РФ, отказывает в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Товариществу собственников жилья "Выучейского 16" в признании незаконным изложенного в письме от 06 июля 2009 года №10/409 предложения по перерасчёту и отражению необоснованно предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, за 2009 год в акте сверки расчётов, направленном Государственным учреждением "Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску".
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова