Именем Российской Федерации
г. Архангельск Дело№А05-11090/2006-26
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2006 года.
в составе:
председательствующего Ипаева С.Г.
судей
при ведении протокола судебного заседания судьей Ипаевым С.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства»
кМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании недействительным решения №517 от 10.05.2006г. и незаконными действий заместителя руководителя
при участии
от заявителя – Скопич О.Ю. по доверенности от 01.12.2006г.
от ответчика – не явился
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г. Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №517 от 10.05.2006г. и незаконными действий заместителя руководителя Межрайонной ИФНС №1, в части доначисления и уплаты11 550 руб. транспортного налога за 12 месяцев 2005 года.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил. Дело рассматривалось в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ответчика.
Ответчик возражает относительно заявленных требований по основаниям изложенными в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненной декларации по транспортному налогу за 2005 год. В ходе проведения проверки установлено неправильное исчисление обществом транспортного налога. По мнению инспекции, предприятие необоснованно применило ставку по налогу в размере 39 руб. (за 1-л. с) по автомобилю ЗИЛ-4314-10 государственный регистрационный номер 6478АХО, при мощности двигателя 240л.с., следовало применить ставку в размере 42 руб. Также инспекция считает, что предприятие неправильно исчислило транспортный налог по автомобильному крану КС-3577-3 государственный регистрационный номер С413НР29, так как данный автомобиль относится к грузовым автомобилям и ставку следовало применять в размере 42 руб., при мощности двигателя 230 л.с. Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налога по автомобилю С413НР29 в размере 5520 руб. и по автомобилю 6478АХО в размере 6030 руб.
На основании материалов камеральной проверки заместителем руководителя инспекции вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением предприятию доначислен налог по двум названным автомобилям в сумме 11550 руб. и предложено уплатить эту сумму налога в бюджет.
Муниципальное унитарное предприятие г. Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №517 от 10.05.2006г. и незаконными действий заместителя руководителя Межрайонной ИФНС №1, в части доначисления и уплаты 11 550 руб. транспортного налога за 12 месяцев 2005 года.
По эпизоду связанному с доначислением транспортного налога в сумме 5520 руб. по автомобильному крану государственный регистрационный номер С413НР 29.
По мнению заявителя, налоговый орган не правомерно относит автомобильный кран к категории грузовых автомобилей и применяет ставку налога в размере 42 руб. Предприятие считает, что автомобильный кран следует относить к категории транспортных средств – как другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу и применять соответствующую ставку в размере 18 руб. (за 1л.с.).
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г., Инструкцию по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденной приказом МНС России №БГ-3-21/724 от 29.12.2003г. и сообщение Управления МНС по Архангельской области и НАО от 06.05.2003г.
Доводы заявителя суд считает несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Архангельской области установлены Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ (далее - Закон) в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств определены статьей 2 Закона №112-16-ОЗ.
Вышеперечисленные правовые акты, не дают понятия об отнесении того или иного транспортного средства к определенной категории транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 22.11.2005г. №03-06-04-02/15 «Об определении категорий транспортных средств и ставках транспортного налога» разъяснило, что «понятие "транспортное средство" для целей применения гл. 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно ст. 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Таким образом, предусматривается зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства, являющаяся наиболее обобщенным показателем их характеризующим, и мощность (тяга, валовая вместимость), являющаяся наиболее характерным и существенным показателем для каждой категории.
Учитывая это, налоговые ставки, предусмотренные п. 1 ст. 361 Кодекса, определены применительно к категориям транспортных средств, признаваемым объектом налогообложения транспортным налогом, и мощности (тяги) установленных на них двигателей или валовой вместимости транспортных средств.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при отнесении транспортного средства к той или иной категории необходимо учитывать следующее.
Согласно положениям вышеуказанных статей Кодекса в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Следует отметить, что предусмотренное гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев - разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, - позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В этой связи обращаем внимание на то, что согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, зарегистрированным в Минюсте России 29.07.2005 N 6842, в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).
В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса. Это делает возможным его использование для целей, предусмотренных названной главой Кодекса, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении».
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации в названном письме, разрешило спорный вопрос об отнесении транспортных средств к определенной категории транспортных средств и указало, перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).
Характеристики транспортных средств, приведенные в сравнительной таблице категорий транспортных средств, позволяют определить категорию транспортного средства. Исходя из сравнительной таблицы, следует, что к категории транспортных средств «грузовые автомобили» относятся – механические транспортные средства для перевозки грузов, категории «С».
Кроме того, Министерство финансов РФ в письме от 15.12.2004г. №03-06-04-04/14 указало, что для целей применения гл.28 "Транспортный налог" Кодекса ст.358 Кодекса определено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы Кодекса, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие "автомобиль" и понятие "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" различны.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля, по мнению Департамента, необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой в указанном Соглашении, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.
Таким образом, при определении категории транспортного средства, следует руководствоваться вышеперечисленными нормативными актами и разъяснениями Министерства финансов РФ, которое в силу пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Согласно паспорту технического средства серии 76 КС №144459, автомобиль МАЗ КАС -3577-3 (автомобильный кран) государственный регистрационный номер С413НР 29, мощностью двигателя 230 л.с., относится к категории транспортного средства «С», т.е. относится к категории «грузовых автомобилей».
Исходя из вышеперечисленных нормативно правовых актов, ставку налога по автомобилю МАЗ КАС -3577-3 (автомобильный кран) номер С413НР 29, для целей налогообложения следует применять по автотранспортному средству относимого к категории «грузовых автомобилей» в размере 42 руб., как для категории грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 200 л.с. и до 250 л.с.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно применило ставку налога по автотранспортному средству «грузовые автомобили» и обоснованно доначислила транспортный налог в сумме 5520 руб.
При таких обстоятельствах, заявленные требования по этому эпизоду удовлетворению не подлежат.
По эпизоду связанному с доначислением транспортного налога в сумме 6030 руб. по автомобилю ЗИЛ-4314-10 государственный регистрационный номер 6478АХО.
Как следует из материалов проверки, предприятие исчислило транспортный налог по автомобилю ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО по ставке27 руб., от мощности двигателя 150л.с. Налог исчислен в размере 4050 руб.
Межрайонная ИФНС №1 по Архангельской области и НАО на основании сведений представленных ГИБДД ОВД по г. Коряжме установила, что на автомобиле ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО мощность двигателя составляет 240 л.с.
На основании статьи 2 Закона Архангельской области№112-16-ОЗ от 01.10.2002г. (действовавшего в редакции 2005г.) ставка транспортного налога для грузовых автомобилей мощностью двигателя свыше 200 л.с. и до 250 л.с. включительно, составляет 42 руб.
На основании данных о мощности двигателя и соответствующей ставки налога, инспекцией доначислен налог в сумме 10080 руб. (240 л.с.*42 руб.) Сумма доначисленного налога составила 6030 руб. (10080 руб. - 4050 руб.).
Определением суда от 03.11.2006г. суд истребовал у налогового органа информацию по учету транспортных средств, полученную в ГИБДД г. Коряжма (карточки учета транспортных средств).
Инспекция определение суда исполнила частично, карточка учета транспортного средства представлена только на автомобильный кран, карточка учета по автомобилю ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО налоговый орган не представил.
По запросу суда от 08.11.2006г. ГИБДД ОВД по г. Коряжме, представило карточку учета на автомобиль ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО. Согласно данной карточке, мощность двигателя этого автомобиля составляет 150 л.с.
Таким образом, предприятие правомерно исчислило транспортный налог за 2005 год по автомобилю ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО в сумме 4050 руб. (150 л.с.*27 руб.) от мощности двигателя 150 л.с.
При этом статьей 2 Закона №112-16-ОЗ ставка налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше100л.с. до 150 л.с. включительно, установлена в размере 27 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Пунктом 2 статьи 101 НК РФ определено, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, на основании вышеперечисленных положений статей 32 и 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) при вынесении решений обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах и принимать решении в соответствии с действующим законом.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 137 и 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика (налогового агента) обжаловать в судебном порядке акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В рассматриваемом случае, заместитель руководителя Межрайонной ИФНС №1 по Архангельской области вынес решение от 10.05.2006г. №517 об отказе в привлечении к ответственности. Однако данным решением предприятию доначислен налог и предложено уплатить транспортный налога в сумме 6030 руб. по автомобилю ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО, в нарушении действующего законодательства, тем самым, заместитель руководителя нарушил права и законные интересы предприятия, путем вынесения решения о доначислении и уплаты транспортного налога в завышенном размере, по автомобилю ЗИЛ-4314-10 номер 6478АХО.
На основании вышеизложенного, требования заявителя по этому эпизоду подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 112,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №517 от 10.05.2006г. и незаконными действия заместителя руководителя инспекции, в части доначисления и уплаты транспортного налога за 12 месяцев 2005 года в сумме 6030 рублей, как не соответствующие законодательству о налогах и сборах.
В остальной части заявления отказать.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию г. Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства», за счет средств федерального бюджета 900 руб. уплаченного государственной пошлины по заявлению.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд.
Судья С.Г.Ипаев