ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11139/13 от 26.12.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-11139/2013    

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2013 года .

Решение в полном объёме изготовлено декабря 2013 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л. В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Земской М. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Котлас-Мебель" (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, <...> дом 105) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) и к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, <...>), о признании незаконным действий, при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (директор),

от первого ответчика – ФИО2 (доверенность от 09.08.2013),

от второго ответчика – ФИО3 (доверенность от 28.01.2013),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Котлас-Мебель" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – первый ответчик, управление, Росреестр)  и к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  (далее - второй ответчик, кадастровая палата) о признании незаконными действия управления по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений 17-й группы вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2288 руб. 97 коп. за кв.м, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43.

Помимо этого, заявитель просит обязать управление устранить нарушение прав общества путем принятия в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта - решения об исправлении кадастровой ошибки, содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости, с указанием:

9-го вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43 категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 4192 кв.м (местоположение Архангельская область, г.Котлас, ул.7-го Съезда Советов);

исправленного значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и внесением данного значения в государственный кадастр недвижимости по состоянию на дату проведения работ по оценке 05 июня 2012 года и начало налогового периода 01 января 2013 года, рассчитанного по 9-му виду разрешенного использования.

Ответчики заявленное требование не признали.

Поводом к оспариванию действий ответчиков послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Общество имеет на праве собственности земельный участок площадью 4192 кв. м, расположенный по адресу: <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2012 серии  29-АК № 754816. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 29:24:010302:43.  На этом земельном участке располагается здания цеха черновой заготовки и зеркального цеха общества.

До  07 июня 2013 года разрешенное использование данного земельного участка было определено как эксплуатация зданий и сооружений, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составлял 2288,97 руб. за кв. м, кадастровая стоимость была определена в размере 9 595 362,24 руб. с учетом отнесения его к 17-й группе видов разрешенного  использования.

По обращению общества от 16.05.2013 Росреестр направил заявителю письмо от 20.05.2013 № 12-11/11329, в котором пояснил, что кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка по состоянию на 05.06.2012 определена на основании государственного контракта от 15.08.2012 № 85Д/2012 на выполнение работ  по теме «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной  кадастровой оценки земель», заключенного между  Росреестром и исполнителем - ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». В результате выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель исполнителем подготовлен отчет об определении  кадастровой стоимости, экспертизу которого осуществляла саморегулируемая организация оценщиков, предоставив положительное экспертное заключение от 14.11.2012. Результаты государственной кадастровой оценке земель утверждены постановлением Правительства Архангельской области. Росреестр указал, что в случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка общество вправе оспорить их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде.

Общество, полагая, что разрешенное использование земельного участка должно относиться к 9-й группе разрешенного использования, а сведения об объекте недвижимости, использованные  при определении кадастровой стоимости в ходе проведения оценочных работ по состоянию на 05.06.2012, являются недостоверными, обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Архангельской области (далее – комиссия по рассмотрению споров) с заявлением от 30.05.2013, содержащим просьбу о пересмотре кадастровой стоимости в размере 9 595 362,24 руб. принадлежащего ему земельного участка.

В ответ на это обращение комиссия по рассмотрению споров  приняла решение  №31 от 13.06.2013, в котором сообщила о том, что  недостоверность использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости сведений об объекте недвижимости, содержащихся в отчете оценщика от 23.10.2012, не подтверждена. Поэтому отсутствуют основания для признания сведений, использованных при определении кадастровой стоимости  земельного участка с  кадастровым номером 29:24:010302:43, недостоверными. В связи с этим заявление общества было отклонено.

Заявитель еще раз обратился в комиссию по рассмотрению споров с аналогичным заявлением  от 20.06.2013, приложив к нему дополнительные документы. В ответ на это заявление комиссия по рассмотрению споров своим  решением  №102 от 18.07.2013 вновь отказала в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка по тем же основаниям, что и ранее.

Постановлением администрации МО «Котлас» от 07.06.2013 № 1796 по обращению заявителя был уточнен вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего обществу, который стал именоваться как «эксплуатация здания зеркального цеха и здание цеха черновой заготовки». После этого администрации МО «Котлас» направила упомянутое постановление в адрес второго ответчика сопроводительным письмом от 11.06.2013 № 01-10/3268, в котором просила кадастровую палату внести изменения в разрешенное  использование земельного участка общества, указав, что в целях объективного определения кадастровой стоимости этого земельного участка необходимо применить 9-й вид разрешенного использования земель.

На основании постановления администрации МО «Котлас» от 07.06.2013 № 1796 кадастровая палата письмом от 11.07.2013 № 07-06/19344 уведомила общество о том, что  в связи с изменением органом местного самоуправления сведений о разрешенном использовании спорного земельного участка  10 июля 2013 года изменены сведения о разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43 с «эксплуатации зданий и сооружений» на «эксплуатация здания зеркального цеха и здание цеха черновой заготовки». В результате изменения этих сведений удельный показатель кадастровой стоимости земель общества составил 332,74 руб. за кв. м, а кадастровая стоимость – 1 394 846,08 руб.

Поскольку сведения в государственном кадастре недвижимости по виду разрешенного использования и, как следствие, по кадастровой стоимости земельного участка были изменены только с 10.07.2013, а не с 01.01.2013, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании действий ответчиков. При этом заявитель в обоснование своих требований ссылался на то, что оспариваемые действия не соответствуют положениям законодательства о государственном кадастре недвижимости, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности как  плательщика земельного налога.

Ответчики требования общества не признали. При этом первый ответчик указывал, что управление не осуществляло действия по изменению разрешенного использования спорного земельного участка и не определяло его кадастровую стоимость; управление реализует полномочия только в части формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, а также полномочия  по созданию комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и фонда данных государственной кадастровой оценки; права общества были нарушены исполнителем работ по государственной  кадастровой оценке земель, поскольку  непосредственное значение кадастровой стоимости определено оценщиком; полномочия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости и устранения кадастровой ошибки  у Росреестра отсутствуют.

Второй ответчик указывал, что основанием для внесения в  государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка общества послужило постановление Правительства Архангельской области № 595-пп; непосредственный расчет кадастровой стоимости в размере 9 595 362, 24 кадастровой палатой не производился; к полномочиям ответчика относится внесение утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке результатов государственной  кадастровой оценки объектов недвижимости; ошибку в отчете об определении кадастровой стоимости может выявить (подтвердить) только оценщик, который в данном случае выявил факт некорректной группировки и готов осуществить перерасчет кадастровой стоимости, т.е. кадастровая палата предприняла все меры, направленные на исправление ошибки.        Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценке) государственная кадастровая оценка – это совокупность последовательных действий, каждое из которых реализуется уполномоченными органами и организациями.

Статьей  24.12 Закона об оценке определен порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки. В частности, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.

В соответствии с Законом об оценке Росреестр реализует свои полномочия лишь в части формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. Так, согласно статье 24.13. Закона об оценке перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе, требования к содержанию такого запроса.

При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.

Статьей 24.15 Закона об оценке предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости.

Таким образом, из приведенных ном вытекает, что Росреестр  не определяет кадастровую стоимость земельных участков.

Как следует из материалов дела, между Росреестром (заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (исполнитель) заключен государственный  контракт от 15.08.2012 №85Д/2012 на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной  кадастровой оценки земель». В результате выполнения этих работ  исполнителем подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Архангельской области. По сведениям, содержащимся в отчете, удельный показатель  кадастровой стоимости спорного земельного участка составил 2288,97 руб./кв.м, кадастровая стоимость - 9 595 362,24 руб.  Следовательно, указанная кадастровая стоимость получена в ходе работ по государственной кадастровой оценке земель, выполненных оценщиком (исполнителем по договору), а не ответчиками.

Суд  отмечает, что ответчики в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с положениями Закона об оценке не осуществляют функций, связанных с определением  и изменением вида разрешенного использования земельных участков, а Росреестр к тому же  в силу своих полномочий не осуществляет и действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного  использования,  удельном показателе кадастровой стоимости  и кадастровой стоимости. Поэтому предъявление к ним таких требований неправомерно.

Требования  заявителя об оспаривании действий кадастровой палаты по внесению  в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного  использования,  удельном показателе кадастровой стоимости  и кадастровой стоимости также не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ  "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон №221-ФЗ), а также приказа Росррестра от 11.03.2010 № П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 01 декабря 2010 года на кадастровую палату возложены полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету  недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Согласно части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом №221-ФЗ порядке документов.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 221-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов. В силу пункта 7 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного  кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 18, орган государственной власти, утвердивший в установленном законодательством Российской Федерации порядке  результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении результатов кадастровой оценки (с приложением результатов кадастровой оценки).

Судом установлено, что на территории Архангельской области в 2012 году были проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением  Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» (далее – постановление №595-пп).

В соответствии с постановлением №595-пп кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:24:010302:43 с 01 января 2013 года была установлена в размере 9 595 362,24 руб. Иных документов в порядке,  установленном  Законом №221-ФЗ, в кадастровую палату не поступало (за исключением  постановления администрации МО «Котлас» от 07.06.2013 № 1796, которым был уточнен вид разрешенного использования спорного земельного участка, и на основании которого в государственный кадастр недвижимости с 10.07.2013 были внесены сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка, равной 1 394 846,08 руб.)

Следовательно, предъявление к кадастровой палате  требования о признании незаконными ее действий, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений 17-й группы вида разрешенного использования спорного земельного участка и его кадастровой стоимости в размере 9 595 362,24 руб. по состоянию на 01.01.2013, является неправомерным.

Помимо этого, суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела, общество обратилось к ответчикам с обращениями от 30.05.2013 и 20.06.2013, содержащими просьбу о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка и недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости в ходе проведения оценочных работ. После получения ответов от Росреестра и кадастровой палаты общество обратилось в суд.

Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении за период с 01.01.2013 по 09.07.2013 кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с 9 595 362,24 руб. до 1 394 846,08 руб. за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.

Суд  отмечает, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.

В связи с этим такой спор не подлежит разрешению судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а должен быть рассмотрен с использованием надлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.

Аналогичная позиция отражена и в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010.

На основании изложенного заявленные требования общества о признании незаконными действий Росреестра и кадастровой палаты подлежат отклонению.

В связи с этим у суда отсутствуют и предусмотренные пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ основания указывать в решении на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

При этом суд отмечает, что общество, считая свои права нарушенными,  не утратило право обращения в суд в порядке искового производства с соответствующим требованием.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Котлас-Мебель" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений 17-й группы вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2288 руб. 97 коп. за кв. м, а также кадастровой стоимости, рассчитанной на основании данного удельного показателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:24:101302:43.

Оспариваемые действия проверены на соответствие нормам Федерального закона  "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина