ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11303/2011 от 23.01.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 января 2012 года.

г. Архангельск Дело №А05-11303/2011

24 января 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2012 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепло-водоснабжение» (ОГРН <***>, место нахождения: 165300, <...>)

к конкурсной комиссии администрации муниципального образования «Приводинское» (ОГРН администрации 1052904026878, место нахождения: 165391, <...>)

о признании незаконными действий,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - открытое акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» (ОГРН <***>, место нахождения: 163061, <...>),

при участии в заседании представителей: заявителя – ФИО1 по доверенности от 14.12.2011, ответчика – не явились, третьего лица – не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тепло-водоснабжение» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к конкурсной комиссии администрации муниципального образования «Приводинское» и администрации муниципального образования «Приводинское» о признании решения конкурсной комиссии администрации муниципального образования «Приводинское» (далее – Администрация МО «Приводинское») от 14.10.2011 и от 17.10.2011 (протокол № 1 и протокол № 2) в части лота № 6 незаконным.

Письмом от 22.11.2011 общество уточнило заявленное требование, просит признать незаконными действия конкурсной комиссии Администрации МО «Приводинское» по вскрытию конвертов, признанию общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоснабжение» не соответствующим условиям конкурса.

В судебном заседании 12.01.2012 общество уточнило заявленное требование – просит признать незаконными действия конкурсной комиссии администрации МО «Приводинское» по осуществлению процедуры вскрытия конвертов, предусмотренные п.65, 68 Правил проведения конкурсов, утвержденных приказом ФАС РФ №67 от 10.02.2010, выразившиеся в не осуществлении аудио-видео записи, не оглашении и не отражении в протоколе сведений, по которым в последующем будут оцениваться конкурсные предложения, а также действия конкурсной комиссии Администрации МО «Приводинское» по признанию ООО «Тепло-водоснабжение» не соответствующим условиям конкурса. Уточнение принято судом.

Администрация МО «Приводинское» с заявленным требованием не согласна, представила отзыв, в котором ссылается на то, что вскрытие конвертов производилось в присутствии представителей общества и Котласского филиала открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – общество «Архоблэнерго»), они имели возможность ознакомиться с содержание конкурсных предложений; представителями комиссии аудиозапись не велась, однако аудиозапись вел представитель общества «Архоблэнерго»; на заседании присутствовало три члена комиссии, что составляет пятьдесят процентов от общего числа; с учетом задолженности общества перед бюджетом МО «Приводинское» комиссия признала заявку общества не соответствующим требованиям конкурсной документации; в случае допуска ООО «Тепло-водоснабжение» к участию в конкурсе, победителем было бы признано общество «Архоблэнерго» по причине наиболее выгодной предложенной цены аренды муниципального имущества.

В дополнении к отзыву, поступившему в суд 10.01.2012, администрация МО «Приводинское» ссылается на то, что при рассмотрении заявок у ООО «Тепло-водоснабжение» имелась задолженность по налогам, сборам, иным обязательным платежам, что не соответствует п.18 Правил и подп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.04.2010 по делу №А05-588/2010 с ООО «Тепло-водоснабжение» взыскано 2 793 419 руб. 65 коп. в возмещение вреда, причиненного водному объекту; определением от 02.11.2010 по делу №А05-11330/2010 в отношении ООО «Тепло-водоснабжение» введена процедура банкротства - наблюдение; после возбуждения дела о банкротстве между Администрацией МО «Приводинское» и ООО «Тепло-водоснабжение» действовали договоры аренды муниципального имущества, по которым ООО «Тепло-водоснабжение» имело задолженность по арендной плате, при проведении процедуры вскрытия конвертов установлено, что в нарушение п.7.2.3. конкурсной документации к заявке не приложена копия бухгалтерского баланса ООО «Тепло-водоснабжение», имеющаяся информация о балансовой стоимости имущества позволила сделать вывод о том, что размер задолженности превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа. С дополнением к отзыву в материалы дела представлены копии договоров аренды, расчет задолженности ООО «Тепло-водоснабжение» по договорам аренды.

Администрация МО «Приводинское» 12.01.2012 представила запрос в Межрайонную инспекцию ФНС №1 по Архангельской области и НАО и ответ инспекции на запрос; ходатайство об истребовании у межрайонной инспекции ФНС №1 по Архангельской области и НАО о наличии/отсутствии задолженности у ООО «Тепло-водоснабжение» по обязательным платежам до начала проведения конкурса и на 14.10.2011.

Третье лицо просит отказать в удовлетворении заявленных требований, представило отзыв на заявление и дополнение к отзыву.

Администрация МО «Приводинское» третье лицо о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, на основании п.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия их представителей администрации.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-водоснабжение» зарегистрировано в статусе юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Глава МО «Приводинское» 31.08.2011 утвердил конкурсную документацию на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в собственности МО «Приводинское» Котласского района с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод населению и организациям МО «Приводинское» (далее – конкурсная документация).

Как указано в п.1.1. конкурсной документации настоящая конкурсная документация подготовлена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом ФАС от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Пунктом 4.2. конкурсной документации установлены требования, предъявляемые к участникам конкурса - участники конкурса должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам (п. 18 «Правил», ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), что подразумевает:

- соответствие требованиям, устанавливаемым согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг;

- непроведение ликвидации юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе;

- отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Пунктом 4.3. конкурсной документации предусмотрено, что участник конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Согласно п.4.4. конкурсной документации Администрация МО «Приводинское», конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса требованиям, указанным в пункте 4.2. у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в конкурсе. При этом организатор конкурса или конкурсная комиссия не вправе возлагать на участников конкурсов обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

Пунктом 5 конкурсной документации установлены условия допуска к участию в конкурсе. Согласно п.5.2. конкурсной документации заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случаях:

1) непредставления документов, определенных разделом 7 конкурсной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия требованиям, указанным в п.4.2. конкурсной документации;

3) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

4) наличия решения о ликвидации заявителя – юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

5) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе.

Пунктом 5.4. конкурсной документации предусмотрено, что в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкурса в соответствии с разделом 6 настоящей конкурсной документации, конкурсная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе их проведения.

Согласно п.7.2. конкурсной документации заявка на участие в конкурсе состоит из:

- заявления на участие в конкурсе, с подтверждением об отсутствии решения о ликвидации заявителя - юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства, об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- сведений и документов о заявителе, подавшем заявку. В обязательном порядке предоставляются следующие документы о заявителе: полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписка из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности; копии учредительных документов заявителя (для юридических лиц); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации; учредительными документами юридического лица и если для заявителя заключение договора, внесение задатка или обеспечение исполнения договора являются крупной сделкой;

- конкурсное предложение (Приложение №8).

Пунктом 7.2.3. конкурсной документации предусмотрено, что не допускается требовать от заявителей иное, в то же время администрация МО «Приводинское» рекомендует заявителям дополнительно представить:

- копию бухгалтерского баланса с отметкой инспекции ФНС Российской Федерации по месту постановки заявителя на налоговый учет за последний завершенный отчетный период (для юридического лица) или копию налоговой декларации за последний завершенный отчетный период (для индивидуального предпринимателя или юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения);

- справку из инспекции ФНС РФ по месту нахождения заявителя на налоговом учете об отсутствии задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды за прошедший календарный год и размер такой задолженности по отношению к балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

- справку компетентного органа об отсутствии возбужденных в отношении заявителя дел о несостоятельности (банкротстве) (для юридического лица и индивидуального предпринимателя); справку о неприостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе (из Службы судебных приставов района, в котором зарегистрирован участник размещения заказа).

Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе установлен п.8 конкурсной документации.

При вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе

наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается,

наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией,

условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся (п.8.5. конкурсной документации).

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами комиссии непосредственно после вскрытия конвертов. Указанный протокол размещается администрацией МО «Приводинское» организатором конкурса на официальном сайте торгов в течение дня, следующего за днем его подписания (п.8.6. конкурсной документации).

Конкурсная комиссия осуществляет аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Любой заявитель, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и/или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе (п.8.7. конкурсной документации).

Согласно п.9.3. конкурсной документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием критериев, которым не соответствует заявитель, положений конкурсной документации, которым не соответствует его заявка на участие в конкурсе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается организатором конкурса или специализированной организацией на официальном сайте торгов.

Администрация МО «Приводинское» 01.09.2011 разместила на официальном сайте torgu.gov.ruизвещение о проведении конкурса, заявки принимались до 14.10.2011. Общество 06.10.2011 представило конкурсную заявку и документы на участие по лоту №6.

Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе состоялась 14.10.2011, в ходе которой озвучено, что по лоту №6 поступило две заявки: общества «Тепло-водоснабжение» и общества «Архоблэнерго». Из протокола №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению №010911/0267055/01 от 14.09.2011 (фактически вскрытие конвертов осуществлялось 14.10.2011) следует, что от общества «Тепловодоснабжение» присутствует генеральный директор ФИО2, общество представило следующие документы, предусмотренные конкурсной документацией: опись документов, заявку на участие в конкурсе, сведения об участнике размещения заказа, выписку из ЕГРЮЛ, определение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2011 на осуществление действий от имени заявителя, приказ о приеме на работу исполнительного директора, доверенность на осуществление действий от имени заявителя исполнительного директора, Устав, изменения в Устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, справка из межрайонной ИФНС об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов, справка ГУ УПФ о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням, штрафам, конкурсное предложение, мероприятия по энергосбережению, технико-экономическое обоснование критерия по замене тепловых сетей с регулирующей и запорной арматурой.

Из этого же протокола следует, что от общества «Архоблэнерго» при вскрытии конвертов присутствовала представитель ФИО3, общество «Архоблэнерго» представило следующие документы: опись документов, заявку на участие в конкурсе, справку из Арбитражного суда Архангельской области №01-17/128 от 03.10.2011, сведения об участнике размещения заказа, выписку из ЕГРЮЛ, протокол №12/10 заседания совета директоров общества, Устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе конкурсное предложение, технико-экономическое обоснование конкурсных предложений, приложения 1,2,3 к технико-экономическому обоснованию, справку №2296 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Согласно протоколу вскрытия конвертов №1 документы общества «Тепло-водоснабжение» и общества «Архоблэнерго» приняты на рассмотрение.

Рассмотрение заявок состоялось 17.10.2011, результаты которого отражены в протоколе №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению №010911/0267055/01. Из протокола №2 следует, что общество «Тепло-водоснабжение» не соответствует требованиям предъявляемым к участнику конкурса; общество «Архоблэнерго» допущено к участию в конкурсе.

Общество «Тепло-водоснабжение» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий конкурсной комиссии Администрации МО «Приводинское» по осуществлению процедуры вскрытия конвертов, предусмотренные п.65, 68 Правил проведения конкурсов, утвержденных приказом ФАС РФ №67 от 10.02.2010, выразившиеся в не осуществлении аудио-видео записи, не оглашении и не отражении в протоколе сведений, по которым в последующем будут оцениваться конкурсные предложения, а также действий конкурсной комиссии администрации МО «Приводинское» по признанию ООО «Тепло-водоснабжение» не соответствующим условиям конкурса (заявленное требование указано с учетом его уточнения 12.01.2012).

При этом в уточненном заявлении (т.1,л.52) ссылается на следующее: в составе конкурсной заявки общество представило справки налоговой инспекции и пенсионного фонда об отсутствии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей, заявка общества отклонена в связи с наличием задолженности в бюджет МО «Приводинское» в размере 720 000 руб.;

при вскрытии конвертов конкурсная комиссия не вела аудио и видео съемку, председательствующий озвучил только опись представленных в конвертах участниками конкурса документов, а не существо конкурсных предложений, чем созданы условия для возможности сговора и подмены (фальсификации) документов для заказчика и общества «Архоблэнерго»; на процедуре вскрытия конвертов присутствовало только три из шести членов комиссии.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В п.6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемых действий проверяется судом на дату их совершения.

Частью 5 ст.200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статьей 17.1. Закона о защите конкуренции установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. Так ч.1 названной статьи предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Частью 5 названной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Нормативное закрепление этой процедуры обеспечивает соблюдение принципа открытости и прозрачности торгов, объективное рассмотрение поданных претендентами предложений и их оценку на основании единых требований и критериев, тем самым исключая субъективную оценку организатора торгов, конкурсной комиссии при принятии соответствующего решения.

Во исполнение ч.5 ст.17.1. Закона о защите конкуренции Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации Приказом от 10.02.2010 №67 утвердила Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (Приложение 1) (далее – Правила) и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (Приложение 2) (далее – Перечень).

Из Перечня следует, что по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества, помимо прочего, - объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; систем коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

В данном случае по лоту №6 в аренду передаются объекты муниципальной собственности, предназначенные для предоставления услуг по теплоснабжению в деревнях Куимиха и Курцево: здание котельной у клуба, здание котельной, теплотрасса, здание газовой котельной, теплотрасса. Следовательно, они могут передаваться в аренду только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, по указанным Правилам.

Согласно п.1 Правил они устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов, в частности на право заключения соответствующих договоров аренды в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Правила последовательно и императивно определяют требования к участникам конкурсов или аукционов, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, порядок вскрытия конвертов с заявками, процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, не предоставляя организатору конкурса права применять отличный порядок.

Пунктом 65 Правил установлено, что при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся.

В нарушение указанного требования при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе не объявлены и не занесены в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе условия исполнения договора, указанные в заявках общества «Архоблэнерго» и общества «Тепло-водоснабжение» и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно п.68 Правил конкурсная комиссия обязана осуществлять аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Любой заявитель, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и/или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В нарушение указанного требования конкурсная комиссия не осуществляла аудио- или видеозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

В то же время суд не установил нарушения прав и законных интересов общества указанными незаконными действиями конкурсной комиссии. Общество на такие нарушения также не ссылается. Общество ссылается только на то, что указанные действия создали возможность сговора и подмены (фальсификации) документов, однако на фактическое наличие таких фактов общество не указывает.

Таким образом, одновременного выполнения двух условий признания действий незаконными – несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, не имеется.

Как указывалось ранее, согласно протоколу вскрытия конвертов №1 документы общества «Тепло-водоснабжение» и общества «Архоблэнерго» приняты на рассмотрение. В соответствии с Правилами следующий этап проведения конкурса – рассмотрение заявок на участие в конкурсе.

Согласно п.70 конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствия заявителей требованиям, установленным п.18 настоящих Правил.

Согласно п.72 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании заявителя участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным п.24 - 26 настоящих Правил, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Протокол ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок.

Протокол должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в конкурсе и о признании его участником конкурса или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящих Правил, которым не соответствует заявитель, положений конкурсной документации, которым не соответствует его заявка на участие в конкурсе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям конкурсной документации.

Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается организатором конкурса или специализированной организацией на официальном сайте торгов.

Заявителям направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Пунктом 24 Правил установлено, что заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;

3) невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;

4) несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);

5) подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным ч.3 и 5 ст.14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

6) наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

7) наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в п.24 настоящих Правил, не допускается (п.24 Правил).

Из протокола рассмотрения заявок №2 от 17.10.2011 следует, что общество «Тепло-водоснабжение» не прошло отбор, причина отказа – несоответствие участника требованиям предъявляемым к участнику конкурса. Однако, в нарушение требований п.72 Правил в протоколе необоснованно такое решение с указанием положений настоящих Правил, которым не соответствует заявитель.

Первоначально в отзыве от 15.12.2011 Администрация МО «Приводинское» ссылалась на то, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе послужило наличие задолженности общества перед бюджетом МО «Приводинское» по договорам аренды муниципального имущества. Свидетель ФИО2 в ходе допроса в судебном заседании 23.01.2012 подтвердил, что именно это основание было озвучено членом конкурсной комиссии 17.10.2011 при рассмотрении заявок.

В то же время такого основания отказа в допуске к участию в конкурсе – отсутствие задолженности перед МО «Приводинское» по договорам аренды ни Правила, ни конкурсная документация не содержат.

Как указывалось ранее, п.4.2. конкурсной документации установлено требование, предъявляемое к участникам конкурса - отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В силу ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следовательно, задолженность по арендной плате не могла быть отнесена к задолженности, указанной в п.4.2. конкурсной документации.

Перечень представленных заявителем документов указан в протоколе вскрытия конвертов №1, бухгалтерская отчетность заявителя за последний завершенный отчетный период в перечне не поименована, следовательно, задолженность не могла быть оценена применительно к размеру – более двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Суд отклоняет довод Администрации о том, что в случае допуска ООО «Тепло-водоснабжение» к участию в конкурсе, победителем было бы признано общество «Архоблэнерго» по причине наиболее выгодной предложенной цены аренды муниципального имущества.

Перечень представленных обществом «Архоблэнерго» документов указан в протоколе вскрытия конвертов №1, бухгалтерская отчетность за последний завершенный отчетный период в перечне также не поименована, следовательно, задолженность общества «Архоблэнерго» также не могла быть оценена применительно к размеру – более двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Пунктом 77 Правил предусмотрено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации.

Конкурсной документацией помимо цены договора (размера годовой арендной платы) предусмотрены иные критерии оценки, поэтому вывод Администрации о том, что в случае допуска ООО «Тепло-водоснабжение» к участию в конкурсе, победителем было бы признано общество «Архоблэнерго» по причине наиболее выгодной предложенной цены аренды муниципального имущества является преждевременным, поскольку не учитывает иных критериев оценки.

В дополнении к отзыву, поступившем в суд 10.01.2012, Администрация МО «Приводинское» ссылается на то, что при рассмотрении заявок у ООО «Тепло-водоснабжение» имелась задолженность по налогам, сборам, иным обязательным платежам, что не соответствует п.18 Правил и подп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в отношении общества 02.11.2010 определением по делу №А05-11330/2010 введена процедура банкротства – наблюдение, в третью очередь реестра требований кредиторов включено 2 927 965,87 руб.

Однако, введение в отношении общества «Тепло-водоснабжение» процедуры банкротства – наблюдения не является нарушением п.18 Правил.

Пунктом 18 Правил установлено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

В разъяснениях ФАС России по применению ст.17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России №67 от 10.02.2010, указано, что при установлении требований к участникам конкурсов или аукционов необходимо руководствоваться общими требованиями законодательства, в том числе:

1) отсутствие в отношении участника конкурса или аукциона - юридического лица процедуры ликвидации и/или отсутствие решения арбитражного суда о признании участника конкурса или аукциона - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) отсутствие применения в отношении участника конкурса или аукциона административного наказания в виде приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

Подпунктом 4 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Суд считает необоснованным применение Администрацией МО «Приводинское» к спорным правоотношениям Закона о размещении заказов, поскольку в силу п.1 ст.1 названного Закона предметом его регулирования являются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. При этом пунктом 2 названной статьи установлено, что данный Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Из указанных положений закона следует, что Закон о размещении заказов применяется при заключении договоров, предметом которых является осуществление поставок, выполнение работ либо оказание услуг для государственных либо муниципальных нужд. Следовательно, нормы Закона о размещении заказов не распространяются на отношения по поводу совершения сделок, имеющих иную правовую природу, в частности, при заключении договоров аренды.

Таким образом, общество «Тепло-водоснабжение» не допущено к участию в конкурсе на основании несоответствия установленному конкурсной документацией требованию, которое не предусмотрено и не соответствует Правилам.

Как указывалось ранее Администрация МО «Приводинское» не располагала на 17.10.2011 бухгалтерской отчетностью общества «Тепло-водоснабжение» за последний завершенный отчетный период, следовательно, его задолженность не могла быть оценена и применительно к размеру – более двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что при рассмотрении заявок 17.10.2011 эта информация (в том числе в части введения процедуры банкротства) об обществе «Тепло-водоснабжение» не учитывалась – на это не указано в протоколе от 17.10.2011, на это не указал ФИО2, присутствовавший при рассмотрении заявок 17.10.2011.

Из материалов дела следует, что общество «Тепло-водоснабжение» представило справку из налогового органа об отсутствии задолженности.

Пунктом 20 Правил установлено, что организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса или аукциона требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил, у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Следовательно, если бы у конкурсной комиссии возникли сомнения относительно отсутствия задолженности у общества «Тепло-водоснабжение» по обязательным платежам в соответствии с п.20 Правил эти сомнения следовало устранить. Однако, Администрация МО «Приводинское» не представила доказательств, что до 17.10.2011 запрашивала такую информацию у уполномоченных органов.

Как указывалось ранее, по смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемых действий проверяется судом на дату их совершения, поэтому таким доказательством не может являться запрос в Межрайонную инспекцию ФНС №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 21.12.2011, поскольку он направлен в налоговый орган после проведения конкурса и после обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением и после предварительного судебного заседания.

Суд не нашёл оснований для удовлетворения ходатайства Администрации об истребовании доказательств у Межрайонной инспекции ФНС №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Как указывалось ранее, ч.5 ст.200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия закону или иному нормативному правовому акту совершенных действий возлагается на орган или лицо, которые совершили действия. Следовательно, совершая определенные действия такой орган или лицо должно располагать доказательствами законности их совершения. Кроме того, Администрация в нарушение ст.66 АПК РФ не представила доказательств причин, препятствующих получению доказательства – в запросе в Межрайонную инспекцию ФНС №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не указано, что информация запрашивается организатором конкурса или аукциона, конкурсной или аукционной комиссией на основании п.22 Правил, поэтому у налогового органа не было оснований для представления информации по запросу от 21.12.2011.

Суд считает несостоятельным довод Администрации о том, что в нарушение п.7.2.3. конкурсной документации к заявке ООО «Тепло-водоснабжение» не приложена копия бухгалтерского баланса.

Согласно п.7.2. конкурсной документации заявка на участие в конкурсе состоит из заявления на участие и сведений и документов о заявителе, подавшем заявку. В п.7.2.2. указан перечень документов, которые представляются в обязательном порядке, среди которых бухгалтерский баланс не указан. Согласно п.7.2.3. конкурсной документации дополнительные документы и сведения могут быть предоставлены заявителем на его усмотрение. Администрация МО «Приводинское» рекомендует заявителям дополнительно представить копию бухгалтерского баланса с отметкой инспекции ФНС Российской Федерации по месту постановки заявителя на налоговый учет за последний завершенный отчетный период (для юридического лица) или копию налоговой декларации за последний завершенный отчетный период (для индивидуального предпринимателя или юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения). Таким образом, бухгалтерский баланс не является документом обязательным для представления среди сведений и документов о заявителе. Кроме того, согласно протоколу вскрытия конвертов №1 документы общества «Тепло-водоснабжение» и общества «Архоблэнерго», также не представившего бухгалтерский баланс, приняты на рассмотрение, т.е. полнота представленных документов не поставлена конкурсной комиссией под сомнение.

В соответствии с п.5 Правил основными принципами деятельности конкурсной комиссии являются создание для заявителей равных условий участия в конкурсе; добросовестная конкуренция.

С учетом изложенного у конкурсной комиссии Администрации МО «Приводинское» на момент рассмотрения заявок 17.10.2011 не было оснований для признания ООО «Тепло-водоснабжение» не соответствующим условиям конкурса; указанные действия конкурсной комиссии лишили указанное лицо возможности участвовать в честной конкурентной борьбе за право пользования муниципальным имуществом и реализовать свои возможности на непосредственное участие в конкурсе (оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе), поэтому они не соответствуют Правилам и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Довод общества «Тепло-водоснабжение» о том, что на процедуре вскрытия конвертов присутствовало только три из шести членов комиссии суд отклоняет, поскольку присутствие трех из шести членов комиссии соответствует п.16 Правил.

В силу п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, о принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд считает, что в данном случае во исполнение п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ нельзя обязать Администрацию признать ООО «Тепло-водоснабжение» соответствующим условиям конкурса, поскольку конкурс завершен, договор по результатам конкурса заключен, признание общества соответствующим условиям конкурса не устранит допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Общество при обращении в суд уплатило 2000 руб. госпошлины за подачу заявления в суд и 2000 руб. госпошлины за заявление об обеспечении иска. Определением от 14.12.2011 суд отказал в удовлетворении заявления об обеспечении иска. Заявленное требование частично удовлетворено.

В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебные акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При таких обстоятельствах с Администрации подлежит взысканию 2000 руб. в пользу общества «Тепло-водоснабжение» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать незаконными, проверенные на соответствие нормам Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», действия конкурсной комиссии администрации муниципального образования «Приводинское», выразившиеся в признании ООО «Тепло-водоснабжение» не соответствующим условиям конкурса при рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе 17.10.2011.

Отказать в признании незаконными действий конкурсной комиссии администрации муниципального образования «Приводинское», выразившиеся в не осуществлении аудио-видео записи, не оглашении и не отражении в протоколе сведений, по которым в последующем будут оцениваться конкурсные предложения, при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 14.10.2011.

Взыскать с администрации муниципального образования «Приводинское» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепло-водоснабжение» 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина