ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11433/2010 от 06.12.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 декабря 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-11433/2010

Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2010 года

Решение в полном объёме изготовлено 06 декабря 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Ипаева С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комаровой Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-сервис"

к ответчику - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области,

о признании незаконным и отмене постановления № 08-121/149-2010 о назначении административного наказания от 20.09.2010,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился

от ответчика – Загидулина И.В., Плугов О.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд-сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области № 08-121/149-2010 от 20.09.2010 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размер 100 000 рублей.

Представители с заявленным требованием не согласны.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, а также заслушав представителей ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Жилфонд-сервис», в ходе которой были выявлены нарушения обществом требований законодательства в области обращения с отходами, а именно: деятельность, связанная с образованием отходов, осуществляется при отсутствии лимитов на размещение отходов; не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; статистический отчет по форме №2-тп за 2009 год не представлен; общество осуществляет незаконный вывоз отходов предприятия на свалку в поселке Шипицино.

Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды (природоохранного законодательства) №98-113/1-2010 от 30.06.2010.

По факту выявленных нарушений 07.09.2010 государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области в отношении ООО «Жилфонд-сервис» в отсутствии законного представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением, составлен протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды №08/149-2010 по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами).

По результатам рассмотрения административного дела государственным инспектором Архангельской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области в отсутствии законного представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением, вынесено постановление № 08-121/149-2010 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб. Копия постановления направлена обществу заказным письмом (получено 24.09.2010).

С указанным постановлением ООО «Жилфонд-сервис» не согласилось, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что общество осуществляет только транспортированием отходов, а именно перемещением отходов с помощью транспортных средств на территории МО «Шипицинское». Муниципальное образование являющееся собственником полигона, не зарегистрировало объект размещение отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, в связи с чем, общество вынуждено осуществлять свою деятельность в состоянии крайней необходимости в целях реализации Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения» для обеспечения оказания жилищно-коммунальных услуг населению МО «Шипицинское». По мнению общества, в силу положений пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 «7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» администрация МО «Шипицинское» осуществляет временное складирование отходов от лесопильного производства, в целях их дальнейшего использования. Таким образом. из оспариваемого постановления не усматривается вина общества по не соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований связанных с транспортировкой отходов.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, возражая против удовлетворения заявленного требования, ссылаются на то, что материалами дела подтверждается осуществление обществом деятельности, связанной с образованием, накоплением, сбором отходов, что, в свою очередь, является иным обращением с отходами. Несоблюдение экологических требований при ином обращении с отходами образует состав нарушения по статье 8.2 КоАП РФ. По мнению административного органа, в действиях общества имеется состав вмененного нарушения, его привлечение к ответственности является законным и обоснованным.

Суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии с положениями статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89 - ФЗ (далее - Закон № 89 - ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Из материалов дела видно, что ООО «Жилфонд-сервис» заключен с администрацией МО «Шипицинское» договор аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Перечень имущества переданного в аренду приведен в приложениях№1 и №2 к договору аренды. Согласно перечням обществу передано в аренду: здание котельной, здание насосной, водозабор, здание водоочистных сооружений, дренажные сети, сварочный трансформатор, сети канализации, канализационные очистные сооружения, здание электрической котельной, 4 автотранспортных средства, компьютеры, принтер и другое имущество.

Таким образом, при эксплуатации перечисленных объектов у предприятия должны образовываться отходы, которые согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному Приказом МПР России № 786 от 02.12.2002г. (зарегистрированном в Минюсте РФ 09.01.2003г. за № 4107) относятся: к 1 классу опасности – отработанные ртутьсодержащие лампы; ко 2 классу опасности- золы, шлаки; к 4 классу опасности мусор бытовых помещений несортированный.

Обязанность предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также иной деятельности, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования, либо представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, предусмотрена статьями 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона №89-ФЗ).

Статьей 19 названного Закона обязанность вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов возложена на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В силу прямого указания в статье 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

При этом, деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности (пункт 4 статьи 14 Закона).

Определением суда от 02.11.2010 заявителю предлагалось представить правовое обоснование о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления в части нарушений: отсутствие лимитов на размещение отходов; не согласования порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; не представления статистического отчета по форме №2-тп.

Общество определение суда не исполнило, возражений относительно вышеперечисленных нарушений не представило.

Судом установлено, что у заявителя отсутствуют разработанные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не представляется; паспорта на образующиеся отходы I - IV классов опасности не составлены; отсутствует организованный учет всех видов образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам отходов, а также размещенных отходов (нарушены статьи 14, 18, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Кроме того, в силу 26 Закона об отходах производства и потребления, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

В рассматриваемом случае в ходе проверки установлено, что обществом не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Принимая во внимание нарушение обществом требований статей 14, 18, 19,26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также факт осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами, суд находит обоснованным привлечение его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления № 08-121/149-2010 от 20.09.2010, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-сервис", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062904009607, расположенного по адресу: 165320, Архангельская область, п. Шипицыно Котласского района, ул. Советская, дом 55, к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.Г. Ипаев