АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 ноября 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-11461/2014
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2014 года
Решение в полном объёме изготовлено 18 ноября 2014 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасовой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилфонд-город» (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, г.Котлас, Архангельская обл., ул.Ленина, д.18)
к Отделу надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Архангельской области (место нахождения: 165300, г.Котлас, Архангельская область, ул.Карла Маркса, дом 6)
о признании незаконным предписания № 133/1/1 от 11.06.2014 в части,
при участии в заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.04.2014),
от ответчика – не явился,
Суд установил следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилфонд-город» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Архангельской области (далее – ответчик, Отдел) о признании незаконным предписания № 133/1/1 от 11.06.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара в части требования по обеспечению наличия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа.
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.
Как следует из заявления Общества, многоквартирный пятиэтажный жилой дом № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе находится на обслуживании управляющей компании – ООО «Жилфонд-город» на основании договора управления от 14.05.2009 с ТСЖ «Виноградова 48» сроком на 5 лет, договор пролонгирован.
На основании распоряжения от 29.05.2014 №133 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного Предписания № 252/1/1-4 от 12.11.2013 об устранении выявленных нарушений, о чем составлен Акт проверки от 11.06.2014 № 133.
11.06.2014 в адрес Общества выдано предписание № 133/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Пунктом 4 названного Предписания Обществу указано в срок до 01.09.2015 устранить нарушение позиции 19 таблицы 2 НПБ 104-03, выразившегося в не обеспечении наличия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа в жилом доме № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе.
Предписание от 11.06.2014 получено директором Общества ФИО2 11.06.2014.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителя заявителя, суд пришёл к следующим выводам.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Действительно, в жилом доме № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе создано товарищество собственников жилья «Виноградова 48», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Однако, в соответствии с Договором управления многоквартирным домом от 14.05.2009, заключенным между ООО «Жилфонд –город» и Обществом, последнее приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества и оказанию коммунальных услуг. Таким образом, в данных отношениях Общество является не просто подрядной организацией, а выступает в особом статусе – управляющая компания.
В силу ч.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п.11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Управляющая компания является в силу положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170, лицом, ответственным за содержание и ремонт жилых помещений.
Общество как управляющая организация является лицом, обязанным принимать меры пожарной безопасности в многоквартирном пятиэтажном жилом доме № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Статья 52 Федерального закона N 123-ФЗ устанавливает способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара, в частности: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение автоматических установок пожаротушения.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны.
Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 N 4837) установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
В таблице 2 (пункт 19) (НПБ 104-03) для жилых зданий коридорного типа до 10 этажей указана необходимость наличия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа.
Как указывает Общество со ссылкой на письмо Управления городского хозяйства от 17.09.2014, пятиэтажный дом № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе имеет статус жилого дома. Соответственно, Общество ссылается на то, что он не является домом коридорного или секционного типа, а потому обязанности оснащать такой дом СОУЭ у управляющей компании не имеется. В подтверждение своих доводов Общество сделало ссылку на СНИП 2.08.01-89.
Между тем, СНИП 2.08.01-89 не действует в связи с введением в действие «СНИП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные». Согласно СНИП 31-01-2003 Жилое здание многоквартирное – жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Приложением «Б» СНИП 31-01-2003, «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", "СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий" установлены виды жилых зданий, которые помимо секционного и коридорного типов, бывают еще галерейного типа, смешанного типа (секционно-коридорные, секционно-галерейные, галерейно-секционные, галерейно-блокированные, коридорно-блокированные и т.д.), блокированный жилой дом.
Пунктом 7.3.4. СНИП 31-01-2003 также установлено, что система оповещения о пожаре должна выполняться в соответствии с НПБ 104.
При этом, согласно Приложению «Б» СНИП 31-01-2003 жилое здание коридорного типа - здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общий коридор не менее чем на две лестницы.
Общество указывает, что спорный дом коридорным не является, поскольку не имеет общего коридора и не имеет выхода через общий коридор на две лестницы, в доме имеется два подъезда, которые в соответствии с техническим паспортом дома разделены перегородками.
Однако, из отзыва Отдела следует, что в доме № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе имеется общий коридор, в который квартиры этажа имеют выходы на 2 лестницы типа Л1, в торцах здания оконные проемы. В общих коридорах указаны перегородки с дверными проемами. При плановой проверке спорного дома в июне 2013г. в акте отражено, что при эксплуатации эвакуационных путей (общих поэтажных коридоров) допущено загромождение мебелью, инвентарем- двери в перегородках общего коридора заложены различными предметами с целью выделения мест для хранения личных вещей, мебели, предметов домашнего обихода, тем самым многоквартирный дом условно разделен на 2 подъезда.
Действительно, на фототаблице ( 6 фото), представленной Отделом, изображены дверные проемы в перегородках общих коридоров, заложенные различными предметами.
Исследование технического рассматриваемого паспорта дома показало, что в перегородках, отделяющих 1 подъезд от 2-ого, на 2,3,5 этажах имеются двери. Причины, по которым на плане 1 и 4 этажа не отражены дверные проемы неясны, но принимая по внимание, что технические планы здания отражают лишь фактическое положение вещей, а также то, что на плане 1 этажа в коридоре 1 подъезда отражены дверные проемы, а в коридоре 2 подъезда их нет, такие проемы могли быть также перекрыты жильцами в процессе эксплуатации здания. В последствие такие изменения могли найти отражение на плане здания. В любом случае, сама конструкция жилого дома № 48 по ул.Виноградова в г.Котласе свидетельствует о том, что он относится к коридорному типу, а потому на него распространяется требование пункта 19 таблицы 2 НПБ 104-03, предусматривающего, что для жилых зданий коридорного типа до 10 этажей необходимо наличие системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа.
Тот факт, что управление городского хозяйства в письме от 17.09.2014 не указало к какому конкретно типу относится данный жилой дом, не свидетельствует о том, что он не является коридорным.
Довод Общества о том, что собственники помещений не согласны с установкой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа, поскольку это является дорогостоящим мероприятием, судом оценен и не принимается.
Как было указано выше, в соответствии с законом ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Собственники передали управление жилым домом управляющей компании – Обществу, поэтому оспариваемое Предписание правомерно выдано Обществу как лицу, обязанному обеспечить соблюдение норм пожарной безопасности. Однако, данное обстоятельство не освобождает собственников от предусмотренной законом обязанности соблюдать требования пожарной безопасности.
При рассмотрении данного дела суд считает необходимым учесть правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10, а именно, о том, что требования к обслуживанию жилого фонда определены нормативными правовыми актами и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющей компанией, независимо от желания собственников.
В статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Устранение нарушений требований пожарной безопасности являются неотложными необходимыми работами, которые должны быть выполнены независимо от желания как собственников помещений, так и управляющей компании, поскольку такие нарушения могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей и их имущества.
Кроме того, документального подтверждения своих доводов в отношении позиции собственников Общество не представило.
При таких обстоятельствах, требования заявителя в оспариваемой части не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Жилфонд-город» в удовлетворении требования о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности г.Котласа и Котласского района Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Архангельской области № 133/1/1 от 11.06.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара в части требования по обеспечению наличия системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах 2 типа.
Оспариваемый ненормативный акт проверен на соответствие Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03).
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Ю. Панфилова