АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
февраля 2012 года | г. Архангельск | Дело № А05-11475/2011 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Гуляевой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой О.А.,
рассмотрев 21.02.2012 в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН <***>; место нахождения: 164010, <...>)
к ответчикам:
1-му - муниципальной библиотечной системе Коношского района (ОГРН <***>; место нахождения: 164010, <...>),
2-му - муниципальному образованию «Коношский муниципальный район» в лице Администрации (место нахождения: 164010, <...>)
о взыскании 49 262 руб. 56 коп.,
установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант" обратилось в суд с иском к муниципальной библиотечной системе Коношского района о взыскании 49 262 руб. 56 коп. задолженности по договору на возмещение расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищных услуг работникам муниципальной библиотечной системы и работникам, вышедшим на пенсию от 01.02.2011.
Определением суда от 15.12.2011 к участию в деле вторым ответчиком привлечено муниципальное образование «Коношский муниципальный район» в лице Администрации.
Стороны своих представителей в заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Истец представил в материалы дела заявление, согласно которому поддерживает исковые требования в полном объеме, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Первый ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, полагает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО «Коношский муниципальный район».
Второй ответчик отзыв на иск не представил, исковые требования по существу не оспорил.
Изучив письменные материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были введены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», согласно которому квалифицированным работникам (к числу которых были отнесены, в частности, педагогические и библиотечные работники), проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением либо иная пригодная для проживания бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением (пункт 10).
В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года № 384 «О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках», статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года № 31 «О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу). Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 1994 года «О библиотечном деле»).
Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Решением муниципального Совета муниципального образования «Коношский муниципальный район» от 22.05.2007 № 308 утверждено Положение о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), согласно которому финансирование расходов на предоставление социальной поддержки специалистов осуществляется за счет средств местного бюджета с возмещением понесенных расходов из областного бюджета.
Постановлением главы МО «Коношский муниципальный район» № 192 от 23.05.2007 утвержден Перечень должностей отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках МО «Коношский муниципальный район».
Применяя указанные нормативные акты, истец 01 февраля 2011 года заключил с муниципальной библиотечной системой Коношского района договор на предоставление льгот по оплате жилья, в соответствии с которым предоставил работникам муниципальной библиотечной системы Коношского района льготы по оплате жилья за период с февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года на общую сумму 49 262 руб. 56 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что расходы от предоставления льгот истцу в указанном размере не возмещены. Размер задолженности в заявленной сумме истец подтверждает списками-реестрами граждан, которым предоставлена льгота, тарифами на коммунальные услуги, счетами.
Областным законом Архангельской области от 22.06.2005 № 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что с 01.01.2006 бюджетам муниципальных образований из областного фонда софинансирования социальных расходов, образуемого в составе расходов областного бюджета, выделяются целевые субсидии на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местных бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Объем субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, методика распределения средств фонда и распределение по муниципальным образованиям утверждаются областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований – исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
На основании изложенного, учитывая, что в силу Положения о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (утв. решением муниципального Совета муниципального образования Коношский муниципальный район» от 22.05.2007 № 308) финансирование расходов на предоставление социальной поддержки специалистов осуществляется за счет средств местного бюджета, суд удовлетворяет заявленное требование за счет муниципального образования «Коношский муниципальный район».
При принятии решения судом учитывается, что наличие заключенного договора между истцом и первым ответчиком не является основанием для освобождения муниципального образования от обязанности по возмещению понесенных истцом расходов, поскольку обязанность по финансовому обеспечению спорных льгот возлагается на указанного ответчика в силу законодательства. Поэтому в иске к муниципальной библиотечной системе Коношского района следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине, понесенные истцом при подаче иска, подлежат отнесению на муниципальное образование «Коношский муниципальный район».
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
взыскать с муниципального образования «Коношский муниципальный район» за счет средств муниципальной казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН <***>) 49 262 руб. 56 коп. расходов, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В иске к муниципальной библиотечной системе Коношского района отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.С. Гуляева |