ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11476/2010 от 25.11.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-11476/2010

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2010 года

Полный текст решения изготовлен (решение принято) 26 ноября 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Чуровой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна-2005»

к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области

о признании частично недействительным решения от 09.07.2010 №25-05/12272,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2010,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 18.10.2010,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Автоколонна-2005» (далее – ООО «Автоколонна-2005», общество) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области (далее – инспекция, налоговый орган) №25-05/12272 от 09.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения заявителя к ответственности в виде уплаты 1309271 руб. штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), начисления заявителю 1858059 руб. пени за неудержание и неперечисление 6546356 руб. налога на доходы физических лиц.

  Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как следует из представленных в материалы дела документов, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО «Автоколонна-2005», результаты которой отражены в акте проверки от 03.06.2010 № 25-05/19 ДСП.

С учетом возражений налогоплательщика заместителем начальника инспекции вынесено решение № 25-05/12272 от 09.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу, в том числе доначислено 1 858 059 руб. пени по НДФЛ и 1 309 271 руб. штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Не согласившись с решением, ООО «Автоколонна-2005» обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Решением руководителя Управления №07-10/1/12791, принятым 03.09.2010г. по результатам рассмотрения жалобы, решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.

Полагая вынесенное инспекцией решение незаконным в оспариваемой части, ООО «Автоколонна-2005» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленного требования ООО «Автоколонна-2005» указало, что расходование работниками общества денежных средств с корпоративного карточного счета в ОАО «Севергазбанк» и ООО «Сбербанк» по пластиковым картам не свидетельствует о получении ими дохода, поскольку сам факт передачи работнику банковской карты следует считать выдачей под отчет денежного документа. Кроме того, обществом правомерно не удержан НДФЛ с сумм, перечисленных на расчетные (зарплатные) счета работников общества на командировочные расходы. По мнению заявителя, перечисленные на банковские карты денежные средства не являются доходом работника в смысле, придаваемом этому понятию статьей 41 Налогового кодекса РФ.

Налоговый орган с заявленным требованием не согласен. Полагает, что перечисленные на пластиковые карты работников денежные средства общества являются доходом работников, независимо от ссылки в назначении платежа на командировочные расходы, поскольку у общества отсутствуют первичные отчетные документы, свидетельствующие о реальности использования спорных сумм в целях командировок. Доказательства тому, что работники общества отчитались об использовании денежных средств общества с помощью корпоративных карт, также не представлены, что не позволяет сделать вывод о передаче денег под отчет.

Суд оценил доводы сторон с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО «Автоколонна-2005» по вопросам правильности исчисления и своевременности удержания и перечисления, в том числе, налога на доходы физических лиц за период с 01.12.2007 по 12.03.2010, результаты которой отражены в акте №25-05/19 ДСП от 03.06.2010.

Решением заместителя начальника инспекции №25-05/12272 от 09.07.2010, оставленным без изменения решением руководителя УФНС по Архангельской области и Ненецкого автономного округа №07-10/1/12791 от 03.09.2010, обществу как налоговому агенту начислены, пени за неудержание и неперечисление НДФЛ, оно привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.

Суд находит указанное решение в оспариваемой части законным и обоснованным.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

В соответствии со статьей 24 НК РФ, подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налоговые агенты обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, и представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В спорном случае общество выдало руководящим работникам (ФИО3 и ФИО4) банковские карты, присоединенные к корпоративному счету, а также перечисляло на расчетные (зарплатные) банковские карты своих работников суммы, определенные как «командировочные расходы», при этом, отчетные документы, подтверждающие расходование средств налоговому органу не представлены.

Суд не согласен с позицией заявителя о том, что сам факт передачи работнику расчетной банковской карты, выпущенной к корпоративному карточному счету (далее - «корпоративная карта»), является выдачей под отчет денежный средств, в связи с чем, независимо от отчета об ее использовании, снятые со счета денежные средства не являются доходом работника.

Обращение банковских карт в Российской Федерации регулируется Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Банком России от 24.12.2004 № 266-П (далее – Положение №266-П). В соответствии с п. 1.4 Положения №266-П банковская карта признается видом платежной карты и является инструментом безналичных расчетов, предназначенным для совершения физическими лицами, в том числе - уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.

Держателями банковской карты могут быть как физические, так и юридические лица.

Согласно п. 2.5 Положения №266-П юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может осуществлять с использованием расчетных (дебетовых) карт и кредитных карт следующие операции:

получение наличных денежных средств в валюте Российской Федерации для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов;

оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории Российской Федерации;

иные операции в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение;

получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации для оплаты командировочных и представительских расходов;

оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации;

иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации.

Расчетная банковская карта является персонифицированным средством платежа. Использование банковской карты позволяет работнику, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на карточном счете организации.

Вместе с тем, возможность использования денежных средств организации не освобождает работников – владельцев «корпоративных карт» представлять подтверждающие расходование документы.

Как и в случае операций с наличными денежными средствами, порядок ведения которых в Российской Федерации утвержден Решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, основанием для списания денежных средств с подотчетного лица является авансовый отчет с приложением к нему первичных оправдательных документов.

Форма авансового отчета (№ АО-1) утверждена Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет».

На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы затрат по ним. Документы, приложенные к авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления унифицированная форма первичной учетной документации применяется юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.

Кроме того, согласно пункту 3.1 Положения №266-П операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и (или) в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и пр.), предусмотренных банковскими правилами и (или) договорами, заключенными между участниками расчетов. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

Таким образом, основанием для списания подотчетных средств является авансовый отчет работника с приложением подтверждающих документов по всем операциям, совершенным с использованием банковской карты.

Что касается позиции заявителя о получении командировочных расходов на зарплатные карточки работников, то согласно Письму Банка России от 18.12.2006 № 36-3/2408 выдача денежных средств организацией под отчет своим работникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации, не предусмотрена.

Выдача организациями денег под отчет своим работникам для совершения указанных расходов производится наличными деньгами в соответствии с пунктами 10, 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.

В любом случае, принимая во внимание требования Положения №266-П, работники общества, получившие на расчетные (зарплатные) банковские карты командировочные денежные средства, обязаны отчитаться об их расходовании, либо осуществить их возврат. До совершения указанных действий у налогоплательщиков имеется право на распоряжение денежными средствами, то есть подлежащий обложению НДФЛ доход.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Статья 41 НК РФ, на которую ссылается заявитель, определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

В ходе налоговой проверки инспекцией было установлено, что за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 через Архангельское ОСБ СБ РФ и ФКБ ОАО «Сбербанк» обществом произведено перечисление на корпоративные и зарплатные карты работников общества 53 617 947 руб.

По данным бухгалтерских балансов за 2007 – 2009 годы, представленных ООО «Автоколонна – 2005» в налоговый орган, задолженность персонала перед обществом по балансовому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отсутствует.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО5 (протокол допроса №25-05/179 от 05.05.2010), работавший в 2007-2008 бухгалтером общества, показал, что документы, подтверждающие расходование денежных средств с корпоративных карточек в бухгалтерию не представлялись, деньги обналичивались ФИО4 и ФИО3 и использовались ими в личных целях.

Оценив собранные налоговым органом доказательства в совокупности, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимая во внимание отсутствие у общества документов, подтверждающих расходование денежных средств, перечисленных на банковские карты, суд полагает, что налоговый орган правомерно учел их при расчете налоговой базы по НДФЛ.

Неисполнение налоговым агентом обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога с выплаченных физическим лицам доходов влечет начисление пеней на суммы недоимки.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени - это способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Пени как правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц у налогового агента возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика.

Таким образом, действия инспекции по начислению пеней на суммы не удержанного обществом налога на доходы физических лиц обоснованны.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.01.2010 № 12000/09.

Поскольку общество не исчислило и не перечислило в бюджет налог на доходы физических лиц, инспекция правомерно привлекла общество к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию с доходов работников.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области №25-05/12272 от 09.07.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения заявителя к ответственности в виде уплаты 1309271 руб. штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, начисления заявителю 1858059 руб. пени за неудержание и неперечисление 6546356 руб. налога на доходы физических лиц.

  Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья А.А.Чурова