ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11503/07 от 26.12.2007 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-11503/2007

Дата принятия мотивированного решения    декабря 2007 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Бекаровой Е.И.

при ведении протокола судебного заседания судьёй Бекаровой Е.И.,

в заседании суда декабря 2007 года рассмотрел дело №АО5-11503/2007

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ависта Сервис»

об оспаривании  постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу

о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

при участии в заседании представителей:

заявителя: ФИО1;

ответчика (административного органа): не явился, о рассмотрении дела извещён;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ависта Сервис" (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании  вынесенного в его адрес постановления №16 от 29 августа 2007 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, административный орган) о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за совершение административного правонарушения, выразившегося в пользовании недрами месторождения «Сазоновское» (добыча песка) без разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Проверкой по материалу КУСП №2994 УВД Ненецкого автономного округа установлено, что 19 июля 2007г. около 10 часов 40 минут на месторождении песка «Сазоновское» работниками ООО «Ависта Сервис» под руководством начальника юридического отдела ФИО1 осуществлялась добыча песка. Всего было изъято 58,82куб. метра песка.

В ходе проведения проверки было установлено, что общество не имеет лицензии на право пользования недрами месторождения песка «Сазоновское», правом добычи песка на данном месторождении на основании лицензии НРМ 00572 ТЭ, договора об условиях пользования недрами №40 от 26.11.2001г. обладает ООО «Нэвада».

Постановлением от 17.08.2007г. прокурором НАО на основании статьи 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 28.4 КоАП РФ в отношении ООО «Ависта Сервис» возбуждено производство об административном правонарушении, которое, в соответствии со статьёй 23.22 КоАП РФ было направлено для рассмотрения в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по НАО.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.08.2007г. указывает на отсутствие договора на добычу песка на данном месторождении у ООО «Ависта Сервис» с ООО «Нэвада». Копия постановления вручена представителю ООО «Ависта Сервис» 17.08.2007г.

23 августа 2007 года административным органом был составлен протокол № 14 об административном правонарушении в отношении ООО «Ависта Сервис» в присутствии представителя общества ФИО1, уполномоченного доверенностью №35 от 22.08.2007г., в котором указано на то, что общество осуществляет добычу песка на месторождении «Сазоновское», не имея на осуществление данного вида деятельности соответствующей лицензии.

По результатам рассмотрения 29 августа 2007г. материалов проверки административным органом было вынесено постановление о признании ООО «Ависта Сервис» виновным в совершении административного правонарушения – пользование недрами без разрешения (лицензии), ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.3 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Общество не согласно с вынесенным постановлением, просит признать его незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку общество не осуществляло недропользование, а приобретало песок у ООО «Нэванда».

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Общества и административного органа, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с положениями частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как установлено статьей 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, вещественными доказательствами.

На основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются его объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (вина в форме умысла или неосторожности).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, на которые посягает данный вид правонарушения. Совокупность всех общественных отношений, охраняемых нормами с административной санкцией, называется общим объектом административного правонарушения. Любое правонарушение так или иначе затрагивает эти отношения.

Признаки, характеризующие внешнюю сторону административного правонарушения, составляют объективную сторону состава. К ним относятся: противоправное деяние, его последствия, причинная связь между ними, другие признаки (обстановка, орудия правонарушения и др.).

По существу состав административного правонарушения является главным нормативным основанием административной ответственности. Закрепление в норме его признаков является гарантией законности в применении института административной ответственности. К ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения.

Отсутствие хотя бы одного из предусмотренных в законе признаков означает отсутствие состава административного правонарушения в целом, следовательно, и отсутствие оснований административной ответственности. Отсутствие события и состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельствами, исключающими производство по делу, в этих случаях оно не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Следовательно, административный орган обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу, что административным органом не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.3 КоАП РФ.

Доводы общества о том, что общество не осуществляло недропользование в виде добычи полезного ископаемого – песка – на Месторождении «Сазоновское», а возмездно приобретало песок в собственность у владельца лицензии ООО «Нэванда» по договору купли-подажи, суд принимает во внимание при вынесении решения, так как они подкреплены доказательствами: счетами ООО «Нэванда» №1 от 21 июля 2007 года и №3 от 21 августа 2007 года за песок в количестве 300 кбм, платёжными поручениями №197 от 24.08.2007г. и №607 от 23.07.2007г. об оплате заявителем указанных выше счетов, дополнительным соглашением к договору купли-продажи песка от 21 июля 2007 года.

Указанные доказательства в их совокупности свидетельствуют о наличии между ООО «Ависта Сервис» и ООО «Нэвада» отношений по купле-продаже песка. Административный орган не опроверг документально указанных обстоятельств.

Таким образом, привлечение заявителя к административной ответственности по ст.7.3 КоАП РФ произведено в нарушение нор статьи 24.5 указанного Кодекса при отсутствии события административного правонарушения и объективной (внешней) стороны состава административного правонарушения, что влечёт удовлетворение заявления общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа №16 от 29 августа 2007 года.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №16 от 29 августа 2007 года, принятое в г.Нарьян-Маре Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ависта Сервис», расположенного по адресу: 166700, Ненецкий автономный округ, <...>/а, к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова