ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11536/09 от 05.11.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации
 РЕШЕНИЕ

  г. Архангельск

Дело №

А05-11536/2009

12 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения вынесена 5 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трофимовой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области

к обществу с ограниченной ответственностью «Орбита»

3-е лицо Ланщикова Кадрия Альтафутдиновна

о взыскании 14 642 руб. 92 коп.

при участии в заседании: не явились (извещены)

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Орбита» (далее – Общество) 14 642 руб. 92 коп. убытков, возникших в связи с излишней выплатой пенсии в период с 25.08.2006 по 30.06.2009 бывшему работнику Общества Ланщиковой К.А.

Общество возражений на иск не представило.

Определением суда от 07.10.2009 к участию в деле 3-м лицом привлечена Ланщикова К.А.

Стороны надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон на основании п.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса России.

Изучив материалы дела, суд установил.

На основании заявления Ланщиковой Кадрии Альтафутдиновны 25.08.1956 г.р. ей с 07 июня 1995 года была назначена пенсия по инвалидности.

23.08.2006 Ланщикова К.А. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пении по старости.

С 25.08.2006 Ланщиковой К.А. была назначена к выплате трудовая пенсия по старости, размер которой был определен на основании справки №12 от 14.08.2006, выданной ООО «Орбита» о размере заработной платы Ланщиковой К.А. за период ее работы в Обществе с 01.01.1988 по 09.03.1993.

В мае 2009 года Управлением была проведена проверка достоверности сведений о заработной плате застрахованного лица – Ланщиковой К.А.

В ходе проверки было установлено, что в сумму заработной платы Ланщиковой К.А. указанной за период с 01.06.1991 по 15.03.1993 в справке №12 от 14.08.2006, были включены выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, а именно: денежная компенсация за неиспользованный отпуск, квартальное пособие на детей, пособие гражданам, имеющим детей от 6 до 16 лет, материальная помощь.

По результатам проверки составлен акт №13 от 28.05.2009, который доведен до сведения Общества. Обществу предложено представить справку о заработной плате Ланщиковой К.А., исключив суммы, учтенные в составе заработной платы, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд.

Уведомлением №1716 от 01.06.2009 ООО «Орбита» было приглашено 02.06.2009 на заседание комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, однако Общество своего представителя не направило.

На заседании комиссии было вынесено заключение о том, что включение в среднемесячный заработок Ланщиковой К.А. выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд (денежная компенсация за неиспользованный отпуск, квартальное пособие на детей, пособие гражданам, имеющим детей от 6 до 16 лет, материальная помощь) произведено необоснованно, повлекло увеличение ее среднемесячного заработка и, соответственно, увеличение размера пенсии, назначенного на основании справки №12 от 14.08.2006. В результате этого за период с 25.08.2006 по 30.06.2009 ей была излишне выплачена пенсия в сумме 14 642 руб. 92 коп.

04.06.2009 Общество представило в Управление новую справку о размере заработной платы Ланщиковой К.А., в которой из суммы заработной платы были исключены денежная компенсация за неиспользованный отпуск, квартальное пособие на детей, пособие гражданам, имеющим детей от 6 до 16 лет, материальная помощь.

На основании справки от 04.06.2009 Управление произвело перерасчет пенсии Ланщиковой К.А. в сторону уменьшения с 01.07.2009.

Поскольку излишняя выплата пенсии была произведена в связи и на основании документа, составленного ООО «Орбита», Управление обратилось в суд с требованием о взыскании суммы излишне выплаченной пенсии.

Как следует из материалов дела, на момент обращения Ланщиковой К.А. за выплатой пенсии действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», т.е. пенсия была назначена до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этих целях определяется расчетный размер пенсии.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Обратившись с заявлением от 23.08.2006 о назначении трудовой пенсии по старости, Ланщикова К.А. представила справку №12, выданную Обществом 14.08.2006, о размере ее среднемесячного заработка за период с 01.01.1988 по 15.03.1993, на основании которой была назначена трудовая пенсия по старости и рассчитан ее размер.

Управление считает, что излишняя выплата пенсии произошла вследствие необоснованного включения в состав среднего заработка в период с 01.06.1991 по 15.03.1993 ряда выплат, произведенных Ланщиковой К.А.

Поскольку для перерасчета пенсии принимался среднемесячный заработок Ланщиковой К.А. за период с 01.01.1988 по 15.03.1993, то для решения вопроса об обоснованности включения тех или иных сумм в состав среднего заработка подлежит применению законодательство, действовавшее в соответствующий период, за который исчислен средний заработок.

Статья 100 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривала, что в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.

При этом суд считает необходимым отметить, что законодательство, действовавшее в период 1991-1993г.г., не ставило определение среднего заработка, из которого начисляется пенсия, в зависимость от начисления и уплаты взносов в Пенсионный фонд. Соответствующая норма была введена только в 1997 году с принятием Федерального закона №52-ФЗ от 17.03.1997, которым было изменено содержание статьи 100 Закона от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и она была изложена в следующей редакции: «В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пенсионный фонд РСФСР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 был утвержден Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР, пунктом 2 которого была предусмотрена обязанность работодателя начислять и уплачивать страховые взносы на все виды заработка (дохода), из которого в соответствии с законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия.

Постановлением Правления пенсионного фонда РСФСР от 31.05.1991 №102 была утверждена Временная инструкция о порядке уплаты страховых взносов Пенсионный фонд РСФСР, в пункте 6 которой было установлено, что взносы начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной и натуральной форме, из которых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия. В пункте 7 Временной инструкции содержался перечень выплат, на которые не начисляются взносы, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи.

Указанные выше подзаконные акты регулировали вопросы начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, не устанавливая норму об определении размера средней заработной платы для исчисления пенсии, которая была сформулирована в статье 100 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».

При этом положения статьи 100 вышеназванного Закона РСФСР предусматривали общую норму о том, что для исчисления средней заработной платы учитывается оплата (выплаты) за труд (выполнение трудовых функций) и не учитываются иные выплаты, не являющиеся собственно оплатой труда.

Поскольку денежная компенсация за неиспользованный отпуск, квартальное пособие на детей, пособие гражданам, имеющим детей от 6 до 16 лет, материальная помощь не относятся собственно к оплате (вознаграждению) за труд, то позиция Управления в том, что данные выплаты были необоснованно включены в состав среднемесячного заработка, являются правомерной. Вместе с тем о необоснованности включения данных выплат в состав средней заработной платы свидетельствует не то, что на них не начисляются взносы в Пенсионный фонд, а то, что такие выплаты по своему характеру не подлежали учету в составе среднего заработка в силу статьи 100 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1.

Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ), физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения; эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий; имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

Под достоверностью сведений понимается соответствие указанных сведений действительности, отсутствие ошибок и искажения информации фактическим данным и обстоятельствам.

Поскольку в пункте 1 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» речь идет о сведениях, представляемых физическими и юридическими лицами для назначения пенсии или ее перерасчета, достоверность сведений означает достоверность информации о стаже, заработке, возрасте, о нахождении лиц на иждивении, о трудоспособности, о перечисляемых пенсионных взносах и т.п.

Согласно положениям статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

Изложенные выше обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб подлежит возмещению Обществом, выдавшим Ланщиковой К.А. справку №12 от 14.08.2006, содержащую недостоверные сведения о размере заработной платы за период с с 01.06.1991 по 15.03.1993, поскольку содержащиеся в такой справке ошибочные сведения послужили основанием для расчета трудовой пенсии.

Таким образом, причиной выплаты излишней суммы пенсии за указанный Управлением период стала справка, содержащая недостоверные сведения о размере заработной платы за период с 01.06.1991 по 15.03.1993.

Излишняя выплата пенсии произошла по вине Общества, допустившего ошибки при определении размера среднего заработка его бывшего работника, необоснованно включившегося в сумму средней заработной платы выплаты единовременного характера и выплаты, не являющиеся вознаграждением за труд (социальные выплаты в виде пособий), что повлекло завышение суммы пенсии, подлежащей и фактически выплаченной 3-му лицу. То есть факт причинения ущерба находится в прямой причинной связи с допущенной ошибкой.

В связи с этим сумма излишне выплаченной пенсии подлежит взысканию Общества в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса России на ответчика относится государственная пошлина по иску и подлежит взысканию в федеральный бюджет.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орбита» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 14 642 руб. 92 коп. излишне выплаченной пенсии.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орбита» в федеральный бюджет 585 руб. 71 коп. госпошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.

Судья Шапран Е.Б.