АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
января 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-11587/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года
Полный текст решения изготовлен января 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании 19 января 2022 года дело по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска (ОГРН <***>; адрес: 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Плюснина, дом 7)
к контрольно-счетной палате муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН <***>; адрес: 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Бойчука, дом 3, офис 411)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Нотариальной палаты Архангельской области (ИНН <***>, адрес: 163046, <...>) и ООО «Мауль Дент» (ИНН <***>, адрес: 164522, <...>),
о признании недействительным представления в части,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.12.2020, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 14.01.2022, ФИО3, ФИО4 по доверенности от 15.11.2021, от третьих лиц – не явились,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате муниципального образования "Северодвинск" (далее – ответчик) о признании недействительным представления №П-16/2021 от 13.08.2021 в части:
- дефиса 1 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.1 итоговой части представления;
- дефиса 2 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.1 итоговой части представления;
- дефиса 3 подпункта 1.1 пункта 1, дефиса 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.6 итоговой части представления;
- дефиса 4 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления, в частности, осуществления контроля не в полной мере за выполнением условия договора аренды с ИП ФИО5 (стр. 22 акта) и пункта 2.3 итоговой части представления;
- подпункта 2.1 пункта 2 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.4 итоговой части представления (в частности требования об отражении сведений в реестре об ограничениях (обременениях);
- пункта 5 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.7 итоговой части представления.
Заявитель уточнил заявленное требование, просит признать недействительным представление №П-16/2021 от 13.08.2021 в части:
- дефиса 1 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.1 итоговой части представления;
- дефиса 3 подпункта 1.1 пункта 1, дефиса 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.6 итоговой части представления (за исключением договора аренды от 20.04.2021 № 03-05/025-21);
- дефиса 4 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления, в частности, осуществления контроля не в полной мере за выполнением условия договора аренды с ИП ФИО5 (стр. 22 акта);
- подпункта 2.1 пункта 2 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.4 итоговой части представления (в частности требования об отражении сведений в реестре об ограничениях (обременениях);
- пункта 5 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.8 итоговой части представления.
Уточнение принято судом.
Ответчик с требованием заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.
Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Северодвинск» на 2021 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Северодвинска от 25.12.2020 № 49-п (в редакции от 24.06.2021), проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе исполнения полномочий по осуществлению контроля за выполнением условий договоров аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества за 2020 год и текущий период 2021 года» в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска.
В ходе контрольного мероприятия в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска выявлены нарушения и недостатки.
13.08.2021 в отношении Комитета внесено представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Северодвинск», согласно которому заявителю требуется:
1. Рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
2. Принять меры по пресечению и предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов:
2.1. Разработать и обеспечить внесение на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в муниципальные правовые акты в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством.
2.2. Обеспечить соблюдение требований муниципальных правовых актов при проведении мероприятий по проверке использования имущества и выявления неэффективно используемого имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Северодвинск».
2.3. Рассмотреть вопрос о проведении внеплановой проверки использования муниципального имущества и выполнения условий договора аренды № 03-07/625-14 от 20.01.2014 с индивидуальным предпринимателем ФИО5, в том числе сдачи арендованного помещения в субаренду.
2.4. Обеспечить соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества.
2.5. Обеспечить соблюдение требований по государственной регистрации договоров аренды.
2.6. Привести договоры аренды недвижимого и движимого муниципального имущества в части установления размера арендной платы в соответствии с Положением № 140.
2.7. Привести учетную политику КУМИ в соответствие с требованиями действующего законодательства.
2.8. Обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
3. Рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности к лицам, допустившим нарушения норм действующего законодательства.
О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах КУМИ обязан уведомить Контрольно-счетную палату Северодвинска в письменной форме с приложением подтверждающих документов (на бумажных носителях либо в электронном виде) в течение одного месяца со дня получения представления.
Не согласившись с вынесенным представлением в части, Комитет обратился в суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения).
Заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ к полномочиям органов внешнего государственного финансового контроля относится контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Согласно положениям частей 2, 4 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ (в редакции от 30.04.2021) контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет в том числе следующие основные полномочия: контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ определены объекты контроля: органы местного самоуправления и муниципальные органы, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).
Контрольно-счетная палата Северодвинска, являясь уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля, в рамках реализации полномочий, установленных статьей 9 Федерального закона № 6-ФЗ, и в соответствии с Уставом городского округа Архангельской области «Северодвинск», принятом на местном референдуме 16 июня 1996 года (далее - Устав), Положением о Контрольно-счетной палате Северодвинска, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 28.11.2013 № 34, провела в КУМИ в период с 12.05.2021 по 23.07.2021 контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе исполнения полномочий по осуществлению контроля за выполнением условий договоров аренды и безвозмездного пользования муниципального имущества за 2020 год и текущий период 2021 года» и вынесла оспариваемое представление.
Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку содержит властные указания по устранению выявленных проверкой нарушений, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.
По дефису 1 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункту 2.1 итоговой части представления
В ходе проверки установлено несоответствие муниципальных правовых актов требованиям законодательства Российской Федерации, а именно Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 28.02.2008 № 11 (далее - Положение о Комитете), на КУМИ не возложена функция по ведению реестра муниципального имущества (пункт 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) (дефис 1 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления).
Согласно пункту 2.1 итоговой части представления на Комитет возложена обязанность разработать и обеспечить внесение на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в муниципальные правовые акты в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок № 424). Пунктом 2 Порядка № 424 установлено, что объектами учета в реестре является в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
В соответствии со статьями 55, 57 Устава имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Северодвинск», средства местного бюджета, а также имущественные права, составляют экономическую основу местного самоуправления Северодвинска.
Органы местного самоуправления Северодвинска в пределах полномочий, установленных Уставом, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
Администрация муниципального образования «Северодвинск» ведет реестр муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 47 Устава Администрация Северодвинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Согласно пункту 2 статьи 48 Устава в структуру Администрации Северодвинска, которая утверждается Советом депутатов Северодвинска, могут быть, в том числе включены функциональные и отраслевые органы Администрации Северодвинска.
Пунктом 5 статьи 48 Устава органы Администрации Северодвинска решением Совета депутатов Северодвинска могут наделяться правами юридического лица. Органы Администрации Северодвинска, являющиеся юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых Советом депутатов Северодвинска, и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
С целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом на территории Северодвинска решением городского Совета депутатов муниципального образования «Северодвинск» от 28.02.2008 № 11 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска (далее - Положение о Комитете), в соответствии с которым КУМИ является органом Администрации муниципального образования «Северодвинск».
В силу установленных правил Порядком № 424 в соответствии с пунктом 2 постановления Администрации муниципального образования «Северодвинск» от 01.04.2015 № 154-па организация учета муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества в муниципальном образовании «Северодвинск» возложено на КУМИ.
Вместе с тем, как установлено КСП, Положением о Комитете на КУМИ не возложена функция по ведению реестра муниципального имущества. При этом пунктом 3 Положения о Комитете определен перечень функций КУМИ, который является исчерпывающим, в перечне функций КУМИ не отражено исполнение «иных функций».
Довод заявителя о том, что понятие учета муниципального имущества включает в себя, в том числе и ведение реестра муниципального имущества, судом не принимается. О разделении данных понятий свидетельствует также положение, утвержденное постановлением Администрации Северодвинска от 01.04.2015 № 154-па, которое предусматривает порядок организации как учета муниципального имущества, так и ведении реестра муниципального имущества.
В пользу позиции ответчика свидетельствует и тот факт, что функции учета муниципального имущества осуществляет и Управление градостроительства и земельных отношений Администрации Северодвинска, являющееся функциональным органом Администрации Северодвинска, тогда как ведение реестра муниципального имущества, в том числе земельных участков, относится исключительно к полномочиям КУМИ.
Ссылка заявителя об отсутствии противоречия между Положением о КУМИ и пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежит отклонению, поскольку в данном случае КСП какие-либо противоречия не были установлены.
На основании изложенного выводы КСП, изложенные под дефисом 1 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и в пункте 2.1 итоговой части представления, являются обоснованным. Требование заявителя в указанной части не подлежит удовлетворению.
По дефису 3 подпункта 1.1 пункта 1, дефису 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.6 итоговой части представления (за исключением договора аренды от 20.04.2021 № 03-05/025-21)
В ходе проверки установлено, что в Положении о расчете арендной платы за пользование муниципальным имуществом, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска от 30.11.2006 № 140 (далее - Положение № 140), присутствуют неопределенности и разночтения в применении для расчета размера арендной платы коэффициентов К1 и К2 (Приложения № 1, 2 к Положению № 140) (дефис 3 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления).
В ходе проверки установлено ненадлежащее исполнение КУМИ возложенных полномочий: нарушения при определении размера арендной платы, взимаемой с арендаторов муниципального имущества, в результате недопоступление неналоговых доходов в местный бюджет составило 20 609,67 рублей (пункты 2.1, 2.2 Положения № 140) - дефис 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления.
Пунктом 2.6 итоговой части представления Комитету предписано привести договоры аренды недвижимого и движимого муниципального имущества в части установления размера арендной платы в соответствии с Положением № 140.
В соответствии с Приложениями № 1 и № 2 Положения № 140 для расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом применяются коэффициенты К1 и К2, учитывающие местоположение объекта аренды и вид деятельности, осуществляемый на объекте аренды.
Примечанием к Приложению № 1 Положения № 140 коэффициент К1 применяется с максимальным значением в случае, если здание (помещение) расположено на пересечении двух улиц, независимо от присвоенного гражданского адреса. Конкретных условий определения местоположения здания (помещения в здании) по координатам «на пересечение двух улиц» не предусмотрено. Тем самым, возникает неопределенность по определению коэффициента К1, либо по графической схеме улиц (геолокации), либо по расположению границ земельного участка, либо по линейному объекту (угловое здание).
Кроме того, как установлено КСП, Приложение № 2 Положения № 140 содержит перечень видов деятельности, не соответствующий Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД-2). Поскольку виды деятельности, указанные в Приложении №2 Положения № 140, не соответствуют Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), не представляется однозначно определить, чем занимается арендатор в рамках данного вида деятельности.
При этом в предмете договоров аренды указан термин «вид использования» помещения арендатором, что не является тождественным.
На основании изложенного суд соглашается с выводом ответчика о том, что в Положении № 140 присутствуют неопределенности и разночтения в применении для расчета размера арендной платы коэффициентов К1 и К2 (Приложения № 1, 2 к Положению № 140). Оснований для признания дефиса 3 подпункта 1.1 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления недействительным не имеется.
Как установлено в ходе проверки, согласно договору аренды № 03-05/006-21 от 21.12.2020 нежилое помещение площадью 20,9 кв.м., расположенное по адресу: <...> передано во временное владение и пользование Нотариальной палате Архангельской области под архив.
Приложением № 2 Положения № 140 установлены значения коэффициента К2 по видам деятельности, в том числе:
- ремонтно-строительные услуги, строительство, бытовые услуги непроизводственного характера, общественное питание без реализации алкосодержащей продукции (включая пиво), хранение товаров, продукции, инвентаря (включая использование гаражей для стоянки автомобилей) в помещениях площадью до 500 кв. м - 0,8;
- иные виды деятельности, не вошедшие в данный перечень - 1,0.
При этом значение коэффициента К2 по виду деятельности «архив» не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 140 пунктом 3 вышеуказанного договора Нотариальной палате Архангельской области установлена плата за пользование помещением, при расчете которой применен коэффициент К2 равный значению 0,8 (хранение товаров, продукции, инвентаря в помещениях площадью до 500 кв. м).
В ходе контрольного мероприятия произведен осмотр нежилых помещений, сданных в аренду, в том числе помещения, расположенного по адресу: <...>, переданного Нотариальной палате Архангельской области согласно договору аренды № 03-05/006-21 от 21.12.2020 для использования в качестве архива.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле Российской Федерации» определено понятие «архив» - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.
Таким образом, КСП обоснованно установлено, что коэффициент К2 со значением 0,8 по виду деятельности «хранение товаров, продукции, инвентаря в помещениях площадью до 500 кв. м» к термину «архив» не применим.
При этом ссылки заявителя на наличие в спорном помещении архивного оборудования и оборудованного рабочего места архивариуса судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не определяет вид деятельности «хранение товаров, продукции, инвентаря».
Согласно письму Нотариальной палаты Архангельской области (исх. от 22.07.2021 № 837) в соответствии с пунктом 91.01 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) дополнительным видом деятельности Нотариальной палаты Архангельской области является деятельность библиотек и архивов. Эта группировка включает деятельность государственных архивов. Нежилое помещение, расположенное по адресу <...>, используется для обеспечения сохранности и учета нотариальных документов Северодвинской государственной нотариальной конторы, нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальном округе Город Северодвинск Архангельской области.
Таким образом, расчет арендной платы произведен с применением пониженного коэффициента К2, и сумма недополученных неналоговых доходов в местный бюджет, по расчету ответчика составила 20 609,67 рублей, в том числе: за 2020 год - 15 457,25 руб.; за 4 месяца 2021 года - 5 152,42 руб.
Оснований для признания дефиса 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления недействительным у суда не имеется.
В ходе контрольного мероприятия в процессе изучения нормативных правовых актов, принятых Советом депутатов Северодвинска и Администрацией Северодвинска, выявлены разночтения и противоречия в применении коэффициента К1, учитывающего местоположение объекта аренды при расчете арендной платы по договору аренды № 03-07/744-18 от 08.08.2018, заключенного с ООО «Мауль Дент».
Согласно пункту 1 вышеуказанного договора аренды Арендодатель сдает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование нежилое встроенное помещение общей площадью 65,4 кв. м, расположенное в г. Северодвинске по адресу: улица Капитана ФИО6, дом 31.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 140 пунктом 3 вышеуказанного договора ООО «Мауль Дент» установлена плата за пользование помещением, при расчете которой применен коэффициент К1 равный значению 1,8 - местоположение ул. ФИО7 (от ул. Гагарина до б-ра Строителей), то есть с учетом примечания к Приложению № 1 Положения № 140.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 140 размер платы за аренду помещений и нежилых зданий определяется по формуле, которая включает в себя коэффициент К1, учитывающий местонахождение объекта аренды. Значения коэффициента К1 установлены Приложением № 1 Положения № 140.
Согласно примечанию Приложения № 1 Положения № 140 при расположении здания (помещения) на пересечении двух улиц, независимо от присвоенного гражданского адреса, устанавливается коэффициент К1 с максимальным значением. При этом, Положением № 140 понятие термина «здание, расположенное на пересечении двух улиц» не определено, в том числе не указаны критерии, определяющие местоположение здания, находящегося на пересечении улиц. Действующим законодательством Российской Федерации понятие термина «здание, расположенное на пересечении двух улиц» также не определено.
Вместе с тем, Приложением № 1 Положения № 140 коэффициент К1 по местоположению ул. Капитана ФИО6 установлен в значении 1,2.
Суд соглашается с выводом контрольно-счетной палаты Северодвинска о том, что объект аренды, а именно помещение, находится строго по ул. Капитана ФИО6, д.31, так как находится с противоположного от пересечения улиц торца здания, на расстоянии более 80 м от тротуара по улице ФИО7 и однозначно не находится на пересечении улиц ФИО7 и ФИО6, что подтверждается скриншотом фрагмента с Яндекс.карты «Подробная карта городской округ Северодвинск Архангельской области», размещенной в информационно-телекоммуникационной системе «Интернет» https://kartarf.ru/rayony/gorodskoy-okrug-severodvinsk.
Довод заявителя о том, что сам дом № 31 по ул. ФИО6, в котором находится спорное помещение, находится на пересечении двух улиц, судом не принимается, поскольку в данном случае объектом аренды является не все здание в целом, а только помещение в нем. При этом в примечании Приложения № 1 Положения № 140 обозначены помещения как самостоятельные объекты аренды.
Таким образом, при проверке обоснованности применения коэффициентов при расчете арендной платы, установленных Положением № 140, Контрольно-счетной палатой Северодвинска сделан правомерный вывод, что размер арендной платы по договору аренды с ООО «Мауль Дент» завышен, в связи с применением коэффициента К1, не соответствующему Положению № 140.
При таких обстоятельствах, требование ответчика, изложенное в пункте 2.6 итоговой части представления, привести договоры аренды недвижимого и движимого муниципального имущества в части установления размера арендной платы в соответствии с Положением № 140 является правомерным.
Кроме того, ответчиком в ходе проверки было установлено необоснованное применение заявителем коэффициента К2, учитывающего вид деятельности, равный значению 0,3 по договору аренды № 03-05/025-21 от 20.04.2021 с региональной спортивной организацией Архангельской области «Федерация Практической Стрельбы «Стрелковый клуб «Архангел».
Данное нарушение отражено ответчиком в акте проверки от 09.07.2021 № АП-14/2021 (стр.25-26). Не согласившись с выводами ответчика относительно расчета арендной платы по договору № 03-05/025-21 от 20.04.2021, заявителем приведены доводы в обоснование своей позиции.
Вместе с тем, акт проверки не является предметом рассмотрения настоящего спора. При этом как следует из пояснений сторон, в настоящее время договор № 03-05/025-21 от 20.04.2021 расторгнут, заявитель оспаривает пункт 2.6 итоговой части представления за исключением договора аренды № 03-05/025-21 от 20.04.2021, в связи с чем доводы заявителя относительно указанного договора судом не принимаются.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании недействительным представления в части дефиса 3 подпункта 1.1 пункта 1, дефиса 3 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.6 итоговой части представления (за исключением договора аренды от 20.04.2021 № 03-05/025-21) не подлежит удовлетворению.
По дефису 4 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления, в частности, осуществления контроля не в полной мере за выполнением условия договора аренды с ИП ФИО5 (стр. 22 акта)
В ходе проверки установлено, что не в полной мере осуществлен контроль за выполнением условий договоров с пользователями муниципального имущества (пункт 3.15 Положения о Комитете).
Согласно договору аренды № 03-07/625-14 от 20.01.2014 нежилое помещение площадью 74,6 кв.м., расположенное по адресу: <...>, передано во временное владение и пользование ИП ФИО5 для оказания бытовых услуг непроизводственного характера.
В соответствии с разрешением № 03-08/01-21 от 10.02.2021 на субаренду к договору № 03-07/625-14 от 20.01.2014, выданному ИП ФИО5 (далее - арендатор), арендатору было предоставлено право на передачу в субаренду ИП ФИО8 части помещения общей площадью 3,0 кв.м для ведения парикмахерской деятельности.
Доступ в помещение предоставлен наемным работникам субарендатора ФИО9, осмотр произведен в его присутствии. На момент проведения осмотра фактического осуществления деятельности по оказанию бытовых услуг непроизводственного характера ИП ФИО5 не установлено.
В помещении общей площадью 19,2 кв.м., переданная в субаренду площадь 3 кв.м., не изолирована. При этом в помещении оборудованы два рабочих места для оказания парикмахерских услуг работниками субарендатора. При визуальном осмотре установлено, что два рабочих места субарендатора по площади больше, чем предусмотрено договором субаренды № 1/2021 от 10.02.2021, не исключена возможность использования всей площади помещения 19, кв.м.
На основании изложенного КСП усмотрела признаки нарушения условий договора аренды в части цели использования помещения, сдачи арендованного помещения в субаренду, некорректного расчета арендной платы в части применения коэффициента К6, учитывающего право арендатора на сдачу части площадей в субаренду и недополучение неналоговых доходов местный бюджет.
Пунктом 3.15 Положения о комитете к функциям Комитета отнесено осуществление контроля за выполнением условий договоров с пользователями (покупателями) муниципального имущества.
При таких обстоятельствах вывод Контрольно-счетной палаты Северодвинска, изложенный в дефисе 4 подпункта 1.2 пункта 1 описательно-мотивировочной части представления в части осуществления контроля не в полной мере за выполнением условия договора аренды с ИП ФИО5 обоснован.
Требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежит.
По подпункту 2.1 пункта 2 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.4 итоговой части представления (в частности требования об отражении сведений в реестре об ограничениях (обременениях).
Как установлено в ходе проверки, в разделе 1 реестра муниципального имущества не отражены сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества и об установленных в его отношении ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения (пункт 5 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 4 Порядка ведения реестра № 424, пункт 43.1 Положения об учете имущества № 154-па).
Согласно пункту 2.4 итоговой части представления Комитету необходимо обеспечить соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества.
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах, установлены Порядком № 424.
Согласно пункту 2 Порядка № 424 объектами учета в реестрах являются в том числе находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 424 в раздел 1 реестра муниципального имущества включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:
- наименование недвижимого имущества;
- адрес (местоположение) недвижимого имущества;
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- сведения о кадастровой стоимости недвижимости имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Таким образом, для внесения в реестр объекта учета необходимы документы - основание возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество и об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Согласно пункту 4.1 Положения № 154-па в раздел 1 включаются сведения в соответствии с пунктом 4 Порядка № 424, в том числе: об объектах нежилого фонда; об объектах жилищного фонда; об объектах незавершенного строительства; о прочих объектах недвижимости.
Доводы заявителя в части отражения в реестре муниципального имущества сведений об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения только на текущий момент и не отражения сведений, утратившие свое действие, основаны на неверном толковании норм правовых актов.
В ходе контрольного мероприятия КУМИ для проверки направлен реестр недвижимого и движимого муниципального имущества муниципального образования «Северодвинск» в электронном виде (раздел 1 и 2), представляющий собой информационно-справочную базу данных в компьютерной программе «Microsoft Excel», содержащую перечень объектов учета муниципальной собственности и данные о нем.
В связи с тем, что реестр находящегося в муниципальной собственности имущества, ведется непрерывным способом, это позволяет вести пообъектный учет с возможностью хранения всей истории значений реквизитов каждого объекта, осуществлять хранение и просмотр истории всех правовых отношений, возникающих по поводу каждого объекта учета.
Вопреки доводам заявителя действующим законодательством, в том числе Положением № 154-па не предусмотрено исключение из реестра сведений, об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, утративших свое действие. При этом актуальные сведения на определенную дату, содержащиеся в реестре, предоставляются в виде выписок из реестра, на основании письменных запросов любых заинтересованных лиц.
Следовательно, представление Контрольно-счетной палаты Северодвинска в части подпункта 2.1 пункта 2 описательно-мотивировочной части и пункта 2.4 итоговой части об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска обеспечить соблюдение правил ведения реестра муниципального имущества является правомерным.
По пункту 5 описательно-мотивировочной части представления и пункта 2.8 итоговой части представления.
В ходе проверки установлено нарушение требований к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами. При передаче имущества казны в аренду или безвозмездное пользование не оформлялись первичные учетные документы - Акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункт 20 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС «Концептуальные основы»), раздел 2 Приложения № 5 приказа Минфина России от 3003.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами Местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Приказ № 52н)).
Согласно пункту 2.8 итоговой части представления Комитету необходимо обеспечить соблюдение требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 5 части 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ предусмотрено, что обязательным реквизитом первичного учетного документа является, в том числе, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Согласно абзацу 8 пункта 3 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам Федерального казначейства, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, Рабочего плана счетов, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.
В соответствии с пунктом 16 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС «Концептуальные основы») ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении).
Согласно пункту 20 СГС «Концептуальные основы», объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни, отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора, а также единые правила применения и заполнения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Приказ № 52н).
Разделом 2 Приложения № 5 Приказа № 52н предусмотрено, что при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, между учреждениями и организациями (иными правообладателями) составляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
В соответствии с пунктом 22 Инструкции № 157н в целях учета к нефинансовым активам относится в том числе имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.
Особых положений по оформлению выбытия с балансового учета нефинансовых активов (объектов недвижимости), находящихся в государственной (муниципальной) казне, Приказ № 52н не содержит. Отражение в бюджетном учете указанного выбытия должно осуществляться в порядке, установленном СГС «Концептуальные основы», а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного (бухгалтерского) учета.
В соответствии со статьей 655 ГК РФ передача имущества арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами. Разделом 2 договоров аренды муниципального имущества предусмотрено оформление передаточных актов.
Однако, представленные к проверке передаточные акты не содержат информацию о стоимости объекта, тем самым не являются основанием для отражения в бюджетном бухгалтерском учете операций по передаче имущества казны в операционную аренду.
Следовательно, представление Контрольно-счетной палаты Северодвинска в части пункта 5 описательно-мотивировочной части и пункта 2.8 итоговой части является законным и обоснованным.
С учетом изложенного заявленное требование о признании недействительным представления в части не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам действующего законодательства ненормативного правового акта – представления № П-16/2021 от 13.08.2021, принятого Контрольно-счетной палатой муниципального образования "Северодвинск" в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска, в части дефисов 1 и 3 подпункта 1.1 пункта 1, дефиса 3 подпункта 1.2 пункта 1, дефиса 4 подпункта 1.2 пункта 1, в частности, осуществления контроля не в полной мере за выполнением условия договора аренды с ИП ФИО5 (стр. 22 акта), подпункта 2.1 пункта 2, пункта 5 описательно-мотивировочной части представления и пунктов 2.1, 2.4 (в частности требования об отражении сведений в реестре об ограничениях (обременениях), 2.6 (за исключением договора аренды от 20.04.2021 № 03-05/025-21) и 2.8 итоговой части представления.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | И.С. Юринская |