ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11645/12 от 25.10.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-11645/2012   

Резолютивная часть решения объявлена октября 2012 года .

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,

При ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Григорьевой Е.И.,

рассмотрел в судебном заседании 25 октября 2012 года дело

по заявлению открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах» в лице филиала в г.Архангельске (ОГРН 1027739362474; место нахождения: 115035, г.Москва, ул.Пятницкая, дом 12, стр.2; 163000, г.Архангельск, пр.Новгородский, дом 93)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Северодвинский отдел Онежский сектор ( место нахождения: 164840, Архангельская область, г.Онега, пр.Ленина, дом 169)

об отмене постановления от 24.08.2012  о назначении административного наказания по делу №18-24/146-35,

при участии представителей:

заявителя: Щербаковой Александры Юрьевны - по доверенности от 19.06.2012 г.,

ответчика: Поляничко Константина Викторовича - по доверенности от 21.12.2011 г.,

установил:

открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» в лице филиала в г.Архангельске (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Северодвинский отдел Онежский сектор (далее - Управление) об отмене постановления от 24.08.2012  о назначении административного наказания по делу №18-24/146-35, которым  заявитель привлечён к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Ответчик заявленное требовании е не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к обращению в арбитражный суд послужили следующие обстоятельства:

Как следует из материалов дела, открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» зарегистрировано в статусе юридического лица 28 июня 1991 года государственным учреждением «Московская регистрационная палата» по адресу: 115035, г.Москва, ул.Пятницкая, дом 12, стр.2, о чём 11 октября 2022 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись  за основным государственным регистрационным номером 1027739362474; по решению совета директоров общества от 04 февраля 2003 года  создан филиал в г.Архангельске по адресу: 163000, г.Архангельск, пр.Новгородский, дом 93 (л.д. 82-97).

На основании распоряжения от 12 мая 2012 года № Р/1912 (л.д.25-27) административным органом  в присутствии представителя общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом земельного законодательства, о чём составлен соответствующий акт от  27 июня 2012 года, вручённый представителю общества в тот же день (л.д.38-39).

Проверкой установлено, что на основании постановления Главы муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее – администрация) от 24.06.2008 N 486 «О предоставлении земельного участка в аренду» (л.д.30), между администрацией и обществом, в числе пяти арендаторов, пропорционально площадям помещений, находящихся в собственности у арендаторов, заключен договор от 29.09.2008 N 311 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности (л.д.31-36).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права  от 22 сентября 2005 года 29 АГ № 016827 обществу на праве общей долевой собственности принадлежит 24/420 доли административного здания (назначение: административно-управленческое и общественное; площадь 452,8 кв.м; инвентарный номер 832; этажность: 2; по адресу: Архангельская область, г.Онега, пр.Кирова, д.148; условный номер объекта 29:27:060102:0080:010832/00 (л.д.37).

По результатам проверки установлено, что по состоянию на 27.06.2012 обществом указанный договор аренды земельного участка, не зарегистрирован в установленном порядке, фактически общество использует указанный земельный участок без правоустанавливающих документов.

Административным органом 27.06.2012 в отношении общества в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.1 КоАП РФ; в тот же день протокол вручён представителю общества, который в объяснениях к протоколу указал «не согласны».

Административным органом 24.08.2012 вынесено постановление «о назначении административного наказания» по делу № 18-24/146-35, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Постановление направлено обществу заказным письмом и получено обществом, что представителем заявителя не оспаривается.

Не согласившись с таким постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав доказательства по делу и заслушав представителей сторон, суд считает, что заявление общества удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной данного правонарушения является в числе прочего использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Требования, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса, устанавливаются, в частности, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с главами 3 и 4 ЗК РФ, земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 ЗК РФ, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.

Своевременность оформления прав на земельный участок обеспечивается мерами административного воздействия.

Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Нарушение названных положений ЗК РФ образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на дату проверки общество использовало земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 29:27:06 0102:0021, площадью 685 кв. м, в части, соответствующей 24/420 доли в праве общей долевой собственности административного здания, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Онега, проспект Кирова, дом 148, без государственной регистрации права аренды этого земельного участка, то есть, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Кроме того, арендодатель, в пункте 2 постановления от 24 июня 2008 года № 486 «О предоставлении земельного участка в аренду» указал, что договор аренды подлежит государственной регистрации в Онежском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.30); аналогичное требование о необходимости в десятидневный срок после подписания договора обратиться с соответствующим заявлением о его государственной регистрации,  содержится и в пункте 5.2.9 договора аренды земельного участка от 29.09.2008 № 311 (л.д. 32), из чего следует, что обществом не исполнено и волеизъявление арендодателя о государственной регистрации права аренды  земельного участка.

Фактическое использование спорного земельного участка без государственной регистрации договора аренды земельного участка заявителем не оспаривается.

Таким образом, действия общества по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю образуют событие административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законам и субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что в данном случае у заявителя имелась возможность обратиться в установленном порядке за оформлением прав на земельный участок, но оно не приняло всех зависящих от него для этого мер.

В силу положений пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с нормами этого кодекса.

В силу части второй пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены нормами ЗК РФ, федеральными законами.

 Следовательно, согласно пункту 5.2.9 договора аренды земельного участка, обязанность по государственной регистрации  права аренды на земельный участок возникла у заявителя в десятидневный срок с момента подписания договора аренды.

Пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Заявитель ссылается на то, что событие правонарушения отсутствует, поскольку правоустанавливающий документ на земельный участок имеется – это заключённый обществом договор аренды земельного участка, тогда как регистрация права аренды сама по себе к правоустанавливающим документам не относится.

Суд считает изложенный довод заявителя необоснованным, поскольку в силу пункта 2 статьи 26  ЗК РФ, не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, из чего логически следует, что договоры аренды земельных участков, заключённые на срок один год и более, подлежат государственной регистрации.  Договор аренды от 29 сентября 2008 года № 486 заключён обществом на срок 3 года - по 28 сентября 2011 года, после чего аренда не прекратилась, поэтому договор аренды считается заключённым на неопределённый срок; при этом фактически общество по состоянию на дату проверки арендовало земельный участок почти четыре года.

При таких обстоятельствах норма пункта 2 статьи 26 ЗК РФ в данном случае не может быть применена, а довод заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность сторон по регистрации договоров аренды земельного участка, не соответствует законодательству.

В пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано следующее: при рассмотрении споров, связанных с регистрацией договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, необходимо учитывать, что если такой договор заключен на срок один год и более, то в соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ он подлежит государственной регистрации. Поскольку лица, указанные в пункте 3 статьи 36 ЗК РФ, могут заключить договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора при участии в нем одного или нескольких владельцев помещений в здании, находящемся на неделимом земельном участке, надлежащим образом оформленный договор, заключенный на один год и более, подлежит государственной регистрации после подачи в регистрирующий орган заявления лицами, подписавшими такой договор.

Как видно из материалов дела, в данном случае постановлением Главы муниципального образования «Онежский муниципальный округ»  от 24 июня 2008 года № 486 (л.д.30) и договором аренды от 29 сентября 2008 года № 311 (л.д. 31-36) предоставлен перечисленным в приложении № 2 к договору аренды шести собственникам помещений в административном здании по адресу: г.Онега Архангельской области, проспект Кирова, дом 148 (л.д.35).

Общество ссылается на то, что причиной отсутствия регистрации договора аренды является то, что, несмотря на неоднократное извещение сособственников о необходимости явиться в назначенный день и время для регистрации договора аренды, сособственники в полном составе не являлись.

Применительно к правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2004 N 82-О, суд считает, что норма закона о необходимости регистрации договоров аренды земельных участков, заключённых на срок один год и более, направлена на защиту прав и законных интересов государства, муниципальных образований, всех собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, и не может служить препятствием для реализации каждым из сособственников, как участником долевой собственности, правомочий по регистрации договора аренды земельного участка в части, соответствующей принадлежащим им долям в праве собственности на соответствующие строения, а также основанием для отказа в эффективной судебной защите в случае необходимости.

Заявитель не ссылался на то, что обращался в регистрирующий орган в единственном числе с заявлением о регистрации договора аренды и ему было отказано.

Заявитель также ссылается на то, что на дату проверки истекли сроки давности привлечения его к административной ответственности, поскольку обязанность по регистрации договора аренды сохранялась в период действия договора аренды: с 29 августа 2008 года по 28 сентября 2011 года; то есть последним днём совершения правонарушения является 28 сентября 2011 года, в связи с чем установленный частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок привлечения к административной ответственности истёк 28.11.2011.

Суд считает ошибочным указанный довод общества, поскольку, как уже было указано на странице 4 настоящего судебного решения, несмотря на окончание срока, установленного договором аренды, фактическая аренда обществом  земельного участка не прекратилась, договор считался заключённым на неопределённый срок, тогда как фактический срок аренды земельного участка составлял на дату проверки почти четыре года, в связи с чем обязанность по регистрации договора аренды не могла утратить свою актуальность.

При таких обстоятельствах суд считает, что административным органом доказано наличие в виновных действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.

Доводы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.

Суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом и оспариваемое постановление вынесено также полномочным   лицом; порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления административного органа, в связи с чем заявление общества удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 24 августа 2012 года № 18-24/146-35 «о назначении административного наказания», принятого в г.Онега Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Северодвинский отдел Онежский сектор в отношении открытого страхового акционерного общества "Ингосстрах", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739362474 по адресу: 115035, г.Москва, ул.Пятницкая, дом 12, стр.2,  и по месту нахождения филиала в г.Архангельске: 163000, г.Архангельск, пр.Новгородский, дом 93.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

           Судья

Н.И. Пигурнова