ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11671/16 от 27.12.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-11671/2016

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено 29 декабря 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 119071, <...>; Россия, 183024, <...>)

к акционерному обществу "Центр судоремонта "Звездочка" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164509, г. Северодвинск, Архангельская обл., пр. Машиностроителей, д.12)

о признании недействительным подпункта 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг,

В заседании суда приняли участие представители:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 24.11.2015),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 19.12.2013).

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Потолова О.А.

Суд установил следующее:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее – заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением от 20.10.2016 № 2633 о признании недействительным подпункта 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" (далее – ответчик, Общество).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления. Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва.

Поводом к оспариванию подпункта 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

12.11.2015 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru была опубликована информация о проведении Акционерным обществом «Центр судоремонта «Звездочка» закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на право заключения договора на оказание услуг по круглосуточной вооруженной защите периметра охраняемой зоны, территории и охраняемых объектов АО «ЦС «Звездочка» на 2016 год.

В соответствии с протоколом для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» от 12.11.2015 №31502948946-01 единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является Федеральное государственное унитарное предприятие «Ведомственная охрана объектов промышленности России».

Согласно справке-обоснованию выбора неконкурентного способа закупки Ответчик ссылается на подпункт 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО ЦС «Звездочка», одобренного решением Совета директоров ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» (протокол № 93 от 31.01.2014г.).

Указанный подпункт гласит, что закупка осуществляется у единственного поставщика, если составляет государственную тайну,  при условии, что сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в извещении о закупке и/или документации о закупке и/или в проекте договора.

По мнению заявителя, подпункт 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО ЦС «Звездочка» не соответствует ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Закупка, оставляющая государственную тайну, должна быть проведена конкурентным способом, поскольку участником такой закупки может быть любая организация, имеющая лицензию на проведение работ, связанных, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество.

В рамках выполнения требований Закона № 223-ФЗ Советом директоров АО «ЦС «Звездочка» одобрено Положение о закупках, регламентирующее закупочную деятельность Общества.

Частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как предусмотрено ч.3 ст.3 Закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам право самостоятельно устанавливать способы закупки товаров, работ, услуг и осуществлять закупки как конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок), так и неконкурентным способом (закупка у единственного поставщика) в соответствии с условиями положения о закупках.

Минэкономразвития в письме от 15.10.2015г. № Д28и-3118 сделало вывод, что нормы Закона № 223-ФЗ в части регулирования закупочных процедур базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность ее осуществления наиболее приемлемым для заказчика (в зависимости от особенностей осуществления хозяйственной деятельности) способом.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика.

Заявитель осуществляет ведомственную охрану, а потому имея лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, полагает, что также может участвовать при конкурентном выборе подрядчика по охране объектов заказчика.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» охраняемыми объектами ведомственной охраны признаются , в том числе, объекты иных форм собственности, находящиеся в ведении и в установленной сфере деятельности соответствующего федерального органа исполнительной власти. Сфера деятельности каждого органа исполнительной власти определяется в соответствующих положениях, утверждаемых Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 утверждено Положение о Минпромторге России. В соответствии с п. 5.8.5 Положения Минпромторг России осуществляет функции органа управления использованием атомной энергии, в том числе по обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, государственному учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ на ведомственном уровне.

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 597 утвержден перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области атомной энергии. В указанный перечень под № 28 включено АО «Центр судоремонта «Звездочка».

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1413 от 18.12.2014 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности» охрана объектов высокой категории опасности должна осуществляться с применением боевого оружия исключительно силами ведомственной охраны соответствующего органа исполнительной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р ответчик отнесен к стратегическим организациям с указанием на отнесение его деятельности к Минпромторгу России. В соответствии с п. 1 Положения одной из отраслей промышленности, находящихся в сфере ведения Минпромторга России, является судостроительная промышленность.

Таким образом, установленный подпунктом 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках случай закупки у единственного поставщика обусловлен спецификой деятельности ответчика.

В силу ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В данном случае отнесение ответчика к организациям, эксплуатирующим особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области атомной энергии, законодательно обуславливает необходимость его охраны единственным подрядчиком и не предполагает наличие отдельного товарного рынка ведомственной охраны, на котором имеется конкуренция.

Заявитель является ведомственной охраной Минтранса РФ, к сфере деятельности которого ответчик не относится, а потому права заявителя подпунктом 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках нарушены быть не могут.

В связи с вышеизложенным, принимая во внимание специфику деятельности, отсутствие предусмотренной Законом № 223-ФЗ обязанности ответчика проводить закупки исключительно конкурентными способами и нарушения прав и законных интересов заявителя, суд не находит правовых оснований для признания недействительным подпункта 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат отклонению. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» , подпункта 10 пункта 3.5.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка".

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова