АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
мая 2021 года | г. Архангельск | Дело № А05-11798/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен мая 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Кашиной Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12, 17 мая 2021 года (с объявлением перерыва) дело по иску администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН <***>; адрес: 164501, <...>)
к ответчикам:
1. индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>; место жительства: г.Северодвинск, Архангельская область)
2. обществу с ограниченной ответственностью "Пивас и квас" (ОГРН <***>; 164522, <...>)
третьи лица:
1. акционерное общество Жилищно-коммунальная организация "Побережье" (ОГРН <***>, 164509, <...>)
2. ФИО2
3. ФИО12
4. ФИО13
5. ФИО14
6. ФИО15
7. ФИО16
8. ФИО17
о понуждении демонтировать вывески и рекламные конструкции,
при участии в судебном заседании:
от истца до перерыва – ФИО9 (доверенность от 22.12.2020), после перерыва – ФИО10 (доверенность от 24.11.2020);
от первого ответчика до и после перерыва – ФИО11 (доверенность от 24.11.2020);
от второго ответчика до и после перерыва – ФИО11 (доверенность от 15.06.2020),
от третьих лиц – не явились (извещены);
установил следующее:
администрация муниципального образования "Северодвинск" (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – первый ответчик, Предприниматель) об обязании демонтировать незаконно размещенные вывески, рекламные конструкции "Пивас и квас", в том числе электронные табло, с фасадов многоквартирного дома № 30 по бульвару Приморскому, нежилых зданий № 54А по проспекту Морскому и № 105 по улице Ломоносова в городе Северодвинске.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 24.02.2021 на основании части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд с согласия истца привлек к участию в деле в качестве второго ответчика общество с ограниченной ответственностью "Пивас и квас" (далее – второй ответчик, Общество).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО Жилищно-коммунальная организация "Побережье", ФИО2, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 и ФИО17.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым истец просит обязать надлежащего ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу демонтировать незаконно размещенные вывески и рекламные конструкции, в том числе:
1) на фасадах нежилого здания, расположенного по адресу: ул.Ломоносова, д. 105 в г.Северодвинске:
- вывеску в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 1,3 кв.м. (0,65 м. х 2,0 м.), с текстовым содержание "Пивас и квас магазин различного пива";
- рекламную конструкцию в виде электронного экрана, габаритные размеры которой составляют 1,68 кв.м. (0,7 м. х 2,4 м.). Бегущая строка имеет следующее содержание текста: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха";
- вывеску в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляют 0,785 кв.м. (∅1,0 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас";
2) на фасадах нежилого здания, расположенного по адресу: пр.Морской, д. 54 в г.Северодвинске:
- вывеску в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 3,4 кв.м. (1,05 м. х 3,25.) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазины разливного пива";
- вывеску в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 5,1 кв.м. (1,35 м. х 3,75 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазины разливного пива";
- рекламную конструкцию в виде настенного панно, габаритные размеры которого составляют 5, кв.м. (2,0 м. х 2,5 м.) с текстовым содержанием: "вяленая рыба, мясо, снеки от 20 рублей", "более 66 сортов разливного пива в наличии от 75 рублей";
- вывеску в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляют 0,785 кв.м. (∅1,0 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас";
3) на фасадах нежилого встроено-пристроенного помещения, расположенного на первом этаже многоквартирного дома по адресу: бульвар Приморский, д. 30/34 в г.Северодвинске:
- рекламные конструкции в виде электронного экрана, габаритные размеры которых составляют 2,5 кв.м. (0,75 м. х 3,3 м.), 1,95 кв.м. (0,75 м. х 2,6 м.). Бегущая строка имеет следующее содержание текста: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха";
- вывеску в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 2,8 кв.м. (0,8 м. х 3,5 м) с содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива";
- рекламную конструкцию в виде настенного панно, габаритные размеры которого составляют 7,0 кв.м. (2,0 м. х 3,5 м.) с текстовым содержанием: "сварено лучшими пивоварами страны", "Пивас и квас", "режим работы ежедневно 10:00-23:00".
Уточнение исковых требований принято судом, поскольку не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, на иске настаивал.
Представитель первого ответчика с иском не согласен, указывает на то, что часть конструкций не является рекламными, в связи с чем для их размещения не требовалось согласования Администрации; размещение светового короба на фасаде многоквартирного дома по адресу <...> было согласовано Администрацией в письме от 09.11.2020 №04-01-08/8641; Администрация незаконно уклоняется от согласования конструкций по адресу <...>, требуя от заявителя предоставления эскиза архитектурно-художественной концепции всех вывесок на здании.
При этом представитель первого ответчика указал, что именно Предприниматель, а не Общество, является законным владельцем спорных конструкций.
Второй ответчик поддержал позицию Предпринимателя.
Третьи лица своих представителей в заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
АО ЖКО "Побережье" представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что дом №30/34 по Приморскому бульвару в г.Северодвинске находится под управлением данной управляющей организации. На 1 этаже многоквартирного дома находятся нежилые помещения, в том числе, находящиеся в долевой собственности ИП ФИО13, ИП ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17
ИП ФИО13, который на основании соглашения о порядке пользования общим имуществом от 01.11.2020 является лицом, осуществляющим полномочия собственников, сдает помещение в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Пивас и квас".
При этом собрание собственников помещений по вопросу пользования общим имуществом дома по размещению вывесок и рекламных конструкций не проводилось.
ИП ФИО2 по запросу суда представил копию договора аренды №118 от 22.07.2020, заключенного с Обществом на аренду помещений по адресу: <...>.
В судебном заседании 12 мая 2021 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.05.2021, о чем размещено публичное извещение в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей истца и ответчиков, в отсутствие третьих лиц.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ.
Изучив письменные материалы дела, заслушав стороны, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом №30/34 по Приморскому бульвару в г.Северодвинске находится в управлении управляющей организации – АО Жилищно-коммунальная организация "Побережье" (прежнее наименование – ОАО "ПЖКО "Ягры") на основании решения общего собрания собственником помещений данного МКД от 30.09.2015 №99-10/15 и договора управления №89/ОАО-Z-15 от 01.10.2015.
На первом этаже данного МКД располагается нежилое помещение площадью 164,3 кв.м №20060 кадастровый номер 29:28:112209:194, находящееся в общей долевой собственности ФИО13 (доля 3239/10000), ФИО14 (доля 1208/10000), ФИО15 (доля 1541/10000), ФИО16 (доля 1080/10000) и ФИО17 (доля 2932/10000).
На основании соглашения о порядке пользования общим имуществом от 01.11.2020 №Пр30, заключенного между ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 и ФИО17, спорное помещение используется в предпринимательской деятельности путем сдачи его в аренду. Полномочия собственников в отношении спорного помещения переданы ФИО13
23.05.2019 между ООО "Ринг" в лице директора ФИО13 (арендодатель) и ООО "Пивас и квас" (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения, по которому в аренду Обществу передано помещение площадью 44,3 кв.м, расположенное на первом этаже дома №30/34 по Приморскому бульвару в г.Северодвинске. Между сторонами договора аренды оформлен акт приема-передачи от 23.05.2019.
Часть этого помещения площадью 21 кв.м Общество передало в субаренду Предпринимателю по договору субаренды нежилого помещения от 23.05.2019. Договор субаренды расторгнут по соглашению от 31.12.2020, помещения возращены Обществу.
На фасаде нежилого встроено-пристроенного помещения, расположенного на 1 этаже МКД по адресу: Приморский бульвар, д. 30/34 размещены:
- рекламные конструкции в виде электронного экрана, габаритные размеры 2,5 кв.м (0,75 м х 3,3 м), 1,95 кв.м (0,75 м х 2,6 м) с бегущей строкой следующего содержания: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха".
- вывеска в виде светового короба, габаритные размеры 2,8 кв.м (0,8 м х 3,5 м) с содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива".
- рекламная конструкция в виде настенного панно, габаритные размеры 7,0 кв.м (2,0 м х 3,5 м) с текстовым содержанием "сварено лучшими пивоварами страны", "Пивас и квас", "режим работы ежедневно 10:00 – 23:00".
ИП ФИО1 обратился в управление градостроительства и земельных отношений Администрации с заявлением о согласовании размещения вывесок и электронных табло по адресу <...>.
По результатам рассмотрения данного обращения Администрация 09.11.2020 согласовала размещение светового короба на фасаде многоквартирного дома №30 по Приморскому бульвару (письмо от 09.11.2020 №04-01-08/8641, том 1, л.д. 64-65).
Между тем, проведя впоследствии проверку соответствия габаритов светового короба заявленным характеристикам, и установив их существенное отличие (0,8 м х 3,5 м вместо заявленных 0,6 м х 3,5 м), Администрация отозвала согласование. Владелец рекламной конструкции об отзыве согласования уведомлен не был.
Согласно выписке из ЕГРНП в отношении нежилого помещения площадью 53,9 кв.м, расположенного в подвале дома по адресу: <...>, собственником данного помещения является ФИО12.
Между ИП ФИО12 (арендодатель) и ИП ФИО1 (арендатор) 01.11.2018 заключен договор аренды, по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование часть нежилого помещения площадью 29,6 кв.м (из нее 10 кв.м – торговая площадь, 19,6 кв.м – вспомогательная площадь), являющегося частью нежилого помещения общей площадью 53,9 кв.м с кадастровым номером 29:28:103097:3460, расположенного по адресу: <...>.
Согласно пункту 1.2 договора аренды помещение используется арендатором под розничную торговлю и общественное питание.
Срок действия договора аренды установлен с 01.11.2018 по 31.10.2022.
Помещения переданы Предпринимателю в аренду по передаточному акту от 01.11.2018.
На фасадах здания по адресу: <...> размещены:
- вывеска в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 1,3 кв.м (0,65 м х 2,0 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива",
- рекламная конструкция в виде электронного экрана, габаритные размеры которой составляют 1,68 кв.м (0,7м х 2,4 м). Бегущая строка имеет следующее содержание: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха",
- вывеска в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляю 0,785 кв.м (Ø1,0 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас".
20.10.2020 ИП ФИО1 обратился в управление градостроительства и земельных отношений Администрации с заявлением о согласовании размещения вывесок в количестве трех штук по адресу <...>.
По результатам рассмотрения данного обращения Администрация 09.11.2020 заявила отказ в согласовании вывесок на фасадах здания по адресу ул.Ломоносова, д. 105, при этом отметив, что вопрос о согласовании может быть повторно рассмотрен после предоставления заявителем эскиза архитектурно-художественной концепции, определяющего размещение и конструкции вывесок на фасаде.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении нежилого помещения по адресу: <...>, собственником данного помещения является ФИО2.
Между ИП ФИО2 и ООО "Пивас и квас" 22.07.2020 заключен договор аренды №118, по которому часть нежилого помещения, расположенного на 1 этаже в доме №54 по пр.Морской, передана во временное владение и пользование обществу "Пивас и квас".
По условиям договора аренды помещение передано под розничную торговлю и организацию общественного питания.
В пункте 3.1.12 договора аренды предусмотрена обязанность арендатора согласовать вид и тип наружной рекламы с арендодателем и в случае необходимости с органами муниципальной власти.
На фасадах нежилого здания по адресу: <...> размещены:
- вывеска в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 3,4 кв.м (1,05 м х 3,25 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива",
- вывеска в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 5,1 кв.м (1,35 м х 3,75 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива",
- рекламная конструкция в виде настенного панно, габаритные размеры которого составляют 5,0 кв.м (2,0 м х 2,5 м) с текстовым содержанием: "вяленая рыба, мясо, снеки от 20 рублей", "более 66 сортов разливного пива в наличии от 75 рублей";
- вывеска в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляю 0,785 кв.м (Ø1,0 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас".
Поскольку вывески и рекламные конструкции установлены на зданиях пр.Морской, <...> без надлежащего разрешения на установку и эксплуатацию конструкций, истец обратился в суд с настоящим иском о понуждении надлежащего ответчика устранить допущенные нарушения и демонтировать конструкции.
Актами осмотра от 21.12.2020 и от 18.01.2021, составленными в ходе рассмотрения настоящего дела, подтверждается, что информационные и рекламные конструкции на трех спорных зданиях не демонтированы.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также – разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 21 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"" (далее – постановление Пленума №58) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
В пункте 2 указанного постановления Пленума №58 также отмечено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
При этом не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует цели, связанные с рекламой.
Таким образом, законодательством о рекламе не установлена необходимость получения в уполномоченных органах разрешения на размещение вывесок изготовителями (продавцами, исполнителями) товаров, услуг, в том числе названия места осуществления предпринимательской деятельности, в отличие от рекламной конструкции.
При этом рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы – привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.
Материалами дела подтверждается, что по адресам: ул.Ломоносова 105 и пр.Морской 54 размещены следующие вывески:
- в виде светового короба с текстовым содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива",
- в виде электронного экрана с бегущей строкой следующего содержания: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха",
- в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляю 0,785 кв.м (Ø1,0 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас".
Данные вывески расположены на фасадах зданий, где второй ответчик осуществляет свою торговую деятельность; размещенная информация представляет собой сведения о виде деятельности организации, размещена в целях доведения до потребителей; в ней не содержится конкретных указаний на товар, на условия его приобретения или использования, не обозначены какие-либо особенности товара, а также отсутствуют какие-либо дополнительные словосочетания, которые могли бы привлекать внимание потенциальных клиентов именно к товарам ответчика, или информировать о преимуществах товара ответчика перед иными аналогичными организациями, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к статье 3 Закона о рекламе.
Размещение информации в месте осуществления деятельности магазинов направлено на обеспечение возможности более легкого обнаружения потребителями указанных объектов. Отображенные на спорных конструкциях (вывесках) сведения не способны сформировать у покупателей предпочтительный интерес приобретать продукцию (товары) или услуги именно у Общества или Предпринимателя.
Поскольку перечисленные вывески не содержат сведений рекламного характера, на их размещение и эксплуатацию не требовалось разрешения органа местного самоуправления.
Доводы Администрации о том, что в силу положений постановления администрации МО "Северодвинск" от 01.09.2014 №441-па "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Северодвинск" электронные экраны, которые воспроизводят изображения на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов, отнесены к рекламным конструкциям в силу их технических свойств, суд находит несостоятельными.
Сами по себе технические характеристики, размер, способ размещения конструкций, хорошая видимость конструкций, не имеют правового значения, поскольку для признания конструкции рекламной необходимо, чтобы на названной конструкции была размещена реклама в понимании Закона о рекламе.
В данном случае размещение рекламной информации на вышеперечисленных конструкциях судом не установлено.
Пунктами 12.2, 12.3 Правил благоустройства территории муниципального образования "Северодвинск", утвержденных решением городского совета депутатов МО "Северодвинск" от 14.12.2017 №40 (далее – Правила благоустройства) вывески выполняются по индивидуальным или типовым проектам с привязкой к конкретным архитектурным объектам. При разработке эскизных проектов вывесок, определении их габаритных размеров должны максимально учитываться архитектурно-художественные особенности здания. В случае если в одном здании расположено несколько организаций, конструкции вывесок таких организаций должны быть выполнены в едином стиле с учетом архитектурно-конструктивных и художественно-стилевых особенностей фасада здания.
Вывески в виде светового короба с текстовым содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива", и в виде электронного экрана с бегущей строкой следующего содержания: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха", размещены на нежилых зданиях по адресам: ул.Ломоносова 105 и пр.Морской 54, с учетом конструктивных особенностей этих зданий.
Администрация не привела обоснование того, какие именно конструктивные особенности вывесок не позволяют разместить их без нарушения архитектурного облика города, а также не обосновала, каким образом размещение этих конструкций будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки и в чем заключается нарушение архитектурного облика.
По адресу ул.Ломоносова 105 на фасаде здания, где размещены спорные конструкции, отсутствуют вывески или рекламные конструкции иных организаций. По адресу пр.Морской 54, размещены рекламные и информационные вывески иных организаций, однако спорные конструкции совпадают с ними по размеру и стилистике оформления.
Таким образом, спорные конструкции не нарушают архитектурно-художественную целостность зданий и не причиняют ущерба визуальным характеристикам городской среды.
Что касается вывесок в виде панелей-кронштейнов (круглая), параметры которых составляют 0,785 кв.м (Ø1,0 м) с текстовым содержанием "Пивас и квас", то их размещение допускается пунктом 12.10 Правил благоустройства Северодвинска. При этом габариты спорных панелей-кронштейнов соответствуют допустимым параметрам, установленным в Правилах благоустройства.
Указание на панелях-кронштейнах наименования магазина "Пивас и квас" в совокупности с изображением кружки пива, которая, как пояснил ответчик, не является зарегистрированным товарным знаком, относятся к виду деятельности Общества, по форме и содержанию являются для юридического лица обязательными на основании обычаев делового оборота, их размещение перпендикулярно от стены здания обусловлено размещением входа в магазин вне прямой видимости с магистрали.
При этом действующее законодательство не ограничивает юридическое лицо в количестве вывесок (с обозначением своего наименования и информации (указанием) об осуществляемой деятельности), которое хозяйствующее лицо вправе разместить с целью доведения до потребителя указанной информации, в том числе с разбивкой данной информации на несколько вывесок, включая дублирования такой информации.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований Администрации о демонтаже следующих вывесок:
- на фасадах нежилого здания, расположенного по адресу: ул.Ломоносова, д. 105 в г.Северодвинске: вывески в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 1,3 кв.м. (0,65 м. х 2,0 м.), с текстовым содержание "Пивас и квас магазин различного пива"; вывески в виде электронного экрана, габаритные размеры которой составляют 1,68 кв.м. (0,7 м. х 2,4 м.). Бегущая строка имеет следующее содержание текста: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха"; вывески в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляют 0,785 кв.м. (∅ 1,0 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас";
- на фасадах нежилого здания, расположенного по адресу: пр.Морской, д. 54 в г.Северодвинске: вывески в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 3,4 кв.м. (1,05 м. х 3,25.) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазины разливного пива"; вывески в виде светового короба, габаритные размеры которой составляют 5,1 кв.м. (1,35 м. х 3,75 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас магазины разливного пива"; вывески в виде панели-кронштейна (круглая), параметры которой составляют 0,785 кв.м. (∅1,0 м.) с текстовым содержанием "Пивас и квас".
Вместе с тем, на здании по адресу пр.Морской д. 54 размещена вывеска в виде настенного панно, габаритные размеры которого составляют 5, кв.м. (2,0 м. х 2,5 м.) с текстовым содержанием: "вяленая рыба, мясо, снеки от 20 рублей", "более 66 сортов разливного пива в наличии от 75 рублей".
На данной конструкции сведения о наименовании, месте нахождения (адресе), режиме работы организации отсутствуют; информация, распространяемая посредством этой конструкции, не является обязательной к размещению в силу требований действующего законодательства, направлена на привлечение внимания потребителей к объекту рекламирования. Указанное обстоятельство позволяет квалифицировать данную конкретную конструкцию как рекламную.
Аналогичным образом суд квалифицирует в качестве рекламной конструкцию, размещенную на фасаде встроено-пристроенного помещения по адресу: <...>, в виде настенного панно, габаритные размеры которого составляют 7,0 кв.м. (2,0 м. х 3,5 м.) с текстовым содержанием: "сварено лучшими пивоварами страны", "Пивас и квас", "режим работы ежедневно 10:00-23:00".
Поскольку разрешение на размещение наружной рекламы Администрацией не выдавалось, следовательно, данные две конструкции установлены с нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе", в связи с чем требование об их демонтаже заявлено обоснованно.
Что касается остальной информации, размещенной на фасадах встроено-пристроенного помещения по адресу: <...>, суд учитывает следующее.
Как уже было указано выше, конструкции в виде электронного экрана с бегущей строкой "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха", а также в виде светового короба с содержанием "Пивас и квас магазин разливного пива", не являются рекламными, в связи с чем разрешения Администрации на их установку не требуется.
Вместе с тем, Правила благоустройства Северодвинска содержат специальные требования к вывескам, размещенным на фасадах многоквартирных жилых домов.
В частности, пунктом 12.8 Правил благоустройства предусмотрено, что вывеска, размещенная на фасаде многоквартирного дома или непосредственно у входа, где лицо осуществляет свою деятельность, не должна располагаться выше уровня нижней части оконных проемов второго этажа данных зданий. Размеры таких вывесок должны быть высотой не более 60 см (без учета выносных элементов букв).
Из акта осмотра территории от 21.12.2020 №12-01/2020, подписанного специалистом Администрации и Предпринимателем, следует, что габаритные размеры электронных экранов составляют 2,5 кв.м (0,75 м х 3,3 м), 1,95 кв.м (0,75 м х 2,6 м), а габаритные размеры светового короба – 2,8 кв.м (0,8 м х 3,5 м).
Указанные габариты превышают допустимую высоту вывесок, возможных к размещению на фасадах многоквартирных жилых домов, следовательно, вывески не соответствуют Правилам благоустройства Северодвинска.
Спорные конструкции до настоящего времени не демонтированы, иного суду не представлено. С учетом этого требования Администрации в указанной части признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Относительно лица, на которое должна быть возложена обязанность по демонтажу, суд отмечает следующее.
Под владельцем рекламной конструкции статья 19 Закона о рекламе понимает физическое или юридическое лицо, собственника рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В данном случае подлежащие демонтажу вывески и рекламные конструкции размещаются на фасадах нежилого здания по адресу пр.Морской, 54, и многоквартирного жилого дома по Приморскому бульвару д.30/34.
Помещения по двум этим адресам находятся во владении и пользовании Общества на основании заключенных с собственниками договоров аренды.
При этом договором аренды №118 от 22.07.2020 (пр.Морской д. 54) на Общество, как на арендатора, возложена обязанность согласовать вид и тип наружной рекламы с арендодателем и с органами муниципальной власти.
В договоре аренды от 23.05.2019 (Приморский бульвар, д. 30/34) также содержится указание на обязанность арендатора (Общества) оформить за свой счет наружные витрины, вывески на фасаде здания, в котором находится помещения, и в случае необходимости осуществить согласование в органах власти. Рекламные вывески, не отвечающие требованиям действующего законодательства, подлежат демонтажу за счет арендатора.
На всех рекламных и информационных вывесках содержится указание на магазин "Пивас и квас", наименование которого совпадает с наименованием Общества, что лишний раз подтверждает, что вывески использовались в интересах именно Общества, и именно оно является владельцем спорных конструкций.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства установки, размещения и эксплуатации рекламных и информационных конструкций непосредственно Предпринимателем.
Тот факт, что Предприниматель обращался в Администрацию за согласованием размещения рекламных конструкции на спорных зданиях, сам по себе не свидетельствует о том, что фактическим владельцем и пользователем конструкций стал первый ответчик.
Кроме того, Администрацией представлены сведения о том, что и иные лица обращались за согласованием спорных вывесок и рекламных конструкций (том 2, л.д. 107-117). В частности, за согласованием вывесок на здании №54 по пр.Морской обращался ФИО18 (том 2, л.д. 110), который наряду с ФИО1 является одним из участников Общества.
В договорах субаренды, заключенных между Обществом с Предпринимателем, условий, касающихся возложения на субарендатора обязанности по установке, согласованию, демонтажу рекламных вывесок, не имеется. Достоверных доказательств, подтверждающих, что Предприниматель осуществлял в арендованных у Общества помещениях деятельность по торговле пива, в дело не представлено.
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (статья 308 ГК РФ).
Кроме того, договоры субаренды в настоящее время расторгнуты, помещения возвращены Обществу, однако демонтаж вывесок и рекламных конструкций не произведен.
Таким образом, в отсутствие бесспорных доказательств того, что Предприниматель, не являясь законным владельцем помещений, является собственником информационных и рекламных конструкций, законных оснований для возложения на него обязанности по их демонтажу не имеется.
С учетом этого исковые требования подлежат удовлетворению за счет Общества, а в иске к Предпринимателю суд отказывает.
Государственная пошлина в силу статьи 110 АПК РФ относится на второго ответчика исходя из того, что судом удовлетворено несколько требований неимущественного характера (исходя из количества объектов, где размещены подлежащие демонтажу конструкции).
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Обществу с ограниченной ответственностью "Пивас и квас" (ОГРН <***>) в течение месяца с момента вступления решения в законную силу демонтировать рекламные и информационные конструкции, а именно:
1. на фасаде нежилого здания, расположенного по адресу: <...>:
- в виде настенного панно, габаритные размеры 5,0 кв.м (2,0 м х 2,5 м) с текстовым содержанием: "вяленая рыба, мясо, снеки от 20 рублей", "более 66 сортов разливного пива в наличии от 75 рублей";
2. на фасадах нежилого встроенно-пристроенного помещения, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <...>:
- в виде электронного экрана, габаритные размеры 2,5 кв.м (0,75 м х 3,3 м), с бегущей строкой следующего содержания: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха",
- в виде электронного экрана, габаритные размеры 1,95 кв.м (0,75 м х 2,6 м), с бегущей строкой следующего содержания: "Пивас и квас", "текущая дата", "температура наружного воздуха",
- в виде светового короба, габаритные размеры 2,8 кв.м (0,8 м х 3,5 м), с содержанием: "Пивас и квас магазин разливного пива",
- в виде настенного панно, габаритные размеры 7,0 кв.м (2,0 м х 3,5 м) с содержанием: "сварено лучшими пивоварами страны", "Пивас и квас", "режим работы ежедневно 10:00 – 23:00".
В остальной части иска и в иске, заявленном к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>), отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Пивас и квас" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 12 000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Е.Ю. Кашина |