ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-11839/13 от 16.12.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-11839/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2013 года

Решение в полном объёме изготовлено 23 декабря 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Гуляевой И.С.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузнецовой О.А.,

рассмотрев 16 декабря 2013 года в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ОГРН <***>; место нахождения: 164902, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.50-летия Октября, дом 33. 0-этаж)

к ответчику - муниципальному унитарному предприятию "Сети" муниципального образования "Город Новодвинск" (ОГРН <***>; место нахождения: 164902, <...>)

с привлечением третьего лица - министерство энергетики и связи Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163004, <...>)

о понуждении произвести перерасчёт платы за поставленную тепловую энергию

при участии в заседании представителей от истца ФИО1 (доверенность от 30.04.2013), от ответчика ФИО2 (доверенность от 01.11.2013), ФИО3 (доверенность от 15.09.2013), от третьего лица ФИО4 (доверенность от 12.12.2013),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Сети" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее – ответчик, Предприятие) о понуждении произвести перерасчёт платы за поставленную в мае 2013 года тепловую энергию по договору теплоснабжения от 02.04.2013.

Определением от 19.11.2013 суд привлёк к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, министерство энергетики и связи Архангельской области

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. В обоснование иска ссылается на то, что отопительный период был завершён 20.05.2013, поэтому стоимость тепловой энергии за май 2013 года может быть предъявлена истцу только за 20 дней, т.е. за фактическое количество дней отопительного периода. При этом ссылается на разъяснения Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.03.2013 № 6034-МС/04/ГС. Пояснил, что гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся в управлении Общества, стоимость тепловой энергии в мае 2013 года предъявлена за 20 дней.

Представители ответчика исковые требования не признали, ссылаясь на то, что постановлением министерством энергетики и связи Архангельской области от 22.08.2012 № 12-пн утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Город Новодвинск», которые рассчитаны на 9 месяцев отопительного периода без перерасчёта на определенное количество дней отопительного периода в мае, сентябре.

Представитель третьего лица в заседании поддержал позицию истца.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Общество является обслуживающей организацией для девяти многоквартирных домов в г.Новодвинске, а Предприятие – ресурсоснабжающей организацией.

02.04.2013 между истцом (по договору – исполнитель) и ответчиком (по договору – ресурсоснабжающая организация) заключён договор № 111 теплоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель) для предоставления коммунальных ресурсов в многоквартирные дома. В соответствии с пунктом 2.1. Договора ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, осуществлять поставку коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать принятый потребителем объём коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса, с помощью использования общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии.

Согласно пункту 5.1. Договора количество (объём) коммунального ресурса принятого исполнителем, определяется на основании данных, полученных с помощью коллективного (общедомового) прибора учёта, а при его отсутствии и (или) неисправности определяется по формуле, установленной в подпункте «в» пункта 21 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

На оплату тепловой энергии, поставленной в мае 2013 года, Предприятие выставило Обществу к оплате счёт-фактуру № 130531718 от 31.05.2013 на сумму 439 879,21 руб. Истец заявил отказ от акцента на сумму 130 814,31 руб., ссылаясь на то, что отопительный период закончился 20.05.2013. Гражданам, проживающим в многоквартирных домах, истцом к оплате предъявлена стоимость тепловой энергии на общую сумму 237 847,25 рублей за 20 дней мая 2013 года. Полагая, что ответчик излишне предъявил к оплате 130 814,31 руб., истец обратился к нему с просьбой произвести перерасчет стоимости тепловой энергии, потреблённой в период с 1 по 20 мая 2013 года.

Поскольку ответчик отказался произвести перерасчёт, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

По своей правовой природе договор № 111 от 02.04.2013 является договором, опосредующим отношения, связанные со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, к которому в силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Поскольку в рамках спорных правоотношений тепловая энергия приобретались ответчиком для оказания коммунальных услуг гражданам, проживавшим в спорный период в домах, находившихся в управлении Общества, к спорным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила № 307), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Статья 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что находившиеся в управлении истца многоквартирные жилые дома общедомовыми приборами учёта тепловой энергии в спорный период оборудованы не были.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом часть 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ наделяла полномочием по установлению нормативов потребления коммунальных услуг органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 года № 12-пн установлен норматив потребления коммунальных услуг по отоплению жилых нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Город Новодвинск».

Согласно пункту 5 Правил № 354 отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, отопительный период закончился в городе Новодвинске 20 мая 2013 года.

Пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Согласно пункту 3 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05 2006 № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по следующей формуле 5:

,

где:

- суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал);

- общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);

- период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.

Пунктом 5 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.

Постановлением Правительства Архангельской области от 11 сентября 2012 года №390-пп установлены коэффициенты периодичности платежа, применяемые для расчетов размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе для города Новодвинска – 0,75.

Как пояснил представитель третьего лица в судебном заседании, норматив потребления тепловой энергии на отопление определён исходя из расчёта 9 месяцев.

Действующим законодательством прямо не урегулирован вопрос о расчетах за отопление в том случае, если отопительный период начинается или заканчивается с середины месяца.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 356 разъяснения по применению Правил, утверждённых настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

На запрос министерства энергетики и связи Архангельской области Министерство регионального развития Российской Федерации в лице Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству письмом от 28.06.2013 № 6034-мс/04/гс разъяснило, что платежи граждан за отопление должны производиться за фактическое количество дней месяцев начала и окончания отопительного сезона, если отсчет периода начинается или заканчивается с середины месяца (сентябрь, май).

Учитывая, что истец является исполнителем коммунальной услуги и приобретает тепловую энергию не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, предъявленный ему объём тепловой энергии не может превышать объём тепловой энергии, который он предъявил гражданам исходя из разъяснений Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

При этом суд учитывает, что потери, которые при этом несёт ответчик, могут быть возмещены в дальнейшем при установлении тарифа, тогда как у истца возможности компенсировать свои потери за счёт граждан отсутствует.

Суд также учитывает, что объём тепловой энергии по нормативам не является абсолютно точным. Как следует из отзыва третьего лица, количество суток в календарном месяце (30,4) принималось с последующим округлений в большую сторону. Продолжительность отопительного периода для МО «Город Новодвинск» составляет 253 дня. Количество месяцев определено следующим образом: 253/30,4 = 8,32 мес., указанная цифра округлена до 9 месяцев. Таким образом, период отопительного периода для установления норматива в 9 месяцев определён путём округления в большую сторону. По мнению суда, продолжительность отопительного периода в 9 месяцев не является безусловным основанием для взимания платы за тепловую энергию, потреблённую в мае 2013 года, как за полный месяц, при том, что этот вопрос напрямую не урегулирован законодательством.

Учитывая изложенное, суд в иске отказывает.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходов по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. Излишне уплаченная истцом государственная пошлина возвращается ему из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

обязать муниципальное унитарное предприятие "Сети" муниципального образования "Город Новодвинск" (ОГРН <***>) произвести перерасчёт платы за поставленную тепловую энергию на нужды отопления, исчисленную обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ОГРН <***>) за май 2013 года на сумму 130 814 руб. 31 коп.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Сети" муниципального образования "Город Новодвинск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" 4000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" из федерального бюджета 924 руб. 43 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению № 358 от 23.09.2013.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Гуляева