АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
г. Архангельск | Дело № А05-11870/2020 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (ОГРН <***>; адрес: 150003, <...>, <...>)
к Административной комиссии Октябрьского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163000, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления № 344 от 15.10.2020,
без вызова сторон
установил: Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Административной комиссии Октябрьского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 344 от 15.10.2020 о назначении административного наказания по пункту 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области № 172-22-ОЗ от 03.06.2003 «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 172-22-ОЗ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением от 07.12.2020 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определение размещено на официальном информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел».
Стороны извещены судом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Заявитель представил в материалы дела дополнительные пояснения, копию акта сдачи-приёмки выполненных работ по благоустройству территории от 30.10.2020.
Ответчик представил отзыв на заявление и копии материалов административного дела.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» дело рассмотрено без проведения судебного заседания и вызова сторон.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Управлением административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» заявителю выдано разрешение (ордер) на право производства земляных работ на территории муниципального образования «Город Архангельск» № 280/20 от 15.07.2020.
В ордере указаны место и границы производства земляных работ: аварийно-восстановительные работы на тепловых сетях - Октябрьский тер/окр, ул.Тыко Вылки, дом 7 (от т. А до т. В согласно планового материала). В соответствии с ордером работы подлежали выполнению Обществом путем разрытия в период с 17.07.2020 по 28.08.2020.
Нарушенное благоустройство в месте производства земляных работ согласно ордеру подлежало восстановлению в срок до 28.08.2020.
На заявление Общества от 24.08.2020 о продлении ордера Департаментом градостроительства Администрации МО «Город Архангельск» было вынесено уведомление об отказе в продлении разрешения (ордера) № 280/20.
04.09.2020 при проведении мероприятий по контролю за исполнением обязательных требований административным органом выявлено, что Обществом после производства земляных работ у дома № 7 по ул.Тыко Вылки в Октябрьском территориальном округе города Архангельска в соответствии с ордером от 15.07.2020 № 280/20 не восстановлено нарушенное благоустройство после окончания производства аварийно-восстановительных работ.
Указанное нарушение зафиксировано в акте № 273 зр фиксации обнаруженного правонарушении на территории МО «Город Архангельск» от 04.09.2020. В ходе осмотра составлена фототаблица, являющаяся приложением к указанному акту.
04.09.2020 Обществу направлено по почте уведомление от 04.09.2020 № 273 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении; вручено 07.09.2020.
22.09.2020 главным специалистом отдела административного контроля управления административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО1, в присутствии представителя заявителя ФИО2 (по доверенности от 04.09.2020) в отношении ПАО «ТГК-2» составлен протокол об административном правонарушении № 270.
Согласно указанному протоколу Обществом не восстановлено в срок до 28.08.2020 нарушенное благоустройство после окончания производства земельных работ, чем нарушены требования подпункта 12.2.6 пункта 12.2 раздела 12 Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581 (далее – Правила № 581). Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 8 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела направлены департаментом градостроительства администрации МО «Город Архангельск» в Административную комиссию Октябрьского территориального округа г.Архангельска.
Определением от 24.09.2020 ответчик известил заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (на 08.10.2020 в 14-00), определение вручено заявителю 29.09.2020 (в г.Архангельске) и 30.09.2020 в г.Ярославле.
Представитель Общества ФИО3 (по доверенности от 03.07.2020) представила ходатайство об отложении рассмотрения административного дела на 15.10.2020.
Ответчик отложил рассмотрение дела об административном правонарушении на 15.10.2020.
15.10.2020 Административной комиссией Октябрьского территориального округа г.Архангельска Администрации муниципального образования «Город Архангельск» рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление № 344 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 8 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. По мнению Общества, административный орган вышел за пределы Административного регламента осуществления администрацией муниципального образования «Город Архангельск» муниципального контроля за соблюдением обязательных требований правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 03.06.2020 № 961 (далее – Административный регламент).
Заявитель указывает, что им производились аварийно-восстановительные, неотложные работы по ремонту теплотрассы силами подрядной организации, дефект был устранён, циркуляция теплоносителя восстановлена.
Согласно п.п.2 п.3 примечаний к ст.7.1 Закона № 172-22-ОЗ данная статья не распространяется на действия, направленные на проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения.
Общество считает, что приняло все возможные меры для восстановления благоустойства в срок; благоустройство было частично восстановлено силами заявителя, на момент рассмотрения материалов место производства аварийно-восстановительных работ было засыпано щебнем, препятствия для движения прохожих и автотранспортных средств отсутствовали; для проведения работ по асфальтированию заключен договор подряда.
Также заявитель просит применить ст.2.9 КоАП РФ и признать нарушение малозначительным.
Суд пришёл к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Изучив и оценив доводы и возражения, приведённые лицами, участвующими в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные доказательства, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления в полном объёме, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 названного Федерального закона вопросы организации благоустройства и озеленения территории отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 12.1.1 Правил № 581 земляные работы выполняются на территории города в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями, владельцами подземных сетей и коммуникаций, расположенных в зоне производства работ, и при наличии разрешения (ордера) на право производства работ. Проведение работ без разрешения (ордера) или с разрешением (ордером), срок действия которого истек, запрещается.
Лицо, производящее земляные работы, обязано на месте проведения работ иметь при себе копию разрешения (ордера) и договор подряда.
Выдачу ордеров на право производства земляных работ на территории города организациям и гражданам осуществляет Администрация муниципального образования «Город Архангельск». Разрешение (ордер) выдается в соответствии с утвержденным порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земляных работ (пункт 12.1.2. Правил № 581).
В соответствии с пунктом 12.1.3 Правил № 581 контроль за соблюдением порядка производства земляных работ, ликвидацией последствий разрытий в части соблюдения качества и сроков восстановительных работ возлагается на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск».
Ордер действителен на указанные в нем виды работ, объемы, сроки и место проведения работ (пункт 12.1.4 Правил № 581).
Пунктом 12.2.6 Правил № 581 предусмотрено, что после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства производится организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.
Частью 6 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ предусмотрена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 - 7 статьи 7.1 Областного закона, влечет ответственность по пункту 8 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ.
Согласно примечанию к статье 8 Закона № 172-22-ОЗ, данная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений и городских округов Архангельской области, в том числе к объектам благоустройства и деятельности по благоустройству территорий, предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Архангельской области, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Под земляными работами понимаются работы на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения (городского округа) Архангельской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при строительстве, реконструкции и ремонте подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций, временных строений, сооружений, связанных со вскрытием и (или) перемещением грунта, вскрытием дорожного покрытия или иным нарушением благоустройства территории.
Как следует из материалов дела и заявителем по существу не оспаривается, в нарушение принятых обязательств, а также требований пункта 12.2.6 Правил № 581 после выполнения земляных работ нарушенное благоустройство Обществом к установленному сроку (до 28.08.2020) не было восстановлено.
Лицом, обязанным восстановить благоустройство, является Общество, которое обращалось за выдачей ордера и гарантировало восстановить благоустройство в срок до 28.08.2020.
Статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеназванных требований Правил № 581 и наличия обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Как следует из материалов дела, в течение года Общество уже привлекалось к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Закона № 172-22-ОЗ (постановление от 01.11.2019 № 214).
Таким образом, деяние Общества правомерно квалифицировано по части 8 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ.
Ссылка Общества на подпункт 2 пункта 3 примечания к статье 7.1 Закона № 172-22-ОЗ судом отклоняется.
Согласно данному примечанию статья 7.1 Закона № 172-22-ОЗ не распространяется на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев невосстановления после завершения проведения земляных работ объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
В данном случае Обществу вменено невосстановление благоустройства после проведения земляных работ, а не нарушение при производстве земляных работ.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что земляные работы были направлены на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, являлись неотложными работами, связанными с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП РФ, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Довод заявителя о том, что административный орган вышел за пределы полномочий, установленных Административным регламентом, судом отклоняется, поскольку противоречит положениям статьи 28.1 КоАП РФ, статей 11.2, 11.3 Закона № 172-22-ОЗ, пунктам 1.6, 2.7.1 Административного регламента.
Суд не усматривает признаков малозначительности совершенного административного правонарушения. Выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Архангельска.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния Обществом не представлено.
В частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения в соответствии с пунктом 8 статьи 7.1 Закона № 172-22-ОЗ влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
При назначении административного наказания административный орган, руководствуясь ч.3 ст.4.1, ст.4.1.1 и ст.3.4 КоАП РФ и учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, имущественное и финансовое положение, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, назначил наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а потому в силу части 3 статьи 211 АПК РФ заявление удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207 - 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского территориального округа Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 15.10.2020 № 344, которым Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>; адрес: 150003, <...>) привлечено к административной ответственности по пункту 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области № 172-22-ОЗ от 03.06.2003 «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья | А.А. Дмитревская |