ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-12002/09 от 06.10.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 октября 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-12002/2009

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юринской И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А05-12002/2009

по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области

к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Плесецк»

о взыскании 542 рублей 30 копеек,

при участии в заседании представителей:

от заявителя - не явился;

от ответчика – не явился;

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Плесецк» (далее – ответчик, предприятие) о взыскании 542 рублей 30 копеек штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за представление в установленный законодательством срок недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 год.

Ответчик отзыв на заявление не представил.

Заявитель и ответчик извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Неявка в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о месте и времени предварительного судебного заседания, в силу положений статей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для проведения судебного заседания в их отсутствие.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Плесецк» зарегистрировано 24.07.2003 в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032902382369. Ответчик расположен по адресу: 164260, <...> (л.д. 10-15).

Из материалов дела следует, что 02.04.2009 Фондом в адрес ответчика было направлено уведомление № 33108, в соответствии с которым ответчику было предложено сдать в отдел персонифицированного учёта Фонда исходные и (или) корректирующие формы индивидуальных сведений на застрахованное лицо – ФИО1 за 2005 и 2007 годы либо представить пояснительную записку с пояснением причин расхождений по стажу застрахованного лица, указанных в индивидуальных сведениях и в трудовой книжке (л.д. 63). Как следует из этого уведомления, необходимость представления указанных форм либо пояснений связана с выявленными при назначении (перерасчёте) пенсии расхождениями по стажу застрахованного лица, указанных в индивидуальных сведениях и в трудовой книжке.

Получив это уведомление, предприятие 12.05.2009 представило в Фонд корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за 2005 год в отношении застрахованного лица – ФИО1, в том числе: форму АДВ-6-1 «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР» и форму СЗВ-4-1 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица» (л.д. 49-50).

Фонд осуществил проверку представленных обществом сведений индивидуального персонифицированного учёта за 2005 год, по результатам которой усмотрел в поведении предприятия признаки правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», выразившегося в представлении недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. К такому выводу Фонд пришёл на том основании, что предприятием представлены корректирующие сведения в отношении ФИО1 за 2005 год; это, по мнению Фонда, свидетельствует о том, что ранее представленные сведения в отношении этого застрахованного лица были недостоверными.

Результаты проведённой проверки и вывод Фонда о представлении ответчиком недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учёта за 2005 год были зафиксированы в акте от 29.05.2009 № 58 (л.д. 24-25)

В этом же акте было указано на возможность привлечения предприятия к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Кроме того, предприятию было предложено в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, представить свои возражения по акту в течение 10 дней со дня получения акта.

Акт направлен предприятию 30.05.2009, что подтверждается копией почтовой квитанции от 30.05.2009, копией списка почтовых отправлений на франкировку от 29.05.2009 и копией списка заказной корреспонденции, поданной в Плесецкий почтамт (л.д. 27-31). Ответчик факт получения этого акта не оспаривает.

Одновременно с актом ответчику было направлено извещение о месте и времени рассмотрения материалов проверки (л.д. 26).

Материалы проверки были рассмотрены начальником государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области ФИО2, по результатам рассмотрения было принято решение от 19.06.2009 № 58 о привлечении предприятия к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 542 рублей 30 копеек (л.д.32-33).

Это решение получено ответчиком 26.06.2009, что подтверждается копией почтового уведомления (л.д. 36).

На основании этого решения предприятию направлено требование от 13.07.2009 № 58, которым ему предложено в срок до 30.07.2009 уплатить 542 рубля 30 копеек штрафа (л.д. 43-44). Требование направлено предприятию 14.07.2009. Факт направления этого требования ответчику подтверждается копией почтовой квитанции от 14.07.2009, копией списка почтовых отправлений на франкировку от 14.07.2009 и копией списка заказной корреспонденции, поданной в Плесецкий почтамт (л.д. 45-46). Ответчик факт получения требования не оспаривает.

В связи с тем, что предприятие добровольно не уплатило штраф в установленный в требовании срок, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 542 рублей 30 копеек штрафа.

Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Общество в соответствии со статьёй 1 Закона № 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта, в которых указывает:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Дополнительно к этим сведениям страхователь обязан один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчётным, представлять сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Представление страхователем недостоверных сведений влечёт ответственность, предусмотренную частью 3 третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Названной нормой установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу положений части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Частью 6 этой же статьи установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим же Законом. Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), определяющими, в том числе, срок давности привлечения к ответственности.

В соответствии со статьей 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

В рассматриваемом случае заявитель привлек ответчика к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, при этом под недостоверными сведениями заявитель понимает ранее представленные ответчиком сведения в отношении застрахованного лица. Из формы АДВ 6-1 «Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР» в строке «номер регистрации пачки в территориальном органе» указана дата 22.02.2006, что свидетельствует о том, что индивидуальные сведения в отношении ФИО1 за 2005 год были переданы 22.02.2006 (л.д. 57).

Таким образом, моментом совершения названного правонарушения является 22.02.2006, то есть день представления ответчиком индивидуальных сведений за 2005 год.

С учетом положений статьи 113 НК РФ истечение срока давности привлечения к ответственности за совершение данного правонарушения приходится на 22.02.2009.

Из материалов дела следует, что решение о привлечении ответчика к ответственности за указанное нарушение было принято Фондом 19.06.2009, то есть за пределами срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 113 НК РФ. При этом суд отмечает, что начало течения срока давности привлечения к ответственности определяется не моментом обнаружения правонарушения, а моментом его совершения. Момент обнаружения правонарушения имеет правовое значение исключительно для определения срока давности взыскания санкций.

Пропуск срока давности привлечения общества к ответственности за совершение данного правонарушения означает отсутствие оснований для взыскания суммы штрафа в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленное требование о взыскании с ответчика 542 рублей 30 копеек штрафа на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ не подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области в удовлетворении заявленного требования о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Плесецк» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 542 рублей 30 копеек штрафа на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.И. Пигурнова