ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1201/2018 от 28.03.2018 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2018 года

г. Архангельск

Дело № А05-1201/2018    

Резолютивная часть решения объявлена марта 2018 года

Решение в полном объёме изготовлено марта 2018 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Зелёный город" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164900, г.Новодвинск, Архангельская область, ул.Ворошилова, дом 20)

к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163072, <...>)

о признании недействительным предписания № ОК-05/07-06/109 от 07.11.2017,

В заседании суда приняли участие представители:

от ответчика – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018).

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шварева И.В.   

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью «Зеленый город» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 06.02.2018 о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция) № ОК-05/07-06/109 от 07.11.2017.

            Заявитель в  судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.  Представитель ответчика  в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва и оспариваемого предписания.

Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Из материалов  дела видно, что на основании распоряжения от15.09.2017  была проведена внеплановая документарная проверка  по  рассмотрению обращения  ПАО «АСК»   о нарушении  ООО «Зеленый город»  лицензионных требований  в части нарушения установленного порядка внесения платы за электроэнергию.

В ходе проверки были выявлено бездействие Общества  в части оформления платежных документов на оплату коммунальных услуг за электроэнергию и направления их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах № 11  по ул.Мельникова и № 14 по ул. Добровольского в г.Новодвинске Архангельской области, что образует нарушение пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

По результатам проверки был составлен акт от 07.11.2017 и выдано предписание № ОК-05/07-06/109 от 07.11.2017  об устранение выявленных нарушений, а именно, в срок до 28  февраля 2018 года  организовать начисление и выставление в платежных документах платы за электроэнергию потребителям, проживающим в многоквартирных домах № 11  по ул.Мельникова и № 14 по ул. Добровольского в г.Новодвинске Архангельской области  в соответствии  с требованиями Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

 Общество оспаривает Предписание на том основании, что жители спорных домов в соответствии с ч.18 ст.12 Федерального закона  от 29.06.2015 № 176-ФЗ  приняли решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за  коммунальные услуги. Сохранение прежнего порядка предполагает прямые расчеты  жильцов дома с ресурсоснабжающей организацией, в обязанности которой, соответственно, входит   начисление и выставление в платежных документах платы за электроэнергию потребителям в соответствии с пп. «д»  п. 17 Правил № 354.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что  ООО «Зеленый город» осуществляет управление многоквартирными домами № 11 по ул. Мельникова, № 14 по ул. Добровольского в г. Новодвинске на основании  контрактов управления от 21.09.2015, заключенных по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Согласно пункту 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса,  но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу положений части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Как следует из пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановление Правительства  РФ от 14.02.2012  N 124,  управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Пунктом 5 Правил N 124 определено, что исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации должен направить в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения в срок не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.

Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что именно управляющая компания, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение коммунальных услуг, для чего должна обратиться с предложением к ресурсоснабжающей организации.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при наличии у потребителей договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией.

Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом.

 Таким  образом, избрание в качестве способа управления МКД управление управляющей организации лишает собственников жилых помещений МКД права от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями; управляющая организация   в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязанной с целью оказания собственникам жилых помещений в МКД названных услуг заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями; управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 11.08.2017 № 303-КГ17-10686, от 13.07.2015 № 307-ЭС15-8973.

Согласно  п.3.2 контрактов управления от 21.09.2015  Общество является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, Общество обязано заключать договоры с ресурсоснабжающими  организациями для предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов, находящихся по его управлением.

Из материалов дела видно, что до 01.02.2017 в г. Новодвинске  продажей электрической энергии занималось ОАО «Сети», которое осуществляло прямые расчеты с жильцами спорных домов, начисляло плату за электроэнергию и выставляло счета  потребителям. С 01.02.2017 гарантирующим поставщиком в г.Новодвинске стало ПАО «АСК», которое прямые расчеты с жителями не осуществляло, не начисляло и не выставляло потребителям счета на оплату энергии, полагая указанное обязанностью  управляющей компании.

В результате с 01.02.2017  гражданам  спорных домов не начисляется плата за потребленную электроэнергию, что явилось основанием для обращения ПАО «АСК»  в Инспекцию с жалобой.

В соответствии с ч.18 ст.12 Федерального закона  от 29.06.2015 № 176-ФЗ  в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Представленными протоколами общих собраний  собственников домов от 01.10.2015 предусмотрено внесение платы ресурсоснабжающим организациям, т.ч. за электроэнергию, т.е. прямые расчеты  с гарантирующим поставщиком.

Действительно, законодательство допускает возможность принятия жильцами многоквартирных домов решения о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, однако исполнитель коммунальных услуг продолжает оставаться стороной договора ресурсоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, законодательно предусмотрено, что обязанность  обеспечить оформление платежных документов  на оплату коммунальных услуг и направление их собственникам возложена на управляющие компании.

Принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям не освобождает управляющую организацию от исполнения  указанной обязанности. Из материалов дела видно, что такая обязанность Обществом не исполняется, что им не отрицается.

Согласно частям 1, 2, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемым предписанием Инспекции на Общество возложена обязанность  организовать начисление и выставление в платежных документах платы за электроэнергию потребителям, которая может быть исполнена как самостоятельным  начислением и выставление Обществом  платы жильцам, так и вступление в договорные отношения с иным лицом, в том  числе, гарантирующим поставщиком, об оказании им услуг расчетного центра.

При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных полномочий, законно и обоснованно.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат отклонению. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам  Жилищного кодекса РФ,  предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области   № ОК-05/07-06/109 от 07.11.2017 об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова