ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-1208/2012 от 26.04.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 апреля 2012 года г. Архангельск Дело №А05-1208/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2012 года дело по заявлению администрации муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058383007671; место нахождения:166722, Ненецкий автономный округ, пос.Индига, ул.Центральная, д.2)

к государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023; место нахождения:166000, Ненецкий автономный округ, г.Нарьян-Мар, ул.Ленина, д.23-а, оф.103)

об отмене постановления от 19.01.2012 №10,

при участии в заседании представителей: заявителя – не явились, ответчика – Стасева Д.М. по доверенности от 18.04.2012,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

администрация муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее – администрация) обратилась 27.01.2012 в Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа с жалобой об отмене постановления государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (далее – инспекция) №10 от 19.01.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В соответствии с определением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30.01.2012 жалоба администрации направлена для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.

Инспекция представила материалы проверки и отзыв, в котором с заявленным требованием не согласна.

Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направила, на основании ч.2 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей администрации.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

В связи с обращением граждан (л.29) распоряжением начальника инспекции Вытовтова С.В. от 25.10.2011 №215-жк назначено проведение внеплановой документарной проверки в отношении Администрации муниципального образования «Тиманский сельсовет» с целью проверки исполнения администрацией обязанностей по надлежащему содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, соблюдения порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания. В адрес администрации направлен запрос о предоставлении документов. Распоряжение и запрос вручены администрации 31.10.2011.

Администрация в ответ на запрос сообщила, что дом №144 по ул.Морская признан непригодным для проживания, жители этого дома включены в программу «Жилище 2011-2012», программу «Переселение жителей НАО из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа»; способ управления многоквартирным домом №144 по ул.Морская в п.Индига не выбран; отсутствуют правоустанавливающие документы на жилые помещения в доме №144 по ул.Морская в п.Индига.

В ходе проведения проверки инспекция установила, что администрация является наймодателем жилых помещений – квартир №1 и №2 в доме №144 по ул.Морская в п.Индига по договорам социального найма №21 и №22 от 17.02.2010, заключенных с гр. Пашкиным С.Я. и Качеговым В.О. Копии договоров представлены в материалы дела.

Из акта осмотра и обследования технического состояния жилого дома от 2010г., составленного ГУП НАО «Централизованный стройзаказчик», следует, что конструкции здания по состоянию на 04.02.2010 имеют ряд существенных дефектов, вследствие чего обследованное здание не соответствует строительным нормам и правилам, имеется реальная угроза обрушения здания, что подвергает опасности жизнь и здоровье жителей. В акте указано на необходимость проведения капитального ремонта с выполнением следующих работ: устройство фундамента (с предварительной разработкой проекта), пригодного для эксплуатации в болотистой местности; устройство дренажной системы; смена цокольного и чердачных перекрытий; ремонт крыши и кровли; смена оконных и дверных блоков, а также отделочных покрытий; разработка мер, направленных на уничтожение грибка; отмечается, что капитальный ремонт здания экономически нецелесообразный; здание непригодно для дальнейшей эксплуатации. На основании указанного акта администрацией издано постановление от 11.08.2010 №26 «О признании жилого дома по ул.Морской №144 муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа непригодным для проживания»; срок расселения жильцов установлен до 31.12.2015.

Анализируя представленные документы, инспекция пришла к выводу о наличии нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее – Правила №170), допущенных при эксплуатации дома №144 по ул.Морская в п.Индига: фундамент дома находится в ненадлежащем техническом состоянии (не обеспечивается предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов), что является нарушением п.4.1.1 Правил №170; цокольное и чердачное перекрытие находятся в неисправном состоянии (зыбкость и прогибы перекрытий, уклоны и загнивание балок чердачного перекрытия, отсутствие гидроизоляции чердачного перекрытия), что является нарушением п.4.3.1., п.4.3.2., п.4.3.3. Правил №170; неисправное состояние стен здания (искривление горизонтальных линий), что является нарушением п.4.2.2.1. Правил №170; неисправное состояние полов (искривление их плоскости), что является нарушением п.4.4.1., п.4.4.3. Правил №170; неисправное состояние кровли (следы загнивания, расхождение соединений стропильных конструкций, деформация конька кровли, наличие просветов и протечек в местах прохождения дымовых труб), что является нарушением п.4.6.1.1., п.4.6.1.2., п.4.6.1.3. Правил №170; неисправность отделочного штукатурного покрытия (отставания штукатурки от потолка, наличие трещин), что является нарушением п.3.2.10., п.4.2.2.2., п.4.3.2., п.4.5.5., п.4.7.5 Правил №170; неисправность оконных и дверных блоков, что является нарушением п.4.7.1, п.4.7.2 Правил №170.

Администрация как собственник помещений дома №144 по ул.Морская согласно ч.3 и 4 ст.30 Жилищного кодекса РФ обязана: нести бремя содержания данного помещения; поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилым помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Администрация не представила каких-либо пояснений и документов по существу того, будет ли производиться капитальный ремонт в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся до расселения дома срок, а в случае если такой ремонт не планируется проводить, то какие меры предприняты администрацией для обеспечения безопасных условий проживания граждан в доме №144 по ул.Морская в п.Индига, обеспечены ли аварийные конструкции охранными устройствами, предупреждающими их обрушение.

При проверке также выявлены нарушения порядка и правил признания дома №144 по ул.Морская в п.Индига непригодным для проживания, а именно: постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение). Из представленных документов следует, что администрацией издано постановление от 11.08.2010 №26 «О признании жилого дома по ул.Морская 144 муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа непригодным для проживания», в соответствии с которым указанный дом признан непригодным для проживания в связи с экономической нецелесообразностью капитального ремонта здания; срок расселения жильцов установлен до 31.12.2015. Указанное постановление издано на основании акта осмотра и обследования технического состояния дома, проведенного ГУП НАО «Централизованный стройзаказчик».

В запросе инспекции от 25.10.2011 №173 было указано о необходимости представления в инспекцию копии заключения межведомственной комиссии и иных документов, касающихся работы межведомственной комиссии по указанному дому. Заключение межведомственной комиссии в инспекцию не представлено, что указывает на его отсутствие у администрации и на допущенные нарушениях порядка и правил признания дома №144 по ул.Морской в п.Индига непригодным для проживания, а именно: постановление от 11.08.2010 №26 издано без соответствующего заключения межведомственной комиссии, которая в соответствии с п.7 Положения является уполномоченным органом проводить оценку соответствия (несоответствия) жилых помещений установленным требованиям; решение администрации о признании дома непригодным для проживания в связи с экономической нецелесообразностью капитального ремонта здания не соответствует выводам специализированной организации ГУП НАО «Централизованный стройзаказчик», которые говорят об аварийности ответственных конструкций и имеющейся угрозе безопасности для проживания граждан.

По результатам проверки инспекция пришла к выводу о нарушении администрацией Правил №170 в части ненадлежащего содержания и ремонта дома №144 по ул.Морская в п.Индига, а также порядка и правил признания названного дома непригодным для проживания, о наличии в действиях администрации признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.7.22 КоАП РФ.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.11.2011 №221. Акт проверки и предписание направлены администрации по почте и вручены 02.12.2011. Письмом от 28.11.2011 администрация извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст.7.22 КоАП РФ (вручено администрации 02.12.2011).

По выявленным фактам 09.12.2011 в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении №155 по ст.7.22 КоАП РФ. Протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены администрации по почте и вручены 13.12.2011. Определением от 22.12.2011 рассмотрение дела отложено на 17.01.2012, в связи с тем, что при рассмотрении дела администрация сообщила, что дом №144 по ул.Морская п.Индига находится на обслуживании муниципального казенного предприятия ЖКХ МО «Тиманский сельсовет», учредителем которого является администрация, и в хозяйственное ведение которого передан названный дом. Определение вручено администрации 30.12.2011.

Заместитель руководителя инспекции, рассмотрев 19.01.2012 (17.01.2012 рассмотрение дела отложено на 19.01.2012) протокол об административном правонарушении в отношении администрации с участием главы администрации Талеева С.А., установил, что администрацией нарушены Правила №170, а именно: п.4.1.1., п.4.3.1., п.4.3.2., п.4.3.3., п.4.4.1., п.4.4.3., п.4.6.1.1., п.4.6.1.2., п.4.6.1.3., п.3.2.10., п.4.2.2.2., п.4.3.2., п.4.5.5., п.4.7.5., п.4.7.1., п.4.7.2. Наличие данных нарушений зафиксированы актом осмотра и обследования технического состояния жилого дома от 2010г. Администрацией нарушены порядок и правила признания дома №144 по ул.Морская в п.Индига непригодным для проживания, что подтверждается постановлением №26 от 11.08.2010. Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере - 40000 руб.

Администрация с постановлением не согласилась и обратилась в суд с заявлением об его отмене. Заявление мотивировано тем, что между администрацией и муниципальным казенным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования «Тиманский сельсовет» (далее – МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет») заключен муниципальный контракт на организацию и исполнение поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд от 01.01.2008 (с учетом дополнения от 15.09.2008), согласно которому МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» осуществляет действия по исполнению контракта в интересах администрации и в пределах прав и обязанностей, установленных контрактом о передаче ему в хозяйственное ведение муниципального имущества, а также прав и обязанностей, закрепленных настоящим контрактом.

В соответствии с п.2.1.1. муниципального контракта от 01.01.2008 МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» обязан управлять жилым и нежилым фондом, организовать содержание и ремонт соответствующих объектов с соблюдением положений действующих законодательных и нормативных актов, обеспечивая комфортные условия проживания домах граждан, функционирования, расположенных в них организаций.

Постановлением администрации от 18.11.2008 №28 жилищный фонд муниципального образования передан МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» в хозяйственное ведение, в том числе дом №144 по ул.Морская в п.Индига.

Затем в дополнении к заявлению от 28.03.2012 администрация ссылалась на то, что договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «МКП ЖКХ муниципального образования «Тиманский сельсовет» от 08.04.2011 администрация закрепила спорный дом, помимо прочих, за МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет».

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителя инспекции, не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со ст.7.22 КоАП РФ нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.

Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно ст.162 Жилищного кодекса РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.

Статьей 30 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом; собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом; собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ). По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ).

На основании договора №75 от 17.10.2008 правление СПК «Индига» безвозмездно передало в собственность Администрации МО «Тиманский сельсовет» жилые здания согласно перечня, в том числе 2-х квартирный жилой дом №144 по ул.Морская (л.42). Администрация в качестве наймодателя 17.02.2010 передала нанимателям Пашкину С.Я. и Качегову В.О. соответственно квартиры № 1 и №2 в двухквартирном доме №144 по ул.Морская в п.Индига (л.37) по договорам социального найма жилого помещения. Таким образом, администрация является собственником дома №144 по ул.Морской.

Довод администрации относительно того, что постановлением от 18.11.2008 №28 спорный дом передан на праве хозяйственного ведения МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» суд отклоняет, поскольку этот довод опровергается представленными в материалы дела договорами социального найма жилого помещения от 17.02.2010, где наймодателем указана администрация. Администрацией не представлены доказательства того, что это имущество не учитывается у администрации, а учитывалось на балансе у МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» и за МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» право хозяйственного ведения зарегистрировано в установленном законом порядке.

Довод администрации относительно того, что договором о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «МКП ЖКХ муниципального образования «Тиманский сельсовет» от 08.04.2011 администрация закрепила, помимо прочих, спорный дом (л.114), суд отклоняет, поскольку администрация не представила доказательства того, что это имущество не учитывается у администрации, а учитывается на балансе у МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» и за МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» право оперативного управления зарегистрировано в установленном законом порядке (п.5.2. договора). Кроме того, ни при рассмотрении дела, ни в заявлении в суд администрация не ссылалась на этот договор. Доказательства исполнения договора не представлены.

Частью 1 ст.299 Гражданского кодекса РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ч.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п.1.3. договора 08.04.2011 имущество, закрепленное за МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет», является муниципальной собственностью МО «Тиманский сельсовет», согласно п.3.2.3 договора МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» обязано своевременно производить текущий ремонт имущества в соответствии со сроками, установленными техническими нормами эксплуатации имущества, согласно п.3.5 договора собственник имущества, закрепленного за МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет», вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться по своему усмотрению.

Таким образом, договором от 08.04.2011 администрация вменила МКУ «МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» в обязанности только текущий ремонт, и, оставаясь собственником имущества, в силу ст.30 Жилищного кодекса РФ и ст.210 Гражданского кодекса РФ должна нести бремя содержания принадлежащего ей имущества.

В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Оценив представленный в материалы дела заключенный между администрацией и МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» муниципальный контракт на организацию и исполнение поставки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд от 01.01.2008 (с учетом дополнения от 15.09.2008) (л.14), суд считает, что он не является договором управления, в смысле, придаваемом ст.162 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Такие условия названным контрактом не предусмотрены. Согласно п.1.2. контракта целями контракта являются организация предоставления жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилого и нежилого фонда; согласно п.1.5 контракта муниципальный заказчик (администрация) поручает генеральному заказчику выступать уполномоченным ею заказчиком на разработку и размещение муниципального заказа по предоставлению поставщиками, производителя и исполнителями жилищно-коммунальных услуг потребителям; согласно п.3.1. контракта генеральный заказчик осуществляет сбор и перечисление платежей исполнителям муниципального контракта. С учетом изложенного МКП «ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» переданы организационные функции, а не функции по управлению жилым фондом.

Статьей 65 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Из представленных в материалы дела копий квитанций от февраля, июля, августа 2011г. следует, что проживающие в спорном доме оплачивают МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» найм жилого помещения и канализацию, т.е. жилое помещение и коммунальные услуги, что соответствует п.3.1. контракта от 01.01.2008 и опровергает наличие между администрацией и МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет» отношений характерных для договора управления.

Доказательств того, что обязанность по содержанию и ремонту спорного дома возложена на какое-либо другое лицо, администрация не представила. С учетом изложенного следует признать, что администрация является лицом на которое возложена обязанность по содержанию и капитальному ремонту дома №144 по ул.Морская п.Индига.

В то же время материалами дела (актом осмотра и обследования технического состояния спорного жилого дома от 2010г. ГУП НАО «Централизованный стройзаказчик», фотоматериалами-приложениями к акту, актом обследования от 23.12.2011 МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет», актом проверки №221 от 28.11.2011, протоколом об административном правонарушении №155 от 09.12.2011), подтверждается, что администрацией нарушены правила содержания и ремонта, порядок и правила признания непригодными для постоянного проживания дома №144 по ул.Морской п.Индига.

Актом осмотра и обследования технического состояния спорного жилого дома от 2010г. ГУП НАО «Централизованный стройзаказчик» (лицензия на проектирование зданий и сооружений №ГС-2-83-02-1026-0-8300003173-000206-2 от 17.11.2008) установлено, что: фундамент дома находится в ненадлежащем техническом состоянии (не обеспечивается предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов), что является нарушением п.4.1.1 Правил №170; цокольное и чердачное перекрытие находятся в неисправном состоянии (зыбкость и прогибы перекрытий, уклоны и загнивание балок чердачного перекрытия, отсутствие гидроизоляции чердачного перекрытия), что является нарушением п.4.3.1., п.4.3.2., п.4.3.3. Правил №170; неисправное состояние стен здания (искривление горизонтальных линий), что является нарушением п.4.2.2.1. Правил №170; неисправное состояние полов (искривление их плоскости), что является нарушением п.4.4.1., п.4.4.3. Правил №170; неисправное состояние кровли (следы загнивания, расхождение соединений стропильных конструкций, деформация конька кровли, наличие просветов и протечек в местах прохождения дымовых труб), что является нарушением п.4.6.1.1., п.4.6.1.2., п.4.6.1.3. Правил №170; неисправность отделочного штукатурного покрытия (отставания штукатурки от потолка, наличие трещин раскрытием до 10 мм), что является нарушением п.3.2.10., п.4.2.2.2., п.4.3.2., п.4.5.5., п.4.7.5 Правил №170; неисправность оконных и дверных блоков (открытие дверей и форточек затруднено), что является нарушением п.4.7.1, п.4.7.2 Правил №170. Из акта следует, что по состоянию на 04.02.2010 здание не соответствует строительным нормам и правилам; имеется реальная угроза обрушения здания. Указанные нарушения подтверждаются фотоматериалами - приложениями к акту. Эти же нарушения установлены актом обследования от 23.12.2011 МКП ЖКХ МО «Тиманский сельсовет».

Согласно правовой позиции изложенной в п.3.2. постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п.44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению №1 (п.48 Положения).

В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №2. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (п.33 Положения).

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34 Положения).

Материалами дела подтверждается, что администрация постановлением от 11.08.2010 №26 (л.121) признала дом №144 по ул.Морская п.Индига непригодным для проживания с нарушением установленных порядка и правил признания его непригодными для постоянного проживания, а именно: без заключения соответствующей межведомственной комиссии; в постановлении указано на признание дома непригодным для проживания, тогда как фактически имеется реальная угроза обрушения здания, что подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, поэтому дом является непригодными для проживания вследствие признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на что в постановлении не указано.

Суд считает, что у администрации имелась возможность для соблюдения установленных требований.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.3.4. постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения исчисляется со дня их обнаружения или, если их совершение прекращено до обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.

В рассматриваемом случае нарушение правил содержания и ремонта жилых домов является длящимся правонарушением, а нарушение порядка и правил признания дома непригодными для постоянного проживания не является длящимся и считается оконченным 11.08.2010, т.е. в день издания соответствующего постановления.

С учетом изложенного суд считает, что инспекция обоснованно установила в действиях (бездействии) администрации состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.22 КоАП РФ, однако, по эпизоду нарушения порядка и правил признания дома непригодными для постоянного проживания на момент вынесения оспариваемого постановления инспекцией пропущен предусмотренный ст.4.5. КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (оспариваемое постановление вынесено инспекцией 19.01.2012), по эпизоду нарушения правил содержания и ремонта жилых домов срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (обнаружено инспекцией 28.11.2011 (дата акта проверки), оспариваемое постановление вынесено инспекцией 19.01.2012).

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии администрации, предусмотренные КоАП РФ, не нарушены. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом. Санкция назначена с учётом обстоятельств дела в минимальном размере. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не установил.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №10 от 19.01.2012 по делу об административном правонарушении, принятого в г.Нарьян-Маре Государственной инспекцией строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа в отношении администрации муниципального образования «Тиманский сельсовет» Ненецкого автономного округа, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 105838007671, находящейся по адресу: 166722, Ненецкий автономный округ, пос.Индига, ул.Центральная, д.2, по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина