АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
февраля 2021 года | г. Архангельск | Дело № А05-12112/2020 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление от 02.02.2021 публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" о составлении мотивированного решения от 01.02.2021, поданное в дело № А05-12112/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ОГРН 1057601091151; адрес: 163045, г.Архангельск, Талажское шоссе, дом 19; 150003, г.Ярославль, ул.Пятницкая, дом 6)
к административной комиссии Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163002, г.Архангельск, пр.Ломоносова, дом 30)
о признании незаконным и отмене постановления № 311 о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 20.10.2020,
установил:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – ответчик, административная комиссия) № 311 о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 20.10.2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушения», в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением от 02.12.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены надлежащим образом.
01.02.2021 Арбитражным судом Архангельской области принято решение, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления №311 о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 20.10.2020, принятого в г. Архангельске административной комиссией в отношении Общества, отказано.
Решение принято в виде резолютивной части в соответствии со статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и опубликовано в «Картотеке арбитражных дел» 02.02.2021.
02.02.2021 обратился Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о составлении мотивированного решения.
Поскольку заявителем срок подачи заявления о составлении мотивированного решения соблюден, суд находит указанное заявление подлежащим удовлетворению и изготавливает решение по правилам главы 20 АПК РФ.
Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом.
Ответчик в отзыве с заявленными требованиями не согласился.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
23.07.2020 общество обратилось в Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» с заявлением о выдаче ордера на проведение земляных работ на земельном участке по адресу: г.Архангельск, ул.Воскресенская, д. 92, стр. 1, для проведения аварийно-восстановительных работ на тепловых сетях.
Управлением административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» обществу выдано разрешение (ордер) на право производства земляных работ на территории муниципального образования «Город Архангельск» № 316/20 от 24.07.2020 (л.д. 11, далее – ордер).
В ордере указаны место и границы производства земляных работ: тер/окр Ломоносовский, ул.Воскресенская, дом 92, стр. 1 (от т. А до т. В согласно планового материала). В соответствии с ордером работы подлежали выполнению обществом путем разрытия в период с 24.07.2020 по 04.09.2020.
Нарушенное благоустройство в месте производства земляных работ согласно ордеру подлежало восстановлению в срок до 04.09.2020. В последующем срок действия разрешения (ордера) и срок восстановления нарушенного благоустройства в месте производства земляных работ по заявлению общества был продлен уполномоченным органом до 19.09.2020.
23.09.2020 департаментом градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» выявлено, что при производстве земельных работ по ремонту тепловых сетей в районе дома № 92 строение 1 по ул. Воскресенская в Ломоносовском территориальном округе допущены нарушение срока производства земляных работ, указанного в разрешении (ордере) на производство земляных работ, оформленного в соответствии с Порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земельных работ на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск от 21.06.2018 № 787, выданное Администрацией муниципального образования «Город Архангельск»; нарушенное при проведении земляных работ благоустройство не восстановлено, работы по восстановлению благоустройства, нарушенного при их проведении, в срок, указанный в ордере, представителю администрации территориального округа по актам не сданы.
Указанные нарушения зафиксированы в актах №№ 294 зр и 295 зр фиксации обнаруженного правонарушении на территории МО «Город Архангельск» от 23.09.2020. В ходе осмотра осуществлялась фотофиксация, фотоматериалы являются приложением к указанным актам.
Уведомлениями от 23.09.2020 №№ 294 и 295, направленными обществу по почте, заявитель извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
06.10.2020 главным специалистом отдела административного контроля управления административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» Тарасовой Т.В. в присутствии представителя Общества по доверенности от 04.09.2020 № 513-20 Терентьева С.Н.. в отношении ПАО «ТГК-2» составлены протоколы об административном правонарушении №№ 279 и 280.
Согласно протоколу № 279 обществом нарушены сроки производства земляных работ, указанные в разрешении (ордере) на право производства земляных работ, что является нарушением подпункта 12.1.1 пункта 12.1 раздела 12 Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Правила благоустройства), утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581. Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Областной закон).
Согласно протоколу № 280 обществом не восстановлено нарушенное благоустройство при производстве земляных работ, что является нарушением подпункта 12.2.6 пункта 12.2 раздела 12 Правил благоустройства. Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 8 статьи 7.1 Областного закона.
Протоколы об административном правонарушении и материалы дела направлены управлением административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» в Административную комиссию.
Определениями от 06.10.2020 ответчик известил заявителя о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях.
20.10.2020 дела об административных правонарушениях №№ 279 и 280 объединены в одно производство; Административной комиссией в присутствии представителя общества по доверенности от 03.07.2020 № 463-20 Булгаковой А.А. рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление № 311 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 20.10.2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по частям 1, 8 статьи 7.1 Областного закона в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. По мнению общества, административный орган вышел за пределы Административного регламента осуществления администрацией муниципального образования «Город Архангельск» муниципального контроля за соблюдением обязательных требований правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 03.06.2020 № 961 (далее – Административный регламент); ордер был выдан на производство аварийно-восстановительных работ на тепловых сетях, что не было учтено при рассмотрении материалов административного дела. Кроме того, заявитель просит применить положения статьи 4.1 КоАП РФ, снизив штраф менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей; а также ссылается на положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 названного Федерального закона вопросы организации благоустройства и озеленения территории отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 12.1.1 Правил благоустройства земляные работы выполняются на территории города в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями, владельцами подземных сетей и коммуникаций, расположенных в зоне производства работ, и при наличии разрешения (ордера) на право производства работ. Проведение работ без разрешения (ордера) или с разрешением (ордером), срок действия которого истек, запрещается.
Лицо, производящее земляные работы, обязано на месте проведения работ иметь при себе копию разрешения (ордера) и договор подряда.
Выдачу ордеров на право производства земляных работ на территории города организациям и гражданам осуществляет Администрация муниципального образования «Город Архангельск». Разрешение (ордер) выдается в соответствии с утвержденным порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земляных работ (пункт 12.1.2. Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 12.1.3 Правил благоустройства контроль за соблюдением порядка производства земляных работ, ликвидацией последствий разрытий в части соблюдения качества и сроков восстановительных работ возлагается на Администрацию муниципального образования «Город Архангельск».
Ордер действителен на указанные в нем виды работ, объемы, сроки и место проведения работ (пункт 12.1.4 Правил благоустройства).
На основании пункта 12.2.2 Правил благоустройства вскрытие и восстановление дорожных покрытий при прокладке подземных сетей и наземных сооружений производится в сроки, указанные в разрешении (ордере) на право производства работ. При нарушении твердого покрытия проезжей части дорог и тротуаров на ширине 40 и более процентов оно восстанавливается полностью. В целях предотвращения просадок на разрытиях при восстановлении асфальтового покрытия засыпка траншей и котлованов в летний период должна производиться чистым песком с проливкой водой, а в зимних условиях - талым песком с механическим уплотнением.
Засыпка производится слоями толщиной 20 см с послойным уплотнением и обеспечением сохранности как прокладываемых, так и существующих сетей. По окончании восстановительных работ на сопряженных разрытиях с основной дорогой на протяжении 15 м от краев разрытия не должно быть выпуклостей, просадок, выбоин и иных деформаций дорожной одежды.
При производстве работ по разрытию и восстановлению дорожного покрытия организация, выполняющая такие работы, несет гарантийные обязательства за качество произведенных работ. Гарантийные обязательства распространяются на срок не менее срока гарантийных обязательств по содержанию дорожного полотна или на срок, указанный в муниципальном контракте на восстановление участка автомобильной дороги.
Пунктом 12.2.6 Правил благоустройства предусмотрено, что после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства производится организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.
Частью 1 статьи 7.1 Областного закона предусмотрена административная ответственность за проведение земляных работ без разрешения (ордера) на проведение земляных работ, выданного уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Архангельской области.
Частью 6 статьи 7.1 Областного закона предусмотрена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
Согласно примечанию к статье 8 Областного закона, данная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений и городских округов Архангельской области, в том числе к объектам благоустройства и деятельности по благоустройству территорий, предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Архангельской области, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Под земляными работами понимаются работы на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения (городского округа) Архангельской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при строительстве, реконструкции и ремонте подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций, временных строений, сооружений, связанных со вскрытием и (или) перемещением грунта, вскрытием дорожного покрытия или иным нарушением благоустройства территории.
Как следует из материалов дела и заявителем по существу не оспаривается, земляные работы в районе дома № 92 строение 1 по ул. Воскресенская в Ломоносовском территориальном округе, осуществлялись обществом с нарушением срока их производства, указанного в разрешении (ордере) на право производства земляных работ; при этом восстановление нарушенного благоустройства на момент составления акта № 295 зр фиксации обнаруженного правонарушении на территории МО «Город Архангельск» от 23.09.2020, не обеспечено.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований Правил благоустройства и наличия обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Ссылка общества на подпункт 2 пункта 3 примечания к статье 7.1 Областного закона судом отклоняется. Согласно данному примечанию статья 7.1 Областного закона не распространяется на действия, направленные на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, проведение неотложных работ, связанных с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев невосстановления после завершения проведения земляных работ объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
При этом пунктом 12.1.5 Правил благоустройства предусмотрено, что при авариях на сетях инженерно-технического обеспечения, ликвидация которых требует разрытия, уполномоченные лица владельца сетей инженерно-технического обеспечения, на которых произошло повреждение (авария), или уполномоченные лица, эксплуатирующие данные сети, обязаны в течение часа с момента обнаружения аварии оповестить телефонограммой о начале работ отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Архангельску (в случаях проведения работ на проезжей части), единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования "Город Архангельск", департамент градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск", администрацию соответствующего территориального округа, а также организации, имеющие подземные коммуникации на участке разрытия, с последующим оформлением (не позднее трех рабочих дней) разрешения (ордера) на право производства работ в департаменте градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск". В противном случае разрытие считается самовольным.
Таким образом, в случае проведения неотложных работ, на общество также возлагается обязанность по получению разрешения (ордера), которое оформляется в последующем (не позднее трех рабочих дней с начала таких работ).
Пунктом 12.2.6 Правил благоустройства предусмотрено, что производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства.
Кроме того, в данном случае обществу был выдан ордер на производство земляных работ, однако указанные работы не были завершены в установленный ордером срок; нарушенное благоустройство в установленный срок восстановлено не было.
Заявитель не доказал, что им предприняты все меры по соблюдению возложенных на него обязанностей при проведений земляных работ. Заключение договора подряда на выполнение работ по благоустройству территории не опровергает факт нарушения и не свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении требований законодательства.
Судом отклоняется довод Общества о многочисленных сложностях и ограничениях в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, повлекших неисполнение договоров подрядными организациями, срывами графиков работ специализированными ремонтными организациями, срывами в поставке материалов как не доказанный. При этом суд также учитывает, что ордер на производство земляных работ выдан 24.07.2020, работы должны были быть завершены (с учетом продления ордера) 19.09.2020; в то время как в период с 30 марта по 8 мая 2020 г. Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" были введены нерабочие дни. Соответственно, на дату выдачи ордера, а также на дату установленного в нем срока действия разрешения период, на который были установлены нерабочие дни, был окончен; заявитель не представил доказательств невозможности организовать работу таким образом, чтобы окончить ее в установленный в ордере срок.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, нарушения процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Довод заявителя о том, что административный орган вышел за пределы полномочий, установленных Административным регламентом, судом отклоняется, поскольку противоречит положениям статьи 28.1 КоАП РФ, статей 11.2, 11.3 Областного закона, пунктам 1.6, 2.7.1 Административного регламента.
Суд не усматривает признаков малозначительности совершенного административного правонарушения. Выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Архангельска.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния обществом не представлено.
В частях 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 7.1 Областного закона влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Совершение административного правонарушения в соответствии с частью 8 статьи 7.1 Областного закона влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Установив наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административный орган снизил сумму назначенного штрафа до 50 000 руб., применив штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 8 статьи 7.1 Областного закона, в размере половины минимального размера административного штрафа. У суда отсутствуют правовые основания для дальнейшего снижения штрафа.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления судом не установлено.
Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 207 - 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №311 о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 20.10.2020, принятого в г. Архангельске административной комиссией Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск" в отношении публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2", зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 1057601091151, проживающего по адресу: 163045, г.Архангельск, Талажское шоссе, дом 19; 150003, г.Ярославль, ул.Пятницкая, дом 6.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья | Н.Ю. Панфилова |