АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
12 января 2017 года
г. Архангельск
Дело № А05-12246/2016
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества «Архангельская молочная компания» (ОГРН <***>; место нахождения: 163002, <...>) к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>) о признании недействительным решения в части размера штрафа,
установил:
закрытое акционерное общество «Архангельская молочная компания» (далее –заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее – ответчик, фонд) о признании решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 83 от 20.10.2016 недействительным в части размера подлежащего уплате штрафа, снизив размер штрафа до 500 рублей.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Ответчиком проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления заявителем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2016 года. В ходе проверки фонд установил, что общество 17 августа 2016 года представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года. Сроком представления указанных сведений за июль 2016 года является 10 августа 2016 года, поэтому представление заявителем сведений 17 августа 2016 года ответчик посчитал нарушением.
По материалам проверки составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 26.09.2016 № 83, в котором зафиксировано выявленное нарушение, а также предложено привлечь общество к ответственности по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, что составляет 68 500 руб. Фонд сообщил обществу о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки, а также письменных возражений общества на акт проверки и ходатайства о снижении суммы штрафа от 20.10.2016 № 718, фонд вынес решение № 83 от 20.10.2016 о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 68 500 руб. (по 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица) за непредставление страхователем в установленный срок сведений за июль 2016 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части размера финансовой санкции, ссылаясь на наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что при вынесении оспариваемого решения им не установлено обстоятельств, исключающих ответственность общества, а с 01.01.2015 территориальные органы Пенсионного фонда России и суды лишены полномочий по установлению смягчающих ответственность обстоятельств.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Общество, производящее выплаты физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьи 1 Закона № 27-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.
Соответствующие сведения за июль 2016 года должны быть представлены страхователями не позднее 10.08.2016. Фактически сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года представлены заявителем в фонд 17.08.2016, т.е. с просрочкой на 7 дней.
Частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 этого Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В ходе проверки установлено, что обществом несвоевременно представлены предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения в отношении 137-ми застрахованных лиц, следовательно, размер штрафа за допущенное нарушение составляет 68 500 руб. (500 руб. х 137).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года были представлены обществом в фонд только 17 августа 2016 года при установленном сроке не позднее 10 августа 2016 года.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения обществом пункта 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, поэтому заявитель был обоснованно привлечен к ответственности в виде финансовой санкции, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона №27-ФЗ.
Вопросы привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Заявитель, обращаясь в суд, ссылался на наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах. При этом общество указывало, что при вынесении решения фондом не приняты во внимание и не учтены следующие смягчающие ответственность общества обстоятельства: срок представления нарушен на 7 дней, т.е. незначительно; нарушение устранено обществом по своей инициативе до составления фондом соответствующего акта; нарушение срока представления отчетности допущено впервые, отчетность представляется строго в срок, общество к ответственности ранее не привлекалось, задолженности по страховым взносам не имеется; нарушение срока предоставления сведений не повлияло на персонифицированный учет; ущерб Пенсионному фонду Российской Федерации не нанесен; отсутствовал умысел в нарушении и т.д. В связи с этим общество просило снизить размер финансовой санкции до 500 рублей.
Оценив доводы заявителя, суд пришел к следующим выводам.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Закона № 212-ФЗ, которая с 01.01.2015 признана утратившей силу.
Постановлением от 19.01.2016 № 2-П Конституционный Суд РФ признал подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2 ), 34 ( часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3).
В данном постановлении также указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и учитывая особую роль суда впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Учитывая, что общество допустило незначительное нарушение срока представления отчетности, к ответственности привлечено впервые, задолженность по страховым взносам у заявителя отсутствует, нарушение устранено обществом по своей инициативе до выявления его фондом, суд с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания приходит к выводу о наличии оснований для снижения финансовой санкции. Поэтому применение к обществу ответственности в виде взыскания с него финансовой санкции в размере 5000 руб. будет соответствовать характеру и обстоятельствам совершенного правонарушения.
На основании изложенного суд признает недействительным оспариваемое решение фонда в части привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере, превышающем 5000 руб. В остальной части требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 83 от 20.10.2016, принятое в отношении закрытого акционерного общества «Архангельская молочная компания», в части привлечения к ответственности в виде финансовой санкции в размере, превышающем 5000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества «Архангельская молочная компания».
Оспариваемое решение проверено на соответствие нормам Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске в пользу закрытого акционерного общества «Архангельская молочная компания» расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья
Л.В. Звездина